СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Молодежь как социальная группа. Урок для 11 класса по структуре ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваем особенности молодежи как социальной группы, виды молодежных субкультур а также основные проблемы в жизни молодых людей

Просмотр содержимого документа
«Молодежь как социальная группа. Урок для 11 класса по структуре ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18

с углубленным изучением отдельных предметов

имени Героя Российской Федерации Стыцина Александра Михайловича


Обществознание

11 класс

Урок по структуре ФГОС

«Молодежь как социальная группа»

Преподаватель:

Кочиева Раиса Петровна



Цели урока по линиям развития личности

1-я линия (Содержательная):

  • Иметь представление о социальных процессах в современной России и молодежи как социально-демографической группе, о проблемах молодежи и поиске путей их решения

  1. линия (Деятельностная):

  • Осознавать и развивать ряд социально-значимых качеств: ответственность и самостоятельность, требовательность к себе и доверие к окружающим

  • Уметь договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты, вызванные разными взглядами и системами ценностей

  • Обладать критическим мышлением, уметь самостоятельно анализировать статистические данные, результаты социологического опроса, документы

  • Продолжить формирование навыка создания презентаций и исследовательских проектных работ и защиты их перед аудиторией.


Планируемые результаты урока

Предметные умения: знает содержание пройденного материала; понимает и может анализировать соответствующую общественную проблему

Метапредметные УУД

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной и трудовой деятельности имеет желание приобретать новые знания и умения, а также заниматься общественно-полезной деятельностью

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Используемые учебно-методические средства: Учебник «Обществознание. 6 класс» под редакцией Боголюбова Л.Н., Л. Ф. Ивановой

Оборудование урока: Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал.

Оформление доски: На доске тема урока, проблемный вопрос и план урока

Проблемный вопрос урока: Легко ли быть молодым? 
План урока

1. Молодежь как социальная группа 

2. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте

3. Молодежная субкультура

4. Проблемы молодежи

Понятия, термины: молодежь, молодежная субкультура, социум, социальная группа.

Ход урока:

Преподаватель приветствует класс и знакомит его с темой и целями урока.
Тема нашего урока: «Проблемы молодежи в условиях современного социума». Вы разделились на группы и получили опережающие задания. 

Цели урока заключаются в том, чтобы у вас сформировалось представление о социальных процессах в современной России и молодежи как социально-демографической группе, о проблемах молодежи и поиске путей их решения; вы должны развивать у себя критическое мышление, воспитывать у себя ответственность и самостоятельность, требовательность к себе и доверие к окружающим, потребность постоянно учиться. 

  1. Молодежь как социальная группа

Преподаватель задает вопрос о том, что вообще означает понятие «молодежь» и кого мы можем к нему отнести. Общее обсуждение, выявление признаков понятия, оглашение преподавателем общепринятого в обществознании определения.

Показ слайдов № 1,2,3,4

«Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств»

Вопрос к классу: Каковы возрастные границы понятия «молодежь»? 
Ответ: В соответствии с законодательством Российской Федерации, под понятие молодежь подпадают лица от 14 до 30 (а в некоторых случаях и до 35) лет.

Показ слайда № 5

Преподаватель: Какое же место занимает молодежь в социальной структуре общества? 
Обсуждение в классе. Прежде всего, молодежь это будущее страны и наиболее перспективная возрастная категория в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры. Но такие перспективы имеют далеко не все молодые люди: возможности получения образования и самореализации во многом определяются социальной принадлежностью молодого человека, имущественным положением его семьи. Отсюда имеет место и криминализация части российской молодежи. Размытость системы ценностей, низкий уровень жизни, отсутствие веры в изменение сложившегося положения с одной стороны и романтика красивой жизни», стремление получить какие-то блага, не прикладывая к этому труд. усилий – с другой, приводят к тому, что часть молодого населения пытается найти свой путь к социальному успеху в криминальных структурах. Также некоторые молодые люди в поисках смысла жизни или повинуясь чувству социального протеста попадают в тоталитарные секты, экстремистские политические организации. 

Преподаватель подводит итог: Итак, вы видите, что в современном российском обществе происходит ценностное и имущественное расслоение молодежи. Поэтому нельзя говорить о российской молодежи как единой группе населения. 

2. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте 
Преподаватель: Как вы думаете, что особенного в социальном положении молодых людей в отличии, например от людей зрелых?

Ответы учеников: высокая социальная мобильность, ознакомление с социальными ролями, новые перспективы,

Показ слайда №6

Как вы знаете, роль ребенка и подростка в основном связаны с семьей(сын-дочь, брат-сестра), школой (ученик-ученица) или участник спортивной секции. Как изменяются социальные роли человека в течении жизни? 

Ответ учеников: В дальнейшем появляются новые социальные роли: работник, студент, супруг, родитель. 

Показ слайда № 7

Преподаватель: Каковы факторы успеха молодого человека в жизни? Ответы учеников:

1. Более высокий уровень образования 

2. Готовность к смене характера деятельности в соответствии с требованиями рынка труда 
3. Овладение знаниями, навыками, умениями, которые сейчас высоко ценятся (компьютер, знание иностранного языка, умение водить автомобиль) 
Преподаватель: Когда же, по вашему мнению, заканчивается молодость? Связана ли она только с достижением определенного возраста?

Ответы учениковю Показ слайда №8

3. Молодежная субкультура 

Преподаватель: Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специфической молодежной субкультуры. Что же такое молодежная субкультура? 

Преподаватель: Какие современные субкультуры вы знаете?
Студенты выступают с небольшими подготовленными сообщениями. 

Показ слайдов 9,10


4. Проблемы молодежи

Преподаватель задает проблемный вопрос: Легко ли быть молодым? (2 мин на обдумывание) Группе предлагается занять позицию по данному вопросу, объединиться в группы, обсудить и аргументировать свою позицию. Через 2 мин каждая группа защищает свою позицию. В ходе обсуждения формируются 3 группы: 1 считает, что молодым быть легко, другая – молодым быть нелегко, 3-я молодым быть легко и нелегко. После обсуждения преподаватель делает вывод о том, что молодым иногда быть легко, но всегда проблематично. 
Преподаватель задает вопрос: Как вы считаете, есть ли у современной молодежи проблемы и какие? 

Студенты обсуждают вопрос в группах, а затем называют основные проблемы.

Показ слайда № 11

Преподаватель задает проблемный вопрос: «Потерянное поколение» - типичный ярлык который вешается на молодежь более старшими поколениями. Согласны ли вы стакой характеристикой? (ответы студентов).
Преподаватель: Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что молодежь – социально-демографическая группа, но она неоднородна и у нее существуют проблемы, но они решаемы. 

Рефлексия: Закончите фразу: «Сегодня на уроке я узнал, что…» 

IV. Домашнее задание - написать эссе на тему «Молодость – время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!