Конспект урока по русскому языку 5 класс.
Тема: Морфемный разбор слова.
Цель:
Образовательная: познакомить учащихся с порядком морфемного разбора слова; формировать практические знания по теме.
Развивающая: развивать логическое мышление, память и внимание; умения рассуждать, анализировать, делать выводы по теме.
Воспитательная: воспитывать ответственность, чувство товарищества и стремление к индивидуальной самореализации; любовь к русскому языку.
Метод: репродуктивный с элементами эвристического.
Оборудование: презентация; интерактивная доска; карточки с заданиями; учебник по русскому языку за 5 класс.
Основные проблемы: повторение теоретических и практических сведений по разделу «Морфемика»; порядок действий при морфемном разборе.
ХОД УРОКА
-
Целевая установка.
-
Актуализация.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы его начнем с небольшой разминки.
- Какое сейчас время года? (Зима).
- Правильно. А теперь, посмотрите на экран. Двигаясь по горизонтали или вертикали, соберите из букв слова. Помните: каждая буква может использоваться только 1 раз. Все слова объединяет тема: «Зима», количество слов – 8. (Коньки, метель, сугроб, лед, снег, лыжи, снежок, мороз).
- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.
-
Новые понятия и способы действия
- Еще раз посмотрите на слово ЗИМА. Давайте разберем это слово по составу, то есть выделим приставку, корень, суффикс, окончание, если таковые здесь есть.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока.
- Какой будет цель урока? (научиться правильно делать морфемный разбор слов).
- Ребята, давайте подумаем: А какая наука изучает состав (строение) слова? (Морфемика).
- А для того, чтобы вспомнить основные теоретические моменты данной темы мы разгадаем кроссворд. Все внимание на экран.
1. Значимая часть слова. (Морфема)
2. Главная значимая часть слова (корень)
3. Морфема, стоящая перед корнем (приставка)
4. Слова, имеющие одинаковый корень, называются … (родственные)
5. Морфема, стоящая после корня и образующая слова (суффикс)
6. Часть слова без окончания (основа)
- Давайте еще раз повторим. Без чего не может существовать слово? (без корня).
- Что мы еще выделяем при разборе слова по составу (приставку, суффикс, окончание, основу).
- Главное – запомните, что разбор слова по составу называется морфемным разбором.
- Правильную последовательность морфемного разбора вы мне сами скажите, используя стихотворение, которое вы видите на экране. Давайте его прочитаем, выделим последовательность.
Помни при разборе слова:
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
- Запомните эту последовательность!!!
-
Формирование умений и навыков
- А теперь закрепим нашу тему: сделать морфемный разбор слов: беззаботный, книги, подбежать, садик.
- Задание на смекалку: из предложенных слов взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив части, получить слово.
- Проверка.
ПРИСТАВКА | КОРЕНЬ | СУФФИКС | ОКОНЧАНИЕ | СЛОВО |
походка | слово | сестрицы | река | пословица |
налетели | ученик | куст | молчит | научит |
коньки | мудрец | старость | домик | мудрость |
- Выполните упражнение из учебника 576
-
Домашнее задание : выполнить карточки по пройденной теме.
Укажи части слов. |
| | | | |
зернышко загадка повар обед побегут осенний умная снежинка | | | | |
-
Выводы.
- Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали, какую тему прошли???
Опрос:
-
Что нужно определить в слове прежде, чем выделять морфемы?
-
Каков порядок выделения морфем?
-
Как выделить окончание?
-
Из каких морфем состоит основа?
-
Итоги, оценки.
2