СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг уровня профессионального стресса у курганских учителей (статья)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведено психодиагностическое исследование учителей школ г. Кургана (слушатели курсов повышения квалификации) с помощью теста MMPI (сокращенный вариант). Выявлен высокий уровень профессионального напряжения, анализируется связь с учебной нагрузкой и стажем. 

Данные представлены в феврале 2016 г. на V Международном форуме "Самореализация личности и здоровье в современном социуме", г. Екатеринбург. Опубликована статья.

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг уровня профессионального стресса у курганских учителей (статья)»


УДК 613.6.027

ББК 51.244

Легких Ольга Анатольевна,

к.б.н., учитель химии, биологии

МБОУ «СОШ 38», г. Курган, Курганская обл.

[email protected]

Легких Евгений Васильевич,

учитель технического труда

МБОУ «СОШ 24», г. Курган, Курганская обл.

megazoid71@yandex.ru

МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У КУРГАНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ

АННОТАЦИЯ: Исследован психоэмоциональный статус 105 учителей курганских школ со стажем от 1 до 40 лет (44% - работающие пенсионеры, у 11% стаж до 9 лет). В условиях повышенной нагрузки работают 62% педагогов, из них у 23% нагрузка экстремальна. Дискриминантный анализ показателей теста MMPI выявил 3 группы педагогов: благополучные (25%), с незначительными невротическими отклонениями (39%) и с выраженными психопатологическими сдвигами (неврозами) (36%). Невротические отклонения коррелировали с большим стажем (от 15 лет). Показана дезадаптивная роль некоторых характерологических факторов. Ни одна из акцентуаций личности не защищает от неврозов при длительной работе в условиях повышенной нагрузки. Рекомендуется использовать MMPI и тест Леонгарда для ранней диагностики группы риска среди учителей с целью профилактики негативных последствий профессионального стресса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональный стресс, психоэмоциональное напряжение, невротические отклонения, психопатологические сдвиги, неврозы, педагогический стаж, учебная и внеучебная нагрузка, Миннесотский многомерный личностный опросник (MMPI), акцентуации личности.

Legkih Olga, PhD in Biology

Comprehensive school 38, Kurgan city, Kurgan region

[email protected]

Legkih Evgeny

Comprehensive school 24, Kurgan city, Kurgan region

[email protected]

MONITORING OF PROFESSIONAL PSYCHO-EMOTIONAL STRESS AMONG TEACHERS IN KURGAN

ABSTRACT: It was investigated psycho-emotional status of 105 Kurgan teachers worked at the schools during 1-40 years (44% - working pensioners, 11% had teachig experience to 9 years). 62% of educators are working in conditions of heightened load, including 23% who have extreme load. Discriminant analysis of MMPI indicators revealed 3 groups of educators: wealthy (25%), with minor neurotic deviations (39%) and a group with expressed psychopathological shifts (neuroses) (36%). Neurotic deviations correlated with duration of teaching experience (15 years and more). It was demonstrated desadaptive role of some individual characterological factors. There is no accentuation of personality which protects of neuroses for a long time in conditions of heightened load. It is recommended to use MMPI and Leongard test for early diagnostics of risk group among the teachers to prevent negative effects of professional stress.

KEYWORDS: professional stress, psycho-emotional stress, neurotic deviations, psychopathological shifts, neuroses, teaching experience, teaching and extracurricular load, Minnesota Multiphasic Personality Inventory (MMPI), accentuation of personality.


Профессия учителя по стрессогенности сравнима с военнослужащими, спасателями МЧС, полицейскими и пр. У трети учителей степень социальной адаптации равна или даже ниже подобного показателя больных неврозами. После 20 лет работы в школе резко падает эмоциональная устойчивость [3, 6]. По мнению ряда авторов [1, 6], причины профессионального стресса учителя кроются не столько в характере работы, сколько в её чрезмерных объемах. Несмотря на гарантированный ФЗ «Об образовании» размер оплаты труда педагога не ниже среднего по региону, местные власти нередко подходят к вопросу более, чем формально, поскольку в законе нет привязки размера оплаты труда к ставке учителя. Педагог вынужден увеличивать количество рабочих часов в 1,5-2 раза лишь для того, чтобы иметь возможность питаться, одеваться, оплачивать коммунальные услуги [1]. Даже при повышенной нагрузке оплата труда не позволяет восстанавливать собственные ресурсы способами, требующими материальных затрат (санаторий, отдых на море, улучшенное питание, посещение театра, кино), на восстановление сил без затрат (прогулки на природе, психологические занятия релаксации) у учителя физически нет времени. Общественное непризнание деятельности учителя, отрицательная престижность профессии педагога приводят к новым проблемам в школе, получается порочный круг [1].

Сказанное относится к педагогам Зауралья больше, чем к какому-либо другому региону. Курганская область отличается крайне низким уровнем жизни населения из-за длительного (около четверти века) экономического упадка в промышленности и сельском хозяйстве, результатом которого стал большой отток коренного населения из Кургана и области в другие регионы РФ (с 1989 г. по 2015 г. по данным Росстата убыль населения превысила 24%, и это несмотря на приток мигрантов на ПМЖ из стран СНГ). Нынешний экономический кризис еще более усугубил ситуацию в регионе. В 2015-2016 учебном году доходы учителей школ г. Кургана упали не менее, чем на 10% (по данным анкетирования), а с учетом инфляции обнищание педагогов и членов их семей получается катастрофическое. Ставка молодого учителя в столице Зауралья на сегодняшний день составляет около 8 тыс. рублей, а прожиточный минимум трудоспособного населения приблизился к 10 тыс. рублей.

Мы предположили, что в условиях экономического кризиса исследование психоэмоционального профессионального напряжения среди курганских учителей особенно актуально. Целью нашего исследования явился мониторинг актуального психического состояния педагогов и оценка обусловливающих его внешних (нагрузка) и внутренних (характерологических) факторов.

В исследовании приняли участие 105 учителей различных школ Кургана и области (слушатели курсов повышения квалификации в ИРОСТ). Средний педагогический стаж в нашей выборке составил 21±6 лет (от 1 до 40 лет): 62 учителя со стажем от 20 лет (59% опрошенных), в т.ч. 49 человек (44%) стаж от 25 лет (работающие пенсионеры), 31 человек со стажем 10-19 лет (30%) и только 12 учителей (11%) со стажем 1-9 лет. Видно, что в школах более половины учителей — пенсионеры и лица предпенсионного возраста. Вызывает большую тревогу низкий процент молодых учителей, и за последние 3-5 лет положение не улучшилось. Через несколько лет, после выхода части педагогов на заслуженный отдых, заменить их будет некем.

Вычислив среднюю учебную нагрузку в нашей случайной выборке, получаем, казалось бы, радужную картину - 22±8 ч/нед. Однако разброс абсолютных значений поистине впечатляет: от 9 до 49 ч/нед. На 1 ставку учителя (18 учебных ч/нед) или на неполную ставку работали 40 опрошенных (38%). При анализе их анкет выяснилось, что в Кургане могут себе позволить работать без перегрузки только пенсионеры и женщины с детьми до 3 лет. Однако и среди пенсионеров 9 человек имели нагрузку 1,5-2,7 ставки (30-49 ч/нед). На 1,5 ставки работал 41 испытуемый (39%) обследованных, на 2 ставки и более трудились 24 педагога (23%).

Помимо учебной нагрузки 2/3 участников на момент исследования занимались воспитательной работой (классное руководство), причем у 5 городских учителей было по 2 классных руководства, кроме того, учителя занимались административной (в школе) и общественной работой (депутат районной Думы), работали в системе дополнительного образования. Оказалось, что у учителей с большим стажем, у кого учебная нагрузка невелика, росла доля административной и общественной работы, и высокая нагрузка у них за редким исключением сохранялась.

По нашим данным с учётом учебно-методической работы (составление рабочих программ, подготовка к урокам), проверки тетрадей и дневников, работы с документацией (журналы, отчеты), работы с отстающими и с одарёнными детьми (подготовка к олимпиадам и конкурсам, работа над проектами), работы с родителями (телефонные звонки, посещения семей, подготовка и проведение родительских собраний, посещение собраний в классах учителем-предметником), внеклассной работы, подготовки и проведения воспитательных мероприятий и др. видов работ (это далеко не полный перечень), учителя заняты работой 44±5 ч/нед (это средний показатель в выборке), что уже превышает предписанную законодательством для педагогов 36-часовую рабочую неделю. Например, при учебной нагрузке около 27 ч/нед (1,5 ставки) наши учителя (а это 39%) фактически работают 43-50 ч/нед, а 23% учителей при учебной нагрузке 32-49 ч/нед фактически работают 60-80 ч/нед. Как видим, 62% учителей работают со значительной перегрузкой, из них у 23% нагрузка экстремальна. Несколько человек указали в анкете, что они работают «с утра до ночи». Из опрошенных только 2 человека указали, что их нагрузка никогда не превышала 1,0-1,3 ставки, все остальные в определенные периоды жизни или ныне работают с перегрузкой. Все учителя с большим опытом работы отметили, что считают оптимальной учебную нагрузку 18-20 ч/нед, и лишь молодые учителя (стаж до 5 лет) сочли оптимальным проводить 24-26 уроков в неделю.

Для диагностики психоэмоционального состояния использовали MMPI (Миннесотский многомерный личностный перечень, сокращенный вариант 377 вопросов) - стандартный для психологических и медицинских исследований тест, выявляющий актуальное психическое состояние и психопатологические изменения, в т.ч. невротического характера. Испытуемых разделили на группы:

  1. Благополучные (не имели значительных отклонений по MMPI) (n=26) (25%).

  2. С нерезко выраженными отклонениями невротического круга (n=41) (39%).

  3. С выраженными психопатологическими сдвигами (n=38) (36%).

Характер психопатологических сдвигов был в значительной степени индивидуален (мы диагностировали реактивную депрессию, апатию, фобии), но отмечены и общие черты: повышение значений шкал невротической триады, F, психастении, паранойяльных тенденций, асоциальной психопатии, социальной интроверсии; снижение по шкале гипомании (жизненной активности, оптимизма).

Выраженность психопатологических сдвигов достоверно (р0,05) повышалась от группы к группе с ростом стажа. Средний стаж испытуемых 1-й группы составил 7±2 лет, 2-й — 12±4 лет, 3-й — 21±5 лет. Имелась тенденция к снижению учебной нагрузки с ростом стажа (26±5 ч/нед и 27±3 ч/нед — средние показатели в 1-й и 2-й группе соответственно и 19±3 ч/нед — в 3-й группе), однако, как говорилось выше, просто возрастала доля другой работы. И действительно, достоверных различий по времени, в целом проводимом за работой, обнаружено не было: средние показатели в группах варьировали в пределах статистической погрешности и составляли 43-47 ч/нед.

У 1-й группы (стаж до 9 лет) показатели MMPI были в норме (40-60 Т-баллов). У 2-й группы (стаж 7-16 лет) уже отмечались отклонения (в диапазонах значений 30-40 и 60-70 баллов). Утомление выражалось сначала в появлении депрессивных расстройств: достоверно повышались шкалы 1, 2, 7 (признаки депрессии), пиковой шкале 8 (внешняя эмоциональная холодность, замыкание в себе), снижении шкалы 9 (дефицит энергии, накопление усталости). Стаж тесно коррелировал с показателями шкал 2 (тревоги) (r=0,65) и 8 (аутизации) (r=0,62), выявлена обратная связь со шкалой 9 (гипомании) (r= -0,67). На следующей стадии (стаж 14-40 лет) неврозы выражались в усилении асоциального поведения (шкала 4), агрессии, раздражительности, что приводило к проблемам в общении с людьми (социальной интроверсии) (шкала 0), что согласуется с данными других авторов [3].

Не выявлено тесных корреляций с учебной нагрузкой, вероятно, потому, что большинство педагогов работали со значительной перегрузкой. В нашем исследовании не выявлено ни одного испытуемого со стажем от 15 лет, сумевшего адаптироваться к работе без негативных последствий для здоровья.

Быть может, дело не условиях труда, а в том, что в профессию изначально приходят люди с определенным типом личности, имеющим пониженную стрессоустойчивость?

Для изучения внутренних (личностных) факторов, предрасполагающих к развитию профессионального стресса, были исследованы характерологические особенности. Корреляционный анализ выявил наличие достоверных тесных связей (r от 0,63 до 0,79) между отклонениями невротического круга, фиксируемыми по тесту MMPI (шкалы 2, 6, 9), и характерологическими особенностями педагогов (застреванием, возбудимостью, дистимией, циклотимностью), исследованными с помощью теста Леонгарда. У лиц с наиболее выраженными невротическими отклонениями чаще встречались эти черты. Однако определенного профиля личности, характерного для учителей как профессиональной группы в целом, выявлено не было, разве что в выборке наиболее часто отмечена эмотивная акцентуация (добросердечность, отзывчивость). Перечисленные черты предрасполагают к эмоциональным стрессам [2, 4], однако они сочетались с педантичностью, возбудимостью или демонстративностью (последняя черта по мнению многих авторов как раз связана с повышенной стрессоустойчивостью). В целом надо отметить высокую акцентуированность учителей, что может быть связано с тяжёлыми условиями труда [5]. Можно предположить, что развитие психопатологических изменений у педагогов с меньшим стажем - лишь вопрос времени.

В результате проведенного исследования выявлена высокая частота выраженных психопатологических сдвигов среди курганских педагогов (36%), что согласуется с данными литературы [1, 3, 6]. Отклонения невротического круга начинаются рано или поздно у всех, кто значительно превышает гигиенические нормы (работает на 1,5 ставки и более): при стаже от 15 лет их имеют все, а у некоторых психотипов невротические отклонения начинаются уже после 7-8 лет работы. Основная причина негативных изменений в состоянии здоровья педагогов — вынужденное повышение учебной и общей нагрузки на учителя, низкая заработная плата, бюрократизация работы учителя. 62% участников эксперимента работают в условиях повышенной нагрузки (1,5 ставки и более), а у 23% нагрузка экстремальна (до 2,7 ставки). Вероятными внутренними факторами быстрого профессионального выгорания и стресса могут быть и некоторые черты личности учителей (эмотивность, педантичность, застревание, циклотимность), однако вряд ли даже устойчивые к стрессу психотипы смогут адаптироваться в условиях постоянной перегрузки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахрарова О.Н. Психоэмоциональное выгорание педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Вып. №1(3). - Челябинск, 2010. - С. 73-80.

2. Блейхер В.М., Фельдман Н.Б. Особенности личностной акцентуации как фактора предрасположения к некоторым психосоматическим заболеваниям // Журнал невропатологии и психиатрии. Т. LXXXVIII. Вып. 3. –М., 1988. – С. 101-104.

3. Василевская Е.А. Профессиональное здоровье педагога как фактор совершенствования здоровьесберегающей образовательной среды //
Вектор науки ТГУ. Вып. №1. - Тольятти, 2011. - С. 375-378.

4. Жилина О.А. Прогнозирование в дифференциальной психофизиологии методом дискриминантого анализа // В мире научных открытий. 2010. №4(10). Часть 4. - С. 15-16. ISSN 2072-0831

5. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1981. – 392 с.

6. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. - М., 2005. - 368 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!