СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя будущая профессия - тренер

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Моя будущая профессия - тренер»

Министерство образования и молодежной политики

Владимирской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ «МУРОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»






ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: «Моя будущая профессия – тренер»




Выполнила:
Пичугина Елена Артемовна,
студентка 1 курса
Специальность:

49.02.01 Физическая культура


Руководитель проекта:
Мартынова Алена Дмитриевна,
преподаватель дисциплин профессионального цикла





2024 г

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. Материалы исследования……………………………………………..6

1.1 Кто такой тренер?....................................................................................6

1.2 Качества и знания необходимые для работы тренера……………….7

1.3 Социальная значимость профессии в обществе…………………….11

1.4 Нужность данной профессии………………………………………..12

1.5 Пути получения должности спортивный тренер…………………...16

1.6 Обязанности в работе тренера…………..............................................17

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...18

ГЛАВА II. Исследования………………………………………………………..19

2.1 Интервью у спортивного тренера волейбольной команды ВК «Муром»………………………………………………………………………….19

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………23

























ВВЕДЕНИЕ


История этой профессии уходит корнями в далёкое прошлое, когда появились первые люди. Человек сейчас умеет и знает намного больше своих предков, потому что они открывали, изобретали, изучали и распространяли свои убеждения, инструкции по применению предметов, трав и корешков — своего рода наставники и учителя. Философы также имели последователей и учеников. В наше время большинство интересуется уже не тем, какие травы надо варить, а как строить бизнес. Поэтому около 10 лет назад приобрела популярность профессия бизнес-тренера. Необходимость в тренерах возникла с развитием Олимпийских игр в Древней Греции. Тогда юношей к соревнованиям готовили опытные наставники. В XVIII-XIX веках состоятельные семьи нанимали педагогов для обучения фехтованию, стрельбе, верховой езде. Однако окончательно профессия тренер сформировалась в конце XIX века. В это время стали проводиться спортивные соревнования по всему миру. Были приняты общие правила для отдельных видов спорта, с учетом которых тренеры готовили спортсменов к выступлениям Истоки профессии тренер древние, уходят в далекое прошлое, во времена первобытного человека. Это сейчас каждый человек знает и умеет то, о чем даже не догадывались далекие предшественники, поскольку для него они, в какой-то степени, являются учителями, наставниками и тренерами.

Наши предки делали открытия и создавали изобретения, изучали, исследовали, убеждали, передавали свои познания и опыт, разрабатывали методики и инструкции освоения различных навыков и т.д. Успешные и знаменитые тренеры всегда имели учеников и последователей.

Тренер проводит тренировки, иначе называемые тренингами. Принято считать традиционно основателем тренингов Курта Левина. Однако описание элементов, которые используются в современных тренингах, встречаются в исторических документах по подготовке военных, деятелей различных искусств, государственных служащих и религиозных служителей, написанных сотни и тысячи лет назад.
Например, всем известна методика К.С. Станиславского, созданная им в начале XX века для обучения и тренинга актеров театра, кино.
Также известны различные формы и методы психологической саморегуляции, направленные на выработку человеком определенных трудовых навыков. В 1922 году Р.Д. Джейкобсон, американский психофизиолог, разработал систему прогрессирующей релаксации, предназначенной для снятия и купирования нервно-психического напряжения. В 1932 году И.Г. Шульц (Германия) создал и применил классическую методику аутогенной тренировки, которая основана на эффекте снятия внутреннего напряжения посредством внушаемого расслабления.

Идем дальше… В 1932-1936 годы исследователь-экономист из Ленинграда М.М. Бирштейн разработала и применила на практике (завод пишущих машин и фабрика «Красный ткач» Ленинграда) методики, основанные на деловой игре, направленные на ускорение процесса перехода выпуска новой продукции, который проводился без остановки основного производства.

И только после окончания Второй Мировой войны появились тренинги в классическом виде, основателем которых и является Курт Левин.
Естественно, современные ученики не ограничиваются тем, как приобрести навыки в определенной профессии или сфере деятельности. Их интересует, как при помощи полученных познаний выстроить свой бизнес, стать успешным в какой-либо области.

По направленности тренер в чем-то напоминает репетитора, однако, не всегда целью и направленностью работы тренера является поступление обучаемого в учебное учреждение для получения образования в выбранной профессии. Например, спортивный тренер подготавливает спортсменов к соревнованиям, личным примером показывает, как им достигать требуемого результата.

Методическая, учебная и тренировочная работа направлена не только на обучение, но и на совершенствование мастерства, воспитание определенных личностных качеств, раскрытие дарования и таланта, развитие способностей и функциональных возможностей учеников

Актуальность: С каждым годом в мире всё больше развивается тема спорта, из-за чего огромное количество людей хотят попробовать себя в этом деле, вследствие чего профессия тренера становится более востребованной

Цель: получить информацию о профессии тренера.

Задачи:

  1. Посмотреть варианты пути на работу тренера

  2. Узнать какими качествами и знаниями нужно обладать и социальная значимость профессии тренер в обществе.

  3. Изучить актуальности данной профессии

























ГЛАВА I. Материалы исследования

1.1 Кто такой тренер?


Спортивный тренер – это специалист по воспитанию спортсменов и подготовке их к соревнованиям. В спорте обучение проходит в процессе тренировок. Тренер обучает своих воспитанников и помогает им совершенствовании мастерства. Даже талантливые олимпийцы и опытные спортсмены своими успехами во многом обязаны своим тренерам.

Работа тренера связана не только с большими физическими нагрузками, но и с эмоциональными нагрузками. Чаще всего наставник является для своих воспитанников не просто тем, кто совершает их мастерство, но и настоящим другом, переживающим и болеющим за них.

Тренер – это прежде всего педагог. Следовательно, у него должны быть специальные педагогические навыки, позволяющие осуществлять подготовку спортсменов. Кроме того, он должен владеть знаниями в области медицины, психологии и основ физиологии.















1.2 Качества и знания необходимые для работы тренера


Качества и знания необходимые для работы тренера:

  1. Владеть психологическими приемами, влияющими на эмоциональное состояние.

  2. Уметь правильно оценить возможности ученика и распределить нагрузку.

  3. Обладать навыками планирования занятий, методик и комплекса тренировок.

  4. Уметь организовать групповую и индивидуальную деятельность.

  5. Уметь улаживать конфликты и управлять спорными ситуациями.

  6. Уметь ставить цели себе и ученикам, и помогать их достигать.

  7. Уметь убеждать, объяснить и давать обратную связь.

  8. Уметь быстро принимать решения и брать на себя разумные риски.

  9. Знать анатомию, биомеханику и диетологию.

Важные качества профессии «Спортивный тренер»:

  1. Предусмотрительность;

  2. Внимание к деталям;

  3. Концентрированность внимания;

  4. Развитый объем внимания;

  5. Хорошее общее физическое развитие;

  6. Выносливость;

  7. Координированность, сила, быстрота;

  8. Способность речевого аппарата к интенсивной и длительной работе;

  9. Умение четко и кратко формулировать информацию;

  10. Активность;

  11. Умение управлять собой;

  12. Упорство;

  13. Усидчивость;

  14. Организаторские способности;

  15. Способность быть лидером;

  16. Умение правильно и эффективно распределять время;

  17. Умение предвидеть результат.

  18. Интеллектуальные качества помогают тренеру находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества тренера, поиска им новых путей в обучении и воспитании.

К этим качествам относят: ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие, оперативность мышления, характеризующие способность тренера быстро находить оптимальные решения возникающих задач.

Требования, предъявленные к деятельности тренера, обусловливают наличие у него качеств перцептивной сферы (определяющих точность восприятия, движений спортсмена, быстроту восприятия и оценки ситуации), психомоторной сферы (влияющих на точность выполнения технических приемов при их показе). Многие упражнения, которые должен демонстрировать тренер, требуют большой физической силы, гибкости, быстроты реакции. Поэтому тренеру необходимо поддерживать эти качества на должном уровне. А это связано с соблюдением режима питания, со слежением за своим здоровьем.

Мастерство тренера обнаруживается в специфической интуиции - способности по невидимым для других признакам оценивать выполнение элементов, программ, предвидеть тенденции и прогнозировать развитие спортсмена и спортивного коллектива. Тренер должен быть открытым, общительным, эмоционально-устойчивым, способным управлять спортсменом, особенно в соревновательной ситуации. У него должен быть достаточно высокий интеллект, развиты уверенность в себе и практичность. Он должен быть новатором, предприимчивым, решительным и самостоятельным.

По мнению американского психолога Б.Дж. Кретти (1978), успех в тренерской работе в значительной мере зависит от знаний, которыми обладает тренер, от того, как он строит свои отношения со спортсменами. Дальнейшие исследования показали, что тренерам, быстро воспринимающим все новое, характерно стремление к творчеству, и их действия не замыкаются узкой программой. Они активно общаются с коллегами, в курсе всех событий, знают все о своем виде спорта в масштабах страны и на международной арене. Существует прямая зависимость между способностями преподавателя и приобретением знаний и навыков спортсменами. Чрезмерное проявление эмоций, характеризующее отсутствие самоконтроля у тренера, может быть нежелательным. Если ухудшаются результаты выступления его воспитанников, то и снижается его собственная способность принимать правильные решения в сложных ситуациях.

Эмоционально положительное отношение к спортсменам, открытая доброжелательность, стремление видеть хорошее поощряет юных спортсменов на общение с тренером, делает их откровенными, инициативными, создает в группе товарищескую атмосферу. Огорчения, временная неудовлетворенность работой естественны и свидетельствуют об искреннем, а не формальном отношении тренера к делу. Но они должны всегда сопровождаться верой в конечный успех, побуждать тренера с новой силой искать выход из тупика. Одним из важных качеств тренера является правдивость. Ученики должны быть уверены в искренности намерений и чувств общающегося с ними тренера. В противном случае между тренером и учеником возникает барьер недоверия. Другим из ведущих нравственных качеств тренера является гуманизм, характеризующий отношение тренера к людям вообще и к ученикам в частности. Тренер должен обладать и другими нравственными качествами: принципиальностью самокритичностью, трудолюбием, справедливостью. Сухомлинский В.А. писал, что справедливость учителя - это основа доверия ребенка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.





























1.3 Социальная значимость профессии в обществе


Тренер играет важную роль в современном обществе. Он подталкивает человека словом, личным примером приобщает молодёжь к здоровому образу жизни без алкоголя и курения. Занятия спортом дают человеку физическую выносливость. Директор компании успешно ею руководит и получает прибыль, так как когда-то бизнес-тренер помог ему взглянуть на его бизнес с другого бока, при этом дав ценные советы по мотивации сотрудников. Спортивный тренер своим личным примером приобщает молодёжь к здоровому образу жизни без алкоголя и курения. А успех многих команд зависит от того, сумеет ли тренер найти нужные слова перед играми.




















1.4 Нужность данной профессии


Ключевая задача – максимально раскрыть сильные стороны спортсмена, научить его правильно задействовать ресурсы организма для достижения отличных результатов.

Актуальность: работа тренера, который мотивирует людей на достижения новых высот в спорте и в жизни, не потеряла своей актуальности и в настоящее время. Представители профессии тренер приобщают молодое поколение к здоровому образу жизни. От профессионального уровня этих людей напрямую зависит успех, как каждого спортсмена, так и всей команды.

«Группа вам не нравится».

Это говорит о том, что до тренинга вы сформировали в своей голове некий определенный образ будущей группы.  "Пожертвуйте" своим идеальным представлением ради удовольствия работать с идеальной группой. В целях профилактики рекомендуется не конкретизировать заранее свои ожидания. Чем более они (ожидания) точны, тем вернее будет ваше разочарование.

«Вы волнуетесь перед группой».

Только не расценивайте это как слабость, и ни в коем случае, не скрывайте волнение. Рецепт прост – подавленные эмоции имеют тенденцию к усилению, проявленные – к разрядке и исчезновению. Заявите о своем волнении во всеуслышании – это добавит вам искренности и убедительности. Так следует поступать и с другими беспокоящими вас чувствами (страх, усталость, злость).

«Участники разговаривают и на вас не обращают внимания».

Самое беспомощное в этом случае кричать: «Послушайте, послушайте меня». Более эффективным будет предложить им: «Посмотрите, что я сейчас буду делать». Это можно сопровождать замысловатыми движениями рук над головой. Переключение на зрительный канал на  некоторое время отключает звуковой. Шевелите руками до полной тишины. Затем поблагодарите участников за внимание и скажите то, что собирались сказать.

«Негативно настроенная группа».

Это характеризует скорее не группу, а вас. Налицо явный пример проецирования своих негативных чувств на группу. Желательно вовремя распознать и снять эту проекцию, иначе вы будете нападать и критиковать группу и, скорее всего, добьетесь, что группа действительно начнет относиться к вам негативно.

«Участники требуют от вас большей активности и поддержки».

Поддержка психолога необходима, но должна быть наименьшей из всех возможных. В данном случае участники проецируют на вас свои сильные качества. Помогая им больше необходимого, вы тем самым забираете их силу себе и ослабляете участников.

«Вы потеряли ориентацию и не знаете, что делать дальше».

Ради бога не суетитесь, и не нервничайте. «Золотое правило» психологической помощи заключается в том, что если вы не знаете, что делать, то не надо ничего делать. Расскажите, как вы любите тишину в группе, какие важные процессы в это время происходят. Может быть, действительно на вашем тренинге наступит время тишины и покоя.

«Задуманный вами сценарий тренинга не получается».

Что может испортить тренинг – это заранее заготовленный план. В таком случае вместо организации творческого общения вы будете загонять участников в свой сценарий. При этом может произойти смещение акцентов. Ценным становиться соответствие поведения участников вашему проекту, то есть вы начинаете обучать их послушности, а не общению.

«Вы почувствовали сильную усталость во время или после тренинга». Усталость свидетельствует о том, что вы что-то делали неправильно. Она говорит о несоответствии вашего состояния и состояния группы, трате сил на это противоборство.

«Вы осознаете, что тренинговая группа переходит в формат терапевтической».

Практически в каждой тренинговой группе появляются запросы от участников на психотерапию. В связи с этим важно правильно расставить акценты и провести границы. Тренинги и терапия - разные форматы. 

«Участники отказываются выполнять упражнение».

Некоторые вообще  "не въезжают" в техники, предполагающие рефлексию или самораскрытие. Это бывает, но встречается крайне редко. Ни в коем случае не бросайте эту ситуацию, предлагая им тут же другую процедуру. Если не устранить это возникшее «сопротивление», то оно будет негативно влиять на дальнейшую работу. Если вы почувствовали в группе напряжение, грозящее перерасти в отказ, - это говорит о том, что данные упражнения не гарантируют участникам психологическую безопасность. Поэтому не следует "давить" на участников, обвиняя их в пассивности и скрытности, надо проанализировать их возможные страхи и показать их беспочвенность. Если участники все же отказываются  - значит, не все страхи вы обнаружили. В таком случае можно обратиться прямо к ним и выяснить, с последующей переработкой, кого и что «напрягает» в данном упражнении. Естественно, это можно выполнить и в постренинговой работе с этими участниками. Бывает, что некоторые такие участники уходят. Ничего страшного - каждый выбирает по себе. Тогда можно полностью вкладываться в тех, кто остается. «В группе преобладает несерьезное отношение».

«В группе преобладает несерьезное отношение».

Смех можно рассматривать как проявление, сходное с агрессией, - при нем человек также показывает зубы и издает разные звуки. Если смех не соответствует ситуации тренинга, то, скорее всего, является скрытой агрессией, указывающей на напряжение внутри группы и отсутствие атмосферы безопасности. Требуется спокойное принятие смеха (но не смех вместе с ними) и обнаружение его неадекватности.

«Участники опаздывают на очередное занятие».

На первом занятии вы должны четко оговорить правила поведения на тренинге, в том числе и возможность отчисления за опоздания (конечно, если тренинги значимы для участников). Если все же происходит опоздание, то его следует проанализировать в группе, как возникновение скрытых негативных чувств к тренеру или группе. Возможно, за этим скрывается что-то еще.

Таким образом, эффективность тренинга во многом зависит от того, как вы справляетесь с вышеописанными трудностями.























1.5 Пути получения должности спортивный тренер


Выберите подходящее для ваших целей учебной заведение. Если вы решили получить высшее образование, выберите подходящий вуз. Это может быть как институт физкультуры, так и педагогический институт.

Если у вас еще нет высшего образования, вам потребуется сдать ЕГЭ. Обычно это экзамены по русском языку и обществознанию. Если вам не нужно именно высшее образование, вы можете поступить в колледж физической культуры. На базе 9 классов обучение длится четыре, а на базе 11 классов три года. При поступлении также необходимо сдавать ЕГЭ по русскому языку и биологии, а также спортивные нормативы по общефизической подготовке и выбранному виду спорта.

Если же вы хотите быстро получить специальность, вы можете пройти краткие курсы подготовки. Это можно сделать, например, в различных школах для обучения фитнес тренеров. Плюс в том, что для поступления на подобные программы не нужно сдавать вступительные экзамены.















1.6 Обязанности в работе тренера


Обязанности в работе тренера:

Организация воспитательной работы в коллективе.

Планирование процесса подготовки спортсменов.

Контроль над ходом тренировочного процесса и состоянием спортсменов.

Управление физической подготовкой спортсменов.

Управление соревновательной деятельностью спортсменов.

Проведение спортивного отбора.

Организация восстановительных процедур.

Управление теоретической подготовкой спортсменов.

Организация тренировочных отборов.

Решение организационных вопросов подготовки.

Оказание медицинской помощи при болезнях и травмах.

Организация и проведение соревнований.

Контроль за общеобразовательной учебой спортсменов.

Учет работы и составление отчетности.

 Осуществляет набор в спортивную секцию

Ведет с ними учебно-тренировочную работу.

Обеспечивает повышение физической, технической и спортивной подготовленности занимающихся.

Разрабатывает готовые и текущие планы для подготовки занимающихся, ведет систематический учет, анализ и обобщение достигнутых результатов.

Использует в своей работе наиболее эффективные методы спортивной подготовки и оздоровления занимающихся.




ВЫВОДЫ


Спортивный тренер – это специалист по воспитанию спортсменов и подготовке их к соревнованиям. В спорте обучение проходит в процессе тренировок. Тренер обучает своих воспитанников и помогает им совершенствовании мастерства. Даже талантливые олимпийцы и опытные спортсмены своими успехами во многом обязаны своим тренерам.

Требования, предъявленные к деятельности тренера, обусловливают наличие у него качеств перцептивной сферы (определяющих точность восприятия, движений спортсмена, быстроту восприятия и оценки ситуации), психомоторной сферы (влияющих на точность выполнения технических приемов при их показе).

Тренер играет важную роль в современном обществе. Он подталкивает человека словом, личным примером приобщает молодёжь к здоровому образу жизни без алкоголя и курения. Занятия спортом дают человеку физическую выносливость.

Актуальность: работа тренера, который мотивирует людей на достижения новых высот в спорте и в жизни, не потеряла своей актуальности и в настоящее время. Представители профессии тренер приобщают молодое поколение к здоровому образу жизни. От профессионального уровня этих людей напрямую зависит успех, как каждого спортсмена, так и всей команды.

Выберите подходящее для ваших целей учебной заведение. Если вы решили получить высшее образование, выберите подходящий вуз. Это может быть как институт физкультуры, так и педагогический институт.

Разрабатывает готовые и текущие планы для подготовки занимающихся, ведет систематический учет, анализ и обобщение достигнутых результатов.

Использует в своей работе наиболее эффективные методы спортивной подготовки и оздоровления занимающихся.

ГЛАВА II. Исследования

2.1 Интервью у спортивного тренера волейбольной команды ВК «Муром»


В рамках данного исследования было проведено интервью с тренером волейбольной команды «Муром», Лутошкин Антон Александрович.

Цель: узнать о профессии тренер по волейболу.

Ход исследования.

Антон Александрович ответил на следующие вопросы.

  1. Расскажите о себе и о своей профессии?

Зовут меня Антон Александрович, мне тридцать семь лет. С 2010 года тренирую женскую команду, которая вышла в финал «высшая лига В» чемпионата России.

  1. Чем вас привлекает ваша профессия?

Тренер – человек, который работает с коллективом подростков. Каждый член команды – личность,у каждого свои запросы и свой характер. Для успешной игры нужно сплотить всех, воспитать командный дух.

  1. Довольны ли вы, что выбрали когда-то эту профессию?

Конечно, доволен, иначе искал бы другой род деятельности. Пока считаю себя на своём месте, вижу, что добился определённых успехов. Воспитанники относятся ко мне с уважением, показывают хорошие результаты.

  1. Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Конечно, нужны. Тренер должен быть и хорошим спортсменом и педагогом, и психологом и медиком. Должен быть сдержанным, выдержанным, тактичным, иметь хорошую физическую подготовку.

  1. О чем бы вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у вас?

Работа тренера – тяжёлый напряжённый труд, требующий терпения, настойчивости, отнимающий много душевных сил и времени. Нужно уметь анализировать свои ошибки, находить пути их устранения.




























ВЫВОДЫ


Полученный опыт в профессии тренера.

Опыт — совокупность знаний и навыков (умений), приобретённых в течение жизни, профессиональной деятельности, и т. п. Опыт формируется не в результате обучения или абстрактных рассуждений, а под воздействием переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий.

Опыт с одной стороны является нужным инструментом для формирования у спортсменов знаний и навыков для достижения ими высоких спортивных результатов, но и может послужить отрицательным фактором, делающим тренера похожим на барана, пытающегося пробить своей головой каменную стену. Если же к опыту добавить гибкость мышления, аналитические способности, желание и умение учиться новому и плюс везение — то такой тренер может достичь намного большего, чем он имеет на данный момент.
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Устранить у себя страх конкуренции со стороны специалистов, которые помогают тренеру, и по факту являются твоими советниками: доктор, массажист, спортивный психолог, методист, диетолог, спортивный администратор и менеджер, и т.п..

Прекрати мыслить недостатком денег, что приводит сначала к жадности, а затем к скупости, которая оборачивается тем, что не вложив вовремя несколько тысяч рублей — ты потеряешь результат многих лет своей работы.

Если у тебя что-то не получается, а еще лучше когда ты планируешь — обратись за помощью к специалисту (вручу, спортивному психологу, диетологу, и т.п.), т.к. эти люди намного компетентнее тебя, а поэтому ты получишь намного больше, чем заплатишь им за консультацию;
— ты не Бог, а поэтому доверься судьбе; знаниям и навыкам как своим, так и помогающим тебе специалистам; верь в своего спортсмена — и возможно он достигнет наивысших спортивных результатов, о которых ты мечтал.

Тренер – это «эталон», который стремится превзойти каждый спортсмен. И именно тренеры доказывают, что ничего невозможного в спортивном мире не существует, ведь главное – это труд и сила воли, над совершенствованием которых они работают каждый день. Тренировать спортсменов – это и во многом творческая работа. И она вполне может стать любимым делом в жизни.

Уже сейчас я делаю первые шаги навстречу своей профессии. Надеюсь, что у меня все получиться!








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1. Беляев А.В.. Волейбол на уроке физической культуры. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 144 с.

2. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 184 с.

3. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: Учебник для вузов ФК. - М., 2002. - 368 с.

4. Волейбол: Учебник для вузов ФК./ Под ред. Клещева Ю.Н., Айриянца А.Г. - 3-е изд., испр., доп. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 270 с.

5. Волейбол: Учебная программа для детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М., 2005. - 112 с.

6. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. - М., 1988. - 192 с.

7. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. – http://www.sportlib.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!