МОУ «Звениговский лицей»
Молодежный жаргон (сленг) в речи современных школьников.
(секция «Литература. Языкознание.»)
Научный руководитель: Васильева Е.В.
педагог-психолог
Автор: Васильева Милана,
учащаяся 4В класса
МОУ «Звениговский лицей»
г. Звенигово
2023
Оглавление.
1.Введение……………………………………………………………………...3
2. Понятие «жаргон», «жаргонизмы» - истоки, характеристика и особенности………………………………………………………...……….....5
3. Исследование………………………………………………………....…......7
4. Заключение…………………………………………………………………10
5.Литература………………………………………………………….……….11
Введение
О человеке много можно рассказать по его речи. Одна и та же речь звучит различно. Именно речь «выдает» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте.
Культура речи современного человека, и прежде всего молодежи и школьников, вызывает беспокойство, так как огромный поток ненормированной лексики, жаргонизмов, вливающихся в язык подрастающего поколения, ведет к необратимым последствиям в языке, теряющем свою яркость, выразительность, самобытность.
Речь сегодняшних школьников изобилует жаргонизмами и сленгом, и это – объективная реальность. Для большинства из них сленг и жаргон стали неотъемлемой частью не только устной речи, но даже и письменной. Так что же такое сленг и почему современные школьники так активно используют его в своей речи?
Я выбрала для исследования тему «Молодежный жаргон (сленг) в речи современных школьников», потому что она мне близка и понятна, так как сама являюсь учащейся лицея и понимаю, что жаргонизмы настолько глубоко вошли в нашу разговорную речь, что обойтись без них в своей речи бывает довольно сложно.
Актуальность моей работы заключается в том, что использование жаргонов учащимися ведёт к ухудшению их грамотности.
Цель моей работы: проанализировать речь учащихся моего класса с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими жаргонизмов.
Задачи:
-
Определить понятия «жаргон», выделить и описать его функции и разновидности;
-
Узнать причины употребления сленга учащимися;
-
Провести анкетирование учащихся, чтобы исследовать их речь с целью выделения наиболее употребительных по частотности использования жаргонизмов, причины их употребления.
-
Выявить источники пополнения;
Объект исследования – речь современных школьников.
Предмет исследования: особенности употребления жаргонных слов в речи учащихся моего класса.
Гипотеза – молодёжный жаргон оказывает большое влияние на формирование культуры речи подростков.
Теоретическая значимость данный материал может использоваться на классных часах, на дополнительных воспитательных занятиях, на уроках окружающего мира и Основы светской этики (ОРКСЭ).
Практическая значимость: результаты исследования дают возможность проанализировать использование жаргонов школьниками в речи. Анкетирование помогает постараться предотвратить использование жаргонизмов в сочинениях и изложениях путём подбора синонимов.
Методы исследования:
1. Изучение научной литературы.
2. Наблюдение.
3. Исследование
4. Анализ полученных данных.
Понятие «жаргон», «жаргонизмы» - истоки, характеристика и особенности.
Своё исследование я начала с теоретической части. Перелистала словари и энциклопедии, заглянула в интернет. Выявила, что данные источники по-разному трактуют понятие «сленг» и «жаргон». Я остановилась на «Большой советской энциклопедии» и выяснила, что сленг (англ. slang) – это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.
В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей; сленг- заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон .То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон и сленг – синонимы.
В «Кратком словаре иностранных слов» слово сленг [англ. slang]– в английском языке – слова или выражения, употребляемые людьми определённых профессий или классовых прослоек, жаргон.
В словарях В. И. Даля и С.И. Ожегова нет слова сленг, что говорит о его молодости.
Существует ещё несколько определений сленга:
Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.
Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.
Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.
Большое влияние на формирование речи молодежи и подростков в современном мире оказывают СМИ, компьютерные игры, мессенджеры. Это послужило мощным источником новых слов, используемых школьниками.
Жаргоны очень неустойчивы, они меняются сравнительно быстро, причём в разных городах жаргоны могут быть различны. Так, моряки называли своё судно коробкой (из старинного искажения слова корабль), а у строителей коробка – каркас дома; наши танкисты в годы войны свои броневые машины называли коробочками, а снаряды – огурцами.
Жаргонизмы обладают экспрессией, поэтому иногда их используют в художественной литературе как средство создания образа.
В официально – деловых документах, как и вообще в литературном языке, использование как жаргонизмов, так и диалектизмов недопустимо.
Носителями школьного жаргона являются исключительно представители молодого поколения – соответственно, школьники.
К сожалению, учащиеся моего класса не стали исключением. И их язык свидетельствует о том, что процесс жаргонизации устной разговорной речи носит угрожающий характер.
Исследование
Чтобы понять, какие жаргонизмы знакомы учащимся моего класса, и с какой целью и как часто они их используют, я провела небольшое исследование. Прежде всего, я обратились к ребятам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Анкетирование проводилось в 4 классе, всего приняло участие 30 чел.
Анализируя полученные данные, я пришла к следующим результатам:
Вопросы анкеты | Ответы учащихся |
да | нет |
1. Знаешь ли ты слова молодежного сленга (жаргона)? | 19ч.- 76 % | 6ч – 24% |
2. Какие слова ты употребляешь больше всего? |
прикол | 2 ч | 8% |
треш | 3 | 12% |
согл | 3 | 12% |
крч | 2 | 8% |
хз | 3 | 12% |
го | 7 | 28% |
рофл | 1 | 4% |
скам | 6 | 24% |
кринж | 2 | 8% |
чел | 2 | 8% |
капец | 1 | 4% |
фигня | 5 | 20% |
пон | 1 | 4% |
жесть | 4 | 16% |
3. Как часто ты используешь эти слова в речи? |
Часто 7ч– 28% | Редко 14ч-56% | Никогда 4ч-16% |
4. Как ты считаешь, нужны ли слова молодежного жаргона в нашей речи? |
Да 11ч-44% | Нет 3ч-12% | Не задумывались об этом 11ч-44% |
Также в результате проведенного исследования были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:
1. Наименование людей по качеству их характера: чувак, чувиха, чел, братан, красавчик, лох, тормоз, шестерка, псих, малявка, красава, вафля, звезда, чайник, валенок.
2. Наименование людей по родству: предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша, родаки, систер.
3. Бытовая техника: комп, мобила, труба, телик, ящик, ноут, стиралка, морозко (холодильник)
4. Пища и процесс ее поглощения: хавать, хавчик, жратва, вкусняхи, жрать, корм (еда).
5. Наименование людей по профессии: мент, мусор, училка, препод, мусориллы, классуха, врачиха, историчка, биологичка, географичка.
6. Деньги: бабки, бабосики, бабло, сотка, косарь, черебас, червонец, стольник, пятихатка, штука.
7. Слова состояния, оценки: клево, классно, отпадно, офигенно, нормалек, потрясно, круто, вау, прикольно, супер, зашибись, крутяк (отлично), не оч, фигня, стремно, паршиво, отстой (плохо).
8. Школьные оценки и предметы: двояк, пятак, двойбас, тройбан, пара, дубль, трюхан, пятифан, лебедь; матика, русиш, литра, инглиш.
9. Части тела: грабли, культяпки, костыли, клешни, лапти (руки); череп, коржик, пасть, контейнер, хавальник (рот); моргалы, зенки, пешки, фонари, лупы (глаза); башня, башка, чугун (голова), носаря (нос).
10. Слова, обозначающие действия (глаголы): отвали, отвянь, завянь, увянь, затихни, свали, сдрысни, сгинь, иди погуляй (отстань), заткнись, умолкни, рот закрой (замолчи).
На вопрос, с какой целью употребляются школьниками жаргонизмы, были получены следующие ответы:
| 12% | 3 чел |
| 12% | 3 чел |
| 0% | 0 чел |
| 60 % | 15 чел |
жаргонизмы помогают им преодолеть недостаток в речи помогают самоутвердиться | 4 % | 1 чел |
Заключение
Применив исследовательский метод, считаю, что я доказала, что речь современного школьника изобилует жаргонным сленгом, который засоряет речь, обедняет ее, делает её грубой и некрасивой. Основная причина появления молодежного жаргона состоит в желании иметь «свой» язык, «свой» мир, организовать общение среди сверстников, в пристрастии к «модным словечкам».
Понимая, что жаргон засоряет речь, школьники вместе с тем прибегают к жаргонной лексике и считают его нужным и необходимым в их речи.
С помощью жаргонной лексики невозможно говорить о высоком, вечном, потому что большинство жаргонных слов и выражений имеют грубоватую, пренебрежительную, ироничную окраску.
Чрезмерное и бездумное употребление жаргонизмов засоряет и огрубляет нашу разговорную речь.
Я считаю, что необходимо бороться с грубыми словами. Жаргон школьников – дурная привычка, от которой очень трудно избавится.
Если выбирать между «Пушкин - офигенный писатель» и «Пушкин – гениальный писатель», то я выберу последнее. Согласитесь, звучит намного красивее, ярче и выразительнее.
Подводя итог, хочется сказать, что молодёжный жаргон, к сожалению, - это неотъемлемая часть речи современного подростка, сленг был, есть и будет в школьной лексике, негативно влияя на культуру речи и засоряя русский литературный язык. Поэтому, как не вспомнить слова С.Я.Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».
Литература
1.Горкин.А.П. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн, 2006.
2.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
3.Скворцов, Л.И. Жаргоны // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979
4.Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре речи»,М.,1968,с.
5. Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга XXI века. М.: 2000 г.
6. Левикова С.И. Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.
7. Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – М.: ФПб, 1998.
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 2003. — 944 с.
9. Стенин И.А. «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.: 2004г.