СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя дипломная работа. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ НА СТЕП-ПЛАТФОРМЕ

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя дипломная работа. Работал я над ней во время обучения.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ НА СТЕП-ПЛАТФОРМЕ

 

Просмотр содержимого документа
«Моя дипломная работа. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ НА СТЕП-ПЛАТФОРМЕ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)



ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА

И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ





ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ НА СТЕП-ПЛАТФОРМЕ





Выполнил: студент

Баданов С.К.

специальности 050720

«Физическая культура»

очной формы обучения

Научный руководитель:

Страхов В.В., к.п.н.,

доцент

Консультант:

Ерохова Н.В., к.п.н.



Мурманск

2015



 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….…3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ.......….…….7

    1. Характеристика футбола как вида спорта…………………………..7

    2. Анатомо-физиологические особенности детей 11-12 лет……….....10

    3. Характеристика общей выносливости как вид физического качества………………………………………………………………..14

    4. Особенности физической подготовки подростков 11-12 лет,

Занимающихся футболом…………………………………………...18

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА……………………………………………………………24

    1. Цель, задачи, методы исследования……………………………...…24

    2. Методики исследования…………………………………………….27

    3. Организация исследования… …………………………………..........29

    4. Экспериментальные комплексы упражнений, направленные на развитие общей выносливости у футболистов 11-12 лет………....31

ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА……………………………………………………………33

3.1. Анализ результатов исследования на констатирующем этапе эксперимента………………………………………………………….33

3.2. Анализ результатов исследования на формирующем этапе эксперимента……………………………………………………….....

3.3. Динамика результатов исследования………………………………....

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...37

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………



ВВЕДЕНИЕ

Проблема совершенствования выносливости с детского возраста является одной из важнейших в физическом воспитании и спортивной тренировке. Воспитание выносливости в спортивных целях должно спо­собствовать массовому укреплению здоровья подрастающего поколения, что особенно важно в связи с имеющей место гипокинезией у детей школьного возраста, усугубляющейся акселерацией физического развития[37].

Современный футбол предполагает проявление футболистами высокого уровня выносливости. Одной из ключевых проблем в спорте является проблема выносливости. Выносливость – это способность к результативному выполнению упражнения, преодолевая формирующуюся утомляемость. В основе проявления общей выносливости лежит совокупность функциональных свойств организма человека, которые составляют неспецифическую основу проявления выносливости к разным видам двигательной деятельности [41].

Это, прежде всего, вегетативные функции, в частности - производительность аэробного источника энергии. Например, возможности дыхательной системы человека относительно мало специфичны. Они в немногом зависят от внешней формы движений. Поэтому, если кто-то благодаря спортивной тренировке в беге значительно улучшит уровень своих аэробных возможностей, то это положительно скажется и на производительности выполнения других движений (ходьбы, гребли, бега на лыжах и т.п.). Этот неспецифичный, обобщенный уровень тренированности, который основывается на совершенствовании работы вегетативных систем организма, создает благоприятные условия для широкого переноса выносливости с одного вида двигательной деятельности на другой, что и дало основание определить данный вид выносливости как общая [41].

Для формирования общей выносливости чаще всего применяют упражнения, которые по своей структуре довольно далеки от соревновательных упражнений или профессиональных двигательных действий, но достаточно эффективны для совершенствования работы как сердечно-сосудистой, так и дыхательной систем. Например, кроссовый бег, гребля и прочие циклические упражнения [41]. 

Исследованием проблемы развития общей выносливости у спортсменов занимались К. Купер, Фар-фель B.C, Выдрин В.М, Бойко А.Ф,В.С. Ломан и др. Особенности занятия футболом как видом спорта получили освещение в трудах В. М. Селезнева, П. М. Ветроваи др.

Однако необходимость постоянного совершенствования системы подготовки спортсменов делает необходимым поиск новых средств, которые могут эффективно использоваться в тренировочном процессе футболистов для совершенствования системы их подготовки, повышения уровня развития различных физических качеств и двигательных способностей, в том числе, и общей выносливости. Что подтверждает актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования – теоретически и экспериментально выявить возможность развития общей выносливости у футболистов 11-12 лет посредством составленных комплексов упражнений, выполняемых на степ-платформе.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс футболистов 11-12 лет.

Предмет исследования – развитие общей выносливости у футболистов 11-12 лет посредством упражнений на степ-платформе.

Гипотеза исследования: предполагается, что развитие общей выносливости у футболистов 11-12 лет посредством составленных комплексов упражнений, выполняемых на степ-платформе, будет более эффективным.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы проблемы развития общей выносливости у футболистов 11-12 лет;

  2. Составить комплексы упражнений, выполняемые на степ-платформе, которые будут направлены на развитие общей выносливости у юных футболистов;

  3. Экспериментально проверить возможность развития общей выносливости у футболистов 11-12 лет посредством составленных комплексов упражнений, выполняемых на степ-платформе;

  4. Разработать практические рекомендации по развитию общей выносливости у футболистов 11-12 лет посредством составленных комплексов упражнений, выполняемых на степ-платформе;

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; тестирование; математико-статистический анализ полученных результатов.

Экспериментальная база исследования – муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Мурманска детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Феникс».

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе изучалась и обобщалась научно-методическая литература по проблеме исследования, были определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, подобраны методики исследования. Также был проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе был организован и проведен формирующий эксперимент, заключающийся в составлении комплексов упражнений, направленные на развитие общей выносливости и внедрении их в учебно-тренировочный процесс футболистов 11-12 лет.

На третьем этапе был проведен контрольный эксперимент, анализировались и обрабатывались полученные результаты экспериментального исследования, формировались общие выводы, оформлялись полученные результаты и материалы дипломной работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе, обобщении и систематизации данных научно-методической литературы по проблеме развития общей выносливости у футболистов 11-12 лет.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения составленных комплексов упражнений в учебно-тренировочном процессе футболистов, а также в других видах спорта для развития у спортсменов общей выносливости. Также нами были сформулированы практические рекомендации по развитию общей выносливости у футболистов 11-12 лет посредством упражнений, выполняемых на степ-платформе.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.









ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

1.1. История возникновения и характеристика футбола как вида спорта

Футбо́л (от англ. Foot – ступня, ball – мяч) – командный вид спорта, целью которого является произвести максимальное количество ударов в ворота соперников мячом ногами или другими частями тела (кроме рук). В настоящее время футбол является одним из самых популярных видов спорта в мире [48].

Отдельная футбольная игра носит название матч, который состоит из двух частей – таймов по 45 минут с перерывом в пятнадцать минуть между ними. По истечению перерыва команды меняются сторонами игрового поля.

Длительность тайма может быть скорректирована по договоренности. Однако, данной договорённости необходимо достичь до того как начнется матч, и она не должна противоречить правилам соревнования.

Перерыв между таймами указывается в регламенте соревнования и не превышает 15 минут.

Жеребьевка проводится перед началом матча (например, подбрасывание монеты). Команда, выигравшая жеребьёвку, определяет, в какие ворота она будет играть в первом тайме, вторая производит начальный удар. В следующем тайме команды осуществляют обмен воротами, и команда, выбиравшая ворота, выполняет начальный удар.

Футбольный судья – человек на игровом поле, задачей которого является следить за тем, чтобы футбольный матч проходил без нарушений правил игры и имеющий для этого все полномочия [24].

В футбол играют на поле с особым покрытием. Оно может быть как синтетическим, так и травяным. В игре участвуют две команды: в каждой от 7 до 11 человек.  Вратарь – единственный игрок в команде, который может играть руками в штрафной площади у ворот. Задачей данного игрока является защита своих ворот от нападений соперника. Свои задачи и позиции на поле имеют и остальные игроки. Защитники преимущественно располагаются на своей половине поля, их задача – защита своих ворот и противодействие нападающим игрокам команды соперника. Полузащитники действуют в середине поля, их задача –осуществлять помощь защитникам или нападающим в зависимости от игровой ситуации. Нападающие располагаются, преимущественно на половине поля соперника, основная задача – произвести максимальное количество ударов мячом в ворота соперника.

Цель игры – забить максимальное количество мячей в ворота соперника и защита своих ворот от голов противника. Матч выигрывает та команда, которая сумеет забить большее количество голов.

Если в течение двух таймов команды забили одинаковое количество мячей или фиксируется ничья, или победитель не выявляется согласно установленному регламенту матча, то в этом случае назначается дополнительное время для игры – ещё два тайма по 15 минут каждый.

Между основным и дополнительным временем матча командам предоставляется перерыв. Между дополнительными таймами перерыв игрокам предоставляется только на смену сторон игрового поля. Одно время в футболе существовало правило, по которому победителем объявлялась команда, первой забившая гол (правило «золотого гола») или выигрывавшая по окончании любого из дополнительных таймов (правило «серебряного гола»). В настоящий момент дополнительное время либо не играется вовсе, либо играется в полном объёме (2 тайма по 15 минут). Если по истечению дополнительного времени не удалось выявить победителя, проводится серия послематчевых пенальти, не являющихся частью матча: с расстояния 11 метров по воротам противника осуществляется по пять ударов. Если количество забитых пенальти у обеих команд будет равным, тогда пробиваются по одной паре пенальти, пока не будет выявлен победитель [24].



1.2. Анатомо-физиологические особенности детей 11-12 лет

Для каждого возрастного периода характерны количественно определенные морфологические и физиологические показатели. Измерение морфологических и физиологических показателей, характеризующих возрастные, индивидуальные и групповые особенности людей, называется антропометрией. Рост, вес, окружность грудной клетки, ширина плеч, жизненная емкость легких и сила мышц – все это основные антропометрические показатели физического развития [12].

Подростковый возраст охватывает период развития детей от 10-11 до 14-15 лет. Ключевым в формировании личности следует считать именно этот период, основным содержанием которого является переход от детства к взрослости, охватывающий все стороны развития растущего человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности. В период этого перехода возникает множество потребностей, которые невозможно удовлетворить в связи с недостаточной социальной зрелостью детей данного возраста. Как следствие это может вызвать раздражительность, капризность, негативизм, упрямство и так далее. Однако ряд таких симптомов проявляется далеко не у всех ребят подросткового возраста. Многие дети достаточно психологически безболезненно и легко преодолевают трудности, возникающие в переходный период. Это зависит от индивидуально-психических особенностей подростка и конкретных социальных условий [12].

Ведущей деятельностью для исследуемого возраста становится общественно-полезная деятельность во всех её формах (учебной, трудовой, спортивной и других). Именно в этой деятельности формируется центральное психическое новообразование подросткового возраста – «чувство взрослости», с которым тесно связаны все изменения в физическом и психологическом развитии детей среднего школьного возрата[42].

В период интенсивного роста снижается выносливость к физическим нагрузкам, наблюдается повышенная утомляемость, которая может быть причиной частых смен настроения, раздражительности, упрямства подростков. Важнейшую роль играет движение, умение управлять своим телом.

Вместе с тем, в период полового созревания в связи с ростом мышечной массы значительно увеличивается прирост силы и скоростно-силовых качеств. Продолжается совершенствование быстроты, а также общей и силовой выносливости, но в развитии ловкости наблюдается снижение темпов прироста [38].

Внимание детей, исследуемого возраста характеризуется возрастанием утомляемости, отличается повышенной произвольностью, неустойчивостью. При монотонной работе данные качества более ярко выражены. Часто утомляемость является причиной колебаний внимания, частых смен настроения, неустойчивости психических состояний и частых смен настроения. В период подросткового развития важнейшую роль приобретает волевая регуляция. Однако, появление воли у детей 11-12 лет очень часто противоречивы в связи с недостаточной социальной зрелостью и несформированностью мировоззрения подростка [12].

Значительное развитие во всех высших структурах ЦНС отмечается в среднем школьном возрасте. Период с 9-ти до 12-ти лет характеризуется резким увеличением взаимосвязей между различными корковыми центрами. В возрасте 10-12 лет усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры [40].

Формирование сенсорных систем организма заканчивается в среднем школьном возрасте. В 10-12 лет зрительная сенсорная система достигает функциональной зрелости. Глаза становятся соразмерными, то есть длина зрительной оси глаза соответствует преломляющей силе, и фокусирование лучей происходит непосредственно на сетчатке. Исчезает детская дальнозоркость. У подростка повышается острота зрения, улучшается бинокулярное зрение, расширяется поле зрения, совершенствуется различение цветовых оттенков. С возрастом растет пропускная способность зрительной сенсорной системы. Причём у девочек поле и пропускная способность больше, чем у мальчиков, а глазомер выражен хуже [40].

К 12-13-летнему возрасту созревание слуховой сенсорной системы завершается. В данном возрасте пороги слышимости звуков резко снижаются. Повышение остроты слуха позволяет хорошо дифференцировать звуковые раздражители, развивается музыкальный слух улучшается скорость и точность восприятия речи. Важное значение для формирования чувства времени у подростков имеет точность оценки протяжённости звучания различных сигналов и длительности звуковых интервалов. К 11-ти годам эта функция повышается. Пространственную ориентацию улучшает совершенствование бинаурального слуха.

Развитие двигательной сенсорной системы происходит непрерывно, значительно усиливаясь в возрасте от 7-8 до 13-15 лет, когда достигается оптимальный уровень ее развития [40].

Возрасту 11 лет характерно еще большее совершенствование деятельности всего организма. В данный период отмечается увеличение и интенсивный рост всех размеров тела – «второе вытягивание». К возрасту 12 лет достигается 86% от своего будущего роста. Именно в этот период проявляются признаки неравномерности роста частей организма, что и приводит к изменению пропорций тела. В возрасте 11 лет интенсивно развивается сила, вся мускулатура. Подростковый возраст – это этап активного совершенствования мышечной системы и двигательных функций.

Подросткам, исследуемого возраста, следует преимущественно совершенствовать все формы проявления бы­строты и координации движений. В данный период является достаточно благоприятным для развития координационных способностей.

Также данный возраст претерпевает и изменение морфологических показателей. Вес возрастает на 4-6 кг; окружность грудной клетки на 4-6 см, рост - на 4-6 см. Частота пульса 70 уд./мин. При работе увеличивается до 170-190 уд./мин, давление 105/70. До 11 лет – начальный этап роста физической работоспособности. Прирост в 11 лет до 3-4%.

В данном возрасте нарушается гармоническая взаимосвязь между сердцем и остальными органами и системами, так как нередко развитие сердца отстает от увеличения размеров тела, что в свою очередь влечет за собой головную боль, головокружение. Также в данный период развития имеет место быть такой показатель как юношеская гипертония. Максимальное кровяное давление при этом составляет 130-140 мм.рт. ст. В состояние утомления подросток впадает быстрее, чем взрослый. Сердце у детей подросткового возраста даже в условиях покоя работает более напряженно, чем у взрослых, но не смотря на данную особенность подростки обладают высокими функциональными возможностями дыхания и кровообращения, что в свою очередь является фундаментом для серьезной спортивной тре­нировки.

Одним из факторов, которые достаточно сильно ограничивают предельную мышечную работоспособность юных спорт­сменов, являются меньшие аэробные и анаэробные возможности. Аэробные возможности у детей подросткового возраста увеличиваются в большей степе­ни, чем анаэробные.

Реакция систем кровообращения и дыхания у подростков 12-летнего воз­раста на максимальные физические нагрузки зависит от биологического возраста. У подростков с дефективными стадиями развития вторичных по­ловых признаков по сравнению с подростками, у которых еще не завер­шился процесс полового созревания, отмечаются не только более высокие показатели работоспособности, но и более эффективные адаптивные реак­ции на максимальное физическое усилие: более быстрое врабатывание и восстановление [36].

С точки зрения спортивной подготовки этот возраст является решающим.

Именно в этот период развития формируется спор­тивный характер, достигается наибольший прирост в развитии силы, быстроты, ловкости, закладываются основы техники и тактики.


1.3. Характеристика общей выносливости как вид физического качества

Выносливость – это умение сопротивляться физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Критерием выносливости является время, в течение которого реализуется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (бег, плавание, ходьба и т.п.) измеряется минимальное время, затрачиваемое на выполнение заданной дистанции. В игровых видах физических упражнений и единоборствах измеряют время, в течение которого выполняется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), признаком выносливости является правильное по технике и стабильное выполнение двигательного действия. Различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость — это умение длительно выполнять работу умеренной интенсивности при максимальном функционировании мышечной системы. По-другому данный вид выносливости называют аэробной. Человек, который в состоянии выдержать длительный бег в умеренном темпе достаточно длительное время, может выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости [49].

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность как сердечно-сосудистой, так и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

В практике физического воспитания применяют огромное количество самых разных по форме физических упражнений циклического и ациклического характера, например бег на длительные дистанции, бег по пересеченной местности (кросс), езда на лыжах и велосипеде, бег на коньках, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7—8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения необходимо выполнять в зонах умеренной и большой мощности работ; продолжительность таких упражнений от нескольких минут до 60—90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц [49].

Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с умеренной и переменной нагрузкой; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод.

Для формирования общей выносливости чаще всего применяются циклические упражнения, продолжительность которых не менее 15-20 минут, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил [49].

Доступность. Сущность правила доступности в том, что нагрузка должна соответствовать индивидуальным возможностям занимающихся. Также необходимо учитывать особенности возрастного развития, пол и уровень общей физической подготовленности. После определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия се на организм занимающегося без ущерба для здоровья.

Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом задается системой и последовательностью воздействий нагрузки. Добиться положительных результатов в воспитании общей выносливости возможно только в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность тренировочных занятий. В работе с начинающими спортсменами дни тренировочных занятий по воспитанию выносливости обязательно должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега его необходимо сочетать с ходьбой, т.е. ходьба выступает как отдых перед очередным бегом.

Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузки. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться только в том случае, если нагрузка будет увеличиваться постепенно. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузочных требований и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо, прежде всего, определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140-150 уд/мин. Для школьников в возрасте 8-9 лет продолжительность работы 10-15 мин; 11-12 –15-20 мин; 14-15 лет – 20-30 мин [49].

Значительный эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем, стимулирующим функциональные перестройки сердечной деятельности. Повышается потребление кислорода, увеличивается ударный объем крови и т.д. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха. Если интенсивность работы выше критической (75-85% от максимума), а частота пульса к концу нагрузки 180 уд./мин, то повторная работа дается тогда, когда ЧСС снижается до 120-130 уд./мин. Длительность повторной работы 1-1,5 мин, характер отдыха – активный. Число повторений определяется возможностью поддержания достигнутого уровня МПК (3-5 повторений). Метод повторно-интервального упражнения используется в работе только с достаточно квалифицированными спортсменами. Его применение свыше 2-3 месяцев не рекомендуется [49].

Фитнес-клубы, спортивные оздоровительные центры и студии включают в занятие специальные программы по тренировке выносливости. Одновременно увеличились предложения по изготовлению различного оборудования, способствующего развитию данного качества. Уверенная походка, ловкость приносят удовлетворение от занятий, радость жизни, повышают чувство уверенности. Специальные тренировочные программы способствуют наращиванию мускулатуры, укреплению суставов, снижению риска получения травмы в быту и во время занятий физической культурой и спортом.



1.4.Особенности физической подготовки подростков 11-12 лет, занимающихся футболом

Актуальность проблемы физического воспитания детей, укрепления здоровья, гармоничного развития всех органов и систем организма детей,

освоение техники выполнения обширного комплекса физических упражнений, воспитания трудолюбия, формирование стойкого интереса к занятиям и т.д. в настоящее время несомненна.

В программе по виду спорта «Футбол» выделено четыре этапа спортивной подготовки – группы массового футбола, он же спортивно-оздоровительный этап, этап начальной подготовки (НП), учебно- тренировочный этап (УТ), этап спортивного совершенствования (СС).

Состав учебно-тренировочных группы (УТ) определяется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых детей подросткового возраста, которые прошли необходимую подготовку не менее 1 года и сумели выполнить контрольные нормативы по двум видам подготовки – общефизической (ОФП) и специальной (СФП). Перевод по годам обучения в группах УТ осуществляется только в том случае, если юный спортсмен сумел выполнить контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной подготовкам [36].

Минимальный возраст зачисления учащихся в спортивные школы по этапам подготовки представлен в таблице 1.

Таблица 1

Минимальный возраст зачисления учащихся в спортивные школы по этапам подготовки

Вид спорта



Этапы подготовки





Футбол

Начальной подготовки

Учебно-тренировочный

Спортивного совершенствования

1-й год

2-й год

3-й год

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

1-й год

2-й год

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет



Основными задачами учебно-тренировочного этапа в группах первого и второго года обучения являются: укрепление здоровья и закаливание организма юных спортсменов; воспитывать твердый и постоянный интерес к занятиям футболом; овладеть всевозможными техническими приемами, которые наиболее часто и эффективно будут использоваться в игре; обучить детей данного возраста основам индивидуальной, групповой и командной тактике игры в футбол; освоить процесс игры в соответствии с правилами футбола; участие в соревнованиях по футболу и выполнение требований III юношеского разряда; изучить простейшие теоретические аспекты о врачебном контроле, личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правилах игры в футбол [36].

Таблица 2

Примерный тематический план тренировочных занятий для учебно-тренировочных групп (11-12 лет)

Разделы подготовки

Год обучения



УТГ (1-2 й год обучения)

I. Теоретическая подготовка (в часах)

34

II. Практическая подготовка (в часах)


1

Общая физическая подготовка

184

2

Специальная физическая подготовка

146

3

Специальная техническая подготовка

170


Итого часов:

500


Всего часов:

534



Теоретическая подготовка осуществляется в форме бесед, лекций как вне спортивной тренировки, так и непосредственно в процессе занятия. Данный вид подготовки тесно связан с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. В УТ группах учебный теоретический материал распространяется на весь период обучения. Ознакомление с требованиями спортивных тренировок осуществляется в форме бесед непосредственно перед началом тренировочных занятий. Темами таких бесед, в зависимости от возраста, должны стать история физической культуры в целом, история футбола, методические особенности построения тренировочного процесса и закономерности подготовки к соревнованиям и т.д.

Общая физическая подготовка в учебно-тренировочной группе первого и второго года обучения направлена в основном на воспитание основных физических качеств, таких, как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. Применяют строевые упражнения, общеразвивающие упражнения с предметами и без, акробатические упражнения, подвижные игры и эстафеты, легкоатлетические упражнения [36].

Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития быстроты: упражнения для развития стартовой и дистанционной скорости, для развития скорости переключения от одного действия к другому, бег с «тенью» (повторение движений партнера, который выполняет бег с максимальной скоростью и с изменением направления), бег с изменением направления (до 180'). Тоже, но с ведением мяча. Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель). Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: приседания с отягощением (гантели, набивные мячи, мешочки с песком, диск от штанги, штанга для подростков и юношеских групп весом от 40 до 70% к весу спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением. Прыжки на одной и на двух ногах с продвижением, с преодолением препятствий. То же с отягощением. Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Прыжки в глубину. Спрыгивание (высота 40 - 80 см) с последующим прыжком вверх или рывком на 7 - 10 м. Беговые и прыжковые упражнения, осуществляемые в гору, по опилкам и песку; эстафеты с элементами прыжков, бега, переносом тяжестей. Подвижные игры типа «волк во рву», «челнок», «скакуны», «прыжковая эстафета» и т. Д [36].

Упражнения для развития специальной выносливости. Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. Тоже, но с ведением мяча. Переменный бег (несколько повторений в серии). Бег с переменной скоростью. Часто повторяемые специальные технико-тактические упражнения. Такие как, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек с ударами по воротам; с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками. Игровые упражнения с мячом большой интенсивности (трое против трех, трое против двух и т. д.). Двусторонние тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Игры с уменьшенным по численности составом.

Специальная техническая подготовка. Техника передвижения; удары по мячу ногой; удары по мячу головой; остановка мяча; ведение мяча; обманные движения (финты); отбор мяча; вбрасывание мяча.

Таким образом, проанализировав научно-методическую литературу, можно сделать вывод, что футбол – командный вид спорта, целью которого является произвести максимальное количество ударов в ворота соперников мячом ногами или другими частями тела (кроме рук). В настоящее время футбол является одним из самых популярных видов спорта в мире. Подростковый возраст – это период развития детей от 10-11 до 14-15 лет. Ключевым в формировании личности следует считать именно этот период, основным содержанием которого является переход от детства к взрослости, охватывающий все стороны развития растущего человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности.

Одной из важнейших двигательной способности футболистов является общая выносливость. Под общей выносливостью способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при максимальном функционировании мышечной системы.

Анализ образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта по футболу г. Мурманска показал, что на учебно-тренировочном этапе подготовки юных спортсменов основное внимание уделяется общей физической подготовке (184 часа), специальной (146 часов) и специальной технической (170 часов).

Современный уровень развития фитнес-индустрии, используемый ею новый инвентарь и предоставляемые возможности его использования, сделали возможным не только самостоятельное существование фитнесса как вида спорта, как оздоровительной системы тренировок, но и обусловили его проникновение в систему подготовки спортсменов разных видов спорта. Изучив систему подготовки футболистов, мы предлагаем внедрить в учебно-тренировочный процесс спортсменов 11-12 лет комплексы специальных упражнений, выполняемые на степ-платформе, для развития общей выносливости.



































ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

2.1. Цель, задачи, методы исследования

Цель исследования – теоретически и экспериментально выявить возможность развития общей выносливости у футболистов 11-12 лет посредством составленных комплексов упражнений, выполняемых на степ-платформе.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы проблемы развития общей выносливости у футболистов 11-12 лет;

  2. Составить комплексы упражнений, выполняемые на степ-платформе, которые будут направлены на развитие общей выносливости у юных футболистов;

  3. Экспериментально проверить возможность развития общей выносливости у футболистов 11-12 лет посредством составленных комплексов упражнений, выполняемых на степ-платформе;

  4. Разработать практические рекомендации по развитию общей выносливости у футболистов 11-12 лет посредством составленных комплексов упражнений, выполняемых на степ-платформе;

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; тестирование; математико-статистический анализ полученных результатов.

Анализ научно-методической литературы по проблеме развития общей выносливости у подростков 11-12 лет в футболе, их анатомо-физиологических особенностей, особенностей физической подготовки детей 11-12 лет, занимающихся футболом, позволил определить актуальность изучаемой проблемы, выявить состояние рассматриваемого вопроса с позиции современных взглядов и положений. Нами были изучены научные публикации, учебники, учебные пособия, в том числе и электронные ресурсы, а также нормативно-правовые документы муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Феникс».

Результаты осуществленного анализа научно-методических источников послужили основой для составления экспериментальных комплексов упражнений.

Педагогический эксперимент – проводился в естественных условиях учебно-тренировочного процесса на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Феникс».

В сентябре 2014 года нами был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня развития общей выносливости у подростков 11-12 лет, занимающихся футболом. Далее с октября 2014 года по апрель 2015 года был организован и проведен формирующий эксперимент, в рамках которого в учебно-тренировочный процесс детей учебно-тренировочной группы (экспериментальная группа) были внедрены комплексы упражнений, выполняемые на степ-платформе, направленные на развитие у них общей выносливости. В мае 2015 года мы провели контрольное тестирование с целью выявить уровень развития общей выносливости у испытуемых и проследить динамику его изменения в ходе эксперимента.

Также нами был использован такой метод исследования, как тестирование, используя который можно судить об уровне развития общей выносливости у подростков 11-12 лет. Посредством контрольных испытаний – «Гарвардский степ-тест», «6-ти минутный бег» и «бег 1000 м» в сентябре 2014 года мы выявили исходный уровень развития общей выносливости у футболистов 11-12 лет, а затем в мае 2015 года в результате проведения повторного тестирования мы проследили динамику в развитии общей выносливости у испытуемых.

Для обработки полученных результатов исследования использовался математико-статистический анализ полученных результатов. Достоверность разницы определялась с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок.

                                                                                               

 где  ,   — средние арифметические в эксперименталь­ной и контрольной группах,

 - стан­дартная ошибка разности средних арифметических. Находится из формулы:

   ,                              

где n1 и n2 соответственно величины первой и второй выборки.

Если n1=n2, то стандартная ошибка разности средних арифметических будет считаться по формуле:

                                         

где n величина выборки.

Подсчет числа степеней свободы осуществля­ется по формуле:

k = n1 + n2 – 2.                                                                                     

При численном равенстве выборок k = 2n - 2.

2.2. Методики исследования

С целью выявления уровня развития общей выносливости у подростков 11-12 лет, занимающихся футболом, нами были использованы следующие методики исследования, позволяющие определить уровень развития данного качества у испытуемых.

Для оценки уровня развития общей выносливости нами был применен комплекс контрольных испытаний: «Гарвардский степ-тест», «6-ти минутный бег», «бег 1000 м».

  1. «Гарвардский степ-тест»[36] :

Материал и оборудование: метроном, секундомер.

Процедура исследования: физическая нагрузка задается в виде восхождений на ступеньку. Высота ступеньки и время выполнения теста зависят от возраста, пола и физического развития занимающегося. Спортсменам 11-12 лет предлагается на протяжении трех минут совершать восхождение на ступень высотой 35 см с частотой 30 раз в одну минуту. Каждое восхождение и спуск складываются из четырех двигательных компонентов. При подъеме и спуске на ступень руки выполняют привычные для ходьбы движения. При выполнении тестирования можно несколько раз изменить положение ног, с которой начинается подъем. Для строгого дозирования частоты восхождений па ступеньку и спуска с нее используется метроном, частоту которого устанавливают равной 120 уд/мин. В этом случае каждое движение будет соответствовать одному удару метронома. После окончания тестирования занимающийся отдыхает сидя. Начиная со второй минуты у спортсмена по 30-секундным отрезкам времени 3 раза подсчитывается ЧСС: с 60-й до 90-й, со 120-й до 150-й и с 180-й до 210-й секунды восстановительного периода. Значения этих трех подсчетов суммируются и умножаются на 2. Результаты контрольного тестирования выражаются в условных единицах в виде индекса гарвардского степ-теста (ИГСТ).


Оценивание уровня развития общей выносливости:

Таблица 3

Оценка уровня развития общей выносливости по результатам теста «гарвардский степ-тест»

ИГСТ

Оценка физической работоспособности

Меньше 55

Плохо

От 55 до 64

Ниже среднего

От 65 до 79

Средне

От 80 до 89

Хорошо

От 90 и больше

Отлично



  1. «6-ти минутный бег»[36]:

Материал и оборудование: секундомер.

Процедура исследования: испытуемый по команде «На старт» становится в положение высокого старта у стартовой черты. После этого следует команда «Марш». Испытуемый должен бежать с максимальной скоростью, стремясь преодолеть максимальное расстояние за 6 минут. Пройденная дистанция тщательно измеряется. Результат – пройденная длина дистанции в метрах за 6 минут.



Оценивание уровня развития общей выносливости:

Таблица 4

Оценка уровня развития общей выносливости по результатам теста «6-ти минутный бег»

Возраст

Дистанция, м (мальчики)

11-12 лет

удовлетворительно

хорошо

отлично

1090 м

1200 м

1310 м



  1. «Бег 1000 м» [36]:

Материал и оборудование: секундомер.

Процедура исследования: испытуемый по команде «На старт» становится в положение высокого старта у стартовой черты. После этого следует команда «Марш». Испытуемый должен бежать с максимальной скоростью, стремясь преодолеть расстояние 1000 м за как можно меньшее время. Пройденная дистанция тщательно измеряется. Результат – время, за которое была пройдена дистанция 1000 м.

Оценивание уровня развития общей выносливости:

Таблица 5

Оценка уровня развития общей выносливости по результатам теста «бег 1000 м»

Возраст

Дистанция, мин (мальчики)

11-12 лет

удовлетворительно

хорошо

отлично

5,00

4,40

4,20




2.3. Организация исследования

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2014 года по май 2015 года на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Феникс».

В сентябре 2014 года нами был проведен констатирующий эксперимент с целью определить исходный уровень развития общей выносливости у подростков 11-12 лет, занимающихся футболом. По его результатам были определены контрольная и экспериментальная группы по 10 человек в каждой (мальчики). Также на данном этапе на основе изучения литературных источников нами были составлены экспериментальные комплексы упражнений, выполняемые на степ-платформе, направленные на развитие общей выносливости у спортсменов учебно-тренировочной группы первого и второго годов обучения.

С октября 2014 года по апрель 2015 года нами был организован и проведен формирующий эксперимент, который заключался во внедрении экспериментальных комплексов упражнений в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы футболистов учебно-тренировочной группы. В контрольной группе учебно-тренировочный процесс был построен на основе традиционной учебно-тренировочной программы, где для развития общей выносливости применяются повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений, переменный бег (несколько повторений в серии), бег с переменной скоростью, часто повторяемые специальные технико-тактические упражнения, игровые упражнения большой интенсивности с мячом (трое против трех, трое против двух и т. д.). Двусторонние тренировочные игры с увеличенной продолжительностью, игры с уменьшенным по численности составом.

В мае 2015 года было проведено контрольное тестирование с целью определить уровень развития общей выносливости у футболистов учебно-тренировочной группы первого и второго годов обучения контрольной и экспериментальной групп, выявить динамику изменения исследуемой способности и определить эффективность составленных комплексов упражнений, выполняемых на степ-платформе.


2.4. Экспериментальные комплексы упражнений, направленные на развитие общей выносливости у футболистов 11-12 лет

На основе анализа образовательных программ учебно-тренировочных занятий по виду спорта «Футбол», научно-методической литературы нами были составлены экспериментальные комплексы упражнений, выполняемые на степ-платформе и направленные на развитие общей выносливости у футболистов учебно-тренировочных групп первого и второго годов обучения.

При составлении экспериментальных комплексов упражнений учитывался возраст занимающихся, их анатомо-физиологические особенности и уровень физической подготовленности. Каждый комплекс упражнений включает в себя от 12 до 15 упражнений. Экспериментальные комплексы внедрялись в систему подготовки футболистов один раз в неделю. Занятие имело традиционную трехчастную структуру и включало в себя подготовительную, основную и заключительную части.

В подготовительной части занятия выполнялись общеразвивающие упражнения, направленные на подготовку основных мышечных групп. Особое внимание уделялось подготовке голеностопного сустава, т.к. именно на этот сустав приходится наибольшая нагрузка. В основной части занятия использовались разработанные комплексы упражнений. В заключительной – упражнения на растягивание и расслабление.

Нами были составлены комплексы упражнений, выполняемые на степ-платформе и направленные на развитие общей выносливости (Приложение 1,2). Упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать технику безопасности. Вся поверхность стопы размещается на степ-платформе. Форма одежды – обувь с хорошо фиксированной, нескользящей подошвой. Высота степ-платформы регулировалась от степени овладения таким видом физического качества, как общая выносливость.



























ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

    1. Анализ результатов исследования на констатирующем этапе эксперимента

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2014 года по май 2015 года на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Феникс».

В сентябре 2014 года нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось определить исходный уровень развития общей выносливости у футболистов 11-12 лет, посредством методик исследования «6-ти минутный бег», «Гарвардский степ-тест», «Бег 1000 м». По результатам констатирующего эксперимента были определены контрольная и экспериментальная группы по 10 человек в каждой.

Результаты тестирования на констатирующем этапе исследования контрольной группы представлены в таблице 6.

Таблица 6.

Уровень

Методика

Низкий

Средний

Высокий

Кол-во

чел.

%

Кол-во

чел.

%

Кол-во чел.

%

«Гарвардский степ-тест»

2

20

6

60

2

20

«6-ти минутный бег»

0

0

8

80

2

20

«Бег 1000 м»

2

20

7

70

1

10


Из таблицы 6 видно, что по результатам тестирования «Гарвардский степ-тест» 20 % испытуемых обладают низким уровнем развития общей выносливости, 60 % – средним, 20 % – высоким. По результатам тестирования «6-ти минутный бег» 80 % испытуемых обладают средним уровнем развития общей выносливости, 20 % – высоким. По результатам тестирования «Бег 1000 м» 20 % испытуемых обладают низким уровнем развития общей выносливости, 70 % – средним, 10 % – высоким (см. рис.1).

Рис.1. Показатели уровня развития общей выносливости у футболистов 11-12 лет контрольной группы на констатирующем этапе

Результаты тестирования на констатирующем этапе исследования экспериментальной группы представлены в таблице 7.

Таблица 7.

Уровень

Методика

Низкий

Средний

Высокий

Кол-во

чел.

%

Кол-во

чел.

%

Кол-во чел.

%

«Гарвардский степ-тест»

1

10

7

70

2

20

«6-ти минутный бег»

1

10

7

70

2

20

«Бег 1000 м»

1

10

8

80

1

10


Из таблицы 7 видно, что по результатам тестирования «Гарвардский степ-тест» 10 % испытуемых экспериментальной группы обладают низким уровнем развития общей выносливости, 70 % – средним, 20 % – высоким. По результатам тестирования «6-ти минутный бег» 10 % испытуемых обладают низким уровнем развития общей выносливости, 70 % – средним , 20 % – высоким. По результатам тестирования «Бег 1000 м» 10 % испытуемых обладают низким уровнем развития общей выносливости, 80 % – средним, 10 % – высоким (см. рис.2).

Рис.2. Показатели уровня развития общей выносливости у футболистов 11-12 лет экспериментальной группы на констатирующем этапе

Достоверность результатов показателей уровней развития общей выносливости контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента определялась с помощью t-критерия Стьюдента (см. табл. 8).

Таблица 8.

Достоверность результатов показателей уровней развития общей выносливости контрольной и экспериментальной групп




 

«Гарвардский степ-тест»

«6-ти минутный бег»

«Бег 1000 м»

 

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

 

68

68

1240

1230

4,57

4,46

 

66

72

1080

1290

4,43

4,53

 

72

69

1300

1300

4,54

4,16

 

76

65

1290

1280

4,51

4,58

68

61

1270

1250

4,59

5,05

66

81

1260

1350

4,52

4,52

72

73

1340

1240

4,23

4,54

76

70

1210

1260

5,06

4,48

68

59

1350

1210

4,56

5,10

66

83

1250

1360

4,42

4,56

Х

69,8

70,1

1259

1277

4,54

4,6

Δ

-0,3

-18

-0,06

t

0,1

0,6

0,5

p

0,05

0,05

0,05



Различия в группах недостоверны. Главное условие проведения эксперимента выполнено – отсутствие различий показателей уровней развития общей выносливости в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе исследования.



    1. Анализ результатов исследования на формирующем этапе эксперимента

В мае 2015 года нами было проведено контрольное тестирование с целью выявить динамику уровня развития общей выносливости у детей 11-12 лет, занимающихся футболом, посредством методик исследования, описанных нами ранее в параграфе 2.2.

Результаты тестирования на формирующем этапе исследования контрольной группы представлены в таблице 9.

Таблица 9

Показатели уровня развития общей выносливости

у футболистов контрольной группы после эксперимента

Уровень

Методика

Низкий

Средний

Высокий

Кол-во

чел.

%

Кол-во

чел.

%

Кол-во чел.

%

«Гарвардский степ-тест»

1

10

6

60

3

30

«6-ти минутный бег»

0

0

6

60

4

40

«Бег 1000 м»

1

10

7

70

2

20


Из таблицы 9 видно, что по результатам тестирования «Гарвардский степ-тест» 10 % испытуемых обладают низким уровнем развития общей выносливости, 60 % – средним, 30 % – высоким. По результатам тестирования «6-ти минутный бег» 60 % испытуемых обладают средним уровнем развития общей выносливости, 40 % – высоким. По результатам тестирования «Бег 1000 м» 10 % испытуемых обладают низким уровнем развития общей выносливости, 70 % – средним, 20 % – высоким (см. рис.3).

Рис.3. Показатели уровня развития общей выносливости у футболистов 11-12 лет контрольной группы на формирующем этапе

Результаты тестирования на формирующем этапе исследования экспериментальной группы представлены в таблице 10.

Таблица 10

Показатели уровня развития общей выносливости

у футболистов экспериментальной группы после эксперимента

Уровень

Методика

Низкий

Средний

Высокий

Кол-во

чел.

%

Кол-во

чел.

%

Кол-во чел.

%

«Гарвардский степ-тест»

0

0

5

50

5

50

«6-ти минутный бег»

0

0

3

30

7

70

«Бег 1000 м»

0

0

5

50

5

50


Из таблицы 10 видно, что по результатам тестирования «Гарвардский степ-тест» 50 % испытуемых обладают средним уровнем развития общей выносливости, 50 % – высоким. По результатам тестирования «6-ти минутный бег» 30 % испытуемых обладают средним уровнем развития общей выносливости, 70 % – высоким. По результатам тестирования «Бег 1000 м» 50 % испытуемых обладают средним уровнем развития общей выносливости, 50 % – высоким (см. рис.4).


Рис.4. Показатели уровня развития общей выносливости у футболистов 11-12 лет экспериментальной группы на формирующем этапе







    1. Динамика результатов исследования

В ходе педагогического эксперимента с целью выявления уровня развития общей выносливости у футболистов 11-12 лет нами были проведены контрольные тестирования (сентябрь 2014 года, май 2015 года), проанализировав и сравнив результаты которых, можно проследить следующую динамику (см. табл. 11, 12, рис. 5, 6).

Таблица 11

Динамика уровня развития общей выносливости у футболистов контрольной группы

Группа

Уровни

Методики исследования

«Гарвардский степ-тест»

«6-ти минутный бег»

«Бег 1000 м»

До

Низкий

20 %

0%

20%

Средний

70 %

80 %

70%

Высокий

10 %

20%

10%

После

Низкий

10 %

0 %

10 %

Средний

60 %

60 %

70 %

Высокий

30 %

40 %

20 %


Сравнительный анализ полученных данных спортсменов контрольной группы до и после эксперимента позволил выявить следующую динамику. По результатам тестирования «Гарвардский степ-тест» количество занимающихся с высоким уровнем развития общей выносливости увеличилось на 20 %, со средним уровнем развития – уменьшилось на 10 %, а с низким уровнем развития общей выносливости уменьшилось на 10 %.

По результатам тестирования «6-ти минутный бег» количество футболистов контрольной группы со средним уровнем развития общей выносливости сократилось на 20 %, с высоким уровнем увеличилось на 20 %.

По результатам тестирования «Бег 1000 м» количество спортсменов контрольной группы с низким уровнем развития исследуемого физического качества уменьшилось на 10 %, со средним осталось неизменным, с высоким уровнем увеличилось на 10 % (см. табл. 11, рис. 5).

Рис. 5. Динамика уровня развития общей выносливости у футболистов контрольной группы

Таблица 12

Динамика уровня развития общей выносливости у футболистов экспериментальной группы

Группа

Уровни

Методики исследования

«Гарвардский степ-тест»

«6-ти минутный бег»

«Бег 1000 м»

До

Низкий

10 %

10%

10%

Средний

70 %

70 %

80%

Высокий

20 %

20%

10%

После

Низкий

0 %

0 %

0 %

Средний

50 %

30 %

50 %

Высокий

50 %

70 %

50 %


Сравнительный анализ полученных данных спортсменов экспериментально группы до и после эксперимента позволил выявить следующую динамику. По результатам тестирования «Гарвардский степ-тест» количество занимающихся с высоким уровнем развития общей выносливости увеличилось на 30 %, со средним уровнем развития – уменьшилось на 20 %, а с низким уровнем развития общей выносливости уменьшилось на 10 %.

По результатам тестирования «6-ти минутный бег» количество футболистов контрольной группы со средним уровнем развития общей выносливости сократилось на 40 %, с высоким уровнем увеличилось на 50 %, с низким уровнем развития общей выносливости количество испытуемых сократилось на 10 %.

По результатам тестирования «Бег 1000 м» количество спортсменов контрольной группы с низким уровнем развития исследуемого физического качества уменьшилось на 10 %, со средним уровнем развития сократилось на 30 %, с высоким уровнем увеличилось на 40 % (см. табл. 12, рис. 6).


Рис. 6. Динамика уровня развития общей выносливости у футболистов экспериментальной группы

После окончания педагогического эксперимента мы выявили достоверность полученных результатов посредством t-критерия Стьюдента. Поскольку tКрдля p≤0.05 равно 2.05, а tКр для p≤0.01 равно 2.76, то полученные значения tЭмпнаходятся в зоне значимости, а значит разница результатов контрольной и экспериментальной групп после проведения эксперимента является достоверной.

Таблица 13

Достоверность полученных результатов после проведения эксперимента

Название тестирования

«Гарвардский степ-тест»

«6-ти минутный бег»

«Бег 1000 м»

Значение tЭмп

3,2

2,4

2,1

Достоверность

при 99,9% - ном уровне значимости

при 95% - ном уровне значимости

при 95% - ном уровне значимости


Таким образом, в результате проведенного педагогического эксперимента гипотеза исследования подтвердилась.


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение научно-методической литературы и проведенная экспериментальная работа подтвердили актуальность темы исследования. В ходе исследования нами были решены все поставленные задачи.

Были изучены теоретические основы проблемы развития общей выносливости у футболистов 11-12 лет. Одним из важнейших физических качеств у футболистов является выносливость. Выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при максимальном функционировании мышечной системы. Возраст 6-7 лет является сензитивным для развития равновесия.

С сентября 2014 года по май 2015 года нами был проведен педагогический эксперимент на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Феникс». Его целью было теоретически и экспериментально выявить возможность развития общей выносливости у футболистов 11-12 лет посредством составленных комплексов упражнений, выполняемых на степ-платформе.

В рамках дипломной работы были составлены комплексы упражнений для развития общей выносливости у футболистов учебно-тренировочной группы первого года обучения, выполняемые на степ-платформе. Данные комплексы были внедрены в тренировочный процесс спортсменов экспериментальной группы с октября 2014 года по май 2015 года. В мае 2015 года нами было проведено контрольного тестирование с целью выявить динамику уровня развития общей выносливости у футболистов контрольной и экспериментальной групп. Результаты проведенного формирующего эксперимента показали значительный прирост уровня развития общей выносливости экспериментальной группы спортсменов по результатам трех тестирований.

Достоверность разности между результатами двух групп испытуемых была доказана с помощью t-критерия Стьюдента. Что подтвердило выдвинутую гипотезу, а именно: предполагается, что развитие общей выносливости у футболистов 11-12 лет посредством составленных комплексов упражнений, выполняемых на степ-платформе, будет более эффективным.

В процессе проведения педагогического эксперимента нами были составлены комплексы упражнений, выполняемые на степ-платформе и направленные на развитие общей выносливости у футболистов учебно-тренировочной группы первого года обучения. А также сформулированы практические рекомендации по применению этих комплексов упражнений. Данные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности тренеров-преподавателей Мурманской области.


















ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

На основе анализа научно-методической литературы, программ учебно-тренировочных занятий, а также проведенного опытно-экспериментального исследования нами были разработаны практические рекомендации по применению комплексов упражнений настеп-платформе, направленных на развитие общей выносливости у футболистов 11-12 лет:

  1. Комплексы упражнений, выполняемые на спет-платформе, необходимо проводить систематически, увеличивая сложность упражнений по мере повышения подготовленности детей;

  2. Учитывать психологические и возрастные особенности и возможности детей, их индивидуальные качества;

  3. Составлять и подбирать комплексы упражнений в зависимости от целей учебно-тренировочного занятия;

  4. Начинать занятия с использованием комплексов упражнений для развития общей выносливости на степ-платформе необходимо с разминки;

  5. Разработанные комплексы упражнений использовать в основной части занятия. Длительность основной части 25 минут;

  6. При выполнении упражнений стопы необходимо размещать таким образом, чтобы пятка не свисала с платформы, стопы строго параллельно, колени в полусогнутом положении;

  7. Высоту платформы варьировать от степени развития такого физического качества, как выносливость;

  8. С целью безопасности на занятиях необходимо использовать гимнастические маты;

  9. Для выполнения упражнений необходима обувь с хорошо фиксированной пяткой, подошва не должна скользить;

  10. С осторожностью применять комплекс упражнений после перенесенных травм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анатомия человека [Текст]: в 2-х.т.Т.I/ под ред. Сапина М.Р. – М.: Медицина, 1993. – 542 с.

  2. Барышева, Т.Д. Эмоционально-волевая сфера личности [Текст]: методические рекомендации / Авт. – сост. Т.Д. Барышева. – Мурманск: МГПУ, 2007. – 60 с.

  3. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – 524 с.

  4. Безруких, М.М. Возрастная физиология [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 416 с.

  5. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст]: учебное пособие / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 2006. – 146 с.

  6. Блинов, Н.Г. Практикум по психофизиологической диагностике [Текст]: учебное пособие / Н.Г. Блинов, Л.Н. Игишева. – М.: ФиС, 2000. – 140 с.

  7. Бутин, И.М. Развитие физических способностей детей [Текст] / И.М. Бутин, А.Д. Викулов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 464 с.

  8. Викулов, А.Д. Развитие физических способностей детей [Текст] / А.Д. Викулов, И.М. Будин. – Ярославль: Гринго, 2008. – 296 с.

  9. Вихров, К.Л. Физическая подготовка юных футболистов [Текст]: учебное пособие / К.Л. Вихров М.: Просвещение, 2000. – 196 с.

  10. Волкова, Л. М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств школьников Текст: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Волкова Л. М. – М., 2003. – 33 с.

  11. Гамза, Н.А. Функциональные пробы в спортивной медицине [Текст] / Н.А. Гамза, Г.Р. Солянко, Т.В. Жукова. – М.: БГУФК, 2010. – 59 с.

  12. Гандельсман, А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста [Текст]: учебное пособие / А.Б. Гандельсман, Д.М. Смирнов. – М.: Просвещение, 1986. – 87-105с.

  13. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.

  14. Дипломные работы [Текст]: учебно-методическое пособие по подготовке, оформлению и защите выпускных квалификационных работ / отв. ред. С.А. Чайников. – Мурманск: МГГУ, 2011. – 102 с.

  15. Джус, О.Н. Инструкция по составлению целевых программ подготовки сборных и клубных профессиональных команд по футболу [Текст]: учебное пособие /  О.Н. Джус. – К.: Научно-методический (технический) комитет Федерации футбола, 2001. – 30с. 

  16. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры [Текст]: курс лекций / И.В. Еркомайшвили. – Екатеринбург, 2004. – 192 с.

  17. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов /  Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. – М: Издательский центр «Академия», 2004. – 213 с.

  18. Заорицкий, В.М. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Л.М. Матвеева, А.Д. Новикова. – М.: ФИС, 1984. – 440с.

  19. Иванов, В.В. Методы совершенствования специальной выносливости футболистов [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук / В.В. Иванов. – М: Издательский центр «Академия», 2000. – 32с. 

  20. Клочко, В.Е. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / В.Е. Клочко. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

  21. Кофман, П.К. Настольная книга учителя физической культуры Текст / П.К. Кофман. – М.: Физкультура и спорт., 2008. – 146 с.

  22. Красноперова, Н.А. Возрастная анатомия и физиология [Текст] / Н.А. Красноперова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 214 с.

  23. Курамшин, Ю.В. Теория и методика физической культуры[Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

  24. Кулбаков, П.Н. Характеристика футбола, как игрового вида спорта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kylbakov.ru/ Harakteristika futbola kak igrovogo vida sporta, свободный. – (Дата обращения: 23.12.2014).

  25. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] / Б.Х. Ланда. - М.: Просвещение, 2005. – 98 с.

  26. Любимова, З.В. Возрастная физиология [Текст] / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 304 с.

  27. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст] / В.И. Лях. – М.: ФиС, 1998. – 204 с.

  28. Максименко, А. М. Основы теории и методики физической культуры Текст / А. М. Максименко. – М.: Физкультура и спорт., 2009. – 165 с.

  29. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Максименко. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 165 с.

  30. Матвеев, Л.П. Введение в теорию физической культуры [Текст]: учебное пособие для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1983. – 128 с.

  31. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебник для институтов физкультуры / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 190 с.

  32. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков [Текст] / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. - М.: Академия, 2000. – 279 с.

  33. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера [Текст] / Н.Г. Озолин. – М.: Изд-во «Астрель», 2002. – 864 с.

  34. Основы математической статистики [Текст]: учеб пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. В.С. Иванова. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 176 с.

  35. Попов, Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике [Текст] / Е.Г. Попов. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 72 с.

  36. Программа спортивной подготовки по виду спорта футбол [Текст]. – Мурманск, 2011. – 31 с.

  37. Развитие выносливости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.magma-team.ru/razvitie-vynoslivosti, свободный. – (Дата обращения: 07.10.2014).

  38. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст]: учебное пособие / Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 1990. – 9с.

  39. Сиротин, О.С. Методология и теория спортивных способностей [Текст] / О.С. Сиротин // Теория и практика физической культуры, 2000. − № 4. − С. 60-63.

  40. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная [Текст]: учебное пособие / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Тера – спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 421-440с.

  41. Способы развития выносливости футболистов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dush-pol.ru/metodicheskaya-kopilka.sposoby-razvitiya-vynoslivosti-futbolistov, свободный. – (Дата обращения: 07.10.2014).

  42. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры [Текст]: учебное пособие / Н.Б. Стамбулова. – СПБ: «Центр Карьеры», 1999. – 121-130с.

  43. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001. - 368с.

  44. Тимашова, Н.Р. Показатели физического развития российских школьников [Текст]. – Зеленый мир. – 2004. - № 5-6. – С. 11-13.

  45. Физическая культура [Текст]: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений, 6 изд., перераб. / Под ред. В.Д. Дашинорбоева. – Улан-Удэ: Из-во ВСГТУ, 2007. – 229 с.

  46. Физкультура и спорт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru.fizkultura.futbol, свободный. – (Дата обращения: 14.10.2014).

  47. Филин, В.П. Возрастные основы физического воспитания [Текст] / В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 219 с.

  48. Электронная энциклопедия википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org, свободный. – (Дата обращения: 17.12.2014).

  49. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 408 с.

  50. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание школьников [Текст] / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А Шишкина. – М. Академия, 2002. – 176с.




22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!