СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя будущая профессия

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для детей с ОВЗ очень сложно выбрать проффесию.Проект выполняеться для того,что бы детям легче было определиться в социуме.

Просмотр содержимого документа
«Моя будущая профессия»



ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат «23»



ТЕМА ПРОЕКТА:

«Моя будущая профессия».











«Согласованно» «Утверждено».

Директор

Заместитель директора школы-интерната №23



школы- интерната №23. _______________Годин А.Е.

____________С.А.Кузьмина.





Составлен:

воспитателями

Анисенко Н.А.

Вокуленко З.И.

2018-2019г.


1.Актуальность проекта

Современная экономическая обстановка предъявляет всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда; возрастает его интенсивность, увеличивается напряжённость, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности социальной адаптации лиц, окончивших школу для детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении учащихся.

В школе для детей с ОВЗ подготовка к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой в школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку

выбрать профессию.

Следовательно, выбранная нами тема является актуальной, а направления профессиональной деятельности служат реализации основных целей коррекционного воспитания и обучения.

Актуальной педагогической проблемой является то, что дети с ОВЗ ,имеют, разнообразные социальные, соматические, психологические, логопедические и педагогические проблемы, разный уровень психофизиологических процессов. В связи, с чем особого внимания заслуживает проблема социальной и профессиональной адаптации выпускников в современном социуме. Этот контингент молодых людей и прежде часто попадал в группу риска вследствие своей неприспособленности к реальной жизни. В современных условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, подготовка выпускников школы для детей с ОВЗ к социально-профессиональной адаптации в социуме становится актуальной и значимой.

Главная задача специального образования – подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей самостоятельной жизни и их максимально полноценной интеграции в общество. Однако, из опыта известно, что большинство учащихся выходят из образовательных учреждений, не владея необходимыми для самостоятельной жизни знаниями и навыками. Наблюдается тенденция к частой смене работы, необоснованная неудовлетворённость заработной платой; сложности в установлении контакта с членами коллектива, отстранённость от общественной жизни коллектива.

При работе над проблемой исследования нами были выделены следующие противоречия между:

  • сложившейся системой профессиональной подготовки детей с интеллектуальными нарушениями и современными экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;

  • возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, которые ограничивают доступность овладевания профессиями;

  • ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с ОВЗ, и еще меньшим количеством, по которым можно проводить профессиональную трудовую подготовку учащихся школ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Механизм профориентационной работы является первым этапом профессиональной реабилитации, и отсутствие единой системы квалифицированной профориентации и недостаточная разработанность методики профориентации в рамках комплексной реабилитации и целенаправленного трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья приводит к невостребованности данной категории граждан, а также резко снижает их социальную защищенность. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от 29.12.2012г ст. №5 и инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 04. 09. 1997г.№ 48 организуется обучение разным по уровню сложности видам труда с учётом интересов воспитанников и их психофизических возможностей. При этом учитываются также местные условия, потребности в рабочих кадрах, возможности трудоустройства выпускников.

В связи с этим наиболее остро стоит проблема подготовки к жизни и труду учащихся с интеллектуальной недостаточностью, т.к. выбор профессии для таких учащихся, как и для других детей с ограниченными возможностями здоровья, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей для обеспечения реальной возможности их трудоустройства.

Эти противоречия подтолкнули нас к работе по созданию системы профориентационной работы у учащихся с ОВЗ.

2. Цель, объект, предмет, задачи проекта

Анализ работ Л.С. Выготского, Б.Д.Эльконина,В.Г. Петровой,М.С. Певзнер, И.А. Зимней,A.B. Хуторского, А.Л. Журавлева, Н.Ф. Талызиной, Р.К. Шакурова, А.И. Щербакова и др., рассматривающих особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальную адаптацию, позволяет утверждать, что именно эти дети с нарушениями слуха являются наиболее неспособными к самостоятельному жизнеустройству.

Это связано с целым спектром проблем. Во-первых, знания и умения, усваиваемые в школе учащимися, часто не носят практического характера применения, а, соответственно, не всегда смогут помочь в реально возникшей жизненной ситуации. Второй причиной является необходимость включения учащихся коррекционных школ во взаимодействие с окружающими людьми и возникающими в современном обществе социальными явлениями. Наконец, третьей причиной является назревшая необходимость активизации и систематизации методического потенциала коррекционной школы для наиболее эффективного овладения учащимися необходимым для самостоятельной жизни в обществе запасом знаний, умений и навыков.

Исследовательский опыт И.М. Бгажноковой, М.Э. Валце, А.Р. Малера, М. Дульнева, Б.И. Пинского показывает, что для адекватного выбора профессии у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы знания, умения и навыки, отражающие способность каждого ученика успешно социализироваться и интегрироваться в общество. Развитие обобщенных умений, навыков и личностного опыта в различных областях деятельности человека необходимо для способности и готовности их применять самостоятельно.

В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать при организации профориентационной работы:

  • учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

  • развитие навыков и умений на уроках трудового обучения, и видах деятельности ;

  • поддержка со стороны педагогов;

  • знание личностных особенностей, возможностей и способностей ребенка;

  • информирование о видах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.


Целью проекта является создание условий для формирования профессионального самоопределения адекватного психофизическим особенностям обучающихся с нарушениями слуха.

Для реализации цели проекта представляется необходимым решить следующие задачи:

- актуализировать процессы личностного и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей обучающихся;

- подобрать методы и приёмы, способствующие формированию сознательного отношения обучающегося с нарушениями слуха с к выбору доступной профессии;

- ознакомить с профессиями профессиональных учреждений, доступных выпускникам школы для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- ознакомить воспитанников с требованиями к профессиональной деятельности в различных сферах;

- формировать профессиональные интересы, склонности.

- выработать гибкую систему сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Объект исследования - процесс профориентационной работы детей с нарушениями слуха в условиях школы для детей ОВЗ.

Предмет исследования - социально-педагогические условия эффективного ведения профориентационной работы с детьми с нарушениями слуха в условиях щколы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Предполагаемые результаты:

  1. Формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.

2. Формирование максимально возможного уровня социальной адаптации у воспитанников;

3.Воспитание самостоятельной личности каждого учащегося с активной жизненной позицией и запасом основных профессиональных навыков;

4.Представление о собственных интересах и возможностях.

5.Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики через уроки трудового обучения, внеклассных групповых занятий и экскурсий.

6.Получение информации о реестре существующих профессий обучающимися с ОВЗ.

7.Выбор будущей профессии с учетом психофизических особенностей и учетом состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии.

8.Получение информации о профессиональных заведениях (путях, получения профессии).

9.Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности обучающимися с ОВЗ.

3. Этапы реализации проекта:

I. Организационно-подготовительный этап (октябрь 2018 г. - декабрь 2018 г.)

Основная задача этого этапа – изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; проведение пилотажного и констатирующего эксперимента.

Нами были осуществлены следующие мероприятия:

- определена коррекционно-практическая направленность на видах деятельности.

- отобран материал по теме исследования;

- выявлены противоречия и определены основные направления исследовательского поиска;

- осуществлена информационно-методическая подготовка всех участников проекта по теме исследования: воспитателей ; классных руководителей; воспитанников 9-12 классов, родителей;

- проведено анкетирование изучения интересов и склонностей учащихся;

- проведено изучение готовности к профессиональному самоопределению воспитанников старшего звена.

II. Основной этап (январь 2018 г. - апрель2018 г.)

Основная задача этапа – формирование у обучающихся начальных представлений о многообразии мира профессий, профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

- знакомство с миром профессий и специальностями профессиональных образовательных учреждений;

- изучение требований к поступлению в профессиональные учреждения, на предприятия;

- проведение экскурсий, внеклассных мероприятий, деловых и ролевых игр, мастер – классов, классных часов,

III. Итоговый этап (апрель 2018 г. – май 2018 г.)

Основная задача – подведение итогов реализации проекта за весь период, осуществление рефлексии полученного результата опыта, обобщение его результатов.

Для этого нами были запланированы:

- экскурсии в профессиональные образовательные учреждения;

- беседа «Трудовое законодательство»;

-анализ и обработка материалов экскурсий;

-итоговое тестирование «Характер профессионального самоопределения»;

- создание стенда по профориентационной работе.

-подготовка отчётных материалов, проведение их научно-педагогического анализа и обработка результатов формирующего эксперимента;

- формирование выводов по результатам проведенного исследования;

- оценка эффективности приёмов и действий по формированию профориентационной работы у воспитанников с ОВЗ.

- определение практической значимости предложенных ресурсов. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе с воспитанниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района в котором они живут, общества в целом.

Начинать профориентационную работу имеет смысл уже в младшей и средней школе. Здесь наиболее уместным оказываются игровые активизирующие подходы. Имеет смысл пробуждать интерес школьников к труду, знакомить ребят с миром профессий, показывать тематические видеофильмы, приглашать специалистов из разных областей деятельности, давать возможность попробовать себя в разных видах труда.

4.Содержание и результаты работы, выполняемой в рамках проекта

Профориентация - определенная система мероприятий, направленная на наиболее эффективное решение проблемы соответствия человека и профессии, специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников, система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих каждому представителю подрастающего поколения выбирать себе профессию с учетом потребностей и своих способностей.

Исследование проводилось по следующим направлениям:

1)знакомство с миром профессий с использованием методической, научно-популярной и художественной литературы и Интернет ресурсов;

2) экскурсии в профессиональные учебные заведения, на предприятия;

3) диагностика интересов и склонностей, а также личностных особенностей воспитанников;

4) профориентационные игры и упражнения с элементами тренинга;

5) определение уровня сформированности трудовой компетенции (Тест по выявлению мотивов выбора профессии);

6)определение уровня овладения здоровьесберегающими знаниями и навыками (Анкета «Как я оцениваю своё здоровье»);

7)выявление коммуникативных навыков учащихся (Тест - опросник «Коммуникативныесклонности».





Цели и задачи мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями слуха.
в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Дата

Мероприятия

Цели и задачи

Класс

октябрь 2018

Беседы по выбору профессий.

формировать доступные воспитанникам технические и технологические знания, развить у воспитанников общетрудовые умения и навыки. Расширить правовые знания в области трудовых отношений; ознакомить с законами РФ и основными правилами, регулирующими отношения в области труда, также разъяснить понятия: трудоустройство, трудовой договор, трудовая книжка, увольнение и т. д.


9-12

октябрь 2018-

май 2019

внеклассные мероприятия:

«Калейдоскоп профессий»;

«От скуки на все руки»;

«Умелые руки не знают скуки»,

расширить представление детей о различных профессиях; ознакомить воспитанников с документацией необходимой для поступления в профессиональное образовательное учреждение; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.



9-12





апрель

Интерактивная игра «В мире ремесел»

закрепляются представления детей о доступных профессиях, развивается интерес к трудовой деятельности, формируется потребность в личном выборе профессии, как источника дохода, необходимого для самостоятельной жизни в социуме.


9-12

октябрь 2018-май 2019

ознакомительные беседы о профессиях:

«В мире профессий»,

«Моя будущая профессия»,

«Труд кормит, а лень портит» и др.

воспитание у воспитанников трудолюбия, уважения к труду людей, расширение знаний о многообразии профессий

9-12

октябрь 2018-май 2019

Экскурсии:

-в пожарную часть,

-в магазины,

-в швейный цех,

-на почту,

- в аптеку,

- «Белгородский индустриальный техникум»,

«Профтех училище 4»

«Педагогический колледж»


Знакомство с профессиями швеи, штукатура-маляра, обувщика, повара. кондитера;

Требованиями, предъявляемыми к данной профессии в ходе проведения производственных экскурсий. Экскурсии на различные предприятия

9-12

март-апрель

встречи с представителями различных профессий

знакомство учащихся с трудовой деятельностью рабочих разных специальностей, формирование личной заинтересованности в том или ином виде труда

912








апрель -май

стенд «Куда пойти учиться»

расширить представление детей о различных профессиях; ознакомить учащихся с документацией необходимой для поступления в профессиональное образовательное учреждение; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.



9-12.

октябрь 2018

апрель 2019

классные часы:

«Все профессии важны»,

«Моя будущая профессия»;

Тест по выявлению мотивов выбора профессии

Анкета «Как я оцениваю своё здоровье»


Воспитанники знакомятся с многообразием профессий, знакомятся с рабочими местами и требованиями к различным профессиям;






9-12



Обучающиеся с ОВЗ будут успешны в жизни и конкурентноспособны, если профориентационная носит системный характер, т.е. с младшего школьного возраста до окончания обучения.

Проведенное исследование показывает эффективность и продуктивность профориентационной работы педагогов, участвующих в разработке и реализации проекта. Мы можем проследить положительную тенденцию.


РЕЗУЛЬТАТ

  1. Положительные отзывы обучающихся с ОВЗ и родителей о профориентационной подготовке выпускников школы.

  2. Мониторинг жизнеустройства выпускников после окончания школы.

  3. Морально-эмоциональная поддержка обучающихся с ОВЗ при выборе будущей профессии.

  4. Реалистичность притязаний старшеклассника к профессиональной подготовке.

5.Сформированность понимания роли труда в жизни человека и в обществе.

6.Сформированностьу обучающихся активной жизненной позиции и запаса основных профессиональных навыков через беседы по выбору профессий, классные часы и экскурсий;

7.Получение информации о реестре существующих профессий обучающимися с ОВЗ.

8.Выбор будущей профессии с учетом психофизических особенностей и учетом состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии.

9.Получение информации о профессиональных заведениях (путях, получения профессии).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!