муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фатневская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Семена Матвеевича Сидоркова»
Внеклассное мероприятие,
посвящённое Дню словаря,
«Мой верный друг – словарь»
7 класс
Тазенкова Л. В.
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с различными словарями, с правилами работы со словарями.
Учить исследовать лексическое значение, происхождение, написание слов.
Способствовать расширению познаний учеников в различных областях русского языка.
Способствовать воспитанию интереса к языку, истории, культуре русского народа, уважение к культуре других стран.
Оборудование: Выставка словарей, плакаты с высказываниями выдающихся людей о словарях.
«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»
Анатолий Франс, французский писатель
«Определите точно значение каждого слова, и вы избавитесь от половины заблуждений»
Рене Декарт, французский философ
Ход мероприятия
Вступительная беседа.
Усердней с каждым днем гляжу в словарь
В его столбцах мерцают искры чувства
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах события печать,
Они дались недаром человеку.
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть. ( С.Я. Маршак.)
- Сегодня мы еще раз встретимся с замечательными словарями русского языка. Надеюсь, вы с ними подружитесь.
- Ребята, какую роль играют словари в жизни человека? Для чего они нужны? «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игра света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет звуков красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», К. Г. Паустовский
– Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет
К.Г. Паустовский?
(Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов)
- Где же «живут» все эти слова? (В словарях)
- Как расположены слова в словарях? (В алфавитном порядке).
- Сегодня вы познакомитесь с разными словарями, будете учиться ими пользоваться, пополнять свой словарный запас, развивать в себе чувство слова.
«Знакомство со словарями»
- К нам в гости пришли словари, но по дороге они потеряли свои обложки. Догадайтесь, о каком словаре пойдет речь?
Первый гость: «Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки» - (Фразеологический словарь)
1 конкурс. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос, как говорят …
- о кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)
- о чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)
- о человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла.)
- о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится.)
2 конкурс. Подберите фразеологизмы к словосочетаниям и словам:
- усердно трудиться (работать с огоньком, во все лопаться, засучив рукава);
- много (хоть пруд пруди, видимо-невидимо);
- мало (кот наплакал, всего ничего)
3 конкурс. Подберите синонимичные фразеологизмы:
- кот наплакал – (с гулькин нос)
- как сельдей в бочке – (яблоку негде упасть)
- во весь дух – (на всех парусах)
- рукой подать – (в двух шагах)
Второй гость: «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром» - (Словарь иностранных слов)
4 конкурс. Заменить словосочетания одним словом.
- Торжественный смотр физкультурников или военнослужащих на Красной площади. (Парад)
- В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир)
- Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочие как депутата. (Мандат)
Третий гость: «В шесть часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Черкизова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами, биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы, фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур» - (Толковый словарь)
5 конкурс. Объясните значение слова СТОЛ в каждом предложении.
- Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.
- Почти все девушки жили в одной квартире, имели общий стол.
- Анна Ивановна работает в паспортном столе.
6 конкурс. А теперь определите, какие значения имеет слово ГОЛОВА.
- Колхоз продал государству сто голов скота.
- Вдали показалась голова пахотной колонны.
- Он в неравном бою сложил голову свою.
- От бессонницы у него разболелась голова.
Четвертый гость: «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами» - (Словарь синонимов)
7 конкурс. «Переводчик». Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных частей речи) синонимами.
- Доктор прописал пациенту инъекции.
- Разъяренная вьюга замела тропинки.
- Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
- Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
8 конкурс. Подберите синонимы к слову «ПРОМЕЖУТОК»:
Простое слово «ПРОМЕЖУТОК»:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все ………………….
На время что-то прекратив,
Мы объявляем ……………….
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим ………………..
После уроков непременно
Нужна ребятам ………………
9 конкурс. Продолжите фразу.
- Не стыдно не знать, а стыдно… (не хотеть знать).
- Всякое полузнанье хуже всякого… (незнанья).
- Иная книга обогащает, а иная с пути … (совращает).
10 конкурс. Игра «Шифровальщики».
Необходимо правильно составить фразу.
«Анигк-икаявел щьве, капо векчело етуме юе тьвасяпольоз» - «Книга великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться».
«Ен тсьейоб вадьытазгял в ровьлас, отэ шынпый дас, а ен нуялыа ропсапть» - «Не бойтесь заглядывать в словарь , это пышный сад, а не унылая пропасть». .
Подведение итогов.
- Молодцы, ребята! Вы все хорошо поработали. Хочется верить, что эта встреча со словарями перерастёт в крепкую дружбу. Пусть это книга станет вашей настольной книгой, верным другом, помощником в учебе. Пользуйтесь словарями, они помогут сделать вашу речь богатой, выразительной, меткой.