Мониторинг качества чтения и понимания текста по Н.Н.Сметанниковой Мониторинг (отслеживание) качества чтения всё активнее используется как оценочная деятельность в процессе и по результатам обучения. Мониторинг осуществляет учитель (преподаватель), самомониторинг проводит сам обучающийся. Другими словами, проведение мониторинга является функцией учителя-методолога или методиста чтения. Мониторинг чтения начинается с создания дескрипторов, где отправной точкой является перечень умений, с6держашийся в Стандартах образования, в частности разделах «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» и «Чтение: работа с информацией». В них указываются универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы у выпускников начальной школы (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также первичные навыки работы с информацией в результате изучения всех без исключения предметов. Цель и задачи впечатляют. Пока же приведём более ориентированный на практику набор дескрипторов, составленный для учителя-методолога чтения, работающего в основной и старшей школе (табл. 1). Его можно также использовать для чтения на иностранном языке в высшей школе. Работа мониторингового характера должна проводиться на двух типах текстов: художественном и нехудожественном. Количество заданий должно варьироваться в зависимости от возраста читателя и трудности текста. Сами задания группируются по своему назначению. Первая группа ориентирована на проверку общего понимания содержания текста, куда относится умение находить информацию, заданную в явном виде, но расположенную в одном или в нескольких предложениях в разных местах текста, а также умение разграничивать факты и вымысел, факты и мнения. Вторая группа заданий проверяет умение извлекать информацию, заданную в неявном виде, т.е. подтекстовую информацию; называть время или место действия, персонажей текста; определять род занятий, основные качества героя; приводить примеры, подтверждающие проявление характера; делать выводы. Третья группа — концептуальные вопросы — проверяет умение определять тему, основную мысль текста, идею и проблему, а также последовательность мыслей и деталей; формулировать свои впечатления и объяснять их; подтверждать суждения примерами из текста и личного опыта. Сюда же относится умение восстанавливать информационные лакуны текста. Четвёртая группа направлена на проверку умения называть тип книги, откуда взят текст, его вид, тип, жанр; называть предметную область и связанные с текстом темы для обсуждения текста в широком контексте. Сюда же относят задания, связанные с языковыми характеристиками текста. Таблица 1 Дескрипторы для самооценки компетентности в области чтения и интегративных умений Чтение | 1-й этап | Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею текстов, а также простых коротких описаний, особенно если они содержат иллюстрации- пояснения. Понимаю короткие простые информационные тексты путём вычленения в них знакомых названий, слов, терминов, простых основных предложений, иногда отдельных фрагментов текста. Понимаю короткую письменную инструкцию, особенно если она содержит иллюстрации. Узнаю знакомые слова, названия и простые предложения в объявлениях. Понимаю короткие простые сообщения, например, в письме (в том числе на цифровом носителе). Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, расписание, описание товаров и услуг (в том числе на цифровом носителе). | 2-й этап | Понимаю простые информационные тексты средней длины, содержащие наиболее употребительную интернациональную лексику. Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею простых повествовательных текстов. Понимаю достаточно короткие описания. Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, рекламные объявления, буклеты, брошюры, меню, расписание, прогноз погоды (в том числе на цифровом носителе). Могу найти необходимую информацию в таких видах письменных материалов, как письма, открытки, брошюры, описывающие предметы, места, события, людей (в том числе на цифровом носителе). Понимаю короткие письма личного характера (в том числе на цифровом носителе). Понимаю стандартные деловые письма, телефаксные и электронные сообщения на знакомые темы (в том числе на цифровом носителе). Понимаю инструкции, знаки и объявления, вывешенные в общественных местах - на улицах, железнодорожных станциях, а также на рабочем месте. | 3-й этап | Умею свободно читать учебные тексты с разной скоростью и различным образом в соответствии с учебной задачей. Понимаю информационноописательные учебные тексты. Могу найти и понять необходимую мне информацию общего характера в таких материалах, как письма, брошюры и короткие официальные документы (в том числе на цифровом носителе). Могу просмотреть один текст средней длины или несколько коротких текстов, чтобы найти конкретный ответ на вопрос, необходимый мне для выполнения определённой учебной задачи (поисковое чтение). | 4-й этап | Понимаю информационно-описательные и повествовательные тексты, а также простые тексты, содержащие точку зрения и систему аргументов по учебной тематике. Могу вычленить главное и детали текста. Умею достаточно легко читать основные типы учебных текстов с различной скоростью и различным образом в соответствии с учебной задачей. Понимаю чётко написанные инструкций. Имею базовый словарный запас для чтения. Понимаю личную и деловую корреспонденцию, написанную простым языком (в том числе на цифровом носителе). | 5-й этап | Могу достаточно легко и по-разному читать основные типы учебных текстов с различной скоростью в соответствии с необходимостью и потребностями. Имею адекватный словарный запас для чтения несложной художественной и нехудожественной литературы; при возникновении трудностей умею пользоваться словарём (в том числе на цифровом носителе). Могу вычленить главное и детали текста в простых научно-популярных статьях по знакомым проблемам. Определяю значимость статей по целому ряду тем и могу решить, имеет ли смысл прочесть их более подробно (в том числе на цифровом носителе). Понимаю статьи на современные темы, в которых автор занимает определённую позицию или выражает конкретную точку зрения. Понимаю инструкции по использованию технических средств. | 6-й этап | Могу достаточно быстро и легко читать все типы учебных текстов и без затруднений понимаю основное содержание. Понимаю основные выводы в чётко организованном тексте, в котором отстаивается какая-то точка зрения. Понимаю основную логику доказательства в рамках текста, но не все детали. Понимаю описание событий, чувств и пожеланий в текстах и в личной корреспонденции в объёме, достаточном для того, чтобы переписываться с другом или знакомым. Имею адекватный словарный запас для понимания содержания классических и современных художественных текстов, книг и газетных статей, но при возникновении трудностей умею пользоваться словарём. Читаю и понимаю художественную литературу. Читаю корреспонденцию, относящуюся к сфере моих интересов, и без затруднений понимаю основное её содержание (в том числе на цифровом носителе). Понимаю статьи, лежащие в области моих профессиональных интересов, и при необходимости могу воспользоваться словарём. | 7-й этап | Понимаю любую корреспонденцию, иногда прибегая к словарю (в том числе на цифровом носителе). Полностью, точно и отчётливо понимаю все детали длинного и сложного текста любого вида, типа, жанра, при условии, что могу повторно прочесть те разделы, которые вызвали затруднения. | 8-й этап | Понимаю и могу интерпретировать письменную речь практически во всех её формах, включая абстрактные, структурно-сложные художественные или нехудожественные тексты, написанные книжным или разговорным языком. | «Мониторинг чтения» Цель данной стратегии — определение качества чтения. Ход работы: Шаг 1. Подберите текст и определите его вид, тип и фрейм. Шаг 2. Подготовьте задания и распределите их по группам. Шаг 3. Определите время для выполнения работы, чтения и выполнения заданий. Шаг 4. Подготовьте оценочную шкалу выполнения задания, включающую: оценку и классификацию верно выполненных заданий, общее количество баллов, а также их распределение по уровням чтения: 98—100 баллов — высокий уровень. 91-97 баллов — высокий средний уровень. 75-90 баллов — средний уровень. 61-74 балла — низкий средний уровень. 51-60 баллов — низкий уровень. Задания по сложности могут быть базового и продвинутого уровня. Первые имеют коэффициент 1-2, вторые - 3. Шаг 5. Познакомьте обучающихся с целью работы, требованиями и критериями оценивания. Предтекстовая информация: Работа состоит из информационного текста и 16 заданий к нему, которые делятся на 4 группы в зависимости от назначения (Таблица 2). Таблица 2 Определение заданий в соответствии с выделенными группами Группа | № заданий | Общее количество заданий | 1 | 1,8,16 | 3 | 2 | 2,3,4,6, 12 | 5 | 3 | 5,7,10,14,15 | 5 | 4 | 9, 11,13 | 3 | Всего: 16 заданий. Из них: ВО (выбор ответа): 9 заданий. КО (краткий, лаконичный ответ): 3 задания. РО (развёрнутый ответ): 4 задания. Таблица 3 Направленность заданий | Задания с ВО | Задания с открытым ответом | КО | РО | Извлечение фактической информации, информации в явном виде, факты и мнения. | 1 | 8, 10, 16 | | Подтекстовая информация. | 5,6,7 | | | Концептуальная информация. | 2,11, 12 | | 3,4 | Язык, структура текста. | 9, 13 | | | Время выполнения работы: Чтение (при скорости более 120 слов в мин.) — 2 мин. Выполнение заданий — 40 мин. Проверка выполнения — Змии. Оценка заданий: Верно выполненные задания: №1,2,5,6,7,9,11,12,13 — 1 балл. Итого: 9 баллов. № 3, 4,8,10,14,15,16 — 2 балла. Итого: 14 баллов. Всего: 23 балла. Менее 14 баллов — низкий уровень. 14 — 16 баллов — низкий средний уровень. 17—19 баллов — средний уровень. 20 — 21 балла — высокий средний уровень. 22 — 23 балла — высокий уровень. Трудность работы: выше среднего. Количество заданий базового уровня: 10, Количество заданий продвинутого уровня: 6. ТЕКСТ Откуда пошло выражение „перейти Рубикон“? К середине I века до нашей эры римская Республика была обессилена восстаниями покорённых провинций и ожесточённой борьбой в самом Риме между различными группами рабовладельцев, которая переходила в кровопролитные гражданские войны. Гай Юлий Цезарь — выдающийся политический деятель Римской империи — создал в Риме «союз трёх» — триумвират, состоящий из Цезаря, Помпея и Красса. Правление римскими владениями было разделено между триумвираторами. Цезарь правил Галлией, Помпей — Римом и Испанией, Красс — Сирией. Галлия занимала пространство от Альп и Рейна до Атлантического океана. Все эти области, а также Северная Италия были населены 1леменами кельтов, которых римляне называли галлами. Пока Цезарь был в Галлии, погиб Красс. С его смертью триумвират распался. Помпей, оставшийся в Риме, увидел в Цезаре опасного соперника в борьбе за власть и сблизился с его врагами. Подстрекаемый Помпеем, сенат потребовал, чтобы Цезарь распустил армию и приехал в Рим для отчёта. Цезарь отказался выполнить это требование и в 49 году до нашей эры двинул свои войска на Рим. У пограничной реки Рубикон он остановился, обдумывая положение. Перейти с войсками через границу значило объявить войну Республике. Он приказал воинам идти вперёд. Со словами: «Вперёд... Жребий брошен, Рубикон перейдён!» Цезарь начал междоусобную войну. Она увенчалась установлением его диктатуры в Римской империи. Вопросы и задания к тексту «Откуда пошло выражение „перейти Рубикон“?» 1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста: Гай Юлий Цезарь - а) выдающийся финансист; б) правитель Рима и Испании; в) выдающийся политический деятель; г) руководитель восстания рабов. 2. Когда была установлена диктатура в Римской империи? а) в середине I века до н.э.; б) в 49 году н.э.; в) в 49 году до н.э.; г) в I веке н.э. 3. Где Гай Юлий Цезарь принял решение об объявлении войны Римской империи? В каком состоянии он находился в этот момент? Дайте развёрнутый ответ. 4. «Помпей, оставшийся в Риме, увидел в Цезаре опасного соперника…». Почему? Что в тексте помогает в ваших рассуждениях? 5. О чём главным образом рассказывается в тексте? а) о создании триумвирата; б) о нравах Римской империи; в) о начале междоусобной войны; г) о том, как Цезарь шёл к власти. 6. Цезарь сказал: «...жребий брошен», потому что: а) он его уронил; б) принял решение; в) отступать было некуда; г) медлить было нельзя. 7. Какова главная мысль текста? а) объяснить происхождение выражения «перейти Рубикон»; б) показать, к чему может привести недоверие; в) раскрыть значение слова «диктатура»; г) показать роль Цезаря в истории. 8. Напишите, каким словосочетанием из текста автор характеризует Цезаря. 9. В какой из сборников надо поместить этот текст? а) сборник исторических рассказов для детей; б) легенды и мифы Древней Греции; в) сборник научных статей; г) рассказы из серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»). 10. Значение какого слова объясняется в тексте? а) триумвират; б) сенат; в) диктатура. Обоснуйте свою точку зрения. 11. Восстановите последовательность, в которой встречаются следующие предложения: А) ...римская Республика была обессилена... Б) она увенчалась установлением ...диктатуры... В) Цезарь...двинул свои войска на Рим. Г) правление римскими владениями было разделено... Д) Цезарь распустил армию и приехал в Рим для отчёта. а) А, Б, Г, В, Д. б) А,Г,Д,В,Б. в) В, Г, А, Б, Д. г) Г, А, Д, Б, В. 12. Что означает выражение «перейти Рубикон»? а) переправиться через реку; б) объявить войну; в) идти вперёд; г) принять решение. 13. «Перейти Рубикон» — это: а) скороговорка; б) пословица; в) крылатое выражение; г) олицетворение. 14. Приходилось ли тебе «переходить Рубикон»? Напиши об этом в 4-5 предложениях. 15. Знаешь ли ты другие крылатые выражения? Приведи 1-2 примера, объясни их значение. 16. Гай Юлий Цезарь пожелал править единолично и погубил римскую Республику. Справедливо ли это мнение? Дай краткий ответ и объясни его. Таблица 4 Принципы оценивания качества выполнения заданий к тексту «Откуда пошло выражение «перейти Рубикон»?» № вопроса | Ответ | Принципы оценивания | 1 | Верный ответ — «в». | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов. Верный ответ — 1 балл. | 2 | Верный ответ — «в». | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов. Верный ответ — 1 балл. | 3 | Цезарь принял решение об объявлении войны на берегу пограничной реки Рубикон. В момент принятия решения он колебался, тщательно обдумывая его. «У пограничной реки Рубикон он остановился, обдумывая положение...» | Отсутствие ответа, неверно указано место — 0 баллов. Дан ответ только на один из пунктов вопроса (указано только место принятия решения или описано состояние Цезаря); только на один из пунктов вопроса дан правильный ответ — 1 балл. Дан верный ответ на оба пункта вопроса — 2 балла. | 4 | Со смертью Красса неизбежно встал вопрос о переделе территорий. Цезарь как выдающийся политический деятель и полководец представлял для Помпея опасность. Это подтверждается следующими выражениями: Гай Юлий Цезарь — выдающийся политический деятель; создал в Риме триумвират. | Отсутствие ответа, неверно указаны причины опасений Помпея — 0 баллов. Верное объяснение не подтверждается примерами из текста, объяснение является неполным или же приведены не все примеры из текста — 1 балл. Даны верные ответы на оба вопроса — 2 балла. | 5 | Верный ответ — «г». | Отсутствие ответа, неверный ответ ~ 0 баллов. Верный ответ — 1 балл. | 6 | Верный ответ — «б». | Отсутствие ответа, неверный ответ —- 0 баллов. Верный ответ ~ 1 балл. | 7 | Верный ответ — «а». | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов. Верный ответ — 1 балл. | 8 | Выдающийся политический деятель Римской империи. | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов. Верный ответ — 1 балл. | 9 | Верный ответ — «а». | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов. Верный ответ — 1 балл. | 10 | Верный ответ — «а». Триумвират — «союз трёх», состоящий из Цезаря, Помпея и Красса. | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов. Верный ответ с отсутствием обоснования — 1 балл. Верный ответ и верное обоснование — 2 балла. | 11 | Верный ответ — «б». | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов. Верный ответ — 1 балл. | 12 | Верный ответ — «г». | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов. Верный ответ — 1 балл. | 13 | Верный ответ — « в ». | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов. Верный ответ — 1 балл. | 14 | Данный вопрос предполагает ответ в нескольких развёрнутых предложениях, описывающих личный опыт ребёнка в ситуации принятия сложного решения. | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов. Неразвёрнутый ответ — 1 балл. Развёрнутый ответ — 2 балла. | 15 | Данный вопрос предполагает ответ в нескольких предложениях. | Отсутствие ответа, неверный ответ, неверное объяснение крылатых выражений — 0 баллов. Приводится 1-2 крылатых выражения без объяснения их значения — 1 балл. Приводится 1-2 крылатых выражения с верным объяснением их значения — 2 балла. | 16 | Верный ответ «Нет». Это мнение несправедливо, так как решение Цезаря идти на Рим было вынужденным. | Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов. Верный ответ без объяснения — 1 балл. Верный ответ с объяснением — 2 балла. | Портфель педагога-читателя по Н.Н.Сметанниковой Технология «Portfolio» («Портфель»), как было сказано выше, относится к группе аутентичной оценочной деятельности. В соответствии с поставленной целью сбора и презентации информации «Портфель» может быть преимущественно рабочим, отчётным и рефлексивным. В нашем случае педагоги-читатели собирают «Портфель-отчёт». Целью документа является подтверждение усвоения и присвоения стратегий работы с текстом. План сбора «Портфеля» следующий: 1. Портрет педагога-читателя 1) Информация о себе в свободной форме и формате (текст, фотографии). В разделе I данного пособия вы определили свой педагогический и учебный стиль. Помогло ли это вам в работе группы? 2) Потребность в выборе семинара, её осознанность. 3) Мои ожидания и планируемый результат (Что я ожидаю от семинара? Чему планирую научиться?). Портрет собирается на первых занятиях семинара. Затем информация добавляется. 2. Коллектор Сюда собирается материал, полученный извне. Артефактами могут быть тексты и планы работы, библиография и отрывки из изучаемой литературы. 3. Рабочие материалы В данный раздел собираются материалы, апробированные в практике преподавания. 4. Достижения В данный раздел попадает один урок с использованием стратегий, который преподаватель считает успешным. Сюда относится текст, вопросы и задания, ход работы, работы учащихся. 5. Рефлексия Для оценки своей работы преподавателю предлагается ответить на три вопроса: 1) Что я знаю, чего не знал раньше? 2) Что я умею делать, чего не умел ранее? 3) Что я теперь делаю, чего ранее не делал? Для оценки качества проделанной работы преподавателю предлагается ответить на три вопроса и написать синквейн. 1) Отвечали ли занятия вашим ожиданиям? 2) Какова ваша оценка занятий: 5, 4, 3, 2. 3) Каковы ваши пожелания? Синквейн 1) Семинар « Стратегии чтения » 2) ____________________________ (два прилагательных) 3) _____________________________ (три глагола) 4) ____________________________ (предложение из 4 слов) 5) _________________________ (отношение к семинару) Диагностика «Компетенции чтения» Какой я читатель? Умение оценивать себя как читателя — первый шаг к читательскому росту. Сегодня существует множество методов и приёмов оценки, и анкетирование — одно из них. Рассмотрим ниже три документа. Вот первый. Анкета читателя Меня зовут (ФИО) _____________________________________________________________ Ребёнком я был (а)____________________________________________________ читателем (прилагательное) Я любил (а) __________________________________________________________________ (что делать с книгой?) Сейчас я назвал(а) бы себя _____________________________________________ читателем (3 прилагательных) У меня есть 3 дорогие мне книги. Это: 1. _____________________________________________________________________________ 2.___________________________________________________________________________ 3.___________________________________________________________________________ Сегодня я читаю_______________________________________________________________ В ближайшее время я планирую прочесть__________________________________________ Заполняя эту анкету, читатели сравнивают себя сегодняшнего и вчерашнего, вспоминают любимые книги детства, юности, зрелой жизни. Здесь очень важны две последние строчки. В них заключено ожидание того, что отвечающий является человеком читающим, имеет устойчивую потребность в чтении, связывает свой досуг с чтением, и у него (неё) есть намеченный список книг для чтения. Среди дорогих и читаемых книг учителя чаще всего называют книги А. Гайдара («Тимур и его команда», «Голубая чашка»), «Синюю птицу» М. Метерлинка, «Двух капитанов» В. Каверина, рассказы и пьесы А. Чехова, рассказы М. Зощенко, стихи К. Чуковского, произведения В. Быкова, В. Аксёнова, К. Булычёва, А. Дюма, Д. Оруэлла, С. Моэма. Среди современных писателей популярными считаются: Б. Акунин, Д. Рубина, П. Санаев, П. Коэльо, X. Мураками, Д. Пеннак, Е. Вильмонт, Т. Устинова, П. Дашкова, Е. Гришковец. Учителя также отмечают произведения, связанные с воспитанием и жизнью в школе (Е. Ямбург «Педагогический декамерон», П. Санаев «Похороните меня за плинтусом», А. Иванов «Географ пропил глобус» и др.). В запланированном чтении, как правило, упоминаются новинки книжного рынка. Обсуждение читаемых книг помогает составить новый список книг для чтения. Второй документ — анкета читательских предпочтений. Анкета читательских предпочтений 1. Категория читателя: Читаю книги постоянно (01). Читаю две и больше книг в месяц (02). Читаю 1-2 книги в полгода (03). Не удаётся читать (04). 2. Социальный статус: Пол. Возраст. Образование. Род занятий. Место жительства. Количество книг в домашней библиотеке. 3. Какие из прочитанных в этом году книг вам понравились больше всего? Детективы. Фантастика, приключения. Зарубежная классика. Современная отечественная художественная литература. Современная зарубежная художественная литература. Исторические романы. Русская классика. Книги русского зарубежья. Поэзия. Философия. Профессиональная литература. Садоводство, кулинария. Справочники, словари. Мемуары. Научно-популярная литература. Женский роман. 4. Назовите 4-5 авторов понравившихся книг. Как я читаю? (Компетенции чтения) Параметры | 1 | 2 | 3 | 4 | А | Беглое и гибкое чтение про себя текстов из разных источников с полным пониманием. | Достаточно беглое и гибкое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошимпониманием. | Самостоятельное беглое и гибкое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием затруднено. | Угадывание значений слов, непонимание текста при трудностях техники чтения в случае самостоятельного чтения текстов своего уровня. | Б | Точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий его основную мысль и основные положения, важные детали, представ - ленные в тексте и подтексте, выдвижение обоснованных гипотез о содержании текста. | Достаточно точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль, почти все основные положения и детали, изложенные в тексте, некоторые детали подтекста; возможна контекстуальная догадка. | Пересказ, включающий некоторые положения текста и детали, изложенные в тексте, но нет логической схемы изложения от общего, важного, к частному, возможно отрывочное понимание подтекста; контекстуальная догадка, угадывание и фантазирование. | Воспроизведение отдельных положений текста без их организации, без разделения на основное и второстепенное, без понимания подтекста; контекстуальная догадка подменяется угадыванием и фантазированием. | В | Ясное и уверенное разделение фактов имнений, реальности и фантазий. | Разделение фактов и мнений, реальности и фантазий. | Трудности при разделении фактов и мнений. | Нет разделения между фактами и мнениями. | Г | Беглое выразительное, чёткое, фонетически и коммуникативно-грамотное чтение вслух. | Беглое, фонетически и коммуникативно-близкое к грамотному, чтение вслух. | Медленное чтение, с коммуникативными ошибками, которые иногда исправляются самостоятельно с нескольких попыток. | Медленное чтение вслух с большим количеством ошибок, которые не исправляются самостоятельно. | Д | Самостоятельный поиск информации в различных источникахпоисковое чтение для извлечения информации. | В большинстве случаев осуществляется поиск информации с помощью чтения. | Может осуществляться поиск с посторонней помощью, требуется напоминать о том, что скорость и виды чтения меняются в зависимости от его цели. | Не умеет работать с разнообразными источниками информации, не знает, какую информацию и как извлекать, не умеет читать по-разному в зависимости от разных целей чтения. | Е | Увлечённый читатель, который предпочитает проводить свободное время за чтением. | Читает при необходимости, иногда для себя в свободное время. | Читает, когда «надо», для себя в свободное время не читает. | Плохо читает про себя, избегает чтения. | Педагоги анализируют своё качество чтения по следующим параметрам: чтение про себя (А), пересказ и интерпретация (Б), разделение фактов и мнений (В), чтение вслух (Г), поисковое чтение и информационная грамотность (Д), качества читателя (Е). Составив карту качества своего чтения (например, А1, В2, ВЗ, Г1, Д2, Е1), читатель знакомится с различными уровнями чтения и понимает, что является хорошим читателем, если достиг высшего и среднего уровней. 1 | 2 | 3 | 4 | Высший уровень | Средний уровень | Низкий уровень | В дальнейшем учителя могут использовать эту таблицу для наблюдения за качеством чтения своих учащихся. Материалы впоследствии включаются в первый раздел «Портрет» Рабочего Портфеля (Portfolio). Мы разделяем точку зрения Джона Дьюи, что рефлексивная запись важных положений является «сердцем» интеллектуальной организации и дисциплины ума. Поэтому в «Школе педагогического мастерства» педагоги собирают свой «Портфель-отчёт», который включает пять разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Мои достижения», «Рефлексия и планы». Раздел «Портрет» — это своего рода визитная карточка автора, который предстаёт перед нами и как читатель, и как педагог. В разделе «Коллектор» собираются материалы, получаемые извне. Работа над тем или иным заданием размещается в разделе «Рабочие материалы». Лучшие работы войдут в раздел «Мои достижения». Туда же попадут и работы учащихся. «Портфель», по мнению П.Я. Гальперина, становится для педагога «материализованной формой процесса усвоения», протоколом, летописью, дневником обучения, его оценкой собственной деятельности и профессиональной подготовки, апробацией извлеченного материала в реальном учебном процессе или другой социальной практике. |