Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Российской Федерации Стыцина Александра Михайловича
Обществознание
11 класс
Урок по структуре ФГОС
«Молодежь как социальная группа»
Преподаватель:
Кочиева Раиса Петровна
Цели урока по линиям развития личности
1-я линия (Содержательная):
линия (Деятельностная):
Осознавать и развивать ряд социально-значимых качеств: ответственность и самостоятельность, требовательность к себе и доверие к окружающим
Уметь договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты, вызванные разными взглядами и системами ценностей
Обладать критическим мышлением, уметь самостоятельно анализировать статистические данные, результаты социологического опроса, документы
Продолжить формирование навыка создания презентаций и исследовательских проектных работ и защиты их перед аудиторией.
Планируемые результаты урока
Предметные умения: знает содержание пройденного материала; понимает и может анализировать соответствующую общественную проблему
Метапредметные УУД
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной и трудовой деятельности имеет желание приобретать новые знания и умения, а также заниматься общественно-полезной деятельностью
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
Используемые учебно-методические средства: Учебник «Обществознание. 6 класс» под редакцией Боголюбова Л.Н., Л. Ф. Ивановой
Оборудование урока: Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал.
Оформление доски: На доске тема урока, проблемный вопрос и план урока
Проблемный вопрос урока: Легко ли быть молодым?
План урока
1. Молодежь как социальная группа
2. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте
3. Молодежная субкультура
4. Проблемы молодежи
Понятия, термины: молодежь, молодежная субкультура, социум, социальная группа.
Ход урока:
Преподаватель приветствует класс и знакомит его с темой и целями урока.
Тема нашего урока: «Проблемы молодежи в условиях современного социума». Вы разделились на группы и получили опережающие задания.
Цели урока заключаются в том, чтобы у вас сформировалось представление о социальных процессах в современной России и молодежи как социально-демографической группе, о проблемах молодежи и поиске путей их решения; вы должны развивать у себя критическое мышление, воспитывать у себя ответственность и самостоятельность, требовательность к себе и доверие к окружающим, потребность постоянно учиться.
Молодежь как социальная группа
Преподаватель задает вопрос о том, что вообще означает понятие «молодежь» и кого мы можем к нему отнести. Общее обсуждение, выявление признаков понятия, оглашение преподавателем общепринятого в обществознании определения.
Показ слайдов № 1,2,3,4
«Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств»
Вопрос к классу: Каковы возрастные границы понятия «молодежь»?
Ответ: В соответствии с законодательством Российской Федерации, под понятие молодежь подпадают лица от 14 до 30 (а в некоторых случаях и до 35) лет.
Показ слайда № 5
Преподаватель: Какое же место занимает молодежь в социальной структуре общества?
Обсуждение в классе. Прежде всего, молодежь это будущее страны и наиболее перспективная возрастная категория в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры. Но такие перспективы имеют далеко не все молодые люди: возможности получения образования и самореализации во многом определяются социальной принадлежностью молодого человека, имущественным положением его семьи. Отсюда имеет место и криминализация части российской молодежи. Размытость системы ценностей, низкий уровень жизни, отсутствие веры в изменение сложившегося положения с одной стороны и романтика красивой жизни», стремление получить какие-то блага, не прикладывая к этому труд. усилий – с другой, приводят к тому, что часть молодого населения пытается найти свой путь к социальному успеху в криминальных структурах. Также некоторые молодые люди в поисках смысла жизни или повинуясь чувству социального протеста попадают в тоталитарные секты, экстремистские политические организации.
Преподаватель подводит итог: Итак, вы видите, что в современном российском обществе происходит ценностное и имущественное расслоение молодежи. Поэтому нельзя говорить о российской молодежи как единой группе населения.
2. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте
Преподаватель: Как вы думаете, что особенного в социальном положении молодых людей в отличии, например от людей зрелых?
Ответы учеников: высокая социальная мобильность, ознакомление с социальными ролями, новые перспективы,
Показ слайда №6
Как вы знаете, роль ребенка и подростка в основном связаны с семьей(сын-дочь, брат-сестра), школой (ученик-ученица) или участник спортивной секции. Как изменяются социальные роли человека в течении жизни?
Ответ учеников: В дальнейшем появляются новые социальные роли: работник, студент, супруг, родитель.
Показ слайда № 7
Преподаватель: Каковы факторы успеха молодого человека в жизни? Ответы учеников:
1. Более высокий уровень образования
2. Готовность к смене характера деятельности в соответствии с требованиями рынка труда
3. Овладение знаниями, навыками, умениями, которые сейчас высоко ценятся (компьютер, знание иностранного языка, умение водить автомобиль)
Преподаватель: Когда же, по вашему мнению, заканчивается молодость? Связана ли она только с достижением определенного возраста?
Ответы учениковю Показ слайда №8
3. Молодежная субкультура
Преподаватель: Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специфической молодежной субкультуры. Что же такое молодежная субкультура?
Преподаватель: Какие современные субкультуры вы знаете?
Студенты выступают с небольшими подготовленными сообщениями.
Показ слайдов 9,10
4. Проблемы молодежи
Преподаватель задает проблемный вопрос: Легко ли быть молодым? (2 мин на обдумывание) Группе предлагается занять позицию по данному вопросу, объединиться в группы, обсудить и аргументировать свою позицию. Через 2 мин каждая группа защищает свою позицию. В ходе обсуждения формируются 3 группы: 1 считает, что молодым быть легко, другая – молодым быть нелегко, 3-я молодым быть легко и нелегко. После обсуждения преподаватель делает вывод о том, что молодым иногда быть легко, но всегда проблематично.
Преподаватель задает вопрос: Как вы считаете, есть ли у современной молодежи проблемы и какие?
Студенты обсуждают вопрос в группах, а затем называют основные проблемы.
Показ слайда № 11
Преподаватель задает проблемный вопрос: «Потерянное поколение» - типичный ярлык который вешается на молодежь более старшими поколениями. Согласны ли вы стакой характеристикой? (ответы студентов).
Преподаватель: Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что молодежь – социально-демографическая группа, но она неоднородна и у нее существуют проблемы, но они решаемы.
Рефлексия: Закончите фразу: «Сегодня на уроке я узнал, что…»
IV. Домашнее задание - написать эссе на тему «Молодость – время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения»