СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Молодость и старость - прикосновение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Молодость и старость - прикосновение»

Внеклассное мероприятие

«Молодость и старость – прикосновение»


Оформление:

1. Портреты бабушек поэтов: няня Пушкина – Арина Родионовна,

бабушка М.Горького – Акулина Ивановна Каширина,

бабушка М.Лермонтова – Елизавета Алексеевна Арсеньева,

бабушка В.Астафьева – Екатерина Петровна.

2. Подсвечник, вышитое полотенце, клубок ниток со спицами, клубок ниток, утюг, потрёпанная книга сказок А.С.Пушкина, пироги, самовар.

3. Выставка с лучшими сочинениями учащихся о бабушке, портретами бабушек, рисунками.

4. Пословицы о бабушках на плакате.

5. Сделанное из бумаги солнце с лучиками, куда будут вписаны качества бабушек.

Ход мероприятия:

I. Слово учителя о бабушках

В жизни каждого из нас большую роль играют ласковые, иногда ворчливые, но беззаветно любящие нас бабушки. Многие поэты и писатели были воспитаны именно бабушками и нянями.

Именно бабушки и няни вырастили и поставили на ноги А.Пушкина, М.Лермонтова, М.Горького и В. Астафьева и многих других замечательных людей нашей страны.

Именно бабушки всегда ждали своих воспитанников, которые часто делились с ними самым сокровенным. У многих поэтов и писателей есть произведения, проникнутые чувством благодарности: стихотворение «Няне» А.Пушкина, повесть В.Астафьева «Последний поклон», трилогия М.Горького «Детство. Отрочество. Юность».

Сегодня мы познакомимся с этими такими родными женщинами, сходными в одном – они были любящими бабушками

для своих, ставших великими внуков.

II. Рассказ учеников о нянях, о бабушках русских поэтов и писателей.

Арина Родионовна Яковлева –

няня Александра Сергеевича Пушкина

Арина Родионовна вынянчила маленького Пушкина. Она пела ему русские песни и рассказывала сказки. Саша очень любил свою умную, добрую, ласковую няню и часто находил у неё прибежище от материнского гнёта. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимые воспоминания.

Её простые речи, и советы,

И полные любови укоризны

Усталое мне сердце ободряли

Отрадой тихой…

Арина Родионовна была верной «подругой дней суровых» михайловского ссыльного. Долгие зимние вечера Пушкин проводил в беседах с няней, нежно называя её «голубка дряхлая моя». Он посвящал почтенную старушку во все тайны своего гения:

Но я плоды своих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей.

Она была хранительницей народной мудрости и олицетворением русской души. До последнего вздоха она самоотверженно любила своего питомца.

Елизавета Алексеевна Арсеньева –

бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова

Лермонтову было всего два года, когда умерла его мать, и он остался на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.

Рано овдовевшая, потерявшая единственную дочь, она всё своё внимание, всю свою любовь сосредоточила на внуке. Елизавета Алексеевна баловала его, как только могла, ничего для него не жалела, ни в чём ему не отказывала.

В бабушке Лермонтова удивительно уживались две противоположные личности: деспотичная помещица с решительным и непреклонным характером и беззаветно любящая женщина, посвятившая внуку всю свою жизнь.

Юный Лермонтов с самого раннего детства ощущал искренность, нежность, теплоту заботливой бабушки и очень любил её. С самого рождения и до 1835 года они вообще не расставались: не могли друг без друга, да и не хотели. Строгий и повелительный вид Елизаветы Алексеевны не мешал именовать её «бабушкой» обширному кругу родственников. В мелких треволнениях и заботах о внуке она была счастлива.

На протяжении всей недолгой жизни Лермонтова Елизавета Алексеевна была его заступницей и хранительницей, говорившей: «Он один свет моих очей, всё моё блаженство в нём.» Когда пришла весть о гибели Михаила, жизнь потеряла для неё смысл. Её разбил паралич, и через четыре года она умерла.


Акулина Ивановна Каширина –

бабушка Максима Горького

Первой «учительницей жизни» для Алёши Пешкова была его бабушка Акулина Ивановна. Ему необычайно повезло, что самой влиятельной силой, лепившей его детскую отзывчивую душу, стала эта пожилая русская женщина.

Бабушка умела быть «неустанно-доброй». Уже через много лет после смерти Акулины Ивановны Горький скажет о ней: «…Какая она была сердечно-умная, мать всем людям».

Бабушка Алёши была от природы жизнерадостной, искренне дружелюбной, умеющей собирать людей вокруг себя. «До неё, - вспоминает Алёша, - как будто спал я, спрятанный в темноте, но появилась она, разбудила, вывела на свет, стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу, самым понятным и дорогим человеком. Это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытила крепкой силой для трудной жизни».

Акулина Ивановна не искала и не знала тишины и покоя. Её мир – это мир неустанного, не прекращающегося ни на минуту труда.

Бабушкина нравственная закалка – добротой, правдой, состраданием – оказалась той «средой», которая надёжно защитила Алёшину душу от холодности, очерствения.

Екатерина Петровна –

бабушка Виктора Петровича Астафьева

Виктора Астафьева воспитывала бабушка, которая преподала ему первые уроки – уроки доброты. Екатерина Петровна обладала житейской мудростью, любовью к красоте и неудержимым стремлением к справедливости. Она была знатоком и ценителем обычаев и традиций русского народа. Всё это богатство Екатерина Петровна стремилась вложить во внука. Именно она научила Витю любить дом, в котором он рос, суровую, но кормящую их сибирскую природу, родную землю… Через семейные праздники и будни Виктор Астафьев впитывал в себя богатые народные традиции.

Радость для бабушки заключалась в привычной крестьянской работе, традиционном укладе деревенской жизни. Она от природы была наделена решительностью, выносливостью, а также мягкостью и добросердечием. Екатерина Петровна всегда старалась всем помочь, разделить чужое горе. Как бы ни был ограничен уровень её возможностей, она чувствовала свою ответственность за всё, что происходило вокруг. Её можно назвать вечной хлопотуньей, в которой каждое желание шло от чистого сердца.


III. Монтаж стихотворения Е.Евтушенко «Бабушки»

Простим отцов усталую небрежность

И матерей припадочную нежность –

Их просто не хватает на детей.

Россия наша держится на бабушках,

И вся Россия в бабушках, как в башенках

Не выветренной совести своей.


О них обыкновенно не заботятся,

И всё-таки они всегда в цене,

Поскольку не бывает безработицы

У бабушек в таинственной стране.


С глазами вопрошающе печальными

Они в домах ютятся по углам

Машинами стиральными, качальными,

Машинами, что плачут по ночам.

К любой из них во сне приходит девочка,

Которая когда-то на заре

Скакала, как ненайдённая денежка,

Ни на орле, ни решке – на ребре.


Но девочку – её легонько сдунули,

Как голоногий тоненький обман,

И денежку с усмешкой в старость сунули,

Как будто в полный крошками карман.


И бабушки, стирая или стряпая,

Когда тоска по детству их берёт,

Впадают в старость, словно реки странные,

Которые текут наоборот.

Под их очками скрыты грады Китежи,

А взглянешь под особенным углом –

Качается на пальце, как на витязе,

Напёрсток, будто крошечный шелом.

Жесток наш век, своих детей не балующий.

Мы в мягкости и то порой грубы,

Но по земле на счастье ходят бабушки

Так мягко, словно ходят по грибы.


Всемирных неразумностей свидетели

Они среди пелёнок и посуд,

Как разума тишайшие светильники,

Свои седые головы несут.


И – вечные Арины Родионовны –

С колясками по скверам семеня,

Курносые надежды нашей Родины

Они толкают впереди себя.


Быть бабушкой – нелёгкая профессия.

Им грустно – впереди небытие,

Но у России зубы вновь прорезываются

В руках у грустных бабушек её…

IV. – Дорогие бабушки, будем знакомиться. Приглашаем ваc к нашему

столу (пирожки, самовар и т.д.).


V. Дети задают вопросы бабушкам.


1. Назовите самое счастливое событие в вашей жизни.

2. Кем вы мечтали стать в юности?

Осуществилась ли ваша мечта?

3. Чем вы любите заниматься в свободное время?

4. Чувствуете ли вы себя бабушкой?

5. Расскажите какой-нибудь самый интересный, забавный

случай из жизни ваших внуков, когда вы их нянчили.


VI. Учитель

- Наши бабушки сумели сохранить молодость души, остроту ума, несмотря на трудности и недуги, которые частенько одолевают в этом возрасте. Уважения и признательности достойны бабушки за бескорыстный труд, любовь к нам – своим детям и внукам, за заботу о нас.

Нежно любите и цените их, не причиняйте боли ни словами, ни поступками, будьте добрыми, чуткими к своим бабушкам.


Вкусно бабушка печёт

Звонко бабушка поёт,

Чтобы с нами не случилось, -

И утешит, и поймёт.

Нашей бабушке любимой,

Милой, нежной, дорогой

Мы желаем все здоровья,

Оставайся молодой!

VII. Песня для бабушек.

«Куда уходит детство»


VIII. Сценка для бабушек.


1 бабушка – Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?


2 бабушка – Да что ты, я ещё уроки не сделала.


1 бабушка – Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как

школу кончила!


2 бабушка – Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.


1 бабушка – Тут я тебя понимаю. Я тоже всю жизнь за внуков уроки

делаю.


2 бабушка – Правда? Что же ты их так балуешь?


1 бабушка – Я не балую. Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж

начисто они у меня всегда сами переписывают.


2 бабушка – О, действительно строго.


1 бабушка – Так-то! Если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.


2 бабушка – Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм, гам.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том…


1 бабушка – Так, хорошо.


2 бабушка – И днём, и ночью пёс учёный


1 бабушка – Какой пёс?


2 бабушка – Ну, я не знаю, какая у него порода.


1 бабушка – Да не пёс, а кот учёный! Поняла? Кот!


2 бабушка – А-а, поняла-поняла. Я тогда сначала.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том

И днём, и ночью кот учёный

1 бабушка – Ну?


2 бабушка – С авоськой ходит в гастроном.


1 бабушка – С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?


2 бабушка – Ой, ну какая ты придирчивая. У меня ещё столько уроков-

вот я всё и перепутала.


1 бабушка – Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем

учиться, может в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?


2 бабушка – Её уже назвали.


1 бабушка – Как?


2 бабушка – Кол! Его ставят внукам, за которых бабушки делают уроки.


IХ. Ответное слово бабушек.


Х. Заключение.

Под музыку «Мы желаем счастья вам» читается стихотворение

Мы вам желаем от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтобы в дом не стучалась беда,

Чтоб грустить не пришлось никогда.


Желаем счастья и добра,

Желаем тёплых, светлых дней,

Здоровья, что всего важней.


Всех благ вам в жизни и здоровья,

Богатства, доброго тепла,

Семья, согретая любовью,

Всегда надёжна и крепка.

Желаем мира и добра.

Пусть будет светлою дорога,

Пусть будет дружною семья,

И счастья будет много-много.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!