Разработка урока по основам духовно-нравственной культуре народов России
Тема: «Моя православная Русь».
Форма урока: беседа, межпредметный интегрированный урок, урок-путешествие.
Время проведения: 40 минут
Цель урока: формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство обучающихся с основами православной этики;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Развивающие:
развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;
развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;
формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.
Материально-дидактическое оснащение урока:
Мультемедийная презентация к уроку:
Раздаточный материал: тексты, иллюстрации .
Н.ф.Виноградова,В.И.Власенкова, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель:
Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор?
Вы правы, тема нашего урока «Моя православная Русь» (Слайд № 1).
Основная часть.
2.1. Вопросы учителя:
Что такое культура? (Это не только произведения искусства, но и идеи, быт, тип хозяйства, язык…);
Какие слои в русской культуре мы можем выделить? (Духовную и материальную, светскую и религиозную, христианскую и языческую);(Слайд 2)
Откуда на Русь пришло христианство? 65ернто( На Руси христианство распространилось под влиянием Византии. Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Случилось это в середине X века в городе Константинополе. Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ от язычества. Только десятилетия спустя, в 988 году, христианство пришло на Русь. Это произошло во времена правления Великого князя Владимира Красное Солнышко – внука княгини Ольги).
2.2 (Слайд 3)
Как вы считаете, какую роль стала играть христианская вера и образование в Древней Руси с принятием христианства?
Прочитайте исторические свидетельства на странице учебника 87-88.
Ребята, основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако согласиться с этим трудно. Данные находки убеждают нас в том, что письменность существовала у славян еще до принятия христианства, но основную массу населения составляли «невегласы», не умевшие даже читать, но неграмотность не была поголовной. Однако распространению письменности действительно способствовало принятие Русью христианства. И вот как только Русь приняла христианство, так сразу же появляются первые ученые и выдающиеся люди.
2.3 Открывались школы, как для мальчиков, так и для девочек Интерес к книгам не ограничивался княжескими дворцами. Посмотрите, как выглядели первые книги («Остромирово Евангелие»), кому могла принадлежать вот эта? (Слайд 4)
2.4 Учитель (Слайд № 5 «Слова Ярослава Мудрого о книжном учении»)
В летописи помещена замечательная похвала книгам: «Великая польза бывает человеку от учения книжного. Книгами ведь мы наставляемся и учимся, а пути покаяния, мудрость и воздержание обретаем от книжных словес. Это ведь реки, наполняющие вселенную, это источник мудрости». Киевская Русь пользовалась наследием античного мира и византийской учености. В этом отношении она не уступала Западу (Тихомиров М. Русская культура Х-ХУ1 вв. М.,1968 г., с. 99-100).
Ребята, какова польза от «учения книжного»?
Можно ли книги заменить другими средствами обучения? (Слайд 6)
2.5 Слайд № 8 («Рубить повсюду церкви…»);
Назовите основные правила возведения храмов на Руси
Учитель: Перед Вами иллюстрации храмов (слайд 14-17). Посмотрите , какие замечательные купола, арки, колокола.
- Почему церкви и храмы имеют такие формы?
- На что похожи купола церкви?
- Почему архитектуру называют застывшей музыкой? (Прослушивание звона колоколов)
2.6 Уважаемые ребята, наш урок подходит к завершению. А теперь посмотрим мультфильм о Петре и Февронии Муромских. О каких православных заповедей рассказывает данный видеофрагмент?
Итог урока.
Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового узнали?
Чему научились?
Учитель (заключительное слово):
След, чтобы вытерли паркет,
иль косо посмотрели вслед,
или манящий дивный свет
В твоей душе на много лет.