Государственное учреждение образования
«Мозырский центр творчества детей и молодёжи»
Республиканский конкурс «Молодёжь за чистоту городов и сёл»
Научно-практический проект эколого-биологической тематики
«Поможем капельке»
в номинации «Чистый берег»
Работу выполнили:
учащиеся объединения по интересам
«Современная биология»
Леоненко Владислав, Сугрей Владислав,
Флерко Алексей, Бобр Егор,
Лысая Юлия и Рассошенко Анастасия.
Научные руководители-
учитель высшей категории
Кашпур Татьяна Михайловна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Зубарев Сергей Викторович
Мозырь, 2018
ВВЕДЕНИЕ
Основным направлением нашей работы является формирование ответственного, бережного отношения к природному наследию родной страны. Развитие интереса к научно-практической деятельности. Выявление и создание условий для реализации способностей талантливых детей, неравнодушных к состоянию родной земли. Одновременно, с развитием эколого-биологических знаний, практических умений развиваются и творческие способности ребят: фотографирование и создание презентаций.
В последнее время наблюдается уменьшение естественных природных территорий и ландшафтов, прилегающих к городской черте, и ухудшение экологического состояния имеющихся на территории города Мозыря природных экосистем. Поэтому возникла необходимость в защите таких территорий, представляющих культурную и рекреационную значимость. Одной из таких территорий, является Бобровское озеро, где неоднократно наблюдались особи охраняемых видов болотной черепахи и жабы камышовой.
Целями нашего проекта являются:
Провести первичный мониторинг экологического состояния Большого и Малого Бобровского озера;
Поддержание чистоты территории озёр для сохранения условий обитания занесённых в Красную книгу РБ жабы камышовой и черепахи болотной, обитающих на этих озёрах;
3) Сохранение чистоты территорий, прилегающих к озеру, необходимой для создания обустроенной зоны отдыха жителей микрорайона;
4) Продолжить разъяснительную работу среди населения микрорайона о необходимости бережного отношения к состоянию и обитателям наших водоёмов.
В результате хозяйственной деятельности человека водные объекты истощаются, засоряются и загрязняются. Источники загрязнения природных вод – хозяйственно-бытовые сточные воды, удобрения, торфоразработки, свалки мусора, атмосферные осадки, загрязненные химическими веществами. Большое количество загрязняющих веществ в водные объекты поступают с талыми и ливневыми водами, с сельскохозяйственных путей и других источников загрязнения.
В последнее время растет загрязнение подземных вод вредными химическими веществами ; в скважинах увеличивается концентрация нитратов, хлоридов, тяжелых металлов, нефтепродуктов.
Примеси, входящие в состав сточных вод, подразделяются на несколько групп: песок, глина, гравий, тяжелые металлы, соли, болезнетворные вирусы.
Минеральные удобрения, будучи солями различных кислот, являются коррозионно-активными компонентами сточных вод. К числу токсичных и инфицированных ингредиентов сточных вод относятся остатки навоза. Их присутствие вызывает сильную загрязненность воды органическими веществами, патогенными бактериями и вирусами, яйцами гельминтов и аскарид. К токсичным ингредиентам сточных вод относятся ядохимикаты. Ртутноорганические соединения находятся в воде в виде коллоидных растворов и способны абсорбироваться на гидрооксидах металлов. Тяжелые металлы попадают в сточные воды от производства таких продуктов, как краски, сплавы, баллоны электрических ламп, пестициды и детали ядерных реакторов.
С хозяйственно-бытовыми сточными водами поступают отходы жизнедеятельности людей и домашних животных – остатки пищи, мелкий мусор, растворенные соли. Помимо химических веществ в воде обнаружены бактерии, вирусы и простейшие.
Существенное влияние на количество и состав сточных вод оказывает система водообеспечения и водоотведения. Состав систем водообеспечения и водоотведения определяется требованиями потребителя к качеству воды и е расходов. При использовании водоема в качестве источника воды в систему водообеспечения промышленного предприятия входят водозаборные сооружения, насосные станции, станция водоподготовки, водораспределительная сеть. В промышленности вода используется в качестве сырья. Для промышленных предприятий составляется баланс воды, включающий расходы на различные виды потерь, сбросы и добавления компенсирующих расходов воды в систему.
Эффективным путем снижения загрязненности производственных сточных вод является извлечение из них ценных веществ, которые попадают в сточные воды в виде отходов в процессе производства. Утилизация извлеченных из сточных вод ценных веществ дает значительный экономический эффект. Очистка воды представляет собой процесс подготовки воды для потребителя в быту, в коммерческих предприятиях или на производстве.
Вместе с тем борьба с загрязнением воды направлена на восстановление качеств воды, которые утрачены ею при использовании потребителями, для предотвращения загрязнения гидросферы. Обезвреженные сточных вод, очистка загрязненных вод на локальных и головных очистных сооружений, сброс на поля фильтрации, земледельческие поля орошения, закачка вод в подземные горизонты. Очистка сточных вод - основной способ охраны вод от загрязнения.
Важнейшие этапы очистки и их функции таковы:
Добавление сульфата меди и аэрация для удаления неприятных вкуса и запаха.
Первое хлорирование для разрушения микробов.
Коагуляция и осаждение загрязнений для удаления частиц из воды.
Фильтрование для удаления болезнетворных микроорганизмов.
Заключительное хлорирование для завершения уничтожения микроорганизмов.
Правда, в результате хлорирования в воде может образовываться небольшое количество хлорированных углеводородов, часть которых обладает канцерогенным действием. Альтернативным методом обеззараживания воды является озонирование - обработка воды газообразным озоном.
Озеро Большое Бобровское (одно из 2-х озер микрорайона) находится в 5-ом микрорайоне г.Мозыря в 300 м на северо-запад от СШ №14. Озеро со всех сторон окружено жилым сектором города: с юга – многоэтажными зданиями , с запада , востока и севера – одноэтажными сельскими домами д.Бобры. Озеро имеет каплевидно-овальную форму. Посреди озера небольшой полузатопленный островок с зарослями ивняка. Озеро даже в сухие годы не высыхает – бьют подводные ключи, избыток воды вытекает по небольшому ручью на северо-западе.
В 2004-05 г. озеро облагораживали, создавая зону отдыха для жителя микрорайона. По решению Горисполкома, была проведена частичная зачистка дна и берегов водоема. На берегу поставлены 2 беседки и скамейки. С южной стороны озера ранее ранее была проселочная дорога , но с постройкой 9-этажного дома и созданием зоны отдыха ее перекрыли для проезда автотранспорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возможные последствия загрязнения данных водоёмов может привести:
Сточные воды с дорожного покрытия, содержащие бензин, мазут, машинное масло могут привести к образованию поверхностной маслянистой пленки и в следствие уничтожить фитопланктон.
2. Стоки с огородов, содержащие азотные соединения наоборот могут привести расцвету цианобактерий, что приведёт к снижению содержания кислорода и обогащению водоёма азотистыми соединениями. При этом некоторые цианобактерии выделяют химические вещества, токсичные для других организмов, и приводящие их к массовой гибели.
3. Бытовой пластиковый мусор- а) плавая по воде, создаёт места для скопления цианобактерий; б) скапливаясь у берега, припятствует продвижению водоплавающих птиц и земноводных; в) придаёт не эстетичный вид территории.
4. Сточные воды, содержащие ядохимикаты, приводят к гибели живых организмов.
5. С талыми водами с улиц стекает соляной компанент, что приводит к изменению химического состава воды.
6. Отдыхающие на берегу озера и рыбаки помимо мусора выбрасывают в воду пищевые продукты и подкормку для рыб, которые могут способствовать развитию определённых видов живых объектов- андатра, рыбы, утки.
В планах нашего проекта:
а) мы попытаемся с помощью некоторых методов определения загрязнения воды выявить степень загрязнения Малого и Большого Бобровских озёр;
б) провести агитационную работы среди населения близлежащей территории о поддержании чистоты берегов и водной глади озёр;
в) провести беседы с учащимися школы о правилах поведения близ озера и о бережном отношении к обитателям этой территории;
г) с помощью метода биологического тестирования и биологической индикации определить состояние водоёмов.
Приложение 1
Результат отдыха горожан:
Приложение 2
Уборка.
Приложение 3
Чистое от мусора озеро.
4