Презентация по обществознанию "" предназначена для учителей и учащихся 10 класса (УМК Л.Н. Боголюбова) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 10 класс, базовый уровень" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.
Просмотр содержимого документа
«Молодёжь в современном общество. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)»
Урок № 41-42
Обществознание, 10 класс
Молодёжь в современном обществе
Д.З.: § 19, ?? (с.217), задания (с.217-218)
или эссе «Какая нужна молодёжь
современной России».
Повторить § 14-19, понятия
© Г.И. Непершина, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 15 г. Балашова Саратовской области
© ред. А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
- подвести к пониманию особенностей социализации молодёжи, выявить социальные функции молодёжи в современном российском обществе;
- продолжить формирование общеучебных умений: сравнительного анализа процессов и явлений, соотнесения теоретических обобщений и реальных процессов, аргументированного высказывания своего мнения;
- содействовать выработке собственных оценочных суждений о современной молодёжи на основе собственного опыта, сопоставления источников и их интерпретации , выработать своё собственное социальное поведение
ЗНАТЬ И УМЕТЬ
- актуальные проблемы нашего общества и молодежи;
- как изменяются социальные роли человека в молодые годы;
- какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников.
- Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы.
ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ
- молодёжь как социальная группа;
- тинэйджеры;
- инфантилизм;
- субкультура;
- контркультура;
- социальные процессы
Изучение нового материала
- Молодёжь в современном обществе.
- Молодёжь как социальная группа.
- Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
- Молодёжная субкультура.
Кого называть молодёжью?
ВЫ ПРОШЛИ МИМО?
ВЫ СЕБЯ ЗДЕСЬ НАХОДИТЕ?
Молодёжь
Понятие «молодёжь» было впервые дано в 1968 году. Как часть общества молодёжь является предметом изучения многих социальных наук: философия, психология, педагогика, социология, демография, политика, право, история. Естественно, в каждой из этих наук в понятие «молодёжь» вкладывается своё содержание.
Возрастные характеристики молодёжи
Современная отечественная психология
Западная психология
- Подростковый период от 11 до 15 лет.
- Ранняя юность от 16 до 20 лет.
- «тинейджер» – возраст от 13 до 19 лет (т.е. возраст, обозначаемый числительными, заканчивающимися на
- teen (thirteen – nineteen)
Социологи относят к молодёжи людей в возрасте от 16 до 30 лет, обладающие специфическими характеристиками сознания и поведения
Осознание своего «Я»
Подросток
Молодой человек
- Осознание своей индивидуальности и уникальности
- Демонстрация своей неповторимости как духовной ценности
- Значимость внутреннего мира, собственные мысли и чувства сопоставляются с реальностью
- Важны внешние события и поступки, способные выделить его из общей подростковой среды
- Стремление быть таким, как другие
- Внутренний мир не сформирован
- Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик ( приблизительно от 16 до 25 лет ), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
- Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.
Особенности молодёжного возраста
- Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.
Особенности социального положения молодежи
- Переходность положения.
- Высокий уровень мобильности.
- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
- Активный поиск своего места в жизни.
- Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Гражданское совершеннолетие
- Гражданское совершеннолетие , согласно Конституции РФ наступает в полном объеме :
- с достижением возраста 18 лет ;
- со времени вступления в брак до достижения возраста 18 лет, в случаях, когда это допускается законом;
Гражданская правоспособность
- Выделяют, как подвид правоспособности, гражданскую правоспособность, которая предполагает гражданские права и обязанности и большей частью регламентируется Гражданским Кодексом.
Гражданская правоспособность
- Классифицирует гражданскую правоспособность согласно ГК следующим образом.
- До 6 лет ребёнок считается абсолютно недееспособным , что не означает, что он не правоспособен, так как правоспособность возникает с момента рождения.
Гражданская правоспособность
- От 6 лет до 14 лица считаются Гражданским Кодексом малолетними , но при этом ГК закрепляет за ними дееспособность малолетних, которое обозначает: 1) мелкие бытовые сделки, то есть сделки, направленные на удовлетворение повседневных потребностей, исполняются обычно при их исполнении и незначительны по сумме 2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие регистрации или нотариального удостоверения 3) сделки по распоряжению денежных средств, предоставленных законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения
Труд несовершеннолетних (из законов Российской Федерации)
- Согласно Трудовому Кодексу, приём на работу лиц моложе 15 лет не допускается. В исключительных случаях для подготовки несовершеннолетних к труду могут приниматься на работу лица с 14 лет, обучающиеся в школах, профтехучилищах, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью, в свободное от учебы время и только с согласия родителей. В обязательном порядке перед приёмом на работу несовершеннолетние должны пройти медицинский осмотр для определения соответствия состояния здоровья избранной работе.
- Запрещается применение труда несовершеннолетних на тяжёлых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда. Для работников, не достигших 18 лет, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени ( без потери в оплате труда), большая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска.
Инфантилизм
- Инфантилизм (от лат. infantilis — детский), задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту.
Черты инфантилизма:
- Стремление к иждивенчеству
- Требования постоянной заботы о «себе любимом»
- Пониженная критичность по отношению к самому себе
- Отсутствие ответственности за свои поступки
И. М. Ильинский Молодёжь – обновляющая сила
- Молодёжь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.
Контрольные вопросы
- Каковы основные психологические особенности юношеского возраста?
- Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства, достигнув совершеннолетия?
- Как меняются в молодые годы социальные роли и статус человека?
- Приведите примеры, демонстрирующие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.
- Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?
- В чём преимущества и недостатки государственной системы образования?
- Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодёжи?
- Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?
- Каковы основные черты современной молодёжной культуры?
- Что свойственно неформальным молодёжным объединениям?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?