Лысенко Ольга Александровна
Учитель биологии и химии муниципального общеобразовательного учреждения
«Александровская школа Марьинского района» г. Донецк lisenkooo@gmail.com
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Аннотация. В статье обоснована актуальность осуществления мониторинга развития профессиональной компетентности педагога – важной составляющей механизма управления качеством образования. Данная цель особенно важна в условиях становления нового общественного сознания, ведь от уровня профессиональной подготовки учителя, в свою очередь, зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Ключевые слова: обновление образования, мотивация к развитию профессиональной компетентности, формирование и развитие способностей ученика, качество образования, мониторинг, социально-экономическое и духовное развитие общества.
« Учитель – это не только тот,
кто передает ученикам знания и умения. Это, прежде всего, тот, у кого ребенок, как у отца и матери, учится жить».
(В.А. Сухомлинский)
В условиях становления нового общественного сознания, наверное, самое важное для успешной работы учителя – это желание меняться и стремиться видеть проблемы, а не их следствия. Современный учитель - творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением. Сегодня каждый критически мыслящий учитель задается вопросом: а насколько приблизился я в своей педагогической деятельности к «образу идеального учителя», чтобы быть востребованным современным обществом и быть способным принести ему максимальную пользу? И, конечно же, приходит осознание: необходимо срочно повышать свою личностную и профессиональную культуру педагога.
Учителю нужно стать современным, конкурентоспособным, востребованным. Как достичь поставленной цели? Как распределить приоритеты в самообразовании? Эти главные вопросы задает нам сегодня время, а найти ответы на них обязан каждый учитель.
Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить - учение для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя - учение для совместной жизни. Вот основные приоритеты современного образования во всём мире.
Приоритетной целью современного образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс учения и оценивать полученный результат.
Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И, в первую очередь, в деятельности учителя.
Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат? Ведь всем известна истина: тот кто, отправляясь в путь, не принял решения, куда он отправляется, будет очень удивлен, придя не туда. Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний, определить цель – чего мы хотим достичь в практической деятельности? Учитель должен быть сознательно «включен» в мониторинг развития профессиональной компетентности, ведь это условие «диктует» нам жизнь в стремительно развивающемся мире.
Именно учитель является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации задач, поставленных перед нами учителями, мы должны обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным сегодня считается учитель, который, на достаточно высоком уровне, осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это формирование творческой индивидуальности, восприимчивой к педагогическим инновациям, способной адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Понятие профессиональная компетентность педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей готовых систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда - это и особое мировоззрение человека.
Исходя, из требований, стоящих перед учителем на этапе становления нового общественного сознания, в современном педагогическом коллективе определены основные пути формирования и развитие профессиональной компетентности учителя:
работа в методических объединениях, творческих группах;
исследовательская деятельность;
инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
различные формы педагогической поддержки;
активное участие учителей в педагогических конкурсах;
трансляция собственного педагогического опыта;
использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если мы, педагоги, сами не осознаем необходимость повышения собственной профессиональной компетентности.
Отсюда следует необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. В нашем педагогическом коллективе созданы такие условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.
Мотивация к развитию профессиональной компетентности, анализ собственного педагогического опыта, здоровая конкуренция в творческом коллективе, активизируют профессиональное саморазвитие педагога. В результате, развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Учитель должен быть вовлечен и в процесс управления развитием школы, что, в свою очередь, способствует развитию его профессионализма.
Формирование профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Таким образом, можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
мотивация развития профессиональной компетентности;
самоанализ педагогической деятельности и осознание необходимости самообразования;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, самоанализ, самокорректировка.
«Учитель живёт, пока учится» – так считал выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Эти слова сегодня – лучший девиз сознательной самообразовательной деятельности современного учителя. Ведь совершенствование качества обучения и воспитания в школе зависит от уровня подготовки учителя, а от профессионального уровня педагога зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Вот почему уровень профессиональной компетентности должен постоянно расти и, немалую роль, здесь играет самообразование учителя:
1) формирование и совершенствование компетентности в разработке методических, дидактических материалов с учётом ведущих способностей обучающихся;
2) формирование педагогической компетентности в области мотивирования учащихся на формирование ценностного отношения к своему здоровью и всему живому на Земле;
3) совершенствование педагогической компетентности в организации здоровьесберегающей образовательной среды;
4) формирование педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности: освоение современных педагогических технологий;
5) формирование и совершенствование педагогической компетенции в организации образовательного процесса с применением ТРИЗ (теорий решения изобретательных задач) и ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).
6) формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных универсальных учебных действий:
- вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, как залог всестороннего развития личности и повышения самооценки;
- формирование исследовательской компетентности, как составляющей учебно-познавательной компетентности, которую можно проследить по результатам диагностики;
- изменение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик» в направлении сотрудничества; научить обучающихся разрешать конфликты; повышение уровня владения монологической и диалогической формами речи, которые свидетельствуют о сформированности коммуникативной компетентности;
- повышение навыков саморегуляции обучающихся, обеспечивающих саморегуляцию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценивание, как показатель регулятивных и личностных универсальных действий;
- освоение учащимися навыков работы с различными источниками информации.
Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к нам, учителям. Ведь, чтобы воспитать достойного гражданина, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, мы, педагоги, должны сами быть примером для подражания.
Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные решения проблем. Большое значение имеет готовность учиться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, осуществлять рефлексию по поводу собственной практики и практической деятельности коллег, теоретически осмысливать существующие и формулировать возникающие новые проблемы.
В связи с вышесказанным, хочется отметить, что сегодня особенно актуальны слова В. Сухомлинского: «Ни одной человеческой черточки природа не отшлифовывает, она лишь закладывает, а отшлифовывать приходится нам – родителям, педагогам, обществу». Чтобы быть способным реализовать свою учительскую миссию, учитель просто обязан стремиться быть самым, самым, самым…
Литература
1. Сухомлинский В. А. Учитель и дети. - Избранные произведения в 5-ти т. - К., 1977. Т. 5. - С. 208.
2. Гузеев В. Матрица разнообразия – способ определения компетентности педагогов. «Директор школы», №8, 2006.
3. Истратова О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону. Феникс. 2005.
4. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. Москва. Академа. 2005.
5. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. Москва. Академия. 2001.
6. Метаева В.А. Рефлексия как метакомпетентность. «Педагогика», №3, 2006.
7. Педагогический энциклопедический словарь. Москва. « Большая Российская энциклопедия». 2003.
8. Печерикина Л. Какой учитель нужен нынешним школьникам? «Директор школы»,№ 2, 2007.
9. Подласый И. П. Педагогика. Москва. Владос. 2002.
10. Смирнов С. А. Педагогика. Москва. Академа. 1999.