СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг образовательного процесса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

       

  Мониторинг качества образовательной деятельности воспитанников является механизмом отслеживания эффективности реализации образовательной программы и деятельности педагога. Основными разделами образовательной программы «Красно солнышко» являются:

  1. Классический экзерсис.
  2. Народный  экзерсис.
  3. Эстрадный танец.
  4. Партерная гимнастика.
  5.  ОФП.

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг образовательного процесса»

Приложение 1



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Г. КУРЧАТОВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ










МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

КАК ИТОГ ОСВОЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Красно солнышко» для младших школьников

















Автор-составитель:

педагог дополнительного

образования

Тонких Л.А.



г. Курчатов


Актуальность проблемы


Современные тенденции и изменения, происходящие в образовании на данном этапе, полностью отражаются в программах развития: «Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации». Согласно приоритетным направлениям развития образования в целом, с точки зрения компетентного подхода, «острой проблемой становится оценка сформированности компетенций у учащихся, а именно использование объективных методов их диагностики».

Следовательно, очевидна актуальность поиска современных средств отслеживания образовательных результатов и проведения мониторинга в рамках образовательной программы детского объединения. Диагностика, которую педагог дополнительного образования осуществляет на всех этапах обучения и воспитания, играет существенную роль в обеспечении и повышении качества образования, в формировании и развитии двигательных и творческих способностей детей.

Практика показывает, что для успешной реализации образовательной программы необходимы:

- создание пакета диагностических документов по вопросам мониторинга

образовательных результатов;

- систематизация имеющихся диагностических методик;

- повышение собственной профессиональной компетентности;

- возможность передачи педагогического опыта педагогам-хореографам

других направлений;

- создание благоприятных условий для развития творческого потенциала каждого ребёнка.


Содержание работы


Цель мониторинга: выяснить насколько эффективен образовательный процесс, организованный в хореографическом ансамбле «Красно солнышко» и как он способствует формированию профессиональных компетенций воспитанников в области хореографии.

Мониторинг качества образования – один из самых эффективных вариантов технологий управления качеством обучения и воспитания. Отличительные черты мониторинга: регулярность и планомерность проведения, строгая направленность на решение задач образовательной деятельности и высокая технологичность. Для его проведения необходима чёткая определённость объектов и предметов мониторинга, участие в мониторинге каждого воспитанника, наличие единых параметров, критериев слежения и оценки образовательных результатов, открытость, управляемость и гибкость мониторингового процесса. Систематическое проведение мониторинга помогает педагогу своевременно обнаружить и откорректировать возникшие проблемы, то есть является своего рода индикатором, а в целом – анализом всей деятельности педагога дополнительного образования.


Практический уровень

Творческий уровень

Теоретический уровень





Уровень мотивации

Уровень воспитанности






Мониторинг качества образовательной деятельности воспитанников является механизмом отслеживания эффективности реализации образовательной программы и деятельности педагога. Основными разделами образовательной программы «Красно солнышко» являются:

  1. Классический экзерсис.

  2. Народный экзерсис.

  3. Эстрадный танец.

  4. Партерная гимнастика.

  5. ОФП.

Я, как руководитель ансамбля, считаю необходимым отслеживать уровень освоения программного материала по каждому из имеющихся разделов программы. Тогда к концу каждого учебного года, мы имеем полную картину об уровне подготовки каждого воспитанника и освоения им всей программы. Полученную в процессе диагностики информацию, мы используем для анализа работы, планирования и прогнозирования дальнейшего развития коллектива.

Критерии оценки эффективности результатов обучения:

  • сформированность основных компетенций;

  • наличие знаний теоретического материала и умение использовать их на практике;

  • положительные результаты творческих достижений воспитанников (участие в конкурсах и фестивалях разного уровня).


Уровень освоения воспитанниками образовательной программы:

выше 80% - высокий уровень;

от 60% до 80% - достаточный уровень;

от 40% до 60% - средний уровень;

ниже 40% - низкий уровень.

Диагностика результатов и контроль реализации образовательной программы:

- комплексы контрольных заданий и упражнений;

- опрос-беседы по терминологии курса;

- проведение открытых занятий и мастер-классов;

- участие в разработке и реализации социально-значимых проектах;

- проведение отчётного концерта;

- участие в концертах, конкурсах, фестивалях разного уровня.

1 б. – отсутствие знаний и умений по данной теме;

2-3 б. – практическое задание не выполнено;

4-5 б. – допущено много ошибок при выполнении практического

задания;

6 б. – с некоторыми практическими заданиями не справился;

7 б. – практическое задание выполнил, но несколько раз обращался

за помощью к педагогу;

8 б. – практическое задание выполнил, есть маленький недочёт;

9 б. – выполнил всё задание без ошибок;

10 б. – выполнил всё задание без ошибок, проявил творческий подход

к заданию.

Вывод: показателями результативности деятельности педагога дополнительного образования по хореографии – руководителя детского объединения являются:

- успешное освоение воспитанниками образовательной программы;

- увлечённое отношение воспитанников к избранной деятельности;

- активное участие в концертных программах, достижения воспитанников на различных конкурсах и фестивалях детского творчества;

- личный профессиональный рост.


Методические рекомендации


  1. На каждом этапе мониторинга рекомендуется анализировать причины положительной или отрицательной динамики развития объекта мониторинга, вносить и реализовывать рекомендации по коррекции образовательного процесса и программы мониторинга.

  2. Применять дифференцированный подход в подборе средств и методик, учитывая вид деятельности, её направленность и характерные особенности.

  3. Проводить диагностические исследования с учётом индивидуальных возрастных и психофизических особенностей каждого ребёнка.

  4. Психолого-педагогическое тестирование должны проводить специалисты (педагоги-психологи, социальные педагоги) с письменного разрешения родителей воспитанников и в сотрудничестве с руководителем коллектива.

  5. Набор используемых методик и средств должен соответствовать уровню физической подготовки детей, тестовые задания должны быть реально выполнимыми и отвечать целям и задачам программного материала.

  6. Каждому педагогу необходимо разработать свой индивидуальный пакет диагностического инструментария, чтобы проведение мониторинга результативности было эффективным и позволило педагогу отследить все аспекты обучения, развития и воспитания.

  7. Диагностика как процесс должна иметь регулярный, плановый характер, проводиться сознательно, помогая тем самым педагогу решать поставленные задачи и своевременно вносить коррективы в образовательный процесс.

  8. Процесс проведения диагностики должен носить творческий характер, быть интересным и комфортным для каждого ребёнка, создавая атмосферу сотворчества и сотрудничества между педагогом и детьми.

Программа мониторинга

Цель программы: формирование базового диагностического инструментария по хореографии как современного средства отслеживания результативности образовательной программы.

Задачи программы:

  1. Проанализировать имеющийся педагогический опыт проведения мониторинга с целью выявления положительных и отрицательных сторон.

  2. Определить, насколько эффективен образовательный процесс, организованный в ансамбле, и как он способствует формированию профессиональных знаний и умений воспитанников в области хореографии.

  3. Представить собственный вариант пакета диагностических документов по направлению хореографии.

Я считаю необходимо отслеживать уровень освоения программного материала по каждому из основных разделов образовательной программы: классический экзерсис, народный экзерсис, партерная гимнастика, уровень общей физической подготовки (ОФП), теоретическая подготовка. Полученную в процессе диагностики информацию, я использую для анализа работы, дальнейшего планирования и прогнозирования развития коллектива.

Чтобы избежать субъективности суждения и возможности выставления неточной балльной оценки тому или иному воспитаннику, я использую широкий спектр методов и средств, таких как: анкетирование, тестирование, интервьюирование, психолого-педагогическое тестирование, анализ и изучение результатов деятельности своих воспитанников, рефлексия, «Индивидуальная карта развития», «Портфолио воспитанника».

Диагностика обязательно должна сочетаться с самоконтролем и самооценкой ребёнка, которым должна отводиться значительная роль в структуре учебной деятельности. Это обуславливается тем, что «всяческое действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контроля и оценивания в структуре деятельности» (Л.С. Выготский). Существуют разнообразные приёмы и стратегии учебной рефлексии, позволяющие повысить качество образования. К таким приёмам относятся самооценочные шкалы, «Карты рефлексии», оценочный лист «Лестница успеха» в личном Портфолио, позволяющие самому ребёнку провести анализ своей деятельности на занятии и дать обратную связь педагогу.

Информативным на сегодняшний день диагностическим инструментарием является использование нами «Портфолио» – это набор работ воспитанника, который «связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину» (К.Берк). Я успешно применяем это на практике. Использование в работе метода проектов и элементов ИКТ облегчает работу педагога, так как старшие обучающиеся самостоятельно начинают формирование собственного «Портфолио», занимаются сбором и накоплением информации. В «Портфолио» вносятся информационные сведения и личностные достижения воспитанника, которые позволяют педагогу учитывать индивидуальные особенности ребёнка, анализировать изменения в личностном развитии, формировании необходимых компетенций.

Необходимо отметить, что широкое использование современных средств диагностики и инновационных педагогических технологий поможет конструктивному общению педагога с воспитанниками, их личностному росту и развитию и, следовательно, позволит повысить эффективность процесса образования в целом.

В своей оценочной работе мы опираемся на системный и компетентностный подход, принципы личностно-ориентированного обучения, природосообразности и культуросообразности, гуманизации, успешности и творческой самодеятельности воспитанников. Это помогает нам воссоздать реальную картину развития коллектива и отследить в динамике процесс изменения уровня исполнительского мастерства, технической и физической подготовки, творческой активности, уровня воспитанности и эмоциональной удовлетворенности каждого ребёнка.

Вашему вниманию предложен вариант проведения диагностики по годам обучения (соответственно модифицированной образовательной программе «Красно солнышко») и пакет документов (комплексы контрольных заданий и упражнений, анкеты и тесты, опросы и тематические «Памятки педагогу»), который успешно используется мной на практике в течение двух лет. Представленный опыт будет особенно интересен для педагогов, работающих в эстрадном и направлении, и оздоровительной гимнастики.

Универсальность разработки состоит в том, что любой педагог может использовать её как в полном объёме, так и выборочно блоками (по своему усмотрению), менять отдельные компоненты и корректировать содержание, использовать как отправной вариант («схему-шаблон») в зависимости от поставленных целей и задач.

Желаем успехов!



Для младших школьников

Входная диагностика


  1. Элементы классического экзерсиса:

    1. Плие (деми, гранд).

    2. Релевэ.

    3. Батман тандю.

    4. Батман тандю жетэ.

    5. Пассэ.

    6. Сотэ, шассэ.

  1. Практикум по теме «Элементы польки».

Комплекс:

  1. Подскоки на месте.

  2. Подскоки с продвижением.

  3. Подскоки с хлопками.

  4. Прямой галоп (полька).

  5. Боковой галоп.


  1. Элементы партерной гимнастики:

- складка – И. П. – сидя на полу, прижаться к ногам, обхватив стопы ног, удерживать 10 секунд;

- «Кольцо» (ноги должны касаться головы или лежать на плечах, ребёнок соответственно видит свои носки или пятки);

- мост из положения лёжа;

- поперечный шпагат.

  1. Предметная подготовка (элементы со скакалкой):

- простые прыжки с прямыми ногами через скакалку с вращением вперёд –

10 раз, назад – 10 раз;

- прыжки со сложенной вдвое скакалкой – 10 раз;

- пресс – 10 раз (в парах);

- сила спины – 10 раз (в парах);

- касание прямыми ногами за головой – 15 раз (в парах);

- «Планка» - удержание 10 секунд;

- «Выкруты» плеч (скакалка сложена вдвое) — 10 раз;

- прыжки на скакалке с прямыми ногами в течение 30 секунд (без остановки на выносливость).

  1. Уровень развития творческих способностей: методика отслеживания внимательности и зрительной памяти игровым методом (на этапе 1-го, 2-го года обучения).

Цель: Выявить уровень внимательности и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста обучения.

  1. Игра «Всё наоборот».

          1. Педагог после разминки предлагает детям сыграть в игру «Всё наоборот», сообщает им правила игры и объясняет, что воспитанники должны выполнить.

          2. Дети слушают задания педагога, который умышленно показывает неправильные движения, и стараются выполнить движения верно.

          3. Ребёнок, который ошибся, становится «помощником» педагога и наблюдателем.

          4. Игра состоит из 10 заданий. Затем педагог подводит результаты:

- те, кто ни разу не ошибся, получают 0-2 баллов (высокий уровень);

- те, кто иногда ошибался, 3 – 5 баллов (достаточный);

- те, кто делал ошибки часто, 6 – 9 баллов (средний);

- кто не справился с заданием – 10 баллов (низкий).

          1. В конце игры определяются 3 победителя.

  1. Игра «Что поменялось?»:

- выбирается ведущий, остальные дети рассаживаются в полукруг, голящий запоминает в каком порядке сидят дети, затем выходит на несколько минут из зала и возвращается вновь. 2-3 из ребят к этому времени поменялись местами, водящий должен правильно определить – «кто?»;

- второй вариант (усложнённый): по договорённости с педагогом дети принимают те или иные положения, водящий запоминает их, несколько человек меняют положения, водящий должен ответить, кто поменял позу?

Текущая диагностика

  1. Комплекс ОФП (тот же).

  2. Основы акробатики и партерной гимнастики:

- складка: стойка ноги вместе, наклон вперёд, прижаться к ногам и коснуться ладонями пола;

- 2 шпагата (по выбору ребёнка);

- мост из положения стоя (оценивается расстояние между руками и ногами);

- стойка на лопатках с перекатом назад;

- «Колесо».

  1. Ритмика

- определить характер музыки;

- темп музыки;

- перестроения в круг, в колонну, в шеренгу;

.

  1. Виды танцевальных шагов: практикум по теме «Танцевальные шаги и ходы».

Цель: Определить уровень знаний и практических умений по данной теме.

Педагог поочередно (в работе по диагонали) методом наблюдения отслеживает выполнение каждого задания. Акцентируется внимание на правильности, чистоте и музыкальности исполнения.

Вариант №1

                  1. Танцевальный шаг по 3-й позиции.

                  2. Переменный (тройной) ход.

                  3. Приставной шаг.

                  4. Боковой шаг.

                  5. Танцевальный бег.

Вариант №2

- танцевальный шаг с носка (закрыть в 3-ю позицию),

- галоп,

- полька,

- скачки,

- подскоки,

- разнообразные комбинации шагов (в зависимости от «рабочего» номера).



ФИ ребёнка

танцевальный шаг

галоп

полька

скачки

подскоки

комбинации шагов

Ср. балл



Уровень

1










2










3










Вариант №3 «Элементы польки».

Комплекс:

  1. Полька с подскоками в повороте.

  2. Галоп с подскоками в повороте.

  3. Галоп с разворотом корпуса.

  4. Подскоки в повороте с хлопками.

  5. Элементы польки в различных перестроениях.

  1. Композиционный рисунок: методом включённого наблюдения педагог на каждом занятии, а особенно на концертных выступлениях детей, отслеживает их умение передвигаться по определённому композиционному рисунку, ориентироваться в пространстве, знать «схему» показательного номера.

  2. Уровень развития творческих способностей: тема «Актёрское мастерство и выразительность» (использование игровой технологии).

Цель: Определить уровень развития выразительности, эмоциональной отзывчивости на музыку и степень актёрского мастерства на текущем этапе обучения.

Педагог, используя компоненты игровой технологии и метод наблюдения, отслеживает развитие и уровень данных качеств.

  1. «Зеркало»: дети разбиваются парами, один показывает движения и изображает образ, второй в точности должен повторить всё за ним.

  2. «Обыгрывание предмета»: дети могут стоять в полукруге или сидеть на скамейке. Начинающий игру педагог показывает определённый предмет участнику, который, передавая предмет по кругу, должен отобразить свой образ, придуманный образ не должен повторятся. Остальные дети должны понять, что показывает ребенок.

  3. «Дед Мазай»: выбирается ведущий – Дед Мазай. Участники игры - «зайцы» придумывают какое-либо действие и показывают Деду, ведущий должен понять, что делали игроки.

  1. Концертная деятельность: исполнение показательных номеров на новогодних программах и концерте для родителей, анализируется активность участия, желание детей и степень технической подготовки воспитанников.

Итоговая диагностика

  1. Элементы классического экзерсиса: (педагогом оценивается чистота и техничность исполнения, знание терминологии курса).

Контрольные задания:

1.Позиции ног (1-6).

          1. Пор де бра.

          2. Деми плие по 1, 2, 5 позиции

          3. Батман тандю.

          4. Батман тандю жетэ.

          5. Гранд батманы по 3-ём направлениям.

          6. Жетэ.

          7. Рон де жамб.

          8. Пур ле пье.

          9. Релевэ.

          10. Шенэ по диагонали.

          11. Сотэ (по 6-й, 3-й, 1-й позиции).

Комплекс по теме «Элементы польки»:

  1. Полька с продвижением вперёд и назад.

  2. Галоп в повороте.

  3. Галоп с остановкой, прыжок с поджатыми ногами.

  4. Работа в парах.

Основные танцевальные движения

1. шаг на носках;

2. приставной шаг;

3. высокий бег;

4.легкие подскоки;

5. галоп вперед, «лошадками»;

6.притопы;

7. различные виды прыжков;

8. «пружинка»;

9. различные виды прыжков;

10. элементы русской пляски;

11. положения рук в русской пляске;

3.Теоретический уровень (тема «Музыкальные понятия и терминология»):

Ниже приведён перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте (понятий, терминов и определений). Педагог может варьировать объём предъявляемых требований в зависимости от цели и содержания программного материла. На основании предлагаемой «Памятки» педагог готовит тест-опрос по данной теме.

Памятка педагогу


Ритм – чередование звуков различной длительности, подчинённых определённому метру (заключенных в такты).

Темп – скорость исполнения музыкального произведения, измеряемая числом Тактов в минуту; движение музыки во времени (скорость движения музыки).

Метр – равномерное чередование сильных и слабых звуков.

Музыкальный размер (размер Такта): 1. Число долей в Такте. 2. Повторение акцентов через равные промежутки времени.

Фраза – относительно законченная часть музыкальной темы (мелодии); в танцевальной музыке состоит обычно из 4 или 8 тактов.

Акцент – короткое усиление звука или подчёркивание каким-либо другим способом отдельного танцевального элемента или движения.

Затакт – неполный первый такт, со слабой доли которого начинается музыкальная фраза.


АДАЖИО (итал. — медленно, спокойно)

1. Медленный темп.

2. Композиция на уроке классического танца, состоящая из плавных движений, устойчивых поз, вращений.

3. Форма танца в классическом балете, где используются поддержки балерины партнёром при исполнении медленных и быстрых движений, поз, виртуозных вращений, подъёмов.

АЛЛЕГРО (итал. — весело, живо)

1. Быстрый темп (применяется при исполнении прыжков).

2. Заключительная часть упражнения на середине, состоящая из маленьких прыжковых движений в уроке классического танца.

АНДАНТЕ (итал. — идущий шагом) – спокойный темп, как в неторопливой, размеренной ходьбе.

МОДЕРАТО (итал.) – умеренный темп, промежуточный между Анданте к Аллегро.

Игра «Угадай движение» (использование игровой технологии):

  1. проиграется определённый музыкальный фрагмент, внезапно изменяет скорость, потом ритм, под который дети должны выполнять различные движения (прыгать, бегать, ходить);

  2. простейшие понятия в определении характера музыки: громко-тихо, весело-грустно;

  3. уровень развития музыкальной памяти: низкие звуки – «медведь», средние - «лисичка», высокие - «птичка», дети закрывают глаза, слушают по 3-4 различных сочетания, дети угадывают;

  4. Слушай, слушай, различай:

Звук короткий и протяжный,

Чувство ритма развивай –

Это очень, очень важно!

Всё вокруг для нас привычно,

Каждый звук для нас не нов,

Но послушай, как ритмично

Ходит маятник часов:

Тик- так, тик-так, тик-так, тик-так.

Все суворовцы шагают

По широкой мостовой.

Маршировке помогает

Барабанный чёткий бой.

Ждёт их доблесть, ждёт их слава,

И глядит на них Москва –

Левой, правой, левой, правой,

Раз, два, раз, два! (марш)

Основные танцевальные движения

1.подъем на полупальцы по VI позиции;

  1. проучивание шага галопа;

  2. разучивание бега на полупальцах;

  3. проучивание шага с носочка;

  4. тренировочные упражнения, сочетающие в себе проученные выше шаги;

  5. полуприседание по VI позиции (пружинка);

  6. полуприседание с выносом ноги на каблук;

  7. движение рук с талии;

Концертная деятельность: «Майский концерт» проводится для родителей с целью показа достижений за учебный год (совместно с другими возрастными группами).

Уровень развития творческих способностей: творческое задание «Свободный танец».

Данный вариант оценивания может быть проведён как в «рабочем порядке» (без предварительной подготовки), так и в форме «заготовки» – домашнего задания. Детям предлагается выбрать любимую музыку (из имеющихся в «музыкальной копилке» педагога) и сочинить на эту мелодию танцевальную миниатюру. Группа, в которой проводится диагностика, выступает в роли «зрителей-жюри», «артист» показывает номер. Дети оценивают выступления каждого, высказывая свою точку зрения, стараются «угадать» показанный образ. Педагог оценивает создание художественного образа, умение применять средства выразительности, эстетичности и красоты исполнения. Подводя итог занятия, отмечает особенно отличившихся воспитанников – «Призом зрительских симпатий».

Перечисленные критерии отслеживаются в течение всего курса обучения, в особенности, на открытых занятиях, концертных выступлениях, участиях в конкурсах и фестивалях. Руководитель использует приёмы рефлексии, «Карту успеха ребёнка» и «Портфолио».




Уровень мотивации и степени удовлетворённости занятиями:

Анкета «Мир моих увлечений»

  1. Нравится ли тебе заниматься танцами?_______________________________

  2. Нравятся ли тебе педагог и почему?_________________________________

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________


  1. Как ты оцениваешь наш коллектив?__________________________________

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

  1. Твои ощущения после концертного выступления:_______________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Получаешь ли ты удовольствие от занятий?_____________________________

  2. Испытываешь ли ты волнение перед выступлением?_____________________

Почему и какие?____________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Какие чувства ты испытываешь после удачного выступления?_____________

________________________________________________________________
________________________________________________________________

  1. Планируешь ли ты дальше заниматься танцами?_________________________
































Для средних школьников

Входная диагностика


1. Элементы классического экзерсиса

Контрольные задания:

- пор де бра;

- релевэ;

- деми плие, гранд плие по 1, 2, 5 позиции;

- батман тандю, батман фондю;

- жетэ, жетэ пике (у станка);

- ронд де жамб партер;

- гранд батманы по трём направлениям;

- сотэ, сисон;

- шенэ по диагонали;

- анлер;

- пур ле пье.

2. . Элементы народного экзерсиса

1. Шаги:

    • назад через полупальцы на всю ступню;

    • с притопом и продвижением вперед, назад;

    • шаг с остановкой;

  1. Притопы.

комбинированные (три притопа 4-е пауза).

  1. «Веревочка»:

  • подготовка к веревочке;

  • на месте;

  • с подвижением.

  1. «Ковырялочка»:

  • с продвижением;

  • с соскоком по 6-й позиции.

  1. «Моталочка»:

  • с акцентом на всю ступню;

  • с задеванием пола каблуком.

  1. «Молоточки»:

  • одинарные;

  • двойные.

  1. Припадание:

  • на месте по 6-й и 3-й позициям;

  • в сторону по 3-й свободной позиции;

  • вперед, назад по 6-й позиции.

  1. «Па» польки:

  • с вытянутой вперед ногой;

  • с высоко поднятым коленом;

  • галоп в сторону;

  • подскоки на месте. Вперед, назад, вокруг себя.

  1. Хлопки и хлопушки (фиксирующие и скользящие удары):

  • в ладоши;

  • по бедру;

  • по голенищу сапога;

  • по подошве сапога.

  1. Присядка для мальчиков:

  • Подготовка к присядке (плавное и равномерное опускание вниз) по 6-й, 1-й позициям;

  • «мячик» - подскоки на полупальцах по 6-й, 1-й позициям;

3. Партерная гимнастика:

- складка: стойка ноги вместе, наклон вперёд, прижаться к ногам и коснуться ладонями пола – удержание 10 секунд;

- 3 шпагата;

- мост из положения стоя;

- колесо на одной руке (с обеих рук);

- партнёринг – работа в парах (акробатические связки из танцевальных номеров).

  1. Комплекс ОФП:

- пресс – 20 раз за 10 секунд;

- сила спины – 20 раз;

- касание прямыми ногами за головой – 20 раз за 10 секунд;

- отжимания – 10 раз;

- «Выкруты плеч» (скакалка сложена вдвое) – 10 раз;

- прыжки на скакалке с прямыми ногами в течение 1 минуты (без остановки, на выносливость).

Текущая диагностика

  1. Комплекс ОФП:

- пресс – 20 раз за 10 секунд;

- сила спины – 20 раз;

- касание прямыми ногами за головой – 20 раз за 10 секунд;

- прыжки на скакалке с прямыми ногами в течение 1 минуты (без остановки, на выносливость);

- отжимания – 10 раз;

- «Выкруты плеч» (скакалка сложена вдвое) – 10 раз, оценивается одновременное проворачивание прямых рук;

- прыжки со сложенной вдвое скакалкой – 20 раз за 10 секунд,

больше 20 – 10 баллов;

18 – 20 раз – 8-9 баллов;

15 – 17 раз – 7-5 баллов,

10 -15 раз – 4 балла;

- двойные прыжки – 20 раз.

  1. Танцевальные комбинации различного характера: эстрадный, народный стилизованный, детский сюжетный, педагогом оценивается знание репертуара, техника и исполнительское мастерство, выразительность и эмоциональность каждого ребёнка.

Элементы русского народного танца.

1.Основные виды русской народной пляски:

  • одиночная пляска;

  • перепляс;

  • групповая пляска.

2. Основные фигуры хоровода:

  • «круг»;

  • «корзиночка»;

  • «восьмерка»;

  • «улитка»;

  • «змейка»;

  • «ручеек»;

  • «гребень»;

  • «звездочка».

Партерная гимнастика:

- складка: стойка ноги вместе, наклон вперёд, прижаться к ногам и коснуться

ладонями пола – удержание 10 секунд;

- 3 шпагата;

- мост из положения стоя (руки у пяток или хват за щиколотки);

- мост на одной ноге, вторая вытянута вертикально вверх;

- колесо на одной руке;

- переворот вперёд и назад;

- элементы партнёринга, трюковые элементы.

  1. Концертная деятельность: участие коллектива в проведении Новогодних программ и проведении благотворительных концертов.

Итоговая диагностика.

Элементы классического экзерсиса:

Контрольные задания

    1. Пор де бра.

    2. Позиции ног (1-6).

    3. Деми плие по 1, 2, 5 позиции.

    4. Рон де жамб партер вперёд и назад с остановками в 4 и 2 позиции.

    5. Батман тандю (вперёд, в сторону, назад).

    6. Батман тандю жетэ с 1 и 3 позиции.

    7. Батман фраппэ на пол (в сторону и вперёд).

    8. Релевэ лант на 45 градусов (вперёд и в сторону).

    9. Гранд батман по трём направлениям.

    10. Жетэ, жэте пике.

    11. Релевэ.

    12. Пур ле пье.

    13. Шенэ по диагонали.

    14. Сотэ.









  1. Теоретический уровень (знания по теории и терминологии курса):

Опрос-беседа по теме «Музыкальные и танцевальные жанры»

                  1. Что такое жанр?______________________________________________
                    _________________________________________________________________

                  2. Какие музыкальные жанры ты знаешь?____________________________
                    __________________________________________________________________________________________________________________________________

                  3. К какому музыкальному жанру относятся композиции «Девичья пляска», «Хоровод», «Кадриль»?_____________________________________________

                  4. Назовите хореографические постановки в жанре рок-балет:____________________________________________________________

                  5. Какие танцевальные направления ты знаешь?__________________________

_________________________________________________________________

                  1. Укажи современные течения в хореографии, которые тебе известны:__________________________________________________________________________________________________________________________

                  2. В чём состоит их различие, назови характерные особенности каждого из них?_____________________________________________________________

                  3. В каком музыкальном жанре исполнены следующие произведения (педагог использует подборку аудиозаписей)?_________________________________

_________________________________________________________________

                  1. Назови известные творческие коллективы, работающие в эстрадном, народном, современном направлении:________________________________

_________________________________________________________________

                  1. На музыку каких композиторов поставлены балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» _____________________________, «Золушка»_____________________________?




Тест-опрос по музыкальной терминологии


Ответь на вопросы и подчеркни правильный ответ. Спасибо!

1 Стройность или чередование медленных и быстрых музыкальных звуков:

- марш,

- ритм,

- акцент.

2 Комплекс звуков, связанных силой звучания (громко, тихо):

- динамика,

- мелодия,

- песня.

3 Связь, стройность звучания, созвучие – это…

- мелодия,

- гармония,

- темп.

4 Один из главных выразительных средств музыкального языка, который определяет характер музыкального произведения:

- музыкальный слух,

- ритм,

- фортепиано.

5 Скорость во времени музыкального произведения (быстро, медленно, умеренно):

- тембр,

- ритм,

- темп.

6 Специфическая окраска звука это:

- тембр,

- танец,

- мелодия.

7 Мелодическое построение, часть музыкальной темы:

- размер,

- фраза,

- куплет.

8 Музыкальный размер, в котором исполняется вальс:

- ½,

- 7/8,

- ¾.

9 Вид музыкального произведения определённого происхождения и характерного исполнения:

- жанр,

- характер,

- песня.

10 Группа исполнителей, выступающих как единый художественный

коллектив:

- оркестр,

- ансамбль,

- дуэт.

Памятка педагогу

Классический танец (Classical dance) - вид сценического танца, главное выразительное средство балетного искусства; система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. Классический танец является основой подготовки артистов балета и интегрирует комплекс дисциплин, включающий: дуэтно-классический, характерный, исторический, современный танец и актёрское мастерство. В 1930-х гг. сложилась методика обучения классическому танцу, автором которой является А. Я. Ваганова.

Характерный — народно-характерный, народно-сценический (Character dance) - вид сценического танца, предполагающий системный синтез элементов танцев различных народностей на основе классического танца. В результате этого народный элемент в нём обретает формальную абстрактность классического танца, его условность. Характерный танец создаётся балетмейстером для балетного спектакля. В системе подготовки артистов балета с 1930-х гг. сложилась методика обучения х.т. на основе классического экзерсиса, авторами которой являются А. В. Ширяев, А. В. Лопухов, А. И. Бочаров.

Этнический танец — синкретический вид хореографического творчества, базирующийся на танцевальном и пластическом традиционном материале (обряды, ритуалы) этносов с включением музыки, пения, звукоподражаний, диалогов, реплик.

Народный (фольклорный) танец — вид народного танцевального творчества, созданный этносом, распространённый в быту, отражающий этнические особенности, хореографический язык, пластическую выразительность этноса или этнической группы, которые проявляются в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения.

Бальный танец — вид парного танца, имеющий народные истоки, исполняемый в специальных помещениях (в театре, кино, на телевидении). Исторический бальный танец — любая форма формального общественного танца, который исполнялся в обществе в разные эпохи ради развлечения. С введением современного понятия танцевальный спорт термин бальные танцы стал сводиться к достаточно узкому понятию спортивный бальный танец.

Социальный танец («Social dance») — танцы массовые, общедоступные, бытовые, к ним относятся: латиноамериканские (сальса, меренге и др.), восточные танцы (танец живота), аргентинское танго, ирландский степ, фламенко, так называемые танцы улиц (хип-хоп, брейк, стрит), клубные танцы, хастл, рок-н-ролл и джаз. Отличительным признаком социальных танцев является импровизация.

Джазовый танец (Jazz Dance) — направление танца, зародившееся в США в конце 19 в. в результате слияния европейской и африканской танцевальных культур. Основные черты джаз танца — это основополагающая роль ритма, импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Основными техническими принципами джазового танца являются — полицентрия, полиритмия, синкопирование, свинг. Джазовый танец является приоритетным в шоу, на эстраде, в мюзикле и других развлекательных жанрах. В настоящее время существует несколько стилей джаз танца, среди которых выделяются: модерн-джаз, (соединивший технику классического танца, модерна и джаза), афро-джаз, фолк-джаз, стрит-джаз, блюз-джаз. Наиболее известными педагогами, создавшими индивидуальную технику, являются М. Меттокс, Г. Джордано, Луиджи.

Степ — степ, или чечётка, или теп-дэнс — танец, который ещё называют «музыка ног». Во время танца мы отражаем мелодию, танцуя степ, мы создаём музыку. В Америке — Фред Астер, братья Николос. В России — братья Гусаковы, семья Зерновых и многие другие великолепные артисты открыли для нас этот жанр. Сейчас этот танец снова в моде и испытывает своё второе рождение. Tap drums — новое направление в стэпе, это соединение элементов традиционного стэпа и хуфер (на специальной деревянной подставке).

Эстрадный танец (Variety dance) — хореографическое произведение, предназначенное для концертного исполнения на эстраде. Для эстрадного танца характерна внешняя выразительность, развлекательный характер, виртуозность, внешняя эффектность. По форме эстрадный танец — танцевальная миниатюра, обычно с небольшим количеством исполнителей. Эстрадный танец отличает многожанровость и разностильность.














































  1. Уровень развития творческих способностей:

        1. Творческое задание «Потерянное слово».

Педагог подготавливает дидактические карточки (10 штук) для проведения теста, целью, которого является выявление уровня теоретических знаний и музыкальной подготовки и развития творческих способностей. Слова предварительно разбиваются на части, детям предлагается составить потерянные слова и отобразить их на доске с помощью магнитов.

Предполагаемые варианты слов:

1)концертмейстер, хореография, репертуар, выразительность, эмоциональность;

2)народный танец, современный, бальный, стилизованный, классический, джаз-модерн.

2. Педагог разбивает детей на подгруппы (по 3 – 4 человека), на заданную музыкальную тему воспитанники должны составить композицию и представить её на зачётном занятии по теме «Исполнение эстрадно-спортивных композиций». Вторым вариантом задания может быть «Логоритмика» – составление мини-комплекса (на известные детские стихи) для младшей группы с целью отработки согласованности движений и умения создавать художественный образ.

3. Индивидуально каждый ребёнок составляет танцевальную комбинацию на музыкальный отрывок из любой детской песни – домашнее задание.


  1. Концертная деятельность: участие коллектива в конкурсах и фестивалях различного уровня, результаты творческого роста воспитанников.






















Приложения.

1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Название детского объединения: «Красно солнышко»

Педагог: Тонких Людмила Алексеевна

№ группы:



Ф.И

Возраст

Год обуч.

Мотивация

Самооценка

Комму­никабель­ность

ЗУН

Творческая активность

Достижения


Приме­чание





Н.Г

С.Г

К.Г


Н.Г

С.Г


К.Г


Н.Г


С.Г


К.Г


Н.Г


С.Г


К.Г


Н.Г


С.Г


К.Г


Н.Г


С.Г


К.Г


1





1























2























3























4























5























6























7























8























9























10























И























12























13























14























15



































  1. Индивидуальная карточка

учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ребенка

Возраст

Вид и название детского объединения
Ф.И.О. педагога

Сроки диагностики Показатели

Первый год обучения


Второй год обучения

Третий год обучения

Четвертый год обучения




Начало уч. года

Конец уч. года

Начало уч. года

Конец уч.года

Начало уч. года

Конец уч. года

Начало уч. года

Конец уч. года

I. Организационно-волевые качества: 1.1. Терпение

1.2. Воля

1.3. Самоконтроль









II. Ориентационные качества:

2.1. Самооценка

2.2. Интерес к занятиям
в детском объединении









III. Поведенческие

качества:

3.1.Конфликтность

3.2. Тип сотрудничества









IV. Личностные достижения учащегося*









Дата начала наблюдения

3.Объект проверки



Этапы

Разделы (темы) программы

освоения программы

Ритмика

Партер

Элементы классики танц.

Элементы народного танца.

Элементы

эстрадного

дддеятельность


Постановочная работа

вводная диагностика







1-й год обучения

I










II







2-й год обучения

I










II







3-й год обучения

I


















II







4-й год обучения

I


















II







итоговая диагностика









Результаты педагогической деятельности.

При приеме детей в хореографический кружок, я провожу вводную диагностику. Она состоит из следующих частей:

  1. Показ педагогом и повторения ребенком некоторых движений:

а) русского народного танца;

б) классического танца;

в) партерной гимнастики.

2. Исполнения танцевальных этюдов в характере того или иного персонажа:

а) «лиса» - изящная, хитрая;

б) «медведь» - неповоротливый, тяжелый, косолапый;

в) «заяц» - бесшабашный, веселый, трусливый, пугливый.

3. Прослушивания музыки и определения:

а) характера;

б) темпа;

в) динамики оттенков музыки.

Я так же диагностирую воспитанников к концу первого полугодия и в конце учебного года. Только здесь уже называю им движения, и они должны его знать и уметь правильно выполнять, а хореографические этюды - это их самостоятельная творческая работа.

Диагностика проводится по 5 бальной системе.

0 – 1 балла – начальный (низкий) уровень (отсутствие теоретической или практической подготовки, незначительные знания и умения)

1 – 2 балла – минимальный уровень (наличие представлений)

3 – 4 балла – средний уровень (наличие представлений)

5 – высокий уровень (творческие выполнение, высокий уровень самостоятельности).

Если диагностика проводится в группе и несколько человек получили 2 балла, а несколько 3, выводится средний балл.

Что может (должен) диагностировать педагог?

I. Мотивация учебно – познавательной деятельности обучающихся.

1) высокий уровень

- стремится получать прочные знания, активно включается в познавательную деятельность, проявляя собственную инициативу, помогает товарищам в реализации познавательных возможностей.

2) средний уровень (допустимый)

- учится с интересом, но познавательная деятельность ограничивается рамками программы, только по интересующим предметам и под контролем педагога;

3) низкий уровень

- равнодушен к получению знаний, познавательная активность отсутствует, программу осваивает частично.

II. Сформированность интеллектуамных умений обучающихся (анализ, синтез, сравнение, установление закономерностей)

  1. высокий уровень

- самостоятельно определяет смысл и содержание анализируемого;

- точно и емко обобщает;

- осознает тонкие различия в сравнении;

- легко обнаруживает закономерности.

2) средний (допустимый) уровень

- задания, требующие анализа, выполняет только под руководством педагога;

- закономерности обнаруживает при стимуляции педагога;

- задания выполняет при направляющей роли учителя

3) низкий уровень

- при выполнении заданий нужна организующая помощь

- способность к установлению закономерностей отсутствует.

- не может перенести освоенный способ деятельности на исходное задание.

III. Степень обучаемости

  1. высокий уровень

- усваивает учебный материал без труда

- свободно применяет все виды памяти

- обладает высокой способностью к переключению внимания;

2) средней уровень

- усваивает учебный материал в пределах занятия

- при желании свободно переключает внимание

- использует наиболее развитые виды памяти

3) допустимый уровень

- для усвоения материала нужна дополнительная помощь;

- использует лишь один вид памяти,

- способность к переключению внимание недостаточна

4) низкий уровень

- материал усваивает плохо;

- память развита слабо;

- способность к переключению памяти отсутствует.

IV. Навыки учебного труда обучающихся.

  1. высокий уровень

- умеет планировать и контролировать свою деятельность;

- организован;

- темп работы высокий.

2) средний уровень

- может планировать и контролировать свою деятельность с помощью педагога;

- не всегда организован;

- тем работы не всегда стабилен.

3) допустимый уровень

- с трудом планирует и контролирует свою деятельность;

- не организован;

- темп работы замедленный.

4) низкий уровень

- не умеет и не хочет планировать свою деятельность;

- способность к самоконтролю развитее слабо;

- темп работы низкий.

V. Дисциплина и организованность обучающихся.

1) высокий уровень

- самоорганизован;

- знает и выполняет Правила для обучающихся;

- проявляет готовность в оказании помощи товарищам;

- осознает значение дисциплины и организованности.

2) средний уровень

- готов оказать содействие в соблюдении Правил по просьбе взрослых;

- осознает значение качеств дисциплины и организованности.

3) дополнительный уровень

- проявляет качества по указанию взрослых;

- слабо осознает значение дисциплины.

4) низкий уровень

- не считает необходимым качества дисциплины и организованности, пассивен в их проявлении;

- исполняет все по необходимости.

VI. Этическая культура обучающихся.

  1. высокий уровень

- не допускает неуважительного отношения к себе и окружающим;

- соблюдает общепризнанные нравственные нормы поведения, разъясняет их необходимость выполнения, обладает устойчивым иммунитетом к безнравственной, некорректной лексике.

2) средний уровень

- соблюдает нормы общепринятой этики взаимоотношений, но инициатором ее соблюдения не выступает.

3) допустимый уровень

- соблюдает нормы общепринятой этики взаимоотношений под давлением взрослых, неразборчив в выборе лексики, не всегда относится уважительно к окружающим.

4) низкий уровень

- неуравновешен, использует нецензурные слова, редко задумывается над необходимостью работать над собой.

VII. Самоконтроль (умение контролировать свои поступки)

  1. низкий уровень (действия под воздействием контроля взрослых);

  2. средний уровень (периодически контролирует себя, но не всегда);

  3. высокий уровень (постоянно контролирует себя сам).

VIII. Сотрудничество (отношение к общим делам детского объединения)

  1. низкий уровень (избегает участия в общих делах);

  2. средний уровень (участвует при побуждении взрослых);

  3. высокий уровень (проявляет сам инициат

Уровни результатов диагностики.






- начальный (низкий) уровень (отсутствие теоретической или практической подготовки, незначительные знания и умения)


0 – 1






- минимальный уровень (наличие представлений)

1 – 2







- средний уровень (допустимый) (выполнение по образцу, с помощью педагога)

3 – 4







- высокий уровень (творческое выполнение, высокий уровень самостоятельности)




  1. УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

« Красно солнышко»

Хореографический ансамбль «Красно солнышко» учебный год полугодие

Группа___№1______________

Год

обучения_______________





Ф. И. ребенка___________

Ритмика

Партер

Классический танец

Народнй

танец



сспствор,. Способн.

Эстрадный

танец

Репертуар

Общий уровень







теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика















































1.













2.














3.














4.














5.














6.


















































7.














8.














9.














10














Педагог: Тонких Людмила Алексеевна.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!