СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя православная Русь

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка для открытого урока по ОДНК НР

Просмотр содержимого документа
«Моя православная Русь»

Разработка урока по основам духовно-нравственной культуре народов России

Тема: «Моя православная Русь».



Форма урока: беседа, межпредметный интегрированный урок, урок-путешествие.



Время проведения: 40 минут



Цель урока: формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

Образовательные:

- знакомство обучающихся с основами православной этики;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Развивающие:

развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;

развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.



Материально-дидактическое оснащение урока:

  1. Мультемедийная презентация к уроку:

  2. Раздаточный материал: тексты, иллюстрации .

  3. Н.ф.Виноградова,В.И.Власенкова, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

Ход урока.



  1. Организационный момент.

Учитель:

  • Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор?

  • Вы правы, тема нашего урока «Моя православная Русь» (Слайд № 1).

Основная часть.

2.1. Вопросы учителя:

  • Что такое культура? (Это не только произведения искусства, но и идеи, быт, тип хозяйства, язык…);

  • Какие слои в русской культуре мы можем выделить? (Духовную и материальную, светскую и религиозную, христианскую и языческую);(Слайд 2)

  • Откуда на Русь пришло христианство? 65ернто( На Руси христианство распространилось под влиянием Византии. Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Случилось это в середине X века в городе Константинополе. Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ от язычества. Только десятилетия спустя, в 988 году, христианство пришло на Русь. Это произошло во времена правления Великого князя Владимира Красное Солнышко – внука княгини Ольги).

2.2 (Слайд 3)

  • Как вы считаете, какую роль стала играть христианская вера и образование в Древней Руси с принятием христианства?

  • Прочитайте исторические свидетельства на странице учебника 87-88.

  • Ребята, основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако согласиться с этим трудно. Данные находки убеждают нас в том, что письменность существовала у славян еще до принятия христианства, но основную массу населения составляли «невегласы», не умевшие даже читать, но неграмотность не была поголовной. Однако распространению письменности действительно способствовало принятие Русью христианства. И вот как только Русь приняла христианство, так сразу же появляются первые ученые и выдающиеся люди.

  • Книжное учение набирало силу в некоторых кругах городского населения, а также среди княжеских и боярских ремесленников;

2.3 Открывались школы, как для мальчиков, так и для девочек Интерес к книгам не ограничивался княжескими дворцами. Посмотрите, как выглядели первые книги («Остромирово Евангелие»), кому могла принадлежать вот эта? (Слайд 4)

2.4 Учитель (Слайд № 5 «Слова Ярослава Мудрого о книжном учении»)

  • В летописи помещена замечательная похвала книгам: «Великая польза бывает человеку от учения книжного. Книгами ведь мы наставляемся и учимся, а пути покаяния, мудрость и воздержание обретаем от книжных словес. Это ведь реки, наполняющие вселенную, это источник мудрости». Киевская Русь пользовалась наследием античного мира и византийской учености. В этом отношении она не уступала Западу (Тихомиров М. Русская культура Х-ХУ1 вв. М.,1968 г., с. 99-100).

  • Ребята, какова польза от «учения книжного»?

  • Можно ли книги заменить другими средствами обучения? (Слайд 6)

  • Учитель: перед вами текст, в котором рассказывается о книгопечатании на Руси. (Слайд 7) Какой вопрос вы бы поставили, если бы оказались учителем?

2.5 Слайд № 8 («Рубить повсюду церкви…»);

Назовите основные правила возведения храмов на Руси

Учитель: Перед Вами иллюстрации храмов (слайд 14-17). Посмотрите , какие замечательные купола, арки, колокола.

- Почему церкви и храмы имеют такие формы?

- На что похожи купола церкви?

- Почему архитектуру называют застывшей музыкой? (Прослушивание звона колоколов)



2.6 Уважаемые ребята, наш урок подходит к завершению. А теперь посмотрим мультфильм о Петре и Февронии Муромских. О каких православных заповедей рассказывает данный видеофрагмент?

  1. Итог урока.



Что на уроке было главным?

  • Что было интересным?

  • Что нового узнали?

  • Чему научились?

Учитель (заключительное слово):

  • Скажи, какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет,

иль косо посмотрели вслед,

или манящий дивный свет

В твоей душе на много лет.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!