СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфологические нормы русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет обучающимся 10-11 классов при выполнении задания №6 ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Морфологические нормы русского языка.»

Морфологические нормы русского языка Подготовка к ЕГЭ Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №7»  г. Железногорска Молокова О.В.

Морфологические нормы русского языка

Подготовка к ЕГЭ

Подготовила

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №7»

г. Железногорска

Молокова О.В.

Норма литературного языка- единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка

Норма литературного языка-

единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка

НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО  ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Нормы произношения Орфоэпические нормы Нормы ударения -  акцентологические Лексические нормы Стилистические нормы Нормы словообразования Морфологические нормы Грамматические нормы Синтаксические нормы

НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Нормы

произношения

Орфоэпические

нормы

Нормы ударения - акцентологические

Лексические

нормы

Стилистические

нормы

Нормы словообразования

Морфологические нормы

Грамматические

нормы

Синтаксические нормы

Морфологические нормы   правила использования грамматических форм разных частей речи 1. Понятие о  морфологических  нормах. 2. Морфологические нормы имен существительных . 3. Морфологические нормы  имен прилагательных . 4. Морфологические нормы нар ечий . 5. Морфологические нормы  имен числительных . 6. Морфологические нормы  местоимений . 7. Морфологические нормы глаголов и глагольных форм

Морфологические нормы правила использования грамматических форм разных частей речи

  • 1. Понятие о  морфологических  нормах.
  • 2. Морфологические нормы имен существительных .
  • 3. Морфологические нормы  имен прилагательных .
  • 4. Морфологические нормы нар ечий .
  • 5. Морфологические нормы  имен числительных .
  • 6. Морфологические нормы  местоимений .
  • 7. Морфологические нормы глаголов и глагольных форм
Трудные случаи образования форм имён существительных.        Именительный падеж множественного числа.    - ы, -и бухгалтер –бухгАлтеры возраст - вОзрасты приговор – приговОры грифель – грИфели принтер – прИнтеры грунт – грУнты прожектор – прожЕкторы диспетчер – диспЕтчеры редактор – редАкторы ректор – рЕкторы   договор – договОры драйвер – дрАйверы свитер – свИтеры сектор – сЕкторы инженер – инженЕры склад – склАды конструктор – констрУкторы слесарь – слЕсари лектор – лЕкторы торт – тОрты лифт – лИфты тренер – трЕнеры плейер – плЕйеры штаб – штАбЫ порт – пОрты штурман - штУрманы

Трудные случаи образования форм имён существительных.       Именительный падеж множественного числа.

- ы, -и

бухгалтер –бухгАлтеры

возраст - вОзрасты

приговор – приговОры

грифель – грИфели

принтер – прИнтеры

грунт – грУнты

прожектор – прожЕкторы

диспетчер – диспЕтчеры

редактор – редАкторы

ректор – рЕкторы

  договор – договОры

драйвер – дрАйверы

свитер – свИтеры

сектор – сЕкторы

инженер – инженЕры

склад – склАды

конструктор – констрУкторы

слесарь – слЕсари

лектор – лЕкторы

торт – тОрты

лифт – лИфты

тренер – трЕнеры

плейер – плЕйеры

штаб – штАбЫ

порт – пОрты

штурман - штУрманы

Трудные случаи образования форм имён существительных.         Именительный падеж множественного числа.   -  а, - я борт - борта вексель - векселя ордер – ордера вензель – вензеля паспорт – паспорта ворох – вороха погреб – погреба профессор – профессора директор – директора инспектор – инспектора сторож –сторожа тенор – тенора катер – катера фельдшер – фельдшера китель – кителя кузов – кузова флюгер – флюгера купол – купола хутор - хутора штабель – штабеля окорок – окорока штемпель – штемпеля округ – округа шулер - шулера

Трудные случаи образования форм имён существительных.        Именительный падеж множественного числа.

а, - я

борт - борта

вексель - векселя

ордер – ордера

вензель – вензеля

паспорт – паспорта

ворох – вороха

погреб – погреба

профессор – профессора

директор – директора

инспектор – инспектора

сторож –сторожа

тенор – тенора

катер – катера

фельдшер – фельдшера

китель – кителя

кузов – кузова

флюгер – флюгера

купол – купола

хутор - хутора

штабель – штабеля

окорок – окорока

штемпель – штемпеля

округ – округа

шулер - шулера

Трудные случаи образования форм имён существительных.        Именительный падеж множественного числа.   -  а, - я - ы, -и адресА (новосёлов) Адресы (поздравительные) В некоторых случаях окончания существительного в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения. векА (средние) вЕки (вечные) годА (мои) колЕна (трубы) гОды (войны) корпусА (заводские) колЕни (больные) кОрпусы (часов) кренделЯ (выводить ногами) крЕндели (вкусные) мехА (соболиные) мужьЯ ( и жёны) мехИ (кузнечные) мужИ (учёные) образА (святых) орденА ( и медали) Образы (литературные) Ордены (монашеские) пропускА (временные) прОпуски (занятий)

Трудные случаи образования форм имён существительных.       Именительный падеж множественного числа.

а, - я

- ы, -и

адресА (новосёлов)

Адресы (поздравительные)

В некоторых случаях окончания существительного в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения.

векА (средние)

вЕки (вечные)

годА (мои)

колЕна (трубы)

гОды (войны)

корпусА (заводские)

колЕни (больные)

кОрпусы (часов)

кренделЯ (выводить ногами)

крЕндели (вкусные)

мехА (соболиные)

мужьЯ ( и жёны)

мехИ (кузнечные)

мужИ (учёные)

образА (святых)

орденА ( и медали)

Образы (литературные)

Ордены (монашеские)

пропускА (временные)

прОпуски (занятий)

Трудные случаи образования форм имён существительных.  Родительный падеж множественного числа.   - ов, -ев нулевое Названия национальностей: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов армян, башкир, болгар, бурят, грузин Названия отдельных лиц: (пять) гардемаринов, гренадеров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов Названия воинских соединений:  (эскадрон) Растительный мир: гусар, (отряд) гардемарин, гренадер, драгун, кирасир, улан абрикосов, ананасов, апельсинов, Единицы измерения: яблок баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген Парные предметы: боков, бронхов, джинсов, гольфов, клипсов, носков, рельсов ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт Названия предметов и явлений: браслетов, брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов погонь, мест, окон, стёкол Сущ. ср.р. на -це: болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец

Трудные случаи образования форм имён существительных. Родительный падеж множественного числа.

- ов, -ев

нулевое

Названия национальностей:

бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов

армян, башкир, болгар, бурят, грузин

Названия отдельных лиц:

(пять) гардемаринов, гренадеров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов

Названия воинских соединений:  (эскадрон)

Растительный мир:

гусар, (отряд) гардемарин, гренадер, драгун, кирасир, улан

абрикосов, ананасов, апельсинов,

Единицы измерения:

яблок

баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов

байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров

ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген

Парные предметы:

боков, бронхов, джинсов, гольфов,

клипсов, носков, рельсов

ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт

Названия предметов и явлений:

браслетов, брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов

погонь, мест, окон, стёкол

Сущ. ср.р. на -це:

болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев

блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец

Трудные случаи образования форм имён существительных.  Родительный падеж множественного числа. -ей нулевое Сущ. ж.р. и общ. р. : Сущ. ж.р. и общ. р. : ведомостЕй, лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн, серЁг, сирОт Сущ. ж.р. на -ия, ья: армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий. ПолынЕй (полынья), статей, судей Сущ. ср.р. на -ье: гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений, снАдобий, солений, ущелий Сущ. ср.р. на -ьё : ружей, питЕй, НО копий Сущ. ж.р. на –ня: Богинь, погонь, тихонь, яблонь; басен, башен, боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен, тамОжен, черешен; барышень, боярышень, деревень, кухонь

Трудные случаи образования форм имён существительных. Родительный падеж множественного числа.

-ей

нулевое

Сущ. ж.р. и общ. р. :

Сущ. ж.р. и общ. р. :

ведомостЕй, лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей

вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн, серЁг, сирОт

Сущ. ж.р. на -ия, ья:

армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий. ПолынЕй (полынья), статей, судей

Сущ. ср.р. на -ье:

гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений, снАдобий, солений, ущелий

Сущ. ср.р. на -ьё :

ружей, питЕй, НО копий

Сущ. ж.р. на –ня:

Богинь, погонь, тихонь, яблонь;

басен, башен, боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен, тамОжен, черешен;

барышень, боярышень, деревень, кухонь

3. Родительный падеж множественного числа сущ., употребляющихся  преимущественно во множественном числе -ов -ей вЫборов, дебАтов,джИнсов, нулевое зАморозков, кулуАров, манЁвров, мУскулов, нАрдов, очИстков, сОтов, бУдней, дрОвней, кОзней, пельмЕней, Яслей чИпсов зраз, жабр, канИкул, лосИн, макарОн, невзгОд, окОв, сардИн, уз, шорт, шпрот Для некоторых существительных образование форм множественного числа затруднительно; это слова мечта, мольба, башка. Слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы множественного числа родительного падежа.

3. Родительный падеж множественного числа сущ., употребляющихся 

преимущественно во множественном числе

-ов

-ей

вЫборов, дебАтов,джИнсов,

нулевое

зАморозков, кулуАров, манЁвров, мУскулов, нАрдов, очИстков, сОтов,

бУдней, дрОвней, кОзней, пельмЕней, Яслей

чИпсов

зраз, жабр, канИкул, лосИн, макарОн, невзгОд, окОв, сардИн, уз, шорт, шпрот

Для некоторых существительных образование форм множественного числа затруднительно; это слова мечта, мольба, башка. Слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы множественного числа родительного падежа.

Трудные случаи образования форм имён прилагательных. Образование степеней сравнения Разряд прилагательных Сравнительная степень простая качественные составная -ее (-ей): сильнее относительные притяжательные Не образуется более…: -ше : раньше более сильный -е : реже Не образуется Не образуется менее…: Не образуется менее сильный

Трудные случаи образования форм имён прилагательных. Образование степеней сравнения

Разряд прилагательных

Сравнительная степень

простая

качественные

составная

-ее (-ей): сильнее

относительные

притяжательные

Не образуется

более…:

-ше : раньше

более сильный

-е : реже

Не образуется

Не образуется

менее…:

Не образуется

менее сильный

Образование степеней сравнения Разряды прилагательных Превосходная степень простая качественные составная -айш (ий): относительные притяжательные Не образуются простая сравнит. степень + строжайший всего (всех) : Нельзя!!! смешивать простую и составную формы степеней сравнения. Не образуются -ейш (ий): Не образуются Нельзя!!! самый тончайший, более худшее, наименее красивее. глубже всех сильнейший Не образуются наиболее (наименее) …: наиболее качественный самый : самый глубокий

Образование степеней сравнения

Разряды прилагательных

Превосходная степень

простая

качественные

составная

-айш (ий):

относительные

притяжательные

Не образуются

простая сравнит. степень +

строжайший

всего (всех) :

Нельзя!!! смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

Не образуются

-ейш (ий):

Не образуются

Нельзя!!! самый тончайший, более худшее, наименее красивее.

глубже всех

сильнейший

Не образуются

наиболее (наименее) …:

наиболее качественный

самый :

самый глубокий

Степени сравнения наречия . Наречия на -о (-е) , образованные от качественных имён прилагательных простая Сравнительная составная -ее (-ей)   больно - больн ей  (- ее ), превосходная в архаичных словосочетаниях типа  покорн ейше   прошу, ниж айше  кланяюсь -е  стало легко - легч е , более + исходная форма наречия: Сравнительная степень наречия + местоимения всех (всего): - ше  тонко - тонь ше . отрезал   более тонко относился   более внимательно сделал  лучше всех .

Степени сравнения наречия .

Наречия на -о (-е) , образованные от качественных имён прилагательных

простая

Сравнительная

составная

-ее (-ей)   больно - больн ей  (- ее ),

превосходная

в архаичных словосочетаниях типа  покорн ейше   прошу, ниж айше кланяюсь

стало легко - легч е ,

более + исходная форма наречия:

Сравнительная степень наречия + местоимения всех (всего):

- ше тонко - тонь ше .

отрезал   более тонко

относился   более внимательно

сделал  лучше всех .

 Числительное  часть речи, обозначающая число, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечающая на вопросы :  сколько? который при счете? Количественные обозначают количество предметов: пять тысяч, шестьдесят два Порядковые обозначают порядок при счете: 1. Целые (десять, сто, двадцать пять) первый, десятый сто сорок пятый 2. Дробные (две третьих, пять четвертых, пять целых семь сотых) 3. Собирательные (двое, пятеро, оба, обе)

Числительное часть речи, обозначающая число, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечающая на вопросы : сколько? который при счете?

Количественные обозначают количество предметов:

пять тысяч, шестьдесят два

Порядковые обозначают порядок при счете:

1. Целые (десять, сто, двадцать пять)

первый, десятый сто сорок пятый

2. Дробные (две третьих, пять четвертых, пять целых семь сотых)

3. Собирательные (двое, пятеро, оба, обе)

Образование форм числительных . Числительные Примеры ошибок Сложные Правило Нет семьсот рублей Составные Двумя тысячами шестьсот восемьдесят шестью Правильный вариант О трехсот воинах При склонении у сложных числительных изменяются оба слова, но пишутся они слитно. Дробные Нет семисот рублей При склонении составных числительных изменяются все слова Полтора Полторами мешками Сорок, девяносто, сто Полтораста При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе. О трехстах воинах Двумя тысячами шестьюстами восьмьюдесятью шестью Двух (каких?) четвертых Полутарастам клиентам Две формы: Девяностам участникам Тремя (какими?) девятыми Две формы: И.п., В.п. – полтора, полуторы (ж.р.), полтораста, Полутора мешками О сороках машинам Девяноста участникам И.п., В.п. – сорок, девяносто, сто, О стах подарках Полутораста клиентам Р.п., Д.п., Т.п., П.п – полутора, полутораста. Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – сорока, девяноста, ста О сорока машинах О ста подарках

Образование форм числительных .

Числительные

Примеры ошибок

Сложные

Правило

Нет семьсот рублей

Составные

Двумя тысячами шестьсот восемьдесят шестью

Правильный вариант

О трехсот воинах

При склонении у сложных числительных изменяются оба слова, но пишутся они слитно.

Дробные

Нет семисот рублей

При склонении составных числительных изменяются все слова

Полтора

Полторами мешками

Сорок, девяносто, сто

Полтораста

При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе.

О трехстах воинах

Двумя тысячами шестьюстами восьмьюдесятью шестью

Двух (каких?) четвертых

Полутарастам клиентам

Две формы:

Девяностам участникам

Тремя (какими?) девятыми

Две формы:

И.п., В.п. – полтора, полуторы (ж.р.), полтораста,

Полутора мешками

О сороках машинам

Девяноста участникам

И.п., В.п. – сорок, девяносто, сто,

О стах подарках

Полутораста клиентам

Р.п., Д.п., Т.п., П.п – полутора, полутораста.

Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – сорока, девяноста, ста

О сорока машинах

О ста подарках

одушевленные существительные мужского и  среднего рода: трос мужчин, трос полицейских 1 собирательные  числительные:  двое, трое...  девятеро, десятеро со словами люди, дети, ребята и названиями  детенышей животных : двое детей, двое ребят,  двое котят + 2 с существительными, имеющими только форму  множественного числа: двое ножниц, двое счетов 3 с существительными, обозначающими лиц  женского пола: двое дам - две дамы Никогда не употребляются! с существительными, обозначающими взрослых  особей животных: двое львов - два льва ОБОИ ОБЕИ обе женщины, дамы :  обе их женщин, дам  обе им женщинам, дамам  обе ими женщинами, дамами оба мужчины, борца :  обо их мужчин, борцов  обо им мужчинам, борцам  обо ими мужчинами, борцами ОБА ОБЕ

одушевленные существительные мужского и среднего рода: трос мужчин, трос полицейских

1

собирательные числительные: двое, трое... девятеро, десятеро

со словами люди, дети, ребята и названиями детенышей животных : двое детей, двое ребят, двое котят

+

2

с существительными, имеющими только форму множественного числа: двое ножниц, двое счетов

3

с существительными, обозначающими лиц женского пола: двое дам - две дамы

Никогда не употребляются!

с существительными, обозначающими взрослых особей животных: двое львов - два льва

ОБОИ

ОБЕИ

обе женщины, дамы : обе их женщин, дам обе им женщинам, дамам обе ими женщинами, дамами

оба мужчины, борца : обо их мужчин, борцов обо им мужчинам, борцам обо ими мужчинами, борцами

ОБА

ОБЕ

Склонение порядковых имен числительных (который при счете?) Падеж Порядковое числительное И.м. тысяча девятьсот семьдесят четверт ый год Р.п. тысяча девятьсот семьдесят четверт ого года Д.п. тысяча девятьсот семьдесят четверт ому году В.п. Т.п. тысяча девятьсот семьдесят четверт ый год тысяча девятьсот семьдесят четверт ым годом П.п.  о тысяча девятьсот семьдесят четверт ом годе Запомнить!!! При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в форме родительного падежа :  к пятому января, перед первым сентября

Склонение порядковых имен числительных (который при счете?)

Падеж

Порядковое числительное

И.м.

тысяча девятьсот семьдесят четверт ый год

Р.п.

тысяча девятьсот семьдесят четверт ого года

Д.п.

тысяча девятьсот семьдесят четверт ому году

В.п.

Т.п.

тысяча девятьсот семьдесят четверт ый год

тысяча девятьсот семьдесят четверт ым годом

П.п.

о тысяча девятьсот семьдесят четверт ом годе

Запомнить!!! При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в форме родительного падежа :

к пятому января, перед первым сентября

Склонение простых числительных. Падеж И.п. количественные двадцать дней Р.п. порядковые двадцатый день двадцати дней дробные Д.п. собирательные Две третьих группы В.п. двадцатого дня двадцати дней двадцатому дню Двух третьих группы двое котят двадцать дней Т.п. двадцатый день Двум третьим двоих котят двадцатью днями Две третьих группы группы двоим котятам двадцатым днем П.п. двоих котят Двумя третьими группы От 5 – 20, 30 О двадцати днях Порядковое числительное О двадцатом дне двоими котятами  как Числитель  как степь (3 скл.) О двух третьих группы О двоих котят прилагательное как Собирательное числительное целое число как Знаменатель прилагательное в форме мн.ч. как прилагательное в форме мн.ч.

Склонение простых числительных.

Падеж

И.п.

количественные

двадцать дней

Р.п.

порядковые

двадцатый день

двадцати дней

дробные

Д.п.

собирательные

Две третьих группы

В.п.

двадцатого дня

двадцати дней

двадцатому дню

Двух третьих группы

двое котят

двадцать дней

Т.п.

двадцатый день

Двум третьим

двоих котят

двадцатью днями

Две третьих группы

группы

двоим котятам

двадцатым днем

П.п.

двоих котят

Двумя третьими группы

От 5 – 20, 30

О двадцати днях

Порядковое числительное

О двадцатом дне

двоими котятами

как

Числитель

как

степь (3 скл.)

О двух третьих группы

О двоих котят

прилагательное

как

Собирательное числительное

целое число

как

Знаменатель

прилагательное в форме мн.ч.

как

прилагательное в форме мн.ч.

Склонение сложных числительных Падеж От 50 до 80 И.п. От 500 до 900 пятьдесят Р.д. Двести, триста, четыреста Д.п пятьсот пятидесяти В.п. пятидесяти пятисот двести двухсот пятистам пятьдесят Т.п двумстам пятьсот пятьюдесятью П.п. Числительные 40 (сорок), 90 (девяносто), 100 (сто) двести пятьюстами о пятидесяти И.п., В.п. двумястами о пятистах о двухстах сорок Р.п., Д.п., Т.п., П.п. Склонение имен числительных полтора, полторы (ж.р.), полтораста девяносто сорока сто девяноста И.п., В.п. ста полтора Р.п., Д.п., Т.п., П.п. полторы пол у тора полтораста полуторы полутораста

Склонение сложных числительных

Падеж

От 50 до 80

И.п.

От 500 до 900

пятьдесят

Р.д.

Двести, триста, четыреста

Д.п

пятьсот

пятидесяти

В.п.

пятидесяти

пятисот

двести

двухсот

пятистам

пятьдесят

Т.п

двумстам

пятьсот

пятьюдесятью

П.п.

Числительные 40 (сорок), 90 (девяносто), 100 (сто)

двести

пятьюстами

о пятидесяти

И.п., В.п.

двумястами

о пятистах

о двухстах

сорок

Р.п., Д.п., Т.п., П.п.

Склонение имен числительных полтора, полторы (ж.р.), полтораста

девяносто

сорока

сто

девяноста

И.п., В.п.

ста

полтора

Р.п., Д.п., Т.п., П.п.

полторы

пол у тора

полтораста

полуторы

полутораста

Трудные случаи образования форм местоимений. а) к личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они)прибавляется начальное Н , если они стоят после простых предлогов  без, в, для, до, за, из, к, с, у  и др .: без Него, с Ней или после наречных предлогов  вокруг, впереди, возле , мимо, напротив, около, посреди, после, сзади  и др., управляющих родительным падежом:  вокруг Них, сзади Него; б) после наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др. начальное  Н не прибавляется:     вопреки ему, навстречу ей; в) после  формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения  3-го лица употребляются  без начального Н :  старше его, лучше ее. Обратите внимание!  Притяжательное местоимение  их  имеет только эту форму!  ИХНИЙ — это ошибка! Нельзя!!! Посреди  его,  внутри  них, ближе  нее, ихняя  судьба. Правильно!!! Посреди  него,  внутри  их,  ближе  ее, их судьба.

Трудные случаи образования форм местоимений.

а) к личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они)прибавляется начальное Н , если они стоят после простых предлогов  без, в, для, до, за, из, к, с, у  и др .: без Него, с Ней или после наречных предлогов  вокруг, впереди, возле , мимо, напротив, около, посреди, после, сзади  и др., управляющих родительным падежом:

вокруг Них, сзади Него;

б) после наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др. начальное  Н не прибавляется:  

вопреки ему, навстречу ей;

в) после  формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения  3-го лица употребляются  без начального Н :

старше его, лучше ее.

Обратите внимание!  Притяжательное местоимение  их  имеет только эту форму!  ИХНИЙ — это ошибка!

Нельзя!!! Посреди  его,  внутри  них, ближе  нее, ихняя  судьба.

Правильно!!! Посреди  него,  внутри  их,  ближе  ее, их судьба.

* Помни)..:    . Будьте внимательны .  при образовании форм  повелительного:  наклонения глаголов  бежать, хотеть, лечь,  ехать, печь: беги; Класть (что делать?) - кладу,  кладёшь поезжай пеки, ляг,  заляг Положить (что сделать?)-  изложишь, сложишь, отложишь  Ложиться (что делать?) - ляг,  лягте Лечь (что сделать?) - ложись,  ложитесь Ошибки в образовании  форм ГЛАГОЛА Образование глагольных форм  прошедшего времени (сох .иди:  сохнул, промокший или  промокнувший?) Нормой является выпадение-  суффикса -НУ во всех формах  прошедшего времени :  ПРИСТАВОЧНЫХ глаголов: !!! Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.  !!!  Правильно:  замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок. БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ глаголы в  формах прошедшего времени  имеют суффикс-НУ: мокнуть -  : мокнул, мокнувший :' НО! Без суффикса -НУ образуют  форму прошедшего времени со  связанной основой: ввергнуть -  вверг:

* Помни)..:

. Будьте внимательны . при образовании форм повелительного: наклонения глаголов бежать, хотеть, лечь, ехать, печь: беги;

Класть (что делать?) - кладу, кладёшь

поезжай пеки, ляг, заляг

Положить (что сделать?)- изложишь, сложишь, отложишь Ложиться (что делать?) - ляг, лягте

Лечь (что сделать?) - ложись, ложитесь

Ошибки в образовании форм ГЛАГОЛА

Образование глагольных форм прошедшего времени (сох .иди: сохнул, промокший или промокнувший?)

Нормой является выпадение- суффикса -НУ во всех формах прошедшего времени :

ПРИСТАВОЧНЫХ глаголов:

!!! Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные. !!! Правильно:  замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ глаголы в формах прошедшего времени имеют суффикс-НУ: мокнуть -

: мокнул, мокнувший :'

НО! Без суффикса -НУ образуют форму прошедшего времени со связанной основой: ввергнуть - вверг:

Трудные случаи образования форм глаголов. Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов. Инфинитив Ед.ч. Глядеть ехать Мн.ч. гляди лазать поезжай глядите поезжайте лазай лезть лазайте полезай, лезь лечь полезайте, лезьте ляг трогать лягте трогай бежать трогайте положить беги бегите положи класть положите клади ездить кладите езди махать покупать ездите помаши помашите покупай, купи разъехаться покупайте, купите разъезжайся !!! Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи,  ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие) разъезжайтесь

Трудные случаи образования форм глаголов. Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов.

Инфинитив

Ед.ч.

Глядеть

ехать

Мн.ч.

гляди

лазать

поезжай

глядите

поезжайте

лазай

лезть

лазайте

полезай, лезь

лечь

полезайте, лезьте

ляг

трогать

лягте

трогай

бежать

трогайте

положить

беги

бегите

положи

класть

положите

клади

ездить

кладите

езди

махать

покупать

ездите

помаши

помашите

покупай, купи

разъехаться

покупайте, купите

разъезжайся

!!! Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи,  ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие)

разъезжайтесь

Трудные случаи образования форм глаголов.  Запомнить!!! В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс – сь: умываться – умывайся, умывайтесь.   !!!Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).  !!!Правильно:  встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не  -ся , а  -сь ), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка) Глагол  класть  (всегда без приставки) Глаголы  положить, выложить, уложить, сложить  ( всегда с приставкой) У глаголов   победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить, ощутить, затмить, дерзить   нет формы 1л. ед.ч. !!! Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.  !!! Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.  !!! Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).  !!! Правильно:  попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

Трудные случаи образования форм глаголов. Запомнить!!!

  • В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс – сь: умываться – умывайся, умывайтесь.  
  • !!!Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие). !!!Правильно:  встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не  -ся , а  -сь ), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка)
  • Глагол  класть  (всегда без приставки)
  • Глаголы  положить, выложить, уложить, сложить  ( всегда с приставкой)
  • У глаголов   победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить, ощутить, затмить, дерзить   нет формы 1л. ед.ч.
  • !!! Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду. !!! Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч. 
  • !!! Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие). !!! Правильно:  попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

Трудные случаи образования форм причастий и деепричастий.

причастия

деепричастия

Смешение  возвратных  и  невозвратных

Смешение  действительных  и  страдательных  причастий ведёт к ошибке:

  причастий ведёт к ошибке: 

Запомните:

из вариантов:  высунув - высуня, положив - положа, разинув -разиня, скрепив - скрепя, сломив - сломя  -  литературными являются  первые  формы;  вторые  формы  устарели  и сохраняются лишь во фразеологических сочетаниях  (скрепя сердце, сломя голову, положа руку на сердце  и т.д.)

Девочка, воспитывающаяся  (вместо правильной формы:   воспитываемая)бабушкой, учится хорошо.

Федеральные войска, сражающие   (вместо правильной формы:  сражающиеся)   на улицах Грозного, отбили здание комендатуры.

литературными  являются формы деепричастий на -В (не на -ВШИ!):  встретив, купив, подумав, сняв   ( не  встретивши, купивши, подумавши, снявши);

!!! Запомните:

Примечание: 

отсутствуют формы причастий на -ЩИЙ от глаголов совершенного вида , а также причастий с частицей БЫ ( нельзя  употреблять: сделающий, вздумающий; вызвавшее бы возражение );

действительные причастия  обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета, и имеют суффиксы -УЩ- (-ЮЩ-), -АЩ- (-ЯЩ-), - ВШ-, -Ш-;

литературными  являются формы причастий:  забредший, приобретший, приплётший, вышибленный, заклеймённый, изрешечённый, обезопасенный, пронзённый, спелёнатый и спелёнутый;

страдательные причастия  обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета, и имеют суффиксы -ЕМ- (-ОМ-), -ИМ-, -НН-, -ЕНН- (-ЁНН-), -Т-.

бесприставочные  глаголы с суффиксом -НУ-  сохраняют  его и в причастиях  (глохнувший, липнувший) , а  приставочные  -  теряют (оглохший, прилипший).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 3 секунд
Комплекты для работы учителя