СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя педагогическая стратегия развития одарённости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель работы с одарёнными детьми заключается в применении проектного метода обучения на уроках технологии и занятиях внеурочной деятельности. Организация проектной деятельности учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся, помогает создать положительную мотивацию для самообразования.

Метод проектного обучения значим для меня, как для педагога, прежде всего потому, что именно в проектной деятельности одарённый и талантливый ученик может проявить творчество и развить исследовательские способности. В проектном обучении школьников  придерживаюсь принципа добровольности и свободы выбора. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающей личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности – именно эти факторы способствуют развитию и совершенствованию знаний, умений и навыков одарённых детей. 

Просмотр содержимого документа
«Моя педагогическая стратегия развития одарённости»

Модель работы с одарёнными детьми

«Моя педагогическая стратегия развития одарённости»




«…Не научить, а дать возможность научиться. Создать условия для творческого развития каждого ребёнка! Целенаправленное творчество – это путь к мечте…»



Модель работы с одарёнными детьми заключается в применении проектного метода обучения на уроках технологии и занятиях внеурочной деятельности. Организация проектной деятельности учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся, помогает создать положительную мотивацию для самообразования.

Метод проектного обучения значим для меня, как для педагога, прежде всего потому, что именно в проектной деятельности одарённый и талантливый ученик может проявить творчество и развить исследовательские способности. В проектном обучении школьников придерживаюсь принципа добровольности и свободы выбора. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающей личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности – именно эти факторы способствуют развитию и совершенствованию знаний, умений и навыков одарённых детей.

Метод проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность создавать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Одной из важнейших задач современной школы является управление процессом развития одаренных детей. Для осуществления проектного обучения на уроках и занятиях внеурочной деятельности с целью развития одарённости уделяю особое внимание управленческому аспекту. Так, в 2013 году, мною был разработан педагогический проект «Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС». Основанием для реализации инновационного педагогического проекта: является тьюторское сопровождение одарённых детей в рамках реализации проекта «Модель организации работы с одарёнными детьми в МОУ СОШУИП №3 «Интеллект, поиск, творчество», в условия реализации Федеральных образовательных стандартов. Актуальность проекта, как для педагога, так и для школы в целом заключается в том, что при подготовке обучающихся к исследовательской деятельности нет чёткой и поэтапной структуры обучения. Зачастую каждый педагог, как научный руководитель исследовательской работы, разрабатывает свой план действий, или же осуществляет подготовку в условиях, ограниченных временными рамками. Данный проект предполагает разработку технологии управленческого содействия развитию творческих и исследовательских способностей обучающихся.

В процессе реализации проекта мною были разработаны методические материалы: «Методическое пособие по проектному обучению на уроках технологии»; «Рабочая тетрадь – пояснительная записка к индивидуальному проекту. Приложение к проекту», для обучающихся 5-8 классов; «Рабочая тетрадь – пояснительная записка к групповому проекту. Приложение к проекту»; для обучающихся 5-7 классов; «Диагностический журнал индивидуальной проектной деятельности УУД» учащихся 5-8 классов и «Диагностический журнал групповой проектной деятельности УУД» учащихся 5-7 классов. Применение данных рабочих тетрадей помогает учителю осуществлять метод проектирования на уроках технологии и внеурочной деятельности, а обучающимся даёт возможность научиться выполнять творческий проект.

Основная идея методической разработки заключается в развитии целостного самоопределения личности обучающегося на саморазвитии. Планируемым результатом реализации идеи является комплексная оценка индивидуальных достижений учащихся не только в предметной, но и в надпредметной области (личностные и метапредметные результаты).

Для осуществления проектного обучения во внеурочной деятельности и развития творческих способностей одарённых (мотивированных) учеников была разработана авторская программа внеурочной деятельности «Проектирование современной одежды» для обучающихся 5-8 классов и организован кружок «Рукодельницы». Актуальность программы заключается в создании условий для развития творческого потенциала ребенка, выявления его способностей, способствования углублению и расширению базовых знаний, умений и навыков, сформированных на уроках технологии; в побуждении к самостоятельному выбору содержания своей деятельности при проектировании; развития в ребенке творческой личности; выявления профессионального интереса к проектной художественно-прикладной деятельности.

Новизна программы заключается в том, что она построена по принципу «расширяющейся спирали». Благодаря такой структуре один и тот же вид мышления, одна и та же операция отрабатываются на занятиях периодически, многократно, причем содержание постоянно усложняется и расширяется за счет обогащения новыми компонентами и углубленной проработки каждого действия, каждой операции. На протяжении 4-х лет обучения, по данной программе, состоящей из шести разделов, воспитанники получают возможность не только углубить знания по проектированию одежды, но и совершенствовать навыки, развить творческие способности, добиться высоких результатов в проектной деятельности и олимпиаде по технологии. В содержании разделов программы с каждым последующим годом обучения предусматриваются более сложные способы обработки изделий, а так же новые более трудоёмкие объекты труда. Методы и приёмы организации практической работы и работы над проектом с каждым годом изменяются. Работа воспитанников становится более самостоятельной. Преимуществом этой программы, построенной по принципу спирали, является то, что она не может и не должна, по основному замыслу, задавать жестко регламентированный темп развития, как это свойственно обычным традиционным программам.

Доминирующим формам организации деятельности детей предполагаются практические занятия в группах по 15 человек. Возраст детей, занимающихся в кружке – 11-14 лет (5 – 8 класс). Организуя работу группы на первом этапе необходимо не только корректировать творческое развитие ребят, но и решить еще две важные вещи – диагностика и прогнозирование дальнейшего развития. В результате можно получить информацию об уровне творческого развития каждого ребенка, выявить одаренных детей, а также предсказать их дальнейшее развитие на дальнейших возрастных этапах. Занятия проходят в кабинете обслуживающего труда, оборудованного компьютером и современными швейными машинами.

Программа основана на единых подходах и принципах: свобода выбора и добровольность; непрерывность и преемственность педагогического процесса, интеграция с предметом базисного учебного плана «Технология»; межпредметные связи с общеобразовательными предметами: химией и биология (материаловедение), черчение и ИЗО (конструирование и моделирование), математика (расчет при конструировании), информатика (применение ИКТ), и др; использование разнообразных форм организации занятий: рациональное сочетание фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми; развивающий характер обучения, основанный на детской активности и экспериментировании; рациональное сочетание разных видов деятельности; обеспечение психологического комфорта ребенка, уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, предоставление самостоятельности и права выбора; формирование адекватной самооценки; использование различных форм работы с семьей: вечера совместного опыта, открытые занятия, посещение выставок, экскурсии, организация праздников, показ моделей.

Обучение проводится в двух направлениях:

  1. усвоение теоретических знаний;

  2. формирование практических навыков.

Теоретическая частьопределение цели и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, рассказов, презентаций.

Практическая часть – осуществляется в форме урока-практикума, урока-конкурса, урока-ярмарки. Практические занятия включают в себя планирование работы, создание банка идей, составление схемы обдумывания, отработку навыков работы с различными материалами, организацию рабочего места и правила безопасности при работе с различными инструментами, приспособлениями и оборудованием. Преимущественно применяется вводный, текущий и заключительный инструктаж, исследовательский и поисковый методы. Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, объектов труда и методических приемов. Важно, что у детей воспитывается стремление доводить начатое дело до конца. Занятия в кружке способствуют развитию творческих способностей, индивидуальности, умению планировать свою деятельность; трудовому, эстетическому воспитанию школьников, расширению их кругозора и углублению знаний по предмету «Технология обработки ткани и декоративно-прикладное искусство».

Подведение итогов деятельности обучающихся: осуществляется на итоговых занятиях выставках и показах моделей, а также возможно участие в конкурсах, учебно-исследовательских конференциях и олимпиадах. Проводится с целью выявления полученных знаний и умений, знакомства с достижениями детей. Анализ творческо-трудовой эстетической и проектной деятельности детей не является самоцелью. Он необходим для констатации исходного уровня их развития, сопоставление с которым позволяет более полно фиксировать продвижение или отставание каждого ребенка.

Ожидаемы результаты реализации программы.

Первый уровень результатов (1-й год обучения) – приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеют организация выставки творчества, показы моделей, групповая защита проектов учащихся.

Второй уровень результатов (2-й, 3-й год обучения) – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеют проведение школьного праздника творчества (разработка проекта показа моделей, выставки творчества оформления зала для праздника), попытка осознать параметры заказа со стороны подростков, разработка художественного замысла под основные параметры заказа.

Третий уровень (4-й год обучения) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия – включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта сфере художественного творчества. Для этого подросток овладевает инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнера, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования). Здесь осваивается умение представить собственные разработки заказчикам, зрителям, экспертам. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Например, разработка проекта «Кукольный театр для малышей детского сада», «Костюмы для детского новогоднего праздника», «Дизайн интерьера игровой комнаты детского сада» и т.п. Участие в конкурсах и олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровня.

Для организации проектной деятельности мотивированных учеников 9-11 классов был создан клуб «Умники» и разработан план занятий, основной целью которых является разработка обучающимися социально-значимых творческих проектов. Цель занятий - формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству) и развитие творческих способностей учащихся, посредством выполнения социально-значимых творческих проектов. Создание условий для творчески активной самореализации личности и профессионального самоопределения школьника. Задачи заключаются в том, что бы сформировать у обучающихся способность видеть и понимать социальные проблемы; сформировать способность и готовность вступать в конструктивную коммуникацию с другими субъектами и институтами, решать социально-значимые проблемы; способствовать развитию самостоятельности в деятельности уча­щихся, направленной на достижение цели социально-значимого творческого проекта, интегрирующий в себе проблем­ный подход, коммуникативные, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поиско­вые и творческие способности; развивать трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, аккуратность и ответственность; помогать в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности, профессионального самоопределения.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Развитие способностей ребёнка происходит только в той деятельности, в которой он получает положительные эмоции. Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности). Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации). У обучающихся, посещающих кружок «Рукодельницы» и клуб «Умники» преобладает мотивационный аспект поведения, свойственный одарённым детям. У них повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности, либо определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.  Ярко выраженный интерес к занятиям, чрезвычайно высокая увлеченность и погруженность в дело. Повышенная познавательная потребность и любознательность. Неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству - именно поэтому я, как педагог позволяю детям «рисковать» - не бояться трудностей при выборе темы творческого проекта или творческой работы – всегда стремиться к своей мечте, ставить перед собой цель и достигать её!

«Ничто так не красит человека, как результат его труда!»

Успешность выбранной мною педагогической стратегии в работе с одарёнными детьми можно подтвердить результатами и достижениями учеников в проектной, исследовательской и творческой деятельности.

Социальный опыт обучающихся.

Формирование ценностного отношения в социуме

  1. Социальный проект, научно-исследовательская работа «Форма для ЮИД», автор: учащаяся 10 класса:

  • Победитель городской научно-исследовательской конференции обучающихся третьей ступени образования «Ступень в будущее» (Диплом Iстепени), 2014 год.

  • Участник III открытой научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Ступень в будущее» (Свидетельство участника), 2014 год.

  • Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (Грамота), 2014 год.

  • Победитель Общероссийского конкурса «Лучший социальный проект I полугодия 2014-2015 учебного года» (Диплом II степени)


Социальный проект, научно-исследовательская работа «Память о Великой Победе», автор: учащаяся 6 класса:

  • Призёр городских соревнований юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор» (Диплом III степени), 2014 год.

  • Победитель Общероссийского конкурса «Лучший социальный проект Iполугодия 2014-2015 учебного года» (Диплом Iстепени), 2015 год.

Социальный проект, научно-исследовательская работа «Кукольный театр по сказкам Ямала», автор: учащаяся 8 класса:


  • Призёр городских соревнований юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор» (Диплом II степени), 2013 год.

  • Победитель Общероссийского конкурса «Лучший социальный проект Iполугодия 2014-2015 учебного года» (Диплом Iстепени), 2015 год.



Творческие работы воспитанников кружка «Рукодельницы», победители Общероссийского конкурса «Готовим подарки для родных и близких своими руками»


Динамика развития творческих и исследовательских способностей одарённых учеников отражена в диаграмме 1. «Достижения учеников в творческих конкурсах и проектной деятельности» ( по уровням) за три года.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!