СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мой "вкусный" урок географии" Методическая разработка урока географии в 5 классе . Тема "Земля во Всселенной"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Данный материал содержит конспект урока географии в 5 классе по теме «Земля во Вселенной». Это заключительный урок по разделу «Земля во Вселенной». Упор делается на мыслительную активность учащихся, проверку полученных знаний, сотрудничество с одноклассниками и  учителем. Большое внимание уделяется межпредметным связям с астрономией. Работа может быть полезной для учителей географии в системе основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«"Мой "вкусный" урок географии" Методическая разработка урока географии в 5 классе . Тема "Земля во Всселенной"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Даниловская основная оющеобразовательная школа

Методическая разработка урока географии в 5 классе

Тема урока «Земля во Вселенной»


Лобова Людмила Анатольевна





Данный материал содержит конспект урока географии в 5 классе по теме «Земля во Вселенной». Это заключительный урок по разделу «Земля во Вселенной». Упор делается на мыслительную активность учащихся, проверку полученных знаний, сотрудничество с одноклассниками и учителем. Большое внимание уделяется межпредметным связям с астрономией. Работа может быть полезной для учителей географии в системе основного общего образования.





Предмет: география

Уровень образования: основное общее образование, базовый уровень

Тема: «Земля во Вселенной»

Тип урока: обобщающий

Участники: учащиеся 5 класса

Применяемые технологии:

  • коммуникативно-ориентированное обучение;

  • личностно-ориентированное обучение;

  • информационные технологии.

Методы и формы учебной деятельности: беседа по теме, подведение итогов.

Основные понятия: Солнечная система, планеты, звезды, планеты земной группы, планеты - гиганты, астероиды, метеорные тела, каметы, спутники планет, Луна – спутник Земли, солнечные и лунные затмения, парниковый эффект, полюса, ось Земли, часовые пояса, сутки, времена года, дни равноденствия, дни солнцестояния, тропики, полярные круги, пояса освещенности

Межпредметные связи: астрономия

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, экран, учебная презентация, атлас школьника

Раздаточный материал: зачетные листы учащихся.


Цели урока:

  1. Образовательная цель: обобщить знания учащихся по теме: “Земля во Вселенной” на уровне знания фактов, понятий, а также на уровне причинно-следственных связей.

  2. Развивающая цель: продолжить развитие логического мышления, монологической речи, умения работать с картами атласа.

  3. Воспитательная цель: продолжить формирования ценностного отношения к миру, к знаниям о мире.

Планируемые результаты обучения, в т. ч. и формирование УУД:

Личностные: Осознавать нашу планету как часть Солнечной системы и ее подчиненность сложным космическим законам. Понимать роль снимков из космоса как наиболее убедительные доказательства шарообразности Земли; понимать значение движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца для жизни на Земле; осмысливать личностную ценность знаний о смене сезонов года, осмысливать значения формы и размеров Земли для жизни человечества

Регулятивные: учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные: давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач


Ход урока:

1. Орг. момент

Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас! Садитесь удобнее. Думаю, что ваше настроение в конце урока останется таким же хорошим, как и в начале. Проверьте вашу готовность к уроку: учебник, дневник, тетрадь, письменные принадлежности.

2. Актуализация опорных знаний

Откройте оглавление и посмотрите, какие темы мы с вами уже изучили?

Скажите, что нового вы узнали на уроках географии?

Как вы думаете, что из изученного вам пригодится в жизни?

3. Целеполагание

Скажите, достаточно ли вам знаний, полученных на прошедших уроках? Все ли вы уверены, что запомнили материал хорошо? Чтобы быть уверенными, что учебный материал вами хорошо усвоен, и вы можете применить в жизни, те знания, которые получили на наших предыдущих уроках, что мы должны сегодня сделать с вами.

(Слайд 1) Как вы думаете, какова тема нашего урока? Правильно, это «Земля во Вселенной».

(Слайд 2) Что нужно сделать для этого, какие шаги предпринять?

1. Расширить свои знания по теме

2. Повторить основные термины и понятия по теме

3. Научиться применять знания в других ситуациях

Ребята! Тема уже изучена, какой оценкой вы оценили бы свои знания. У вас на столах лежат карточки, выберите карточку с оценкой.

4. Знакомство с зачетным листом, объяснение цели заданий

У вас на столах лежит зачетный лист, который вы должны будете последовательно заполнять по итогам выполнения заданий. За каждое правильно выполненное задание вы будете ставить себе оценку. Затем все оценки суммируются и вы получаете оценку за урок.

На уроке вы можете пользоваться учебником.

Желаю успехов!

5. Повторение, обобщение и систематизация знаний

Задание 1. Перед вами лежат атласы школьника. Откройте их на стр. 5-7 и просмотрите материал о Вселенной и о Солнечной системе. На эту работу вам дается 3 минуты. Проанализируйте предложенную вам информацию. Что нового вы узнали о Космосе?

Итак, поработав с атласами, вы расширили свои знания о Вселенной, о Солнечной системе. Атласы закрыли и положили на край стола.

Давайте проверим знания, полученные по теме «Земля во Вселенной».

Задание 2. Изученная тема содержала большое количество специальных терминов и понятий. Давайте проверим, как вы владеете понятийный материалом.

(Слайд 3) 1. Что такое Вселенная? (Весь существующий мир)

(Слайд 4) 2. Древнегреческие ученые Аристотель и Птолемей придерживались точки зрения, что центр Вселенной – это Земля. Вы с этим согласны? (Нет)

(Слайд 5) 3. Новую систему мира создал великий польский астроном Николай Коперник. Расскажите о ней. (Центром Вселенной является Солнце, а вокруг него обращаются Земля и другие планеты)

(Слайд 6) 4. Что такое Солнечная система? (Солнце и движущиеся вокруг него космические тела)

(Слайд 7) 5. Сколько планет образуют Солнечную систему? (8)

(Слайд 8) 6. На сколько групп можно разделить планеты? (на 2 Планеты земной группы и планеты гиганты)

(Слайд 9) 7. Планеты земной группы – это… (Меркурий, Венера, Земля, Марс)

(Слайд 10) 8. Планеты гиганты – это… (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

(Слайд 11) 9. Небольшие небесные тела, входящие в состав Солнечной системы….(Астероиды и кометы)

(Слайд 12) 10. Между орбитами каких планет находится пояс астероидов? (Между Марсом и Юпитером)

(Слайд 13) 11. Вспышка света, возникающая при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли….(Метеоры)

(Слайд 14) 12. Космические тела, не сгоревшие в атмосфере и достигшие поверхности Земли…(Метеориты)

(Слайд 15) 13. Гигантские пылающие шары, находящиеся на очень больших расстояниях от нашей планеты…(Звезды)

(Слайд 16) 14. Ближайшая к нам звезда? (Солнце)

(Слайд 17) 15. На какую сторону горизонта показывает Полярная звезда? (На север)

(Слайд 18) 16. В чём уникальность Земли? (На ней существует жизнь).

(Слайд 19) 17. Назовите естественный спутник Земли? (Луна)

Молодцы, вы хорошо знаете учебный материал.

(Слайд 20) Физминутка. Я предлагаю вам на несколько секунд закрыть глаза и представить себе Вселенную. (Музыка). А теперь откроем глаза и расскажем, что мы увидели. У меня перед глазами небо, а на нем много, много звезд. А с какими словами у вас она ассоциируется? А теперь представьте, что вы побывали на планетах, расскажите, какая планета удивила вас больше всего и почему? Опишите увиденное. ( Ребятам заранее было дано задание, по плану описать планету, которая их удивила и оформить свои исследования в виде презентации)

Задание 3. Рассмотрим особенности Солнечной системы. У вас на зачетных листах текст, в котором пропущены некоторые слова, словосочетания или цифры. Вставьте нужные по смыслу слова или цифры в места пропусков. На эту работу дается 3 минуты, по окончании которых проведите самопроверку.

Текст на зачетном листе.

(Слайд 21) (В центре Солнечной системы находится (Солнце)? Солнце - это (звезда – раскаленное небесное тело). Вокруг Солнца вращаются (число - 8) планет, которые делятся на 2 группы (планеты земной группы и планеты-гиганты). Вокруг некоторых планет вращаются (спутники). Спутником Земли является (Луна). Кроме Солнца, планет и их спутников в Солнечной системы встречаются малые небесные тела. Это (метеорные тела, каметы, метеоры).)

(Слайд 22) Проверяем по ключу (ключ на экране).

Те, кто нашел 9-10 спрятанных терминов, ставит себе оценку «5»

7-8 – «4»

4–6 – «3»

менее 4 терминов - «2»

(Слайд 23) Задание 4. Завалинка. Дед Николай и баба Антонина любят встретиться и поговорить. Прочитайте, о чем идет речь у стариков. Найдите ошибки и исправьте их.

А - Здравствуй, Николай!

Н - И тебе не хворать, Антонина!

А - Ну, чего нового в мире творится?

Н - Вот передачу вчера смотрел про планеты, говорят на Меркурии, как и на Луне много кратеров, гор. А еще, там очень холодно, до –300°С (нет, +400°С). А на Марсе температура воздуха, как на Земле, –20°С - +25°С и там живут животные как у нас. (нет, средняя температура воздуха на Марсе –70°С, там невозможна жизнь)

А – Да? А мой внучек мне тоже про планеты рассказывал. Говорит, Плутон- самая большая планета. (нет, он самый маленький и был переведен из планет в планеты-карлики) А самая маленькая планета- Юпитер.(нет, самая большая планета Юпитер).

Н – Да? А моя внучка говорит, что у Урана и Нептуна есть кольца какие-то.

А – Во как! Ну, пора мне обед готовить!

Н – А мне за внуком в школу пора!

(Слайд 24) Проведите взаимопроверку и проверьте работу вашего товарища по ключу (ключ на экране).


-Молодцы, вы нашли ошибки и поправили стариков.

Задание 5. Корреспондентская группа подготовила вам небольшие стихотворения. Прочитайте их внимательно. Со всем ли вы согласны?

1) Солнце за день устает,

На ночь спать оно идет

На полянку, за лесок,

Ровно, ровно на восток (не на восток, а на запад)

2) Край снегов, морозов, вьюг,

Называют словом юг (не юг, а север)

3) Солнце и небо багряного цвета.

Ночь начинается после рассвета (не после рассвета, а после заката)

4) Есть отличная примета:

Выпал снег – встречайте лето (не лето, а зиму)

5) Листопаду дали старт –

Наступил ведь месяц март (не март, а сентябрь)

6) Роща золотом одета.

Так бывает только летом (не летом, а осенью)

Молодцы, вас нелегко запутать!










Задание 6. Решите тест в зачетном листе.

(Слайд 24) Проверяем по ключу (ключ на экране).

    1. 2

    2. 1

    3. 2

    4. 1

Те, кто сделал все правильно, ставит себе оценку «5»

3 правильных – «4»

2 правильных – «3»

менее 4 терминов - «2»

(Слайд 25) Наш урок подходит к концу. Давайте обратимся к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока. Как вы думаете, мы их выполнили?

(Слайд 26) 6. Рефлексия

● Сегодня я узнал…

● Было интересно…

● Было трудно…

● Я выполнял задания…

● Я понял, что…

● Теперь я могу…

● Я приобрел…

● Я научился…

● У меня получилось…

● Я смог…

● Меня удивило…

● Мне захотелось…

7. Подведение итогов урока, выставление оценок на основе самооценки и взаимооценки. Посмотрите на свой зачетный лист и поставьте себе ту оценку, которую вы заработали на уроке.

Кто получил «5», «4», «3», «2»? Поднимите карточку. Совпала ли ваша оценка с оценкой, которую вы поставили себе в начале урока? А как бы вы сегодня оценили работу друг друга?

(Слайд 27) 8. Д/задание в зачетном листе.

В конце раздела на стр. 76 есть вопросы. Ответьте на них устно.

Решите задачу. Сколько лет понадобилось бы человеку, чтобы пешком дойти до Солнца? Дополнительные данные.

Скорость пешехода – 5 км/ч

Человек двигается 8 часов в сутки

В году – 365 суток

Заключение

(Слайд 28) Вселенная большая и самое главное, чтобы все народы на Земле и во Вселенной жили в мире, под девизом «человек человеку – друг!».

Урок закончен. Все молодцы.



Литература

  1. И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Программы основного общего образования по географии. 5—9 классы / авторы – Рабочие программы. Учебно – методическое пособие / сост. С.В.Курчина. - М.: Дрофа, 2014 г.

  2. География. Начальный курс. 5 класс: учебник / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2014

3. Географический атлас: 5 класс. – М.: Дрофа, 2014.

4. Лазаревич К.С. «Я иду на урок географии. Общая физическая география. В двух частях». Москва, «Первое сентября», 2003 год.

5. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие». Москва, «АСТ», 2003 год.

6. Элькин Г.Н. «Физическая география 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам». Санкт-Петербург, «Паритет», 2006 год.

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!