СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Моя малая Родина"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсная работа "Моя малая Родина" о селе Юхмачи, о Юхмачинской школе, о некоторых жителях села в рубрике - Доска Почёта, о героях ВОв села , о тружениках тыла, о достопримечательностях села.

Просмотр содержимого документа
«конкурс Моя малая Родина»

«История моего сельского населённого пункта»

Юхмачи




История названия села


Существует 2 версии названия села

Первая географическая.

По предания село получило свое название Юхмачи в переводе с др. чувашского Юхмась-не течет.

Село находится в пойме реки М.Черемшан. С восточной стороны села есть Пильный овраг, в древности он был правым берегом реки, а левый берег упирался в подножье горы Нижнего леса. Следовательно, ширина реки достигала 1,5-2км. и течения реки было не заметным. Вот согласно этой версии и было названо наше село.

Малый Черемшан и сейчас в нашей местности очень красивая река.








Вторая версия историческая



За селом к югу в 20-30 км начинается степь, которая в 14-16 вв. принадлежала Золотой Орде. Многочисленные ханы Орды нанимали на службу воинов из пограничных районов. Нередко это были отряды из юго-восточной Чувашии - носившие названия - Юхмы.

Воины Юхмы - рослые, сильные, выносливые. Их путь в Орду лежал через наш край. Возможно, они вставали лагерем на берегах небольшой реки. По месту стоянки Юхмов, речку нарекли Юхмачкой. А свой лагерь и впоследствии селение - Юхмачами. (Эту версию подтверждает известный Чувашский писатель Михаил Юхма в своей книге Дорога на Москву)

Первые поселенцы

«Первые поселенцы селения были Юхмы – не крещеные чуваши. Основное занятие было скотоводство и земледелие, наличие плодородных, пахотных земель и лугов способствовали в этом. В реке Малая (др. назв. Черемшана), и в озерах было много рыбы, в лесах зверя и птицы, что позволяло им заниматься охотой и рыболовством.

Так как они были язычниками, свято чтили свои обычаи, по праздникам приносили в жертву животных»

( Зинин АВ - уч. истории и основатель краеведческого музея школы).

Русские переселенцы

«После покорения Казанского Ханства, земли Закамья делились между феодалами, русские князья переселяют из центральных районов Руси своих, крестьян. Начинается русская колонизация края.

Плодородная земля, зеленые луга, рыбные река и озера, приглянулись переселенцам.

Русские обосновались в Юхмачах, неся свои обычаи, веру, язык, умения, ремесла. Постепенно местное население перенимает от переселенцев их обычаи и веру.

Так к 17 в селение становится русскоязычным»

( Зинин АВ - уч. истории и основатель краеведческого музея.)



Село Успенское

В 18 веке русские переселенцы построили в Юхмачах православную церковь. Освещение церкви состоялось в православный праздник День Святого Успения.

Новый храм нарекли церковью Святого Успения. По тем временам селение, где возводился храм, называлось селом. Вот тогда на месте селения Юхмачи и появилось село Успенское. Которое просуществовало примерно с 1730-1860гг.

Село Успенское (Юхмачи) - так обозначается на географических картах 18-19вв.

В списках Казанской губернии, Спасского уезда 1771 г село значится как Успенское (Юхмачи)

К сожалению других данных, у нас пока нет.

Впоследствии селу было возвращено историческое название,

Которое существует, и по сей день - село Юхмачи

До сей поры День Святого Успения – престольный праздник села.

(Географический атлас Татария стр.382,464,506)


Юхмачи век ХХ

В начале прошлого века в Юхмачах начинается промышленный и экономический расцвет. Открывается земская больница, и церковно-приходская школа, ряд малых кустарных предприятий.

После Октябрьской революции в 1929 организуется колхоз Заветы Ильича(1929-1993г), МТС,

Школа становится семилетней.

С 1944 по 1957 Юхмачи - районный центр.

В 1960 строится подстанция и АТС, организуется Леспромхоз, Лесхоз.

В 1975 построено новое здание молокозавода, открывается ПМК. В 80-х начинается строительство новой школы и больницы


Юхмачи - день сегодняшний

Село сегодня- это газификация, асфальтная дорога, телефон, заправочная станция, магазины.

Открыты новое здание больницы и дома престарелых, капитально отремонтирована средняя школа.

На полях ОАО Красный Восток работает новая техника, построена агрофирма.

Создаются новые рабочие места. Юхмачинцы с благодарностью помнят прошлое, с радостью живут в настоящем и с надеждой смотрят с будущее…




Заправочная станция Юхмачинская средняя общеобразовательная школа



Юхмачинская участковая больница и дом престарелых МЧС, пожарная служба



Юхмачинская средняя общеобразовательная школа.

Первое упоминание о школе в Юхмачах относится к 1845 году. Эту дату я обнаружил, копаясь в архивных документах, к которым, честно говоря, давно питаю слабость. Особенно к тем документам, которые имеют отношения к бывшему Спасскому уезду, объединявшему нынешний Спасский и Алькеевский районы, а также часть Алексеевского района.

Спасская уездная земская управа ежегодно издавала книги с отчётом о своей деятельности. Так вот в отчёте за 1912 год, например, опубликованы сведения « о попечителях и учащихся школ Спасского земства», где отмечено, что Юхмачинское училище открыто в 1845 году. Именно тогда при сельской церкви Святого Успения было открыта церковно-приходская школа. Где учителя священно-служащие, обучали крестьянских детей грамоте. Основными предметами были арифметика, грамматика и богословие, школа была начальной. Выпускники умевшие читать и писать считались на селе людьми грамотными. Школа просуществовала до Октябрьской революции.

Любопытная цифра – в среднем стоимость обучения одного ученика в земской школе обходилась в 16 рублей.

При школах существовали классы ручного труда, мастерские. В Юхмачах, например, был рукодельный класс, открытый в 1907 году. В нём занималось двадцать три учащихся. От земской управы для этого класса поступали за год двадцать пять рублей. Они были израсходованы на приобретение материалов и инструментов. За полгода учениками сработано изделий на восемь рублей десять копеек.

После гражданской войны начинается массовая ликвидация безграмотности. Бывшие выпускники сами становятся учителями, вливаясь в ряды «Культармейцев», обучают грамоте взрослое население.

В 1930 в Юхмачах открывается семилетняя школа. Учащиеся изучали основные предметы и получали свидетельство о неполном среднем образовании. Директором школы с 1932 по 1938 был Платонов Николай Александрович, в1938 был репрессирован, в 1944 погиб на фронте. Школа была «семилеткой» с 1930 по 1949гг.


Выпускники 7 класса, 1947г.

В 1949 на базе семилетней была открыта Юхмачинская средняя школа.

1965г., ученики 9-го класса



В 1952 состоялся первый выпуск средней школы. С тех пор только среднюю школу окончили более 2500 выпускников.

.



Средняя школа

В 1949 на базе семилетней была открыта Юхмачинская средняя школа..

В 1952 состоялся первый выпуск средней школы.

Все эти годы школой руководили прекрасные педагоги-организаторы, это – Семенова О.Н., Григорьева А.П., Галямин В.Ф., Зинин А.В., Романов Н.В.

В разные годы в стенах школы работали более 200 преподавателей. Многие из них, такие как Зинина М.М., Грачева З.П., Шемелова Н.П., Лыскова Л.И. и многие другие проработали в школе по 35-40 лет. Их труд был отмечен государственными наградами



Гордость школы ее выпускники

За время существования средней школы ее окончили более2200 учащихся.

Среди них Заслуженный врач ТАССР Миронов Л.П., проректор ЕГПИ Петров Г.Т., генерал Григорьев В.П., руководитель исполкома Алькеевского района Мошков В.В., чемпион мира Яшанкин, капитан 1 ранга Платонов Б.Н., полковники Чулков Н.А., Соколов А.В., Яковлев А.А., заслуженные учителя Иванова А.А., Романов В.А. и многие другие.

Золотая и Серебренная доблесть

В разные годы школу окончили 42 выпускника, пятеро с золотыми и 38 с серебреными медалями.

Все они продолжили образование в высших учебных заведениях, с успехом окончили и нашли свое место в жизни.

Среди них – врач Закиуллина А., учителя Лыскова Г.А., Иванова Т.М., экономисты Данилин Е. и Сафина А., инженеры Фомина Н. и Ларионова С. и многие другие.


Пионерская и комсомольская организации школы.


На протяжении всего советского периода в школе работали детские и молодежные организации. Пионерская дружина «Искра» была образована в 30 годах. Пионеры дружины активно участвовали во всех школьных мероприятиях. Долгие годы дружиной руководила, прекрасный организатор Челнокова Г.В.Немало ярких страниц вписала в историю школы комсомольская организация

Краеведческий музей.

В 1984 г историком Зининым А.В. был создан краеведческий музей. За эти годы фонды музея значительно пополнились и насчитывают более 600 экспонатов.

Военно-патриотический клуб «Звезда»- добровольное объединение учащихся с общими интересами, созданное для проведения совместных занятий, досуга.

Школа - сегодня

В 2000 году в честь увековечивания памяти героев – земляков, школе присвоено имя Героя Советского Союза Чулкова Алексея Петровича. Сегодня в страну знаний 152 учащихся ведут 25 прекрасных педагога, 18 из них являются учителями 1 категории, 19 являются выпускниками нашей школы. Руководит школой Чулков Петр Александрович.

Доска почёта


Денисова Лидия Семёновна

«Бабуля, я съела», - говорила маленькая Машенька. Я посмотрела в мойку, где была вылитая молочная вермишель, и в один миг передо мной пролетело безрадостное, голодное детство, а затем и вся разнообразная жизнь.

Детство.

Шёл 1933 год. Во многих местах Поволжья был неурожай. Жители Золотовского района, деревни Нижняя Банновка покидали свои дома и уезжали искать хлебные места. Родители уходили отлавливать сусликов, старшая сестра тоже уходила искать съедобную травку, а мы со средней сестрой оставались дома. Она в основном лежала на кровати обессиленная от голода, а я всё ходила по дому и искала чего-нибудь поесть. Когда ничего не находила тоже залезала на кровать, кусала сестру, требуя еды. Чёрный день в наш дом пришёл 5 мая 1933 г., когда мне доходил третий год. Умер отец. Мама осталась с тремя дочерьми, да ещё четвёртый ребёнок должен был родиться. Встал вопрос: «Что делать?» В деревне была пристань, одни садились на пароход и уезжали вниз по Волге, а мама решила ехать вверх по Волге. Набив мешки, чем могла, взяв нас, обратилась к золовке: « Луша, куда мне с детьми деваться?» На что золовка ответила: « А ты, оставь их в Саратове на базарной площади или сдай в приют». На эти слова мама ответила: «Нет, Луша, умирать мы будем вместе». На пароходе мы приехали в Татарию и высадились на переволоках.

На счастье мамы, туда приехали мужчины за горючим. Один из них Абдулла лет 40-45, крепкий мужчина, взял нас и привёз в ст.Тахталу. Женщины, увидев беременную женщину с тремя детьми, загалдели, некоторые даже прослезились и взяли нас по домам. Женщины нас накормили, напоили и ещё хлеба по куску дали.

На следующий день, тот же Абдулла, отвёз нас в Юлдуз, там убирали урожай. Мама как могла, помогала тоже убирать, но начались роды, маму еле-еле спасли и мы двинулись дальше. Доехали до Лесозавода, но маму на работу не взяли, так как рабочие руки одни, а иждивенцев четыре человека. Наняв подводу, мы доехали до Юхмачей. Нас высадили у сельсовета. На ночь нас приютил у себя в сарае секретарь сельсовета Ржанцов К.. Добрые люди пустили на квартиру, где мы прожили зиму кое-как. Мама меняла вещи на муку, капусту, картошку, молоко. К весне менять нечего и, чтобы не умереть с голоду, мама нас со средней сестрой послала собирать милостыню. Летом 1934 года мама поехала домой, чтобы забрать оставшиеся теплые вещи отца и продать дом. Вещи та же золовка не отдала, а маме ответила: «Мне Сему поминать надо».

Дом за бесценок продала и мы опять существовали. Мама подала заявление в колхоз, её приняли, и мама стала выполнять разные работы: конюх, охранник, доярка.

По вечерам доярки пели песни и я с ними. Благодаря музыкальному слуху я не только пела, но и плясала «барыню», «подгорную», «цыганочку». Помню, приехал председатель колхоза Кутузов Николай Григорьевич и спрашивает маму: «Татьяна Максимовна, говорят Лидка, хорошо пляшет?» - на что мама сказала: «Да вроде поёт и пляшет». Денисов Алексей тут же сыграл на балалайке, а я стала плясать, за что получила от председателя кусочек сахару.

Наступил 1939 год, мне пора в школу. В понедельник везли молоко и меня забирали, а в субботу везли на ферму. В 1940 году приехал из Баку дед, отец мамы, он купил домишко, в котором мы прожили до смерти мамы, до 1956 года. Училась я хорошо, дед проверял меня по всем предметам, а таблицу умножения вразбивку. Пела и плясала я в школьные годы, за что два раза посылали на олимпиаду в райцентр, и оба раза я получала материал на платья. Второй раз из моего материала мама сшила платье Лене, но проносив его год, отдали мне, так как оно ей стало маловато.

Началась война. По годам мы дети, но выполняли работу как взрослые.

Школьные, студенческие годы и работа.

Осенью 1941 года мы только собирали колоски. Кто больше набирал, давали по коробку спичек. Сколько было радости и гордости, когда я отдавала маме заработанный коробок.

После окончания 5 класса, мне дали похвальную грамоту и общую тетрадь. Эта награда за хорошую учёбу была бесценной, так как тетради не продавались, а мы писали между строчками книг, которые никто не покупал, так как они были на непонятном для нас языке. Став учительницей, я жалела учителей, как они разбирали нашу писанину? Ведь не было и чернил. Кто их (чернила) делал из сажи, кто из ягод, которые мы называли крушиной. Зимой, отучившись в школе, мы бежали за Черемшан в лес за дровами. Привезённые на санках дрова, тут же пилили, затапливали подтопку, потом уже учили уроки. Мама в пузырёк наливала керосину, сворачивала ваточку, вставляла в кружочек сырой картошки и зажигала. Свет чуть-чуть был, поэтому очень близко держали к свету и книги и тетради.

Лёгкие работы в колхозе сменили на серьёзные. Старше нас девчата стали работать на полях, а мы втроём под руководством т. Маши Кузьминой выращивали огурцы, помидоры, капусту и морковь. Где-то в 12 часов и позже бежали за пайком , т.е. за мукой. Чернова Е. варила кисель тем, кто работал в поле, а оставшуюся муку делила нам. Мы подставляли кончики головных платков, а она делила ложкой эту муку. Было по 3-4 ложки, а иногда и 5. Вечером мама варила траву, а затем высыпала полученную мной муку, и получалось что-то вроде супа, сдобренного молоком. За всю войну я не съела ни кусочка хлеба. Зерно, выращенное в колхозе, отправляли на мельницу, а хлеб на фронт. Был случай, когда я могла из пшеницы кашу сварить, но совесть не позволила. А дело было так. В мою обязанность входило набирать щепок, чтобы вечером на таганке приготовить ужин. Вокруг домов я все щепки собрала и решила сходить к глубинке. Там я залезла под глубинку и увидела ворох отборной пшеницы. Пшеница насыпалась в щели пола. Забыв про щепки, я побежала к завхозу дяде Грише Кузьмину, сказала, что я увидела, а он меня спрашивает: «Дочка, а себе- то ты не взяла?». Я глядя на него, отвечаю: «Нет, дядя Гриша, я вот в сарафанчике, а у него нет кармашка». Он меня поблагодарил и я ушла. Вечером я рассказала это. Мама сказала: «Молодец, хлеб нужен фронту». Зато сестра сказала: «Дура, хоть бы на кашу принесла». Закончилась война, а в 1946 закончила я семь классов, средней школы в селе не было, мы семь человек пошли в Куйбышев в педагогическое училище. Училище закончила в 1950г. Хотелось попасть в своё родное село, поехала в Министерство просвещения, но там ответили: «Страна нуждается в воспитателях для детдомов» - направили в Тавельский детдом. Работа нравилась. Девочки нуждались в материнской любви и часто просили ночевать с ними. Сдвигали две кровати и клали меня в середину. Проработав два года, я уволилась, так как мама была уже старая и больная. Два или три раза в Казани встречалась со своими воспитанниками. Это были незабываемые встречи. После детского дома работала в с. Аппаково, затем перевели в Покровку, в начальные классы, где через год стала заведующей. Со школьных лет были мои любимые предметы история и литература. В 1953 году я поступила в Казанский пединститут на факультет преподавания русского языка и литературы. В связи с болезнью пришлось учёбу оставить, но мысль поступить снова не оставляла меня. Прошло 13 лет после окончания училища, я поступила в университет в Казани. Сыну было три года, я с ним училась пять лет. Окончив университет, была направлена в Юхмачи, преподавателем истории и обществознания и зам. директора по воспитательной части – организатором. Там же я ушла на пенсию и работала после пенсии пять лет. Всю жизнь старалась работать добросовестно, за что меня ценили и награждали грамотами, объявляли и записывали в трудовую книжку благодарности, присвоили звание ветерана труда, ветерана ВОв, есть и значок отличника народного просвещения. Огромную роль в моей судьбе сыграл татарский народ. Это Абдулла, привезший нас в Татарстан, спас нас от голодной смерти. Это учителя педучилища Ахмет Хайсарович, его жена Зоя Лутфулловна, Хасана Хасановна, ну и в первую очередь директор педучилища наш общий любимец Гата Сиразетзинович Насыров, это работники Алькеевского РОНО Сайда Габбазовна Шакирова и другие. Хочется перефразировать, стихи Габдуллы Тукая и сказать: «Мне с детства был другом татарский народ и разве конец этой дружбе придёт?»

Сейчас я живу в Тольятти, но как я скучаю по всем знакомым из Татарстана. Связь со многими не теряю, поздравляю с праздниками, днями рождения и они отвечают мне тем же. Скоро будет 8 лет, как я прописана в Тольятти. Быстро влилась в «семью» пожилых людей. Встречаемся на вечерах посвященных дням Победы, а также на вечерах, посвященных Дню пожилого человека. Так же как на школьных вечерах в Юхмачах я запевала. Живу с сыном, невесткой, внучкой и правнучкой. 1 июня мне исполнится 84 года. Дома не обижают. Сын-электрик 6 разряда. В прошлом году губернатор Меркушкин Н. наградил его швейцарскими золотыми часами и вручил грамоту за добросовестный труд. Невестка – инженер в теплосетях. Ну, а мы с Сонечкой (правнучкой) растём, развиваемся. Ей уже 1 год и семь месяцев, проворная, как и я. Жизнь прожита не зря. Я - мама, свекровь, бабушка и прабабушка. Что ещё надо?





Лыскова Людмила Ивановна

В далеком 1941 году в селе Чувашское Бурнаево Кузнечихинского района родилась будущая учительница Романова Людмила Ивановна. В доме, где она выросла, не было ни света, ни радио, а в школу с 8-го класса надо было ходить в соседскую Сихтерминскую школу за несколько километров, потому что в своем селе была только семилетняя школа. Носить было нечего. Ходила все три года в одной юбке и кофте. «Училась я очень хорошо. Учителя удивлялись, откуда столько желания учиться в девочке, которая живет в очень бедной семье. После того как отца забрали на фронт, и пришла бумажка – пропал без вести. Мать вышла замуж и отдала маленькую трехлетнюю Людмилу бабушке, которая после гибели сына и семерых зятев, на войне, выплакав все слезы, ослепла. Так и стала Люда жить с бабушкой, теткой и ее сыном», - вспоминает Людмила Ивановна.

В 1958 году Людмила Ивановна имея 10 рублей в кармане, пошла пешком в город Мелекесс, находящийся в 70 километрах от Чув. Бурнаева, для поступления в институт. Из десяти рублей на 2,5 рубля купила авторучку с чернилами и на 1 рубль полотенце. На 6,5 рублей прожила месяц, сдала 5 экзаменов и поступила учиться в Мелекесский педагогический институт. 80 летняя бабушка встретила ее со словами: « Как будешь держаться пять лет в институте без помощи». Но она не сломалась, только окрепла, тверже стала.

Так как слепая бабушка помочь не могла, пришлось совмещать учебу в институте с работой нянечки в семье, заведующей магазина поселка Черемшан. А летом на каникулах Люда работала в Заготзерно - визировщицей, принимала зерно. В 1962 году работала на каникулах на лесозаготовке. Ей тогда шел 21 год, она была маленькой, худенькой. На второй день работы, после того как напилившись дров в первый день Люда не могла встать, все болело и ныло. Напарница, пожилая тетя Варвара сказала, что легче будет, если я встану и вновь пойду на работу. И правда полегчало, через несколько дней Люда пилила дрова, как заправский пильщик.

В 1962 году вышла замуж, так как тяжело в бытовом плане было одной, родила дочку Танечку. В 1963 году получила диплом, успешно закончила институт и поступила на работу учителем математики и физики в Тиинскую среднюю школу. Здесь она проработала 10 лет. С 1972 года по 2001 год работала в Юхмачинской средней школе. В Юхмачах ее постигло несчастье, умер муж. Через несколько лет она вновь вышла замуж, усыновив и удочерив при этом 4 детей оставшихся без мамы. В 1978 году появилась на свет еще одна дочь. В семье стало 6 детей.

В 1987 году в Юхмачах началось строительство новой школы. «Когда ее строили, все дети старших классов помогали учителям и строителям. По сравнению со старой школой – это было огромное двухэтажное здание со светлыми окнами и высокими потолками. 3 ноября открылась новая школа, и мы вошли в один из светлых классов», - с волнением вспоминает Людмила Ивановна. В этом же году ее выбрали завучем по учебной части, и в течение 14 лет Людмила Ивановна была на этом посту. Юхмачинская средняя школа кустовая, поэтому ей приходилось организовывать всю методическую и воспитательную работу учителей куста.

Людмила Ивановна проработала в школе 53 года и работает до сих пор, сейчас ей уже 74.

Когда я спросила Людмилу Ивановну, что самое главное в работе учителя, она, не задумываясь, ответила: «Понять душу каждого ребенка, человека». «Без учителя, - считала она, - нет ни физиков, ни лириков. Быть учителем, значит не только проводить уроки, но и знать проблемы каждого ребенка и помогать решать их. Мы работали в тесном контакте с родителями, очень часто ходили по квартирам.

 За большую и плодотворную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения она имеет грамоты Министерства Просвещения РСФСР, Министерства Просвещения ТАССР, Алькеевского отдела народного образования.

«Я горжусь, что через мои руки прошло столько умных людей, которые славят Отечество от южных морей до полярного края. Есть среди них : генерал – полковник уже в отставке, банкиры, машинисты, моряки, строители, бизнесмены, орденоносцы - работники атомной энергетики - люди всех профессий.





Иванова Александра Алексеевна

10 сентября 1951 года в поселке Юлдуз Алькеевского района родилась будущая учительница Павлова Александра. Родители были рабочие совхоза «Энергетик». С детства Александра Алексеевна мечтала стать учителем. Эту любовь, кроме родителей, которые хотели, чтобы их дети стали грамотными, привила ей первая учительница – Морозова Клавдия Васильевна. Так и получилось в жизни. Мечта стать учителем воплотилась в жизнь.

В 1958году, её ещё не брали в 1 класс, так как не было семи лет, а её подружки и друзья уже учились. Маленькая Александра, каждый день приходила в школу, стояла за дверью и слушала объяснения учителя. Плакала оттого, что не сидит за партой. Прошла первая четверть, родители упросили учительницу, чтобы её взяли. Взяли с условием, если потянет, то останется. И стала Александра отличницей учёбы. В пятый класс, все учащиеся ходили в Сихтерминскую среднюю школу, семь километров туда и обратно пешком. Там она закончила успешно восемь классов.

В 1966 году поступила в Юхмачинскую среднюю школу, считая, что уровень преподавания математики и физики в этой школе гораздо выше. А ей нужны были знания для воплощения своей детской мечты. В 1968 году окончила Юхмачинскую среднюю школу и поступила в Казанский Государственный Педагогический Институт, на физический факультет, который закончила блестяще в 1972 году. Была назначена учителем физики в Юхмачинскую среднюю школу, в которой проработала 40 лет и работает ныне.

Александра Алексеевна замужем, имеет двоих детей – сына и дочь. Дети получили высшее образование. Дочь пошла по стопам матери, окончив Казанский Государственный Педагогический Университет, математический факультет. Её семья является её тылом и опорой.

Вспоминает учитель математики Лыскова Людмила Ивановна: «Всю жизнь у Александры Алексеевны на первом месте было «надо», а потом «хочу». Дети тонко чувствуют искреннее, неравнодушное отношение к ним. На её уроках они понимают её с полуслова, с полу взгляда. Её уроки ёмкие, основательные, насыщенные. В школу на уроки она приходит добрая, чуткая, оптимистичная и в то же время требовательная. Для каждого у неё найдется доброе слово, взгляд, комплимент. Все в школе считают Александру Алексеевну справедливым человеком, отзывчивым, мудрым. Поэтому и идут к ней за советом, прислушиваются к ее мнению. Она очень живо, заинтересованно отзывается на все перемены в жизни школы и коллег. Люди, глядя на ее доброе, спокойное лицо, сами становятся добрее и лучше.

Работая рядом с Александрой Алексеевной, я как ее ученица и выпускница, учусь у неё кропотливому и ответственному учительскому труду. Я благодарна ей за то, что она в трудные для меня минуты поддержит, подбодрит, не даст упасть духом.

Когда я спросила Александру Алексеевну, что самое главное в работе учителя, она, не задумываясь, ответила: «Ученик не сосуд, который нужно заполнить знаниями, а факел, который необходимо разжечь стремлением к знаниям». «Без учителя, - считала она, - нет ни физиков, ни лириков. Быть учителем, значит не только проводить уроки, но и знать проблемы каждого ребенка и помогать решать их. Мерилом нравственности её в жизни как женщины, она считает: «Что может быть выше, прекрасней, новей, чем жить в полный рост, в полный голос и что-то оставить после себя для своих детей: дерево, мелодию, голос».

Александра Алексеевна очень увлекающейся человек. Очень любит книги, поэзию, которые сопровождают её всю жизнь, много знает стихов. В молодости любила танцевать и одно время мечтала стать балериной. У нее много друзей.

 За большую и плодотворную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения она награждена Почетной грамотой Министерства Просвещения РСФСР – 1978 г., Почетной грамотой Министерства Просвещения ТАССР- 1981г., Алькеевского отдела народного образования. Много лет была ведущим учителем. Сейчас является учителем 1 квалификационной категории – «учитель методист». Присвоено звание – Отличник народного Просвещения.

Девизом её жизни являются слова: «Без зла смотри на мирозданье, а взглядом разума, добра, любви!

Миронов Леонид Петрович, родился в ТАССР В 1934г., в семье торговых работников - отец Пётр Фёдорович возглавлял сельпо, а мать Марья Андреевна была продавцом. В семье было двое детей, кроме Леонида ещё дочь Галя, которая, как и Леонид окончила медицинский институт. Сейчас проживает в Херсоне. После окончания КГМИ в 1958 году Леонид Петрович работал в Марийской АССР, но тянуло на Родину, в село, в котором родился и вырос.

После окончания КГМИ,1958г.

В 1962 г. по возвращении был принят врачом рентгенологом в Юхмачинскую больницу Алькеевского района ТАССР, а в 1967 г. пройдя специализацию по хирургии, по линии Минздрава назначен хирургом и главврачом этой больницы. Имеет воинское звание - Капитан медицинской службы, Почётное звание «Заслуженный врач Татарской АССР», присвоенное в 1971г. (со слов жены Мироновой Лидии Тимофеевны).

Леонид Петрович скромный, трудолюбивый врач любой специальности: и хирург, и терапевт, и педиатр и так далее. Проживая на территории больницы, он фактически несёт круглосуточное дежурство без выходных. Леониду Петровичу присвоено звание «Заслуженный врач Республики Татарстан» (из поздравительной заметки из газеты Алькеевские вести от 10 февраля 1994года)

Листая подшивки газет «Алькеевские вести» за прошлые годы, которые хранятся в сельской библиотеке, мы встречаем немало статей только с хорошим отзывом о нём, вот одна из них: «Ночь. Шаги. Стук в дверь. Он становится всё громче и требовательнее. В коридоре слышны шаги. В темноте становится различима фигура сгорбившегося старика. Это сельский врач. Он заставил себя встать, так как знает, что этот стук – просьба о помощи. Он высокий, немного сутулый, его тело двигалось бесшумно и как-то боком. И почти уже ничто в этом человеке не напоминает прежнего энергичного, полного сил молодого хирурга. Но всмотримся в глаза этого человека, и мы сможем прочитать в них много. Глаза – зеркало души, и порой только глаза могут дать представление о человеке. Худощавое, овальное лицо, изрезанное морщинами. Взгляд тревожный, но уверенный. Глубокие морщины над бровями придают его лицу чуть хладнокровное, уверенное выражение. И лишь его заметная улыбка на губах говорит о скрытой нежности сердца. Человек был в ночном халате, в домашних тапочках. У порога стояли трое. Двое незнакомых мужчин поддерживали парня. Нога забинтована грязно-зелёным лоскутом. У мужчин были испуганные лица и умоляющие взгляды. Лицо парня исказилось от боли. Здравствуйте, доктор. Беда у нас. Парню ваша помощь требуется. Леонид Петрович быстрым взглядом оценил ситуацию. Чего стоите? Ведите его ко мне в дом. Парня положили на диван. Леонид Петрович достал нужные инструменты и медикаменты. Потом подошёл к больному и твёрдым голосом произнёс: Ну, что парень? Умирать собрался? Не волнуйся, от этого не умирают. На свадьбе танцевать сможешь. Нога больного была сильно травмирована. Из раны сочилась алая, вязкая кровь. Да и забинтована нестерильным материалом. При виде этой раны обычный человек невольно содрогнётся. Но перед нами опытный врач. Его рука никогда не дрогнет, не опуститься. Велика ответственность за человека. Эти за долгие годы его трудовой деятельности вылечили сотни людей, сделали десятки операций. Девиз его жизни – клятва Гиппократа: «В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного». (Миронова Р. с. Юхмачи, Алькеевские вести от 17 апреля 2004 года)

Вместе с Л.П.Мироновым долгие годы проработала опытная и способная медсестра Аниса Калимулловна Салихова, которая поделилась с нами своими воспоминаниями об этом человеке: «Леонид Петрович был удивительный врач и прекрасный человек, очень ответственный и требовавший этого же от других работников. В период его руководства Юхмачинской участковой больницы функционировало 5 отделений: хирургическое, терапевтическое, родильное, детское, зубное. Я ассистировала Леониду Петровичу при проведении операций, в то время их проводили постоянно. Он мог правильно ставить диагноз, много и постоянно учился, ведь наша профессия требует постоянного учения, время не стоит на месте появляются новые методы лечения, новые лекарства. Много уделял внимания обучению нас молодых, активно  участвовал в общественной жизни  больницы. Много уделял  внимания санитарно-профилактическим мероприятиям. Я очень уважала его и горжусь тем, что работала рядом с ним».

В 1997 году в издательстве «Медицина» г. Казани вышла в свет книга Я.Х.Павлухина «История медицины Татарстана в лицах», в которой рассказано и о нашем земляке и герое моей работы Миронове Л. П.(стр. 163)


Леонид Петрович работал до последнего дня своей жизни, оставаясь верным себе и своей профессии

Сюкрина Екатерина Степановна

Екатерина родилась 2 декабря 1911 г., в деревне Шибаши, вторым ребенком в семье Кирьянова Степана. Через три дня после рождения дочки ее мать Матрена уходит из жизни. Отец один остается с младенцем на руках. Чтобы не умерла малышка, отец отдает её в семью дяди – Алексанина Семёна Михайловича, проживавшего вместе с женой Варварой Владимировной в Юхмачах. У них у самих было четверо детей, самого младшего – Михаила она ещё вскармливала грудью. Договорились, что она будет кормить и Катюшу. На этом отец словно позабыл о существовании дочери, уехал на Урал. Так и осталась Катюша в семье Алексаниных. А кругом начался голод, люди массово гибли от тифа, своих детей кормить нечем, а тут ещё чужой ребенок. Как то её отец написал им письмо, просил, чтобы Катюшу выслали к нему, но Варвара Владимировна отказалась. Видимо привязалась к девочке, и потом она ещё была маленькой. В 7 лет Катюша пошла в первый класс.

Когда ей исполнилось 19 лет, она выходит замуж за Сюкрина Андрея Федоровича. В период формирования в селе колхоза семью Сюкриных начинают преследовать из-за несогласия вступить в колхоз, да ещё из-за истинной веры в Бога. Отобрали лошадь, ульи вместе с мёдом и пчёлами, даже все имеющиеся продукты, заработанные нелегким трудом Андрея и Екатерины. После смерти родителей они зажили самостоятельно, в согласии. К тому времени у них было уже трое детей.

Однако не долго длилось это счастье – началась война. Радио тогда еще в деревне не было. О начавшейся войне объявили, когда они были на сенокосе. Приехала машина, всех мужчин увезли в сельсовет. Потом Андрей вернулся домой, рассказал всё Екатерине. Вечером, когда собирались ужинать, постучали в окно, и опять вызвали в сельсовет. Их увезли в Шибаши, там был сборный пункт, ночевать он не вернулся. На следующий день он приехал попрощаться. Тогда ещё Екатерина не знала, что видит мужа в последний раз.

Он пишет письма, спрашивает, как живут, справляются ли? Пишет, что роют окопы, винтовок не хватает – одна на несколько человек, беспокоится, как будут воевать, хотя немцев пока не видели. В то время она носила четвертого ребёнка.

В декабре 1942 года Андрей Фёдорович погибает, а в феврале появляется на свет дочка Таня. 1943 год. Лето. Жара. Екатерина Степановна приходит домой с работы, чтобы уложить детей спать, и сама ложится отдохнуть. Позади их дома было сооружение для сушилки хлеба, оно загорается, так как был сильный ветер, искры перелетают на соломенную крышу их дома. Крыша мигом вспыхивает. Екатерина успевает только вынести детей.

Председатель колхоза Кутузов Алексей выделяет им для жилья старую баню, в которой они проживут 7 лет. Помощи в это сложное голодное время ни от кого не было. Жили они тесно, бедно. Кушать было нечего. Чтобы прокормить детей Екатерина Степановна ходила в лес за грибами, ягодами, орехами. Сушила их, а потом продавала. Это было подспорьем к скудному семейному столу. На вырученные деньги покупала хлеб. Из травы пекли лепешки, добавляя немного муки, собирали полусгнившую картошку, была корова, благодаря ей и выжили. Одежды не было, ходили босыми. Когда стало невозможно жить в бане, она продает корову, покупает старый амбар и с подругой перевозит на телеге бревна. С помощью односельчан ставят небольшой домик.

Постепенно начали помогать дети: утром, до ухода в школу, успевали привезти из леса дрова на санках, после занятий в школе распиливали и кололи их. В летнюю пору дети работали в огороде - сажали, поливали, пололи, окучивали картофель, ходили в лес за ягодами. Вместе с матерью серпом косили траву в неудобьях, делая запас сена на зиму. И вот пришла долгожданная весть об окончании войны. Все очень радовались со слезами на глазах. Когда дети выросли, выучились, и потекла мирная жизнь, она переносит инсульт. После этого её забирает в Казань старшая дочь Надежда. Но в городе жить Екатерина Степановна не смогла и младшая дочь Татьяна, вышедшая на пенсию и переехавшая из Белгородской области в Юхмачи, привозит её обратно в село. С 1996 года она инвалид 1 группы. У неё уже нет в живых троих детей, троих внуков. Но вместе с тем есть 7 внуков, 17 правнуков и 4 праправнука. Благодаря неустанной заботе дочери она доживает до 98 лет. 20 августа 2010 года на 99 году жизни она умирает, не дожив до 99 -я три месяца. (Из воспоминаний дочери Маляровой Татьяны)



Книга Памяти

Тихонов Константин Григорьевич

1 октября 1919 года рождения. Родился в зажиточной семье Тихонова Григория Алексеевича и Марии Афанасьевны. Отец умер в 1925 году, когда Константину было всего 6 лет. Мать умерла в 1937 году, осталось 4 детей. Закончил 2 класса сельской школы в Юхмачах в 1932году. Еще 2 класса в Кузнечихе. После окончания, окончил курсы трактористов и работал в своем селе трактористом до 1940 года.

8 января 1940 года призван в армию, и сразу направлен в школу шоферов в г. Казань. Шла финская война. Выучился на шофера третьего класса.

23 февраля приняли присягу и получили права военных шоферов. Разослали по частям. Константин Григорьевич попал в школу АИР - Артиллерийскую Инструментальную разведку. Из этой школы на машине с оборудованием развозил курсантов на обучение. Батарея инструментальной разведки узнавала точки вражеских пулеметов.

Когда 22 июня началась Великая Отечественная война, вспоминает Константин Григорьевич - «Мы находились в лагере, в Самаре. Пришел приказ, машины сдать в военную часть. Сами остались ни с чем. Приехала часть с военными в запас». В эту часть №117 артдивизии отправили в город Саратов и Константина. Будучи в Саратове, проходили обучение на артиллерийских пушках, учились стрелять. Паек урезанный – 400-500 грамм хлеба. В первых числах февраля 1943 года часть направили на фронт. Ленинград находился в блокаде. Приехали в город Гатчина, стали разгружаться.

И вот первое боевое крещение. Светит луна. Самолеты стали атаковать нас, сбрасывая бомбы. 15 человек убило, многих ранило. Тяжелые пушки таскали по 6-7 человек. Стали наступать в Прибалтике, на Волховском фронте. Дошли до Нарвы.

Бои за освобождение территории Эстонской ССР от немецко-фашистской оккупации начались 2 февраля 1944 г. (с момента выхода войск Ленинградского фронта на рубеж реки Нарвы) и завершились 24 ноября 1944г., т.е. продолжались около 10 месяцев.

«Эти бои были для меня самыми страшными,- вспоминает Константин Григорьевич. Кромешный ад, от выстрелов болели глаза, уши. Ушные перепонки глядишь лопнут.
Потом был переведен в разведчики. Дежурство по очереди. Ежечасно висели на биноклях, каждое утро докладывали в командное управление».

С февраля 1943г. по 9мая 1945г. служил и участвовал в военных действиях. Имеет награды: - медали: «За боевые заслуги» - 1945г.« За победу над Германией», благодарность от Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза тов. И.В.Сталина: - За освобождение города Рославль;- За прорыв немецкой обороны под ст. Сироткино;- За прорыв немецкой обороны западнее города Шауляй



Демобилизовался в 1946 году. Вернулся домой в село Юхмачи. В марте 1946 года вступил в партию. Работал в МТС с 1946 по 1957 годы. С 1957 года по 1979 год - работал в колхозе. Заслуженный колхозник, ударник коммунистического труда с 1973 года. Имеет 3 сыновей – Валентина, Александра, Сергея. Проживал в селе Юхмачи с младшим сыном Сергеем и невесткой.

Романов Владимир Павлович

Родился 15 января 1913 года в с. Юхмачи Алькеевского района ТАССР. Историки подчёркивают, что этот год был одним из самых успешных в истории страны. В 1914 году началась первая мировая война. На войну забрали и отца Владимира, домой он вернулся инвалидом. Владимир Павлович хорошо помнит ужасный голод 20-х годов – материальное положение семьи было очень тяжёлым, все жили впроголодь.

Учился в церковно-приходской школе, получил 4-х классное образование и в ту пору считался довольно просвещённым человеком. Этого образования ему хватило на всю жизнь. Более того, когда после революции начали организовывать ликбезы, Владимир сам обучал взрослых читать и писать.

В 30-е годы семья Романовых вступила в колхоз, а Владимира Павловича избрали секретарём сельского Совета. К этому времени он уже женился на юхмачинской девушке Марине Васиной, у них родились две дочери и сын.

В воскресенье 22 июня 1941 года секретарь Юхмачинского сельсовета В.П.Романов дежурил в сельсовете. В 9 часов принял телефонограмму и побежал собирать народ, чтобы сообщить страшную весть. Так в Юхмачи пришла война. Впервые месяцы войны работников сельсоветов на фронт не брали. В январе 1942 г. был призван и направлен в 11-й учебный автомобильный полк, стоящий в Броницах под Москвой. По окончанию учёбы попал в 123-й особый минометный девизион, стал водителем гвардейского миномёта «Андрюша» (прототип «Катюши»). Боевое крещение принял под Ельней. После залпа миномётной батареи нужно было сразу менять позицию, иначе вражеская авиация наносила ответный удар. После одного такого удара в живых из батареи остались трое, а водитель с тяжёлой контузией попал в госпиталь. После госпиталя В.П. Романов воевал в составе 127-го автополка. На каких только автомобилях не приходилось ему ездить по военным дорогам. На наших «ЗИСах», итальянском «Фиате», немецком «Бюсенге». А грузы: солдат на передовую, раненых обратно. Чаще снаряды, «ездить верхом на смерти» - так называлось это шофёрское занятие. Ехать надо осторожно: дороги разбиты, а тут ещё налёты «Юнкерсов». При реве пикирующего стервятника спина покрывалась холодным потом, пальцы, сжимавшие баранку, белели от напряжения. Но Бог миловал.

При форсировании Днепра, под обстрелом переправлялся по понтонному мосту, гружённый снарядами, но всё же сумел довести грузовик до артиллерии, закрепившейся на том берегу. Атака немецких танков была отбита. А водитель грузовика был представлен к медали. Во время Ясско - Кишенёвской операции попал под мощный налёт вржеской авиации. Колонну автомобилей, гружённых снарядами, разбомбили. Он успел выпрыгнуть из кабины в придорожный окоп. Когда налёт закончился. Увидел вместо машины большую воронку. «Стало быть, заговорённый я от смерти», - прошептал он побевшими губами. А дальше были фронтовые дороги Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии, Югославии. Победу встретил в Вене. Четыре года воевал он за независимость нашей Родины, испытал все тяготы войны, потерял близких друзе. Ему посчастливилось живым и здоровым вернуться в родной край. Боевые заслуги отмечены орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За взятие Будапешта», « За взятие Белграда», «За взятие Вены», «За Победу над Германией». Вот только медаль за Днепр так и не получил, и никогда не жалеет об этом – свой солдатский долг он выполнил до конца.

Владимир Павлович ещё до войны окончил бухгалтерские курсы, и поэтому после войны работал ревизором в Юхмачинской машинно-тракторной станции, бухгалтером в колхозе «Заветы Ильича», а на пенсию ушёл с должности главного бухгалтера Юхмачинского лесхоза. Со своей женой вырастили сына и дочь. Сын – Николай Владимирович более 40 лет проработал учителем в Юхмачинской школе, из них 17 лет был директором.

Ещё несколько лет назад Владимир Павлович довольно часто приходил в школу, рассказывал детям правду о войне, участвовал в проводимых в сельском клубе торжественных мероприятиях. 15 января 2013 года Владимиру Павловичу исполнилось 100 лет.









Достопримечательности



Здание клуба. 1975г. Бывшая церковь. Сгорела в июле 1977 года.



Здание церкви сегодня

В 18 веке русские переселенцы построили в Юхмачах православную церковь. Освещение церкви состоялось в православный праздник День Святого Успения. Новый храм нарекли церковью Святого Успения.

В годы советской власти церковь, как и по всей стране, была закрыта, начались гонения на религию. И в селе местные коммунисты решили снять с церкви крест и купол. Это было в кровавом 1938 году. Моего деда Лыскова Федора Егоровича заставили его снимать, он отказался. (Историческая справка – Фёдор Егорович, 1905 г.р., место рождения: Алькеевский район, с. Юхмачи, жил там же. 2 детей, лесник. Арестован 5.3.30 («противодействия снятию креста с церкви»), осужден тройкой ГПУ ТАССР 25.5.30 по ст. 58 – 10. Приговор: 3 года концлагерей условно. Реабилитирован 27.9.89. Книга Памяти жертв политических репрессий, т.8., РТ, К.2003г.)

Сельские активисты сбросили с неё крест. Этот большой крест был сделан из дуба и обшит жестью. Долго он лежал на земле, никто его не трогал. Позднее, кажется, распилили на дрова. А в 1944 году, когда Юхмачи стали районным центром, здание церкви начали использовать в качестве районного Дома культуры, - рассказал бывший учитель, ныне пенсионер Николай Владимирович Романов.

Неведомо, под воздействием, каких высших сил в 1977 году здание клуба (церкви) сгорело. На этом же месте было поставлено новое здание клуба, только уже каменное, которое также сгорело в 90-е годы.

В данный период отношение к религии стало меняться, поэтому односельчане приняли решение больше на этом святом месте сельский клуб не ставить и загорелись мыслью восстановить храм. В 2009 году жительница села Малярова Татьяна начала эту трудную и сложную работу, как сбор средств на строительство храма. Ведь в России это всегда было всенародным делом. На собранные средства закупили сосновый сруб, подняли силами мужчин юхмачинцев, покрыли крышу. В июле 2012г. В торжественной обстановке установили купол с крестом на здание строящейся церкви (она будет носить имя Архангела Михаила). Это действо было осуществлено в соответствии со всеми канонами религии под началом протоиерея Базарно-Матакской церкви Пресвятой Троицы Андрея Зинькова.





















Мемориал Славы участников Великой Отечественной войны


Солнечное утро 9 мая 2010 года началось с праздничного митинга, на который были приглашены ветераны войны, труженики тыла и труда, жители и гости Юхмачинского сельского поселения. Все присутствовавшие стали участниками волнующей церемонии открытия памятника Герою Советского Союза Чулкову А.П. и Мемориалу Славы участников Великой Отечественной войны. Мемориал представляет собой стелу – георгиевскую ленту с орденом Звезды и скульптуру воинов.

Чулков Алексей Петрович родился в 1908 году в деревне Юхмачи в крестьянской семье. По национальности русский, член КПСС. В Красной Армии с 1933 года. В 1934 году окончил военную школу пилотов, а в 1939 году – курсы комиссаров – лётчиков. Участник боев с белофиннами. Награждён орденом Красного Знамени. В Великой Отечественной войне с первых дней. Майор. Заместитель командира авиаэскадрильи по политчасти 751 – го авиаполка авиации дальнего действия.

Вместе со своим железным товарищем самолётом - бомбардировщиком совершил 119 боевых вылетов, 111 из них ночью, нанося бомбовые удары по городам Германии и её союзников, а также столицы Германии Берлину. Погиб в 1942 году. В ту ночь, с седьмого на восьмое ноября 1942 года, не вернулся с боевого задания его экипаж. Хоть и был он по штату комиссаром Урутинской эскадрильи – своим комиссаром его почитал весь полк, вызывая невольную ревность у других, в том числе и полковых, но нелетающих политработников. Тонкая это штука – авторитет, особенно комиссарский. Критерии служебного положения тут совсем не срабатывают, если даже успешно обеспечивают комплекс внешних примет почитания. В твёрдой цене уважения котируется едино только нравственный и интеллектуальный масштаб личности, а не должности. На войне ценился поступок, а уж если слово – то живое, а не мёртво-казённое. Алексей Петрович был далеко не хрестоматийным комиссаром – и внешне совсем неброский, и уж никак не трибунный. Больше славился как прекрасный боевой лётчик, и, помнится, никого не морочил ни докладами, ни назиданиями. Был ему дан природный ум, добрая душа и твёрдый боевой дух. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года был удостоен высшей правильственной награды присвоения звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Посмертно










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!