СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мой родной край. Прошлое и настоящее. Древние города.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока в 4 классе рассказывает о прошлом и настоящем Краснодарского края.О истории возникновения древних городов и народах населяющих эти территории.

Просмотр содержимого документа
««Мой родной край. Прошлое и настоящее. Древние города.»»

Тема: «Мой родной край. Прошлое и настоящее. Древние города.»


Цель: Открыть мир исторического прошлого и настоящего родного

края.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с историческим прошлым нашего края.

2. Развивать познавательный интерес и любознательность к истории Кубани.

3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, толерантное отношение к людям разных национальностей.

Оборудование: карта Краснодарского края, лента времени, картинки

с изображением людей разных национальностей, презентация,фото.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Даль степей сквозная,

Гор размах орлиный-

Сторона родная,

Край наш тополиный!

Ты весной чудесен,

Летом щедр, как в сказке,

Край хлебов и песен-

Край наш Краснодарский!

Подкопаев Виктор Стефанович

  1. Вступительная часть.

Учитель: Ребята, Краснодарский край или Кубань где мы с вами живём, по праву называют жемчужиной России. В этом понятии отразились удивительная природа и бескрайние хлебные просторы, трудолюбие людей и древнейшая история, плеск волн двух морей и здоровье целебных вод.

Человек начал осваивать эти земли почти миллион лет назад. С тех пор за право владеть на редкость щедрым уголком земли спорили греки и скифы, меоты и хазары, генуэзцы и половцы. И сейчас рядом с нами живут представители разных национальностей. Каких? (армяне, греки, евреи, грузины, украинцы, белорусы и др.) (На доске – карточки со словами: сарматы, меоты, скифы, черкесы, адыги, греки…)

- Какие из слов вам знакомы? Что они означают?

Всё это – название народов, которые жили на кубанских землях в давние-давние времена. - Как вы думаете, интересно ли будет узнать, откуда эти народы появились, чем занимались, какая у них была культура?

- Для чего мы должны знать историю нашего края?

Люди всегда интересовались прошлым родной земли. Их волновало, какой была их страна в давние и не очень давние времена, что происходило и происходит на той земле, где они живут, учатся, работают.

Сегодня мы с вами отправимся в далёкое-далёкое прошлое нашего края, узнаем какие народы населяли эти земли, чем занимались.

(На доске – лента времени. По мере продвижения вперёд – доставляются картинки с изображением представителей народов и их названия)



Лента времени


100 тыс. лет назад VIII VII VI IV до н.э. I н.э.


первобытные люди меоты скифы греки сарматы адыги


988г____________Х-Х I _________Х VIII _______________ХХ I _

Крещение Руси Тмутаракань казаки Екатерина II Сочи


Задолго до того, как наш край стал называться Краснодарским, ещё до нашей эры, на территории Кубани жили другие народы: меоты, скифы, сарматы, греки. А ещё раньше – первобытные люди.

  1. Работа над темой урока.

- По ленте времени мы отправляемся на 100 тысяч лет назад

На берегу у ильских вод

Жил первобытный древний род.

Следы золы мы здесь найдём,

А значит – род владел огнём!

И кто-то тот огонь хранил,

И мхом, и ветками кормил.

В сухой пещере у реки

Всегда светились угольки.

Места, где жили первобытные люди, учёные называют стоянками. Самая древняя стоянка на Кубани найдена в Северском районе на берегу реки Иль. Здесь почти 100 тысяч лет назад наши предки учились строить жилища, использовать огонь, изготавливать каменные орудия труда. Их главным занятием была охота на бизонов, оленей, мамонтов. Об этом говорят найденные кости животных и наконечники копий.

- Что было главным занятием первобытных людей?

- По ленте времени движемся к VIII веку.

Слово «меоты» означает «море, которое мутнеет» или «солёное болото», потому что жили они возле плавней, возле реки Кубань.

Главным занятием было земледелие. Выращивали просо, рожь, ячмень, чечевицу, лён. Этому помогала река. Ещё один вид занятий – скотоводство. Животные помогали пахать землю.

Изо льна делали одежду, умели плавить металл и изготавливать глиняную посуду.

- Почему меотов так прозвали?

- По ленте времени продвигаемся вперёд к VII веку.

Кубанская степь –

многоцветный ковёр:

квадраты полей,

среди них до сих пор

курганов холмы

одиноко стоят.

О прошлом Кубани

они говорят.

В раздольной степи по берегам рек издавна селились разные племена и народы. Среди них древние и загадочные скифы.Это был воинственный и многочисленный народ. Археологи находят скифские курганы, в которых рядом с умершими вождями хоронили коней, слуг и даже жён. Здесь же обнаруживают посуду, изысканную одежду и золотые украшения.

- Где и как хоронили скифов?

- По ленте времени переносимся в VI век до нашей эры.

Соседями скифов были сарматы, которые занимались кочевым скотоводством. У них не было домов, а были кибитки из войлока, в которых они и жили, а вокруг повозок пасся скот. Сарматы собирали дань с соседних племён. Поэтому большое значение придавали военной одежде и оружию.

Один из обычаев сарматов нам хорошо знаком. Когда сармата хоронили в курганы, как и скифов, клали одежду, деньги, украшения. Но перед захоронением разбивали зеркало или клали его в футляр, потому что считали, что в зеркале отражается душа умершего.

- Теперь по ленте времени перемещаемся на несколько веков назад и оказываемся в VI веке.

Полуостров Тамань,

Берега двух морей.

Пели ветры

В тугих парусах кораблей.

Плыли греки сюда

Из Эллады своей,

А потом и дружины

Российских князей.

Крайней русской землёй

Оказалась Тамань.

Называлась земля эта

Тмутаракань…

На берегах Азовского и Чёрного морей стали появляться греческие поселения. Они строились в местах, которые удобно было оборонять (берег моря, высокий мыс, край оврага). Здесь находились города: Горгиппия (Анапа), Фанагория (пос.Сенной), Гермонасса (Тамань).(таблички)

Давайте откроем учебники на стр. 20 и разгадаем ребус. Это название науки, которая открывает нам далёкое прошлое.(Археология)

Эта наука изучает далёкое прошлое людей по предметам и вещам украшениям и оружию найденным археологами во время раскопок.

Презентация (Таманский археологический музей)


- Как вы думаете, почему греков тянуло на эти земли?

(Чтобы заняться земледелием и торговлей)

Жители городов - колоний выращивали хлеб, разводили сады и виноградники, строили корабли, обрабатывали металл, обжигали посуду, строили дома, дворцы, храмы, крепости. Всему этому учились у них и жившие в то время народы, а затем и следующие поколения, вплоть до наших времён.

До сих пор у нас в крае замечательные сады и виноградники, многие из построек имеют элементы греческой архитектуры – колонны. Греческие поселения повлияли на культуру нашего края, на его развитие. Это часть истории Кубани и мы должны знать о ней, беречь её.

Работа в рабочей тетради стр.20 Задание по тексту учебника стр.41-42 (сам-но прочитать небольшой рассказ и вставить пропущенные слова в текст)

- Как учёные –археологи узнали о существовании древнегреческих городов на территории Кубани?(см в раб тетради на стр. 21)

Дома стр.21 составить план о жизни древнегреческого народа.

В западной части края между Азовским и Чёрным морями, находится одно из самых древних поселений Кубани – станица Тамань. В глубокой древности на этом месте стоял греческий город Гермонасса, потом – столица древнерусского княжества – Тмутаракань. Русские князья правили этой землёй 200 лет. Князь Владимир в 988году крестил Русь и с тех пор появилась у народов новая вера - православие. Далее их сменили византийцы и итальянцы, которые жили на этих землях в мире и согласии с коренным населением.

- А в 1792 году на землю Тамани высадились первые казаки.

Екатерина Вторая – царица –

матушкой в песне казачьей зовётся.

Здесь разрешила она поселиться

преданным ей казакам – черноморцам.

И в благодарной кубанской столице

высится памятник мудрой царице.

В 1792 году царица Екатерина Вторая подарила Черноморскому казачьему войску кубанские земли от Тамани до устья реки Лабы. Казакам поручалось охранять южные границы России. Переселившись на Кубань, они достойно несли службу. В знак благодарности казаки назвали свой «войсковой град» именем Екатерины-Екатеринодар (Который сейчас называется Краснодар)

Памятник, возведённый в её честь, был разрушен, но в наши дни восстановлен.

- По ленте времени переместились в I век нашей эры.

Краснодарский наш край –

Адыгеи сосед.

Жили предки черкесов

Здесь тысячи лет.

И земля эта память

о прошлом хранит.

И звучит с уважением

Слово «джигит»!

Старики здесь в почёте,

Искусство в чести.

Пожелаем земле адыгейской цвести!

С давних пор на левом берегу Кубани, у подножия Кавказских гор, жил народ, известный как черкесы. Сами себя они называли «адыгэ».

Казаки, переселившись на Кубань, и воевали, и торговали с черкесами, но всегда ценили их культуру. Вместе с буркой, черкеской и папахой казаки переняли у них искусство скакать на лошади – джигитовку.

Джигитами зовут не только искусных наездников, но и мужественных, смелых людей, умело выполняющих свою работу. Адыгский народ воспитал таких немало.

- А сейчас мы посмотрим, кто из вас был самым внимательным на уроке. Попробуйте ответить на вопросы, связанные с народами, в разное время населявшими Кубань.

  1. Закрепление изученного. Викторина (таблички на доске)

  1. О каких народах, живущих на Кубани, вы услышали сегодня на уроке?

  2. Кто научил жителей Кубани выращивать виноград и изготавливать вино?

  3. Какой народ оставил после себя огромное количество курганов – захоронений?

  4. У какого народа лошадь ценится больше всего, а искусство джигитовки сохранилось до сегодняшних дней?

  5. Какой народ кочевал по территории края и не брезговал сбором дани?

  6. Название какого народа означает «солёное болото»?

  1. Подведение итогов урока

Пришло время вернуться из прошлого в настоящее. Сейчас Кубань – самый многонациональный регион, в котором живут русские, армяне, украинцы, белорусы, греки, адыгейцы, немцы и другие представители более 120 национальностей. И все они считают Кубань своей Родиной.

Кубанская природа,

Родные нам места.

Живёт здесь сто народов,

А может, больше ста.

Кубанец я, ты тоже.

Мы вместе, мы дружны.

Мы делать всё, что можем,

Для Родины должны!

Какой бы национальности ни был человек, живущий на Кубани, представителем какого бы народа он ни был, он всегда может с гордостью сказать «Я – кубанец!»

-А могли бы вы сказать о себе так? –Как вы понимаете тему нашего раздела “ Без прошлого нет настоящего».


Литература:

  1. «Кубанская азбука для детей и их родителей»/сост. О.Хамцова – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2007

  2. «Родная Кубань. Страницы истории» под ред. профессора В.Н.Ратушняка. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2008

  3. «Занимательное краеведение», В.И.Борисов – Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2005

  4. «Кубановедение: Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям» - Краснодар, 2006

  5. Интернет - ресурсы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!