СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг качества чтения и понимания текста по Н.Н.Сметанниковой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мониторинг (отслеживание) качества чтения всё активнее использу­ется как оценочная деятельность в процессе и по результатам обучения.

Мониторинг осуществляет учитель (преподаватель), самомониторинг проводит сам обучающийся. Другими словами, проведение мониторин­га является функцией учителя-методолога или методиста чтения.

Мониторинг чтения начинается с создания дескрипторов, где от­правной точкой является перечень умений, с6держашийся в Стан­дартах образования, в частности разделах «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» и «Чтение: работа с инфор­мацией». В них указываются универсальные учебные действия, ко­торые должны быть сформированы у выпускников начальной школы (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также первичные навыки работы с информацией в результате изучения всех без исключения предметов.

Цель и задачи впечатляют.

Пока же приведём более ориентированный на практику набор де­скрипторов, составленный для учителя-методолога чтения, работающего в основной и старшей школе (табл. 1). Его можно также использовать для чтения на иностранном языке в высшей школе.

Работа мониторингового характера должна проводиться на двух типах текстов: художественном и нехудожественном. Количество заданий должно варьироваться в зависимости от возраста читателя и трудности текста. Сами задания группируются по своему назначению.

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг качества чтения и понимания текста по Н.Н.Сметанниковой»

Мониторинг качества чтения и понимания текста по Н.Н.Сметанниковой

 

Мониторинг (отслеживание) качества чтения всё активнее использу­ется как оценочная деятельность в процессе и по результатам обучения.

Мониторинг осуществляет учитель (преподаватель), самомониторинг проводит сам обучающийся. Другими словами, проведение мониторин­га является функцией учителя-методолога или методиста чтения.

Мониторинг чтения начинается с создания дескрипторов, где от­правной точкой является перечень умений, с6держашийся в Стан­дартах образования, в частности разделах «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» и «Чтение: работа с инфор­мацией». В них указываются универсальные учебные действия, ко­торые должны быть сформированы у выпускников начальной школы (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также первичные навыки работы с информацией в результате изучения всех без исключения предметов.

Цель и задачи впечатляют.

Пока же приведём более ориентированный на практику набор де­скрипторов, составленный для учителя-методолога чтения, работающего в основной и старшей школе (табл. 1). Его можно также использовать для чтения на иностранном языке в высшей школе.

Работа мониторингового характера должна проводиться на двух типах текстов: художественном и нехудожественном. Количество заданий должно варьироваться в зависимости от возраста читателя и трудности текста. Сами задания группируются по своему назначению.

Первая группа ориентирована на проверку общего понимания со­держания текста, куда относится умение находить информацию, заданную в явном виде, но расположенную в одном или в нескольких предложениях в разных местах текста, а также умение разграничивать факты и вымысел, факты и мнения.

Вторая группа заданий проверяет умение извлекать информацию, заданную в неявном виде, т.е. подтекстовую информацию; называть время или место действия, персонажей текста; определять род занятий, основные качества героя; приводить примеры, подтверждающие проявление характера; делать выводы.

Третья группа — концептуальные вопросы — проверяет умение определять тему, основную мысль текста, идею и проблему, а также  последовательность мыслей и деталей; формулировать свои впечатления и объяснять их; подтверждать суждения примерами из текста и личного опыта. Сюда же относится умение восстанавливать информационные лакуны текста.

Четвёртая группа направлена на проверку умения называть тип книги, откуда взят текст, его вид, тип, жанр; называть предметную область и связанные с текстом темы для обсуждения текста в широком контексте. Сюда же относят задания, связанные с языковыми характеристиками текста.

Таблица 1

Дескрипторы для самооценки компетентности в области чтения и интегративных умений

Чтение

1-й этап

                   Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею текстов, а также простых коротких описаний, особенно если они содержат иллюстрации- пояснения.

                   Понимаю короткие простые информационные тексты путём вычлене­ния в них знакомых названий, слов, терминов, простых основных пред­ложений, иногда отдельных фрагментов текста.

                   Понимаю короткую письменную инструкцию, особенно если она содер­жит иллюстрации.

                   Узнаю знакомые слова, названия и простые предложения в объявлениях.

                   Понимаю короткие простые сообщения, например, в письме (в том числе на цифровом носителе).

                   Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, рас­писание, описание товаров и услуг (в том числе на цифровом носителе).

2-й этап

                   Понимаю простые информационные тексты средней длины, содержа­щие наиболее употребительную интернациональную лексику.

                   Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею простых повество­вательных текстов.

                   Понимаю достаточно короткие описания.

                   Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, ре­кламные объявления, буклеты, брошюры, меню, расписание, прогноз погоды (в том числе на цифровом носителе).

                   Могу найти необходимую информацию в таких видах письменных ма­териалов, как письма, открытки, брошюры, описывающие предметы, места, события, людей (в том числе на цифровом носителе).

                   Понимаю короткие письма личного характера (в том числе на цифровом носителе).

                   Понимаю стандартные деловые письма, телефаксные и электронные со­общения на знакомые темы (в том числе на цифровом носителе).

                   Понимаю инструкции, знаки и объявления, вывешенные в обществен­ных местах - на улицах, железнодорожных станциях, а также на ра­бочем месте.

3-й этап

                   Умею свободно читать учебные тексты с разной скоростью и различным образом в соответствии с учебной задачей. Понимаю информационно­описательные учебные тексты.

                   Могу найти и понять необходимую мне информацию общего характера в таких материалах, как письма, брошюры и короткие официальные до­кументы (в том числе на цифровом носителе).

                   Могу просмотреть один текст средней длины или несколько коротких текстов, чтобы найти конкретный ответ на вопрос, необходимый мне для выполнения определённой учебной задачи (поисковое чтение).

4-й этап

                   Понимаю информационно-описательные и повествовательные тексты, а также простые тексты, содержащие точку зрения и систему аргументов по учебной тематике.

                   Могу вычленить главное и детали текста.

                   Умею достаточно легко читать основные типы учебных текстов с различ­ной скоростью и различным образом в соответствии с учебной задачей.

                   Понимаю чётко написанные инструкций.

                   Имею базовый словарный запас для чтения.

                   Понимаю личную и деловую корреспонденцию, написанную простым языком (в том числе на цифровом носителе).

5-й этап

                   Могу достаточно легко и по-разному читать основные типы учебных текстов с различной скоростью в соответствии с необходимостью и по­требностями.

                   Имею адекватный словарный запас для чтения несложной художествен­ной и нехудожественной литературы; при возникновении трудностей умею пользоваться словарём (в том числе на цифровом носителе).

                   Могу вычленить главное и детали текста в простых научно-популярных статьях по знакомым проблемам.

                   Определяю значимость статей по целому ряду тем и могу решить, имеет ли смысл прочесть их более подробно (в том числе на цифровом носителе).

                   Понимаю статьи на современные темы, в которых автор занимает опре­делённую позицию или выражает конкретную точку зрения.

                   Понимаю инструкции по использованию технических средств.

6-й этап

                   Могу достаточно быстро и легко читать все типы учебных текстов и без затруднений понимаю основное содержание.

                   Понимаю основные выводы в чётко организованном тексте, в котором отстаивается какая-то точка зрения.

                   Понимаю основную логику доказательства в рамках текста, но не все де­тали.

                   Понимаю описание событий, чувств и пожеланий в текстах и в личной корреспонденции в объёме, достаточном для того, чтобы переписывать­ся с другом или знакомым.

                   Имею адекватный словарный запас для понимания содержания класси­ческих и современных художественных текстов, книг и газетных ста­тей, но при возникновении трудностей умею пользоваться словарём.

                   Читаю и понимаю художественную литературу.

                   Читаю корреспонденцию, относящуюся к сфере моих интересов, и без затруднений понимаю основное её содержание (в том числе на цифровом носителе).

                   Понимаю статьи, лежащие в области моих профессиональных интере­сов, и при необходимости могу воспользоваться словарём.

7-й этап

                   Понимаю любую корреспонденцию, иногда прибегая к словарю (в том числе на цифровом носителе).

                   Полностью, точно и отчётливо понимаю все детали длинного и сложного текста любого вида, типа, жанра, при условии, что могу повторно про­честь те разделы, которые вызвали затруднения.

8-й этап

                   Понимаю и могу интерпретировать письменную речь практически во всех её формах, включая абстрактные, структурно-сложные художе­ственные или нехудожественные тексты, написанные книжным или разговорным языком.

 

«Мониторинг чтения» 

Цель данной стратегии — определение качества чтения.

Ход работы:

Шаг 1. Подберите текст и определите его вид, тип и фрейм.

Шаг 2. Подготовьте задания и распределите их по группам.

Шаг 3. Определите время для выполнения работы, чтения и выполнения заданий.

Шаг 4. Подготовьте оценочную шкалу выполнения задания, вклю­чающую: оценку и классификацию верно выполненных заданий, общее количество баллов, а также их распределение по уровням чтения:

98—100 баллов — высокий уровень.

91-97 баллов — высокий средний уровень.

75-90 баллов — средний уровень.

61-74 балла — низкий средний уровень.

51-60 баллов — низкий уровень.

Задания по сложности могут быть базового и продвинутого уровня. Первые имеют коэффициент 1-2, вторые - 3.

Шаг 5. Познакомьте обучающихся с целью работы, требованиями и критериями оценивания.

Предтекстовая информация:

Работа состоит из информационного текста и 16 заданий к нему, ко­торые делятся на 4 группы в зависимости от назначения (Таблица 2).

Таблица 2

Определение заданий в соответствии с выделенными группами

Группа

заданий

Общее количество заданий

1

1,8,16

3

2

2,3,4,6, 12

5

3

5,7,10,14,15

5

4

9, 11,13

3

 Всего: 16 заданий.

Из них:

ВО (выбор ответа): 9 заданий.

КО (краткий, лаконичный ответ): 3 задания.

РО (развёрнутый ответ): 4 задания.

Таблица 3

Направленность заданий

Задания с ВО

Задания с открытым ответом

КО

РО

Извлечение фактической ин­формации, информации в явном виде, факты и мнения.

1

8, 10, 16

 

Подтекстовая информация.

5,6,7

 

 

Концептуальная информация.

2,11, 12

 

3,4

Язык, структура текста.

9, 13

 

 

Время выполнения работы:

Чтение (при скорости более 120 слов в мин.) — 2 мин.

Выполнение заданий — 40 мин.

Проверка выполнения — Змии.

Оценка заданий:

Верно выполненные задания:

1,2,5,6,7,9,11,12,13 — 1 балл. Итого: 9 баллов.

3, 4,8,10,14,15,16 — 2 балла. Итого: 14 баллов.

Всего: 23 балла.

Менее 14 баллов — низкий уровень.

14 — 16 баллов — низкий средний уровень.

17—19 баллов — средний уровень.

20 — 21 балла — высокий средний уровень.

22 — 23 балла — высокий уровень.

Трудность работы: выше среднего.

Количество заданий базового уровня: 10,

Количество заданий продвинутого уровня: 6.

 

ТЕКСТ

Откуда пошло выражение „перейти Рубикон“?

К середине I века до нашей эры римская Республика была обесси­лена восстаниями покорённых провинций и ожесточённой борьбой в самом Риме между различными группами рабовладельцев, которая переходила в кровопролитные гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь — выдающийся политический деятель Римской империи — создал в Риме «союз трёх» — триумвират, состоящий из Цезаря, Помпея и Красса. Правление римскими владениями было разделено между триумвираторами. Цезарь правил Галлией, Помпей — Римом и Испанией, Красс — Сирией.

Галлия занимала пространство от Альп и Рейна до Атлантического океана. Все эти области, а также Северная Италия были населены 1леменами кельтов, которых римляне называли галлами.

Пока Цезарь был в Галлии, погиб Красс. С его смертью триумвират распался. Помпей, оставшийся в Риме, увидел в Цезаре опасного соперника в борьбе за власть и сблизился с его врагами. Подстрекаемый Помпеем, сенат потребовал, чтобы Цезарь распустил армию и прие­хал в Рим для отчёта. Цезарь отказался выполнить это требование и в 49 году до нашей эры двинул свои войска на Рим.

У пограничной реки Рубикон он остановился, обдумывая положение. Перейти с войсками через границу значило объявить войну Республике. Он приказал воинам идти вперёд. Со словами: «Вперёд... Жребий брошен, Рубикон перейдён!» Цезарь начал междоусобную войну. Она увенчалась установлением его диктатуры в Римской империи.

Вопросы и задания к тексту «Откуда пошло выражение „перейти Рубикон“?»

1.                      Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста:

Гай Юлий Цезарь -

а)           выдающийся финансист;

б)           правитель Рима и Испании;

в)           выдающийся политический деятель;

г)           руководитель восстания рабов.

2.                      Когда была установлена диктатура в Римской империи?

а)           в середине I века до н.э.;

б)           в 49 году н.э.;

в)           в 49 году до н.э.;

г)           в I веке н.э.

3.                      Где Гай Юлий Цезарь принял решение об объявлении войны Рим­ской империи? В каком состоянии он находился в этот момент? Дайте развёрнутый ответ.

4.                      «Помпей, оставшийся в Риме, увидел в Цезаре опасного соперни­ка…». Почему? Что в тексте помогает в ваших рассуждениях?

5.                      О чём главным образом рассказывается в тексте?

а)           о создании триумвирата;

б)           о нравах Римской империи;

в)           о начале междоусобной войны;

г)           о том, как Цезарь шёл к власти.

6.                      Цезарь сказал: «...жребий брошен», потому что:

а)           он его уронил;

б)           принял решение;

в)           отступать было некуда;

г)           медлить было нельзя.

7.                      Какова главная мысль текста?

а)           объяснить происхождение выражения «перейти Рубикон»;

б)           показать, к чему может привести недоверие;

в)           раскрыть значение слова «диктатура»;

г)           показать роль Цезаря в истории.

8.                      Напишите, каким словосочетанием из текста автор характе­ризует Цезаря.

9.                      В какой из сборников надо поместить этот текст?

а)           сборник исторических рассказов для детей;

б)           легенды и мифы Древней Греции;

в)           сборник научных статей;

г)           рассказы из серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»).

10.                  Значение какого слова объясняется в тексте?

а)           триумвират;

б)           сенат;

в)           диктатура.

Обоснуйте свою точку зрения.

11.                  Восстановите последовательность, в которой встречаются следующие предложения:

А)                    ...римская Республика была обессилена...

Б)                     она увенчалась установлением ...диктатуры...

В)                    Цезарь...двинул свои войска на Рим.

Г)                     правление римскими владениями было разделено...

Д)                    Цезарь распустил армию и приехал в Рим для отчёта.

а)           А, Б, Г, В, Д.

б)     А,Г,Д,В,Б.

в)           В, Г, А, Б, Д.

г)           Г, А, Д, Б, В.

12.                  Что означает выражение «перейти Рубикон»?

а)           переправиться через реку;

б)           объявить войну;

в)           идти вперёд;

г)           принять решение.

13.                  «Перейти Рубикон» — это:

 а) скороговорка;

б) пословица;

в) крылатое выражение;

г) олицетворение.

14.                  Приходилось ли тебе «переходить Рубикон»? Напиши об этом в 4-5 предложениях.

15.                  Знаешь ли ты другие крылатые выражения? Приведи 1-2 примера, объясни их значение.

 16. Гай Юлий Цезарь пожелал править единолично и погубил римскую Республику. Справедливо ли это мнение? Дай краткий ответ и объясни его.

Таблица 4

Принципы оценивания качества выполнения заданий к тексту

«Откуда пошло выражение «перейти Рубикон»?» 

вопроса

Ответ

Принципы оценивания

1

Верный ответ — «в».

Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов.

Верный ответ — 1 балл.

2

Верный ответ — «в».

Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов.

Верный ответ — 1 балл.

3

Цезарь принял решение об объявлении войны на берегу пограничной реки Рубикон.

В момент принятия решения он колебался, тщательно обдумы­вая его. «У пограничной реки Рубикон он остановился, обду­мывая положение...»

Отсутствие ответа, неверно указано ме­сто — 0 баллов.

Дан ответ только на один из пунктов во­проса (указано только место принятия решения или описано состояние Цезаря); только на один из пунктов вопроса дан правильный ответ — 1 балл. Дан верный ответ на оба пункта вопроса — 2 балла.

4

Со смертью Красса неизбежно встал вопрос о переделе терри­торий. Цезарь как выдающийся политический деятель и полко­водец представлял для Помпея опасность. Это подтверждается следующими выражениями: Гай Юлий Цезарь — выда­ющийся политический деятель; создал в Риме триумвират.

Отсутствие ответа, неверно указаны причины опасений Помпея — 0 баллов. Верное объяснение не подтверждается примерами из текста, объяснение явля­ется неполным или же приведены не все примеры из текста — 1 балл.

Даны верные ответы на оба вопроса —

2 балла.

5

Верный ответ — «г».

Отсутствие ответа, неверный ответ ~ 0 баллов.

Верный ответ — 1 балл.

6

Верный ответ — «б».

Отсутствие ответа, неверный ответ —- 0 баллов.

Верный ответ ~ 1 балл.

7

Верный ответ — «а».

Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов.

Верный ответ — 1 балл.

8

Выдающийся политический деятель Римской империи.

Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов.

Верный ответ — 1 балл.

9

Верный ответ — «а».

Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов.

Верный ответ — 1 балл.

10

Верный ответ — «а». Триумвират — «союз трёх», со­стоящий из Цезаря, Помпея и Красса.

Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов.

Верный ответ с отсутствием обоснова­ния — 1 балл.

Верный ответ и верное обоснование — 2 балла.

11

Верный ответ — «б».

Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов.

Верный ответ — 1 балл.

12

Верный ответ — «г».

Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов.

Верный ответ — 1 балл.

 

13

Верный ответ — « в ».

Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов.

Верный ответ — 1 балл.

14

Данный вопрос предполагает ответ в нескольких развёрну­тых предложениях, описыва­ющих личный опыт ребёнка в ситуации принятия сложного решения.

Отсутствие ответа, неверный ответ — 0 баллов.

Неразвёрнутый ответ — 1 балл. Развёрнутый ответ — 2 балла.

15

Данный вопрос предполагает ответ в нескольких предложе­ниях.

Отсутствие ответа, неверный ответ, не­верное объяснение крылатых выраже­ний — 0 баллов.

Приводится 1-2 крылатых выражения без объяснения их значения — 1 балл. Приводится 1-2 крылатых выражения с верным объяснением их значения —

2 балла.

16

Верный ответ «Нет». Это мне­ние несправедливо, так как решение Цезаря идти на Рим было вынужденным.

Отсутствие ответа, неверный ответ —

0 баллов.

Верный ответ без объяснения — 1 балл. Верный ответ с объяснением — 2 балла.

 

Портфель педагога-читателя по Н.Н.Сметанниковой

 

Технология «Portfolio» («Портфель»), как было сказано выше, относится к группе аутентичной оценочной деятельности. В соответ­ствии с поставленной целью сбора и презентации информации «Порт­фель» может быть преимущественно рабочим, отчётным и рефлексив­ным. В нашем случае педагоги-читатели собирают «Портфель-отчёт». Целью документа является подтверждение усвоения и присвоения стратегий работы с текстом.

План сбора «Портфеля» следующий:

1.                      Портрет педагога-читателя

1)                      Информация о себе в свободной форме и формате (текст, фото­графии). В разделе I данного пособия вы определили свой педагогиче­ский и учебный стиль. Помогло ли это вам в работе группы?

2)                      Потребность в выборе семинара, её осознанность.

3)                      Мои ожидания и планируемый результат (Что я ожидаю от се­минара? Чему планирую научиться?). Портрет собирается на первых занятиях семинара. Затем информация добавляется.

2.                      Коллектор

Сюда собирается материал, полученный извне. Артефактами могут быть тексты и планы работы, библиография и отрывки из изучаемой литературы.

3.                      Рабочие материалы

В данный раздел собираются материалы, апробированные в прак­тике преподавания.

4.                      Достижения

В данный раздел попадает один урок с использованием стратегий, который преподаватель считает успешным. Сюда относится текст, во­просы и задания, ход работы, работы учащихся.

5.                      Рефлексия

Для оценки своей работы преподавателю предлагается ответить на три вопроса:

1)                      Что я знаю, чего не знал раньше?

2)                      Что я умею делать, чего не умел ранее?

3)                      Что я теперь делаю, чего ранее не делал?

Для оценки качества проделанной работы преподавателю предла­гается ответить на три вопроса и написать синквейн.

1)                      Отвечали ли занятия вашим ожиданиям?

2)                      Какова ваша оценка занятий: 5, 4, 3, 2.

3)                      Каковы ваши пожелания? 

Синквейн 

1)                      Семинар « Стратегии чтения »

2)                      ____________________________              

                  (два прилагательных)

3)                      _____________________________            

                         (три глагола)

4)                      ____________________________  

              (предложение из 4 слов)

5)              _________________________ 

               (отношение к семинару)





Диагностика «Компетенции чтения»

 

Какой я читатель?

Умение оценивать себя как читателя — первый шаг к читательско­му росту. Сегодня существует множество методов и приёмов оценки, и анкетирование — одно из них. Рассмотрим ниже три документа. Вот первый.

Анкета читателя

Меня зовут (ФИО) _____________________________________________________________

Ребёнком я был (а)____________________________________________________ читателем

                                                                                     (прилагательное)

Я любил (а) __________________________________________________________________          

(что делать с книгой?)

Сейчас я назвал(а) бы себя  _____________________________________________ читателем

(3 прилагательных)

У меня есть 3 дорогие мне книги. Это:

1. _____________________________________________________________________________      

2.___________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________

Сегодня я читаю_______________________________________________________________

В ближайшее время я планирую прочесть__________________________________________

 

Заполняя эту анкету, читатели сравнивают себя сегодняшнего и вчерашнего, вспоминают любимые книги детства, юности, зрелой жизни. Здесь очень важны две последние строчки. В них заключено ожидание того, что отвечающий является человеком читающим, имеет устойчивую потребность в чтении, связывает свой досуг с чтением, и у него (неё) есть намеченный список книг для чтения.

Среди дорогих и читаемых книг учителя чаще всего называют кни­ги А. Гайдара («Тимур и его команда», «Голубая чашка»), «Синюю птицу» М. Метерлинка, «Двух капитанов» В. Каверина, рассказы и пьесы А. Чехова, рассказы М. Зощенко, стихи К. Чуковского, произ­ведения В. Быкова, В. Аксёнова, К. Булычёва, А. Дюма, Д. Оруэлла, С. Моэма. Среди современных писателей популярными считаются: Б. Акунин, Д. Рубина, П. Санаев, П. Коэльо, X. Мураками, Д. Пеннак, Е. Вильмонт, Т. Устинова, П. Дашкова, Е. Гришковец.

Учителя также отмечают произведения, связанные с воспитанием и жизнью в школе (Е. Ямбург «Педагогический декамерон», П. Са­наев «Похороните меня за плинтусом», А. Иванов «Географ пропил глобус» и др.). В запланированном чтении, как правило, упоминают­ся новинки книжного рынка. Обсуждение читаемых книг помогает составить новый список книг для чтения.

Второй документ — анкета читательских предпочтений.

 

Анкета читательских предпочтений 

1.                      Категория читателя:

                        Читаю книги постоянно (01).

                        Читаю две и больше книг в месяц (02).

                        Читаю 1-2 книги в полгода (03).

                        Не удаётся читать (04).

2.                      Социальный статус:

                        Пол.

                        Возраст.

                        Образование.

                        Род занятий.

                        Место жительства.

                        Количество книг в домашней библиотеке.

3.                      Какие из прочитанных в этом году книг вам понравились больше всего?

                        Детективы.

                        Фантастика, приключения.

                        Зарубежная классика.

                        Современная отечественная художественная литература.

                        Современная зарубежная художественная литература.

                        Исторические романы.

                        Русская классика.

                        Книги русского зарубежья.

                        Поэзия.

                        Философия.

                        Профессиональная литература.

                        Садоводство, кулинария.

                        Справочники, словари.

                        Мемуары.

                        Научно-популярная литература.

                        Женский роман.

4.                      Назовите 4-5 авторов понравившихся книг.

 

Как я читаю?

 (Компетенции чтения) 

Пара­метры

1

2

3

4

А

Беглое и гибкое чтение про себя текстов из раз­ных источников с полным пони­манием.

Достаточно бе­глое и гибкое чтение текстов своего уровня из разных источни­ков с хорошимпониманием.

Самостоятельное беглое и гибкое чтение текстов своего уровня из разных источни­ков с хорошим пониманием за­труднено.

Угадывание зна­чений слов, непо­нимание текста при трудностях техники чтения в случае самосто­ятельного чтения текстов своего уровня.

Б

Точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий его основную мысль и основные поло­жения, важные детали, представ - ленные в тексте и подтексте, вы­движение обо­снованных гипо­тез о содержании текста.

Достаточно точ­ный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль, почти все основ­ные положения и детали, изложен­ные в тексте, не­которые детали подтекста; воз­можна контек­стуальная до­гадка.

Пересказ, вклю­чающий некоторые положения текста и детали, изложенные в тексте, но нет ло­гической схемы изложения от общего, важно­го, к частному, возможно отры­вочное понима­ние подтекста; контекстуальная догадка, уга­дывание и фан­тазирование.

Воспроизведение отдельных поло­жений текста без их организации, без разделения на основное и второстепенное, без понимания подтекста; кон­текстуальная до­гадка подменяет­ся угадыванием и фантазирова­нием.

В

Ясное и уверен­ное разделение фактов имне­ний, реальности и фантазий.

Разделение фак­тов и мнений, реальности и фантазий.

Трудности при разделении фак­тов и мнений.

 

Нет разделения между фактами и мнениями.

 

Г

Беглое выразитель­ное, чёткое, фонетически и коммуникативно-грамотное чтение вслух.

 

Беглое, фо­нетически и коммуника­тивно-близкое к грамотному, чтение вслух.

 

Медленное чте­ние, с коммуни­кативными ошибками, которые иногда исправляются самостоятельно с нескольких по­пыток.

Медленное чтение вслух с большим коли­чеством ошибок, которые не ис­правляются са­мостоятельно.

 

Д

Самостоятель­ный поиск информации в различных ис­точникахпо­исковое чтение для извлечения информации.

 

В большинстве случаев осущест­вляется поиск информации с помощью чте­ния.

 

Может осущест­вляться поиск с посторонней по­мощью, требует­ся напоминать о том, что скорость и виды чтения меняются в за­висимости от его цели.

 

Не умеет рабо­тать с разнообраз­ными источника­ми информации, не знает, какую информацию и как извлекать, не умеет читать по-разному в зависи­мости от разных целей чтения.

Е

Увлечённый чи­татель, который предпочитает проводить сво­бодное время за чтением.

Читает при необ­ходимости, ино­гда для себя в свободное время. 

Читает, когда «надо», для себя в свободное вре­мя не читает.

 

Плохо читает про себя, избегает чтения.

 

 

Педагоги анализируют своё качество чтения по следующим пара­метрам: чтение про себя (А), пересказ и интерпретация (Б), разделе­ние фактов и мнений (В), чтение вслух (Г), поисковое чтение и инфор­мационная грамотность (Д), качества читателя (Е).

Составив карту качества своего чтения (например, А1, В2, ВЗ, Г1, Д2, Е1), читатель знакомится с различными уровнями чтения и пони­мает, что является хорошим читателем, если достиг высшего и сред­него уровней.

1

2

3

4

Высший уровень

Средний уровень

Низкий уровень

В дальнейшем учителя могут использовать эту таблицу для на­блюдения за качеством чтения своих учащихся. Материалы впослед­ствии включаются в первый раздел «Портрет» Рабочего Портфеля (Portfolio).

Мы разделяем точку зрения Джона Дьюи, что рефлексивная запись важных положений является «сердцем» интеллектуальной организа­ции и дисциплины ума. Поэтому в «Школе педагогического мастер­ства» педагоги собирают свой «Портфель-отчёт», который включает пять разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Мои достижения», «Рефлексия и планы».

Раздел «Портрет» — это своего рода визитная карточка автора, ко­торый предстаёт перед нами и как читатель, и как педагог. В разделе «Коллектор» собираются материалы, получаемые извне. Работа над тем или иным заданием размещается в разделе «Рабочие материалы». Лучшие работы войдут в раздел «Мои достижения». Туда же попадут и работы учащихся.

«Портфель», по мнению П.Я. Гальперина, становится для педагога «материализованной формой процесса усвоения», протоколом, лето­писью, дневником обучения, его оценкой собственной деятельности и профессиональной подготовки, апробацией извлеченного материала в реальном учебном процессе или другой социальной практике.


Войти|Последняя активнос




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!