Мониторинг коррекционно-логопедической работы.
Обследование дошкольников.
Параметры обследования:
1. блок. Неречевые психические функции:
* фонематические процессы;
* словарный запас;
* пространственная ориентировка.
2 блок. Состояние моторной сферы:
* артикуляционная моторика;
* мелкая моторика;
3. блок. Состояние произносительной стороны речи:
* звукопроизношение;
* грамматический строй;
* связная речь.
Критерии оценки уровня функции.
1. блок. Неречевые психические функции:
* фонематические процессы;
1. не слышит данный звук в любой позиции.
2. не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы.
3. с заданием справляется, но допускает несколько ошибок.
4. фонематические процессы в норме.
* словарный запас;
1. активный словарь ограничен бытовым уровнем.
2. владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.
3. использует все части речи, но не всегда точно отражает в речи приставочные глаголы ( выливает- переливает), использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами, но при подборе синонимов испытывает затруднения.
4. активный словарь ближе к возрастной норме.
* пространственная ориентировка
1. не ориентируется на плоскости и в пространстве.
2. владеет понятиями верх- низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право- лево.
3. ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения.
4. пространственная ориентировка соответствует возрасту.
2 блок. Состояние моторной сферы:
* артикуляционная моторика;
1. объем артикуляционных движений ограничен ( мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата.
2. неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений.
3. статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.
4. строение и подвижность органов артикуляции без особенностей.
* мелкая моторика;
1. мелкая моторика ограничена ( с трудом выполняет статичные пробы, наблюдается гиперкинезы, тремор).
2. испытывает затруднения при выполнении динамических проб.
3. точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками.
4. мелкая моторика в норме.
3. блок. Состояние произносительной стороны речи:
* звукопроизношение;
1. нарушение нескольких групп звуков.
2. недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке- общая смазанность речи.
3. звуки речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков.
4. звукопроизношение в норме.
* грамматический строй;
1. речь резко аграмматична.
2. допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
3. допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении.
4. грамматический строй близок к норме.
* связная речь.
1. фразовая речь резко аграмматична.
2. испытывает значительные затруднения при составлении рассказа- описания, пользуется вопросно- ответной формой.
3. при составлении рассказа использует не более двух- трех предложений: не пользуется планом при построении рассказа, при описании использует не более двух признаков.
4. умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.
Заполняя таблицу, представленную ниже, и производя необходимые расчеты, можно провести мониторинг коррекционной логопедической работы в конце учебного года в каждой путем определения среднего балла на каждой речевой и перечисленной функции:
1, 2- низкий уровень;
3- средний уровень;
4- высокий уровень.