СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя малая родина

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности, познавательных экскурсий, творческих работ,  олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ учащихся, интеллектуальных клубов и т.п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии  с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Просмотр содержимого документа
«Моя малая родина»

Пояснительная записка.


Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности, познавательных экскурсий, творческих работ, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ учащихся, интеллектуальных клубов и т.п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено в нашем общеобразовательном учреждении детским клубом «Моя малая родина».

Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся под редакцией А.Я.Данилюка, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения, Областного базисного учебного плана, на основе Концепции краеведческого образования в Белгородской области.

Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего посёлка, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.

Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.

Теоретические и практические занятия должны проводиться с использованием новейших методик и технологий.

Программа духовно-нравственной деятельности предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.

Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, посёлок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего насе­ленного пункта, как опорного края России;

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вы­членением отдельных деталей повседневного бытия конкретной мест­ности;

- изучение проблем развития края (населенного пункта);

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование личностно-ценностного отно­шения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование толерантности и толерантного поведения в ус­ловиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурно­сти региона;

- укрепление семейных связей:

заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;

наличие богатых возможностей для большого количества уча­щихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы роди­телей, бабушек и дедушек, других родственников;

изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писате­лей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;

совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между пред­ставителями разных поколений в семье);

формирование экологической культуры, способности само­стоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к ок­ружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познава­тельной деятельности;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины через тематические акции НОУ;

- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реали­зацию культуротворческой инициативы.

Программа рассчитана на школьников среднего возраста для 5-го класса. Продолжительность реализации программы в первый год обучения (учащиеся 5 класса) включает периоды с сентября 2012 года по май 2013 года. Программа реализуется при двухчасовом режиме работы в неделю, всего 70 часов, продолжительность занятия – 45 минут.

Программа состоит из 5крупных раздела:

1.История моей семьи;

2.История своего поселка;

3. Поселок во времена Великой отечественной войны

4.Прохоровский район сегодня, символы района

5.Природа нашего края

Формы и виды деятельности

  • игровая;

  • познавательная;

  • краеведческая;

  • сюжетно - ролевые игры;

  • просмотр мультфильмов;

  • посещение выставочных залов и музеев;

  • походы в кинотеатр;

  • конкурсы;

  • посещение библиотек;

  • праздники.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям духовно-нравственного воспитания, нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.


У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- морального сознания , способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;


Формы учета оценки планируемых результатов


  1. Опрос

  2. Наблюдение

  3. Диагностика:

  • нравственной самооценки;

  • этики поведения;

  • отношения к жизненным ценностям;

  • нравственной мотивации.

  1. Анкетирование учащихся и родителей


Содержание программы.

Содержание разработанной программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителю предлагается дать собственный подход в части структурирования материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, данная программа содействует сохранению единого образовательного и воспитательного пространств, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению всего курса, формированию ключевых компетенций.

Программа выполняет две функции:

- информационно-методическая функция - позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;

- организационно - планирующая функция - предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

- признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта, рачительных хозяев;

- выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.

В содержании:

- изложение содержания с территориально - хронологических позиций;

- понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.

Следовательно, курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их НРК), содержание программы духовно-нравственного направления при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;

- несводимость данного курса к содержанию ни одного другого школьного предмета (окружающий мир, география, история и др.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения региона как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

- принципиальное различие содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населённого пункта;

- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, посёлка, улицы, дома;

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона

- обращение к реалиям повседневной жизни белгородцев, решение воспитательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого курса.

В организации:

- реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;

- придание особой роли наглядности в реализации программы в ау­диторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

- вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспе­диции (археологические, экологические, геологические, этнографиче­ские, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристи­ческие походы.

Программа курса духовно-нравственного направления в ходе внеурочной деятельности средних школьников детского клуба «Моя малая родина», представлена в виде семи блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.

1. История моей семьи (15 часов).

2. История своего посёлка (18 часов).

3.Поселок во времена Великой отечественной войны (15ч)

4.Прохоровский район сегодня, символы района (7ч)

5 Природа нашего поселка.(16ч)

Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает практическую часть.

Планируемые результаты.

В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающиеся должны:

Знать/понимать:

  • родословную своей семьи

  • историю своего населённого пункта, различных учреждений

  • историю народов, проживающих в своём крае и их традиции

  • основные краеведческие термины и понятия

  • администрацию района и своего населённого пункта, правительство, губернаторабелгородской области, значения официальных символов

  • основные этапы и ключевые события истории с древности до наших дней

  • изменения природной среды в результате деятельности человека

  • особенности природы, населения

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства

  • природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей

Уметь:

  • рассказывать о важнейших событиях истории своего населенного пункта

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы

  • работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию

  • описывать традиции народов своего края

  • показывать на карте границы белгородской области

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов

  • составлять краткую характеристику родного населённого пункта,

  • работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проведения самостоятельного поиска информации

  • понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни

  • ориентирования на местности и чтения карт

  • учёта фенологических наблюдений в природе своей местности

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий

  • высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Тематическое планирование.


1. История моей семьи (15 часов).

Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи.

Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.

Традиции семьи.

Составление древа семьи.

Исследование старых фотографий и их анализ.

Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего посёлка.

Изучение традиций семьи и их описание.

2. История своего посёлка (18 часов).

История возникновения посёлка. История школы и других учреждений посёлка.

Народы, заселяющие населённый пункт. Традиции народов, живущих в посёлке.

Посещение музея.

Изучение материалов об истории школы и других учреждений населённого пункта

Изучение и описание традиций народов, живущих в посёлке.

3.Поселок во времена Великой отечественной войны (15 часов).

История возникновения посёлка.

Курская битва

Освобождение Прохоровки

Практические работы.

1) Посещение Звонницы

2)Изучение памятников на комплексе «Звонница».

4. Прохоровский район сегодня, символы района (7 часов).

Мой дом на карте Мира. Географическое положение района.

Изучение символики района.

Проект «Герб твоей семьи»

Творческий проект-конкурс « Гимн нашего класса»

Заочная экскурсия по улицам района ( творческий проект Моя улица)

5. Природа нашего края(16ч).

Внутренние воды Прохоровского района. Родники Прохоровского района. Святые источники Прохоровского района их значение. Экскурсия на святой источник Кострома. Красота родной природы в реальной жизни и в пейзажах художников п. Прохоровка. Человек и природа Экологические проекты «Лес как природный комплекс», «Особо охраняемые территории Прохоровского района»,

Климат и погода.История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания.

Календарно-тематическое планирование

5 класс

Название темы

Дата проведе-ния

Форма деятельности

Кол-во часов

По плану

Факт.

Раздел1 История моей семьи (15ч)



1

Моя родословная



Познавательная беседа.

1

2

Моя родословная



Познавательная беседа.

1

3

Генеалогическое дерево семьи



Рисунки

1

4

Старые фотографии рассказали



Познавательная беседа.

1

5

Старые фотографии рассказали



Рассказ. Беседа.

1

6

Вклад семьи в развитие своего края



Рассказ

1

7

Традиции семьи



Рассказ.

1

8

Традиции своей семьи



Круглый стол

1

9

Традиции своей семьи



Познавательная беседа.

1

10

Составление древа семьи



Творческое задание

1

11

Составление древа семьи



Творческое задание

1

12

Исследование старых фотографий



Познавательная беседа.

1

13

Исследование старых фотографий



Познавательная беседа. Творческое задание

1

14

Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего посёлка.



Познавательная беседа.

1

15

Изучение традиций семьи и их описание.



Познавательная беседа.

1

Раздел 2 История моего посёлка (18ч).

16

История возникновения Прохоровского района



Познавательная беседа.

1

17

Строительство посёлка.



Работа с картинками, фотографиями

1

18

История названия улиц поселка Прохоровка



Творческая работа

1

19

История школы и других учреждений посёлка.



Познавательная беседа

1

20

Экскурсия в школьный музей



Посещение музея

1

21

Изучение материалов об истории школы и других учреждений населённого пункта.



Познавательная беседа.


1


22

Народы, заселяющие Прохоровский район.







Беседа

1

23

История названия населенных пунктов



Познавательная беседа.

1

24

Защита проекта по теме «История названия улиц поселка Прохоровка»



Творческое задание

1

25

Что такое красота? Красота наших сел, поселка.



Познавательная беседа. Конкурс рисунков.

1

26

Традиции народов, живущих в посёлке



Познавательная беседа.

1

27

Обычаи народов нашего поселка



Познавательная беседа. Ролевые игры.

1

28

Экскурсия в краеведческий музей



Посещение музея

1

29

Анализ полученных данных о традициях народов посёлка.




Познавательная беседа.

1

30

Пристольные праздники Прохоровского района



Познавательная беседа. Игра.

1




32

Фольклор - душа народа




1

33

Коллективно- творческий проект «Рукотворное чудо»



Рисование. Выставка. Изготовление поделок

1

34

Связующая нить наших сердец



Познавательная беседа.

1

Раздел3 Поселок во времена Великой отечественной войны (15ч)


35

Начало Великой Отечественной войны



Работа с картами

1

36

Курская битва


.

Познавательная беседа.

1

37

Освобождение Прохоровки



Познавательная беседа.

1

38

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны



Познавательная беседа.

1

39

Встреча с участниками Танкового сражения под Прохоровкой



Акция «дарю цветы ветеранам»

1

40

Посещение братской могилы в х. Сторожевое



Экскурсия

1

41

Экскурсия на Звонницу



Экскурсия

1

42

Изучение памятников на комплексе «Звонница».



Познавательная беседа.

1

43

Посещение храма Петра и Павла




Экскурсия

1

44

Посещение музея « Прохоровское поле»



Посещение музея

1

45

Коллективно-творческое дело «В моей семье живет герой»



Творческое задание

1

Раздел4 Прохоровский район сегодня, символы района(7ч)

46

Мой дом на карте Мира. Географическое положение района.



Познавательная беседа

1

47

Символы района и области их значение



Познавательная беседа.

1

48

Проект «Герб твоей семьи»



Познавательная беседа. Игра

1

49

Творческий проект-конкурс «Гимн нашего класса»



Познавательная беседа. Игра

1

50

Просмотр видеофильма о Прохоровке



Урок -сюрприз

1

51

Заочная экскурсия по улицам района

( творческий проект «Моя улица»)



Познавательная беседа.

1

52

Экскурсия в библиотеку Н. Рыжкова



Экскурсия

1

53

Встреча с интересными людьми района



Встреча с поэтом В.В Чурсиным

1

Раздел5 Природа нашего края(16ч)

54

Природные комплексы нашего района.



Разговор за круглым столом

1

55

Климат и погода



Беседа

1

56

Современные наблюдения за погодой.



Календари погоды

1

57

Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде.



Беседа

1

58

Рельеф.(Экскурсия)



Экскурсия.

1

59

Внутренние воды Прохоровского района



Познавательная беседа

1

60

Родники Прохоровского района



Познавательная беседа

1

61

Святые источники Прохоровского района их значение



Призентации

1

62

Экскурсия на святой источник Кострома



Экскурсия

1

63

Красота родной природы в реальной жизни и в пейзажах художников п. Прохоровка



Анализ картин

1

64

Человек и природа



Беседа

1

65

Экологические проекты «Лес как природный комплекс», «Особо охраняемые территории Прохоровского района»,



Итоговое занятие –защита проекта

1

66

Экскурсия в парк



Праздник.

1



Материально-техническое обеспечение.

№1

Наименование

Количество

Примечание

1

Физическая карта мира

1

На всех учащихся

2

Физическая карта России

1

На всех учащихся

4

Атлас Белгородской области

12

На каждого учащегося

5

Контурные карты.

12

На каждого учащегося

9

Набор плакатов с символикой района, области

1

На всех учащихся


Учебно-дидактическое обеспечение.

А: История военного искусства: Учебник для высших военных учебных заведений. Под общ.ред. И.Х.Баграмяна. М., Военное издательство минобороны СССР, 1970.

Б: Великая Отечественная война, 1941-1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. Справочник. Под общ.ред. О.А.Ржешевского. Сост. Е.К.Жигунов. М.: Политиздат, 1990.

В: Сборник материалов по истории военного искусства в Великой Отечественной войне. Выпуск V. Том второй. Под ред. А.И.Готовцева. М., Военное издательство минобороны СССР, 1955.

Г: Жуков Г. К., Воспоминания и размышления. Том второй. М., Издательство Агентства печати Новости, 1974.

Д: Энциклопедия для детей. Том 5. Часть третья. История России. ХХ век. Под ред. А. Майсуряна. Сост. С.Т. Исмаилова. М., «Аванта+», 1996.   Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.А. Шаповалова.- Белгород:Изд-воБелГУ, 2002.

Очерки краеведения Белгородчины: Учебное пособие.-Белгород,2000

  Экология Белгородской области/ Под редакцией А.Н.Петина.-2003г

  Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие./В.И. Коробкин, Л.В. Передельский/ Ростов н/Д: Феникс,2002.

  Экологическое образование: Научно-методический журнал/№3,4.


13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!