Мониторинг образовательных достижений учащихся с ОВЗ в условиях ГОУ «Читинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа».
Учитель русского языка и чтения 1 категории
Недокушева Г.А.
| Современные тенденции в области образовательной политики влекут изменения в системе специального образования, ориентируя на изменение самой системы и подходов в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений. На фоне создания и внедрения общероссийской системы мониторинга и оценки качества образования данная проблема является особо актуальной в системе специального образования, поскольку оценка качества образования в данной системе в содержательном плане значительно отличается от принятых в системе массовых образовательных учреждений. Вопрос об измерении качества образования в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью требует несколько иных подходов и принципов организации мониторинга. При создании системы оценки и анализа качества коррекционно-образовательной деятельности педагогов и образовательных достижений учащихся необходимо учитывать ряд условий: 1. возможности усвоения обучающимися с ОВЗ учебного материала определяются их индивидуальными психофизиологическими различиями и особенностями течения не только основного, но и сопутствующего заболевания; 2. особенностями организации образовательного процесса в специальной школе являются принципы единства диагностики и коррекции, коррекционной направленности обучения, а основная цель специальной школы заключается в создании условий для социальной адаптации учащихся. Качество урока определяется степенью соответствия уровня учебно-воспитательной деятельности педагога, демонстрируемого на уроке, применяемых им в процессе работы коррекционных технологий, уровню познавательных способностей обучающихся, который предстоит сформировать в зоне их ближайшего развития. Мониторинг качества образования в коррекционной школе является механизмом контроля и оценки качества образования и позволяет выявить тенденции в развитии конкретного образовательного учреждения, а также позволяет получить данные, характеризующие подготовку школьников на промежуточных и завершающих этапах обязательного школьного образования. Система мониторинга позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, и принять адекватные педагогические и управленческие решения по коррекции процесса обучения и созданию условий для совершенствования коррекционно-развивающей образовательной среды. |
Методы сбора информации в системе мониторинга в коррекционной школе разнообразны: наблюдения, анализ документов, контрольные срезы, анкетирования, тестирование, анализ продуктов деятельности обучающихся.
Мониторинг реализуется учителем в рамках педагогического взаимодействия «учитель- ученик» и обеспечивает отслеживание образовательных достижений и развития индивидуальных способностей каждого обучающегося. На основе анализа результатов индивидуального мониторинга учитель определяет зону его актуального и ближайшего развития, подбирает адекватные методы и приёмы коррекции и обучения, помогающие учащемуся найти своё поле деятельности и получить возможность саморазвиваться, самореализовываться.
Программа (технология) отслеживания образовательных достижений учащихся позволяет:
· выявить уровень освоения темы и рассмотреть динамику усвоения учебного материала;
· определить типичные ошибки в знаниях и умениях учащихся по предмету;
· скорректировать работу по устранению данных ошибок с целью повышения результативности коррекционно-образовательной работы.
Для отслеживания уровня усвоения программного материала обучающимися с ОВЗ были разработаны листы мониторинга (бланки), в которых отражаются общеучебные навыки, параметры (уровни) их усвоения, динамика обученности школьников в течение учебного года. В ходе мониторинга своевременно выявляются трудности конкретного ученика, испытываемые им в учебной деятельности, и разрабатываются коррекционные планы.
Лист мониторинга представлен в виде карты усвоения учебной программы (Таблица 1). Она заполняется учителем 1 раз в учебную четверть.
Таблица 1. Карта усвоения учебной программы по предмету
Карта усвоения учебной программы по русскому языку за ______________ ___ класса. Учитель_________________
| ФИ ученика | ФИ ученика | ФИ ученика | ФИ ученика |
| Уровень | Уровень | Уровень | Уровень |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
З У Н* | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
*знания, умения, навыки по предмету
В основу мониторинга положен разноуровневый подход, позволяющий наиболее точно определить степень самостоятельности обучающегося при выполнении учебных заданий и качество усвоения того или иного умения. В карту усвоения учебной программы для удобства вносятся цветовые обозначения того или иного уровня:
5 уровень Обучающийся выполняет задание после первичной инструкции учителя без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет. В помощи не нуждается.
4 уровень Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь.
3 уровеньОбучающийся выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой инструкций с 2 – 3 ошибками. Нуждается в помощи. Помощь использует, но с ошибками.
2 уровень.Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой и индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи учителя. Помощь использует с трудом, с ошибками.
1 уровень.Обучающийся выполняет задание с большим количеством ошибок или не выполняет после первичной, фронтальной, групповой, индивидуальной инструкций. Не может без помощи выполнить задание или не воспринимает помощь.
Данные персонального мониторинга учитель обобщает в сводной таблице, позволяющей проследить динамику усвоения знаний обучающимися в течение учебного года (Таблица 2).
Таблица 2. Сравнительный анализ усвоения учебной программы по предмету
Сравнительный анализ усвоения учебной программы по русскому языку ______ класса.
Учитель_______________
Фамилия, имя ученика | Ф.И.ученика | Ф.И.ученика | Ф.И.ученика |
Уровни ЗУНы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Списывание литературного текста (. . . слов). | | | | | | | | | | | | | | | |
- начало года; - 1-я четверть; - 2-я четверть; - 3-я четверть; - конец года.
На основании такого анализа создается дальнейший дефектологический маршрут действий учителя. Регулярный мониторинг деятельности учащихся и учителей позволяет отследить динамику развития обучающихся и проанализировать качество образования, выявить факторы, влияющие на качество образования, и принять адекватные педагогические и управленческие решения по коррекции процесса обучения и созданию условий для совершенствования образовательной среды для учащихся с ОВЗ.