СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфемика и словообразование

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Морфемика и словообразование»

Морфемика и словообразование (повторение изученного )



Цель урока:

1)деятельностная: развивать орфографическую зоркость, развивать способности к мыслительной деятельности.

2)образовательная: повторить материал по теме «Морфемика и словообразование»;

3)воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации; развитие навыков групповой работы, навыков сравнения, сопоставления; воспитание познавательной активности обучающихся, взаимовыручки, чувства коллективизма, сопереживания.

Задачи урока:

  • создание условий для формулировки цели урока;

  • содействовать осознанию восприятия через выполнение учащимися упражнения;

  • организовать рефлексивную деятельность учащихся;

  • развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки;

Форма урока: урок-практикум.

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:

-предметные (повторить и обобщить материал)

-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила);

-личностные УУД (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);

-коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнёра, учатся учитывать позицию собеседника);

-регулятивные УУД (ставят учебные задачи, проводят контроль, используя форму зачета).







Для чего мы пришли на урок?

Вспомним наш девиз

Наш девиз: Орешек знанья твёрд,

Но всё же мы не привыкли отступать!

Нам расколоть его поможет

Простой девиз: (закончить четверостишие)

«Хотим всё знать!»

Корректировать свою точку зрения; развивать коммуникативные навыки при работе в парах и группах, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Оборудование:

Ход урока:

  1. Сегодня будет не обычный урок. Прежде, чем отправиться, давайте узнаем тему урока. Для этого нам надо отгадать загадки.

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов,

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту….(корень)



В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется... (приставка)

После корня он стоит,

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу… (суффикс)



Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

Она выражает значение слова

И называется просто — ... (основа)

Что объединяет все эти слова? Как можно назвать их одним словом?

О каком разделе русского языка мы будем сегодня говорить? Почему мы опять вернулись к этим понятиям? Итак, тема урока Морфемика

Запишите в тетрадь.

Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой при повторении и систематизации знаний по этой теме?

  1. Повторить и систематизировать знания, полученные при изучении раздела «Морфемика.

  2. Повторить основные орфографические правила

  3. Повторить порядок морфемного разбора

  4. Подготовиться к контрольной работе

Да, сегодня мы ещё раз полистаем страницы одного из разделов науки о языке, повторим основные понятия, которые относятся к разделу

Предоставим слово нашим теоретикам, которые ещё раз напомнят определение всех значимых частей слова

Практическое задание

2 группа

Разделите слова на морфемы, обозначая их соответствующими знаками(¬,^, )

Сказочка, хлебный, украсит, принесли, говорливый, заколка, безветренный, земляной, надрежут, приберегли. (Составьте словосочетания со словами: продукт, для волос, фасад, день).

3 группа

Приведите примеры слов с данными морфемами. В чём особенность данных морфем?

-мороз- // - морож- //-мораж-,+ приставка за

- холод- // - хлад- // -хлажд- ,

- глух- // - глуш- // - глох-,

-клик- // - клич- // - клиц-,+ приставка вос

-сад- // - саж - // - сажд.



Назовите слово с неизменяемой приставкой, с приставкой на з,с.

Слово теоретикам (правописание приставок на з,с)

2 уровень

вставьте пропущенные буквы и графически обозначьте орфограмму.


Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.

Уровень 3 «Ужасный почерк»

Аккуратно, стараясь следить за своим почерком, спиши следующее рассуждения. Вставь пропущенные буквы, где это необходимо, обозначь орфограммы. Проверь себя.



Ответь на вопросы:



Почему в слове почерк нет буквы д, а в слове подчёркивать есть?

Какие из слов, в которых ты вставил буквы, относятся к орфограмме «чередование о-а в корнях слов



Г...ворят, что почерк чел...века зависит от его природы, от его характера. Сегодня мы учились правильно излагать свои мысли. В классе были только подростки.





8. Творческий диктант.

- Вспомните, какие слова называются антонимами? Синонимами?

-Выделенные слова замените словами - антонимами с гласными о-ё после шипящих.

1.Разборчивый почерк (четкий почерк).

2.Мягкие волосы ( жёсткие волосы).

3.Лёгкий день (тяжёлый день).

4.Мягкий хлеб (чёрствый хлеб).

-Сочетания слов заменить словом - синонимом. К существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное.

1.Профессиональный наездник на скачках, бегах ( весёлый жокей)

2.Водитель машины ( опытный шофёр)

3.Человек, любящий нарядно одеваться ( молодой щёголь)

4.Глухой звук от соприкосновения с чем - либо (внезапный шорох)

5.Выдолбленная из дерева лодка (новый челн)



Сможем ли мы теперь решить наш проблемный вопрос-для чего нужно изучать морфемику?

Изучать морфемику и словообразование нужно для того, чтобы быть грамотным.

Ну и в заключении я предлагаю вам составить карту страны Морфемика

Учитель подводит итоги. Рефлексия перед вами дерево знаний. Сейчас каждый из вас подойдет к этому дереву и прикрепит плод, если он усвоил материал так хорошо, что сможет объяснить его своему товарищу. Прикрепите цветок, если усвоили материал хорошо и сами без посторонней помощи справитесь с домашним заданием. Прикрепите листик, если вам еще требуется почитать учебник или помощь учителя, одноклассников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя