СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Молодежный жаргон (сленг) в речи современных школьников.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь сегодняшних школьников изобилует жаргонизмами и сленгом, и это объективная реальность. Для большинства из них сленг и жаргон стали неотъемлемой частью не только устной речи, но и письменной.

Просмотр содержимого документа
«Молодежный жаргон (сленг) в речи современных школьников.»

МОУ «Звениговский лицей»





Молодежный жаргон (сленг) в речи современных школьников.

(секция «Литература. Языкознание.»)



Научный руководитель: Васильева Е.В.

педагог-психолог

Автор: Васильева Милана,

учащаяся 4В класса

МОУ «Звениговский лицей»



г. Звенигово

2023

Оглавление.

1.Введение……………………………………………………………………...3

2. Понятие «жаргон», «жаргонизмы» - истоки, характеристика и особенности………………………………………………………...……….....5

3. Исследование………………………………………………………....…......7

4. Заключение…………………………………………………………………10

5.Литература………………………………………………………….……….11







































Введение

О человеке много можно рассказать по его речи. Одна и та же речь звучит различно.   Именно речь «выдает» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте.

Культура речи современного человека, и прежде всего молодежи и школьников, вызывает беспокойство, так как огромный поток ненормированной лексики, жаргонизмов, вливающихся в язык подрастающего поколения, ведет к необратимым последствиям в языке, теряющем свою яркость, выразительность, самобытность.

Речь сегодняшних школьников изобилует жаргонизмами и сленгом, и это – объективная реальность. Для большинства из них сленг и жаргон стали неотъемлемой частью не только устной речи, но даже и письменной. Так что же такое сленг и почему современные школьники так активно используют его в своей речи?

  Я  выбрала для исследования тему «Молодежный жаргон (сленг) в речи современных школьников», потому что она мне близка и понятна, так как сама являюсь учащейся лицея и понимаю, что жаргонизмы настолько глубоко вошли в нашу разговорную речь, что обойтись без них в своей речи  бывает довольно сложно.   


Актуальность моей работы заключается в том, что использование жаргонов учащимися ведёт к ухудшению их грамотности.                   

Цель моей работы: проанализировать речь учащихся моего класса с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими жаргонизмов.


Задачи:

  • Определить понятия «жаргон», выделить и описать его функции и разновидности;

  • Узнать причины употребления сленга учащимися;

  • Провести анкетирование учащихся, чтобы исследовать их речь с целью выделения наиболее употребительных по частотности использования жаргонизмов, причины их употребления.

  • Выявить источники пополнения;


Объект исследования речь современных школьников.


Предмет исследования: особенности употребления жаргонных слов в речи учащихся моего класса.


Гипотеза молодёжный жаргон оказывает большое влияние на формирование культуры речи подростков.


Теоретическая значимость данный материал может использоваться на классных часах, на дополнительных воспитательных занятиях, на уроках окружающего мира и Основы светской этики (ОРКСЭ).


Практическая значимость: результаты исследования дают возможность проанализировать использование жаргонов школьниками в речи. Анкетирование помогает постараться предотвратить использование жаргонизмов в сочинениях и изложениях путём подбора синонимов.


Методы исследования:

1. Изучение научной литературы.

2. Наблюдение.

3. Исследование

4. Анализ полученных данных.

Понятие «жаргон», «жаргонизмы» - истоки, характеристика и особенности.

Своё исследование я начала с теоретической части. Перелистала словари и энциклопедии, заглянула в интернет. Выявила, что данные источники по-разному трактуют понятие «сленг» и «жаргон». Я остановилась на «Большой советской энциклопедии» и выяснила, что сленг  (англ. slang) – это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.

В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей; сленг- заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон .То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон и сленг – синонимы.

В «Кратком словаре иностранных слов» слово сленг [англ. slang]– в английском языке – слова или выражения, употребляемые людьми определённых профессий или классовых прослоек, жаргон.

В словарях В. И. Даля и С.И. Ожегова нет слова сленг, что говорит о его молодости.

Существует ещё несколько определений сленга:

Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.

Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.

Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.

Большое влияние на формирование речи молодежи и подростков в современном мире оказывают СМИ, компьютерные игры, мессенджеры. Это послужило мощным источником новых слов, используемых школьниками.

Жаргоны очень неустойчивы, они меняются сравнительно быстро, причём в разных городах жаргоны могут быть различны. Так, моряки называли своё судно коробкой (из старинного искажения слова корабль), а у строителей коробка – каркас дома; наши танкисты в годы войны свои броневые машины называли коробочками, а снаряды – огурцами.

Жаргонизмы обладают экспрессией, поэтому иногда их используют в художественной литературе как средство создания образа.

В официально – деловых документах, как и вообще в литературном языке, использование как жаргонизмов, так и диалектизмов недопустимо.

Носителями школьного жаргона являются исключительно представители молодого поколения – соответственно, школьники.  

К сожалению, учащиеся моего класса не стали исключением. И их  язык свидетельствует о том, что процесс жаргонизации устной разговорной речи носит угрожающий характер.  















Исследование

Чтобы понять, какие жаргонизмы знакомы учащимся моего класса, и с какой целью и как часто они их используют, я провела небольшое исследование. Прежде всего, я обратились к ребятам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Анкетирование проводилось в 4 классе, всего приняло участие 30 чел.

Анализируя полученные данные, я пришла к следующим результатам:

Вопросы анкеты

Ответы учащихся

да

нет

1. Знаешь ли ты слова молодежного сленга (жаргона)?

19ч.- 76 %

6ч – 24%

2. Какие слова ты употребляешь больше всего?

прикол

2 ч

8%

треш

3

12%

согл

3

12%

крч

2

8%

хз

3

12%

го

7

28%

рофл

1

4%

скам

6

24%

кринж

2

8%

чел

2

8%

капец

1

4%

фигня

5

20%

пон

1

4%

жесть

4

16%

3. Как часто ты используешь эти слова в речи?

Часто

7ч– 28%

Редко

14ч-56%

Никогда

4ч-16%

4. Как ты считаешь, нужны ли слова молодежного жаргона в нашей речи?

Да


11ч-44%

Нет


3ч-12%

Не задумывались об этом

11ч-44%


Также в результате проведенного исследования были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:

1. Наименование людей по качеству их характера: чувак, чувиха, чел, братан, красавчик, лох, тормоз, шестерка, псих, малявка, красава, вафля, звезда, чайник, валенок.

2. Наименование людей по родству: предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша, родаки, систер.

3. Бытовая техника: комп, мобила, труба, телик, ящик, ноут, стиралка, морозко (холодильник)

4. Пища и процесс ее поглощения: хавать, хавчик, жратва, вкусняхи, жрать, корм (еда).

5. Наименование людей по профессии: мент, мусор, училка, препод, мусориллы, классуха, врачиха, историчка, биологичка, географичка.

6. Деньги: бабки, бабосики, бабло, сотка, косарь,  черебас, червонец, стольник, пятихатка, штука.

7. Слова состояния, оценки: клево, классно, отпадно, офигенно, нормалек, потрясно, круто, вау, прикольно, супер, зашибись, крутяк (отлично), не оч, фигня, стремно, паршиво, отстой (плохо).

8. Школьные оценки и предметы: двояк, пятак, двойбас, тройбан, пара, дубль, трюхан, пятифан, лебедь; матика, русиш, литра, инглиш.

9. Части тела: грабли, культяпки, костыли, клешни, лапти (руки); череп, коржик, пасть, контейнер, хавальник (рот); моргалы, зенки, пешки, фонари, лупы (глаза); башня, башка, чугун (голова), носаря (нос).

10. Слова, обозначающие действия (глаголы): отвали, отвянь, завянь, увянь, затихни, свали, сдрысни, сгинь, иди погуляй (отстань), заткнись, умолкни, рот закрой (замолчи).

На вопрос, с какой целью  употребляются школьниками жаргонизмы, были получены следующие ответы:

  • жаргонизмы делают речь понятнее друзьям

12%

3 чел

  • придать своей речи живость и юмор

12%

3 чел

  • для связки слов

0%

0 чел

  • модно, современно

60 %

15 чел

жаргонизмы помогают им преодолеть недостаток в речи помогают самоутвердиться

4 %

1 чел



     













Заключение

Применив исследовательский метод, считаю, что я доказала, что речь современного школьника изобилует жаргонным сленгом, который засоряет речь, обедняет ее, делает её грубой и некрасивой. Основная причина появления молодежного жаргона состоит в желании иметь «свой» язык, «свой» мир, организовать общение среди сверстников, в пристрастии к «модным словечкам».

Понимая, что жаргон засоряет речь, школьники вместе с тем прибегают к жаргонной лексике и считают его нужным и необходимым в их речи.

С помощью жаргонной лексики невозможно говорить о высоком, вечном, потому что большинство жаргонных слов и выражений имеют грубоватую, пренебрежительную, ироничную окраску.

Чрезмерное  и бездумное употребление жаргонизмов засоряет и огрубляет нашу разговорную речь.  

Я считаю, что необходимо бороться с грубыми словами. Жаргон школьников – дурная привычка, от которой очень трудно избавится.

Если выбирать между «Пушкин - офигенный писатель» и «Пушкин – гениальный писатель», то я выберу последнее. Согласитесь, звучит намного красивее, ярче и выразительнее.

Подводя итог, хочется сказать, что молодёжный жаргон, к сожалению, - это неотъемлемая часть речи современного подростка, сленг был, есть и будет в школьной лексике, негативно влияя на культуру речи и засоряя русский литературный язык. Поэтому, как не вспомнить слова С.Я.Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».



         



Литература

1.Горкин.А.П.  Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн, 2006.

2.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

3.Скворцов, Л.И. Жаргоны // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979

4.Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре речи»,М.,1968,с.

5. Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга XXI века. М.: 2000 г.

6. Левикова С.И. Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.

7. Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – М.: ФПб, 1998.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 2003. — 944 с.

9. Стенин И.А. «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.: 2004г.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя