СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Молодое поколение в комедии "Горе от ума". Нравственный идеал Грибоедова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Молодое поколение в комедии "Горе от ума". Нравственный идеал Грибоедова.»

Молодое поколение в комедии "Горе от ума". Нравственный идеал Грибоедова.


Цели урока: 1. Обучающие:учить использовать приём сравнительного анализа;дать понятия "антигерой", "лишний человек";обобщить знания о комедии Грибоедова, её главных героях;подвести итог разговора о личности А. С. Грибоедова.2. Развивающие:отрабатывать последовательность монологического ответа;развивать умение аргументировано излагать своюточку зрения, опираясь на текст художественного произведения.3. Воспитательные:подчеркнуть вечность, неразрешимость конфликта индивидуальности и посредственности, яркой личности и серости;показать, как трудно противостоять общественному мнению, как важно не слиться с серой массой, сохранить чистоту идеалов, верность убеждениям.


Ход урока

I. Повторение.

1. Разминка.

Выберите из списка персонажей разных произведений только действующих лиц комедии “Горе от ума”:

Фамусов, Сквозник-Дмухановский, князь Игорь, Лиза, Молчалин, Митрофан, князь Тугоуховский, Онегин, Осип, Стародум, Ляпкин-Тяпкин, Загорецкий, Ленский, Петрушка, Гринёв, графиня Хрюмина, Скалозуб, Скотинин.

Вставьте нужное слово в фразу:

Дома новы, но . . . стары.

Минуй нас пуще всех печалей

И . . . гнев, и . . . любовь.

. . . часов не наблюдают.

Не человек, . . . .

Ах! . . . . . . страшнее пистолета.

Свежо . . . , а верится . . . .

2. Узнайте героя.

1). Характеристика героя:

Уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких;

Чужих и вкривь и вкось не рубит…

Высказывания героя:

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Ведь надобно ж зависеть от других.

2). Характеристика героя.

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти – так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

Высказывания героя:

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

И дым Отечества нам сладок и приятен!


3). И. А. Гончаров: “Вообще к …………….. трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил её и Чацкий”.

II. Молодое поколение в комедии.

Теория литературы.

Дать объяснение терминам: "литературный герой", "антигерой", "лишний человек".

Литературный герой — это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведений литературы, кино, театра.

Антигерой в литературе и кинематографе — это главный или второстепенный персонаж, имеющий отрицательные личностные качества, традиционно приписываемые негодяям или негероическим людям, но, тем не менее, имеющий также достаточно геройских качеств, намерений или сил, чтобы завоевать симпатию читателей или зрителей.

Лишний человек — литературный тип, характерный для произведений русских писателей XIX века. Обычно это человек значительных способностей, который не в состоянии реализовать свои таланты на государственной службе. Принадлежа к высшим классам общества, он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению. К лишним людям относятся такие герои, как Онегин А.С. Пушкина, Печорин М. Лермонтова, большое количество героев И. Тургенева.

2. Работа в группах. Реализация домашнего задания.

Кто из героев комедии молод?

14

Сравните объяснение в любви Молчалина Лизе (д.2, ял.12) и объяснение в любви Чацкого Софье (д.3, явл.1). В чем проявилась убогая мелочность Молчалина и духовная высота Чацкого? (фильм 1.14.00 и 1.22)


№15

Как в монологе Чацкого проявляется его понимание любви?

Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,

Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый

Казался прах и суета?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

Чтоб мыслям были всем, и всем его делам

Душою - вы, вам угожденье?..

Сам это чувствую, сказать я не могу,

Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит,

Не пожелал бы я и личному врагу,

А он?.. смолчит и голову повесит.

Конечно, смирен, все такие не резвы;

Бог знает, в нем какая тайна скрыта;

Бог знает, за него что выдумали вы,

Чем голова его ввек не была набита.

Быть может, качеств ваших тьму,

Любуясь им, вы придали ему;

Не грешен он ни в чем, вы во сто раз грешнее.

Нет! нет! пускай умен, час от часу умнее,

Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос.


- А почему обморок Софьи, вызванный известием о падении Молчалина с лошади, не убедил Чацкого в том, что не он, а Молчалин – избранник её сердца?


11

Как Софья в разговоре с Чацким (д.3, явл.1) характеризует поведение Молчалина в обществе? Права ли она в том, что это поведение определяется добротой и скромностью Молчалина?



Опять же Чацкий делает вывод : «Шалит, она его не любит».


13

Обратите внимание на то, как в ходе диалога Молчалина и Чацкого (д.3, явл.3) их отношения друг к другу изменяется. Проследите, как изменяется позиция Молчалина.

Где настаёт перелом? Чем объясняется самоуверенность Молчалина во второй части диалога?

( от слов Чацкого «Нам , Алексей Степанович, с вами Не удалось сказать двух слов» до слов Молчалина « Так: частенько там Мы покровительство находим, где не метим») (фильм 1.28.30)


Кто же такой Молчалин? Каковы детали его биографии? Почему Софья полюбила его? Каков он в её представлении? Какова цель жизни Молчалина? Какими средствами он хочет достигнуть её? Как в речи Молчалина отражаются черты его характера? Может ли Молчалин измениться, стать другим?


Индивидуальное задание: составьте сочинение-описание Молчалина


3). Образ Софьи.

Дайте характеристику по плану:

возраст;

происхождение;

положение в обществе;

взгляды на жизнь и идеалы;

личные качества.


Почему она любит Молчалина, а не Чацкого?


12

Что в реплике Софьи свидетельствует о сложившемся у неё враждебном отношении к Чацкому?

Конечно, нет в нём этого ума,

Что гений для иных, а для других чума,

Который скор, блестящ, и скоро опротивит,

Который свет ругает наповал,

Чтоб свет об нём хоть что-нибудь сказал;

Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Не есть ли в этих словах Софьи первый шаг к раскрытию смысла заглавия комедии?


21

Как раскрывает характер Софьи д.4, явл. 12?



Собирая материал к ответу, отметьте противоречивость образа Софьи!


4). Второстепенные герои комедии, которых можно отнести к молодому поколению.

Кого из героев можно отнести к молодому поколению ещё?

Скалозуба? Загорецкого? Репетилова? Горича? Молодых княжон?


16

Некоторые критики – современники А.С.Грибоедова – утверждали, что Репетилов является представителем декабристов в комедии. Почему это нельзя утверждать? Какие «замечательные» достоинства, с точки зрения Репетилова, свойственны членам «секретнейшего союза»?

На каком основании можно заключить, что «союз», о котором так горячо рассказывает Репетилов, занимается пустыми разглагольствованиями? (д.4, явл. 4)

Почему Репетилов поставлен в комедии рядом с Чацким?



Фронтальная работа.


Эти герои позволят нам ответить на вопрос о нравственном идеале автора, поразмыслить о человеческих ценностях.

Какая же главная человеческая ценность у молодого поколения?


Главная ценность молодого поколения – свобода (мысли, суждений, действий…)

Кого из героев следует считать представителем молодого поколения?



18

В чём представители дворянства Москвы видят источник «безумия» Чацкого? Какими средствами они собираются бороться с Чацким и близкими ему по духу людьми? (фильм 2.03.00 )


17

Прочитайте монолог Чацкого «В этой комнате незначащая встреча…» (д.3,явл.22). Что вызывает гнев Чацкого? Что свидетельствует о симпатиях Чацкого к народу? (Фильм минута 2.06.30)


20

Как характеризует Фамусова монолог «Брат, не финти, не дамся я в обман…»? (д.4. явл.14)


19

О чём свидетельствует последний монолог Чацкого (д.4, явл. 14) - о поражении или победе?


Герой и антигерой своего времени.

При подготовке учесть:

время создания комедии;

общественно-историческую обстановку в России первой трети XIX века;

общественные взгляды самого Грибоедова;

сильные и слабые стороны обоих героев;

неоднозначное отношение к Чацкому его современников (например, А.С.Пушкина);

симпатии современного читателя.


Герой – Чацкий. Антигерой – Молчалин. Но Чацкий не “лишний человек”. Он только предтеча “лишних людей”. Подтверждает это, прежде всего, оптимистическое звучание финала комедии, где Чацкий остаётся с данным ему автором правом исторического выбора. Следовательно, грибоедовский герой может найти (в перспективе) свое место в жизни, об этом мы ещё будем говорить.

А.Пушкин о Чацком

Все, что говорил он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда узнать, с кем имеешь дело, и не метать бисер перед Репетиловыми и тому подоб. (Из письма А.Бестужеву, январь 1825 года)

4. Итоги урока


5. Домашнее задание



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!