СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфологический аспект как один из структурных компонентов комплексного анализа текста на уроках русского языка в 9 классе (в рамках ОГЭ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка.

Просмотр содержимого документа
«Морфологический аспект как один из структурных компонентов комплексного анализа текста на уроках русского языка в 9 классе (в рамках ОГЭ)»



Морфологический аспект как один из структурных компонентов комплексного анализа текста на уроках русского языка в 9 классе (в рамках ОГЭ)

Любой человек в современном мире, не замечая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их.

Одна из первых задач, которые ставят перед собой школьники – овладение практической (орфографической и пунктуационной) грамотностью. Но это далеко не единственная задача.

Обучение русскому языку в общеобразовательной школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по русскому языку, развивать их языковое чутье, способность к анализу языковых явлений, умение наблюдать факты речи. В решении этих задач огромное значение имеет комплексная работа с текстом, а соответственно разные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объему и способу выполнения.

Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.

Комплексный языковой анализ текста создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.

Таким образом, можно сделать вывод, что комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность рассматривать в единстве вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает их системное повторение.

Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

Одним из важных аспектов анализа текста является морфология. Проблема, с которой я сталкиваюсь много лет, когда ребятам сложно отличить причастие от прилагательного, категорию состояния от наречия, деепричастие от глагола, краткое причастие от краткого прилагательного. На уроках приходится часто использовать тренировочные упражнения, которые направлены на определение этих частей речи. В комплексный анализ текста тоже стараюсь включать задания данного типа. Приведу несколько примеров работы с текстом.

Задание1. Опишите фотографию.

Задание2. Прочитайте текст. Сопоставьте фотографию и текст(что общего, что объединяет) . Выполните задания к тексту.

1.После мног..дневной непр..кращающейся осады весна ворвалась в город. 2.Рушились по..точенные солнцем снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками, а в лужах терпели бедствие бумажные флотилии, дымились еще не очище..ые от снега скаты темно-серых крыш; грачи, словно минеры, озабоче..о прощупывали дли..ыми белыми носами (не)стаявший снег.

3.Зима о..ступила в сады, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмел..валась на вылазки, перехват..вала моро..цем ручьи. 4.Под всеми крышами барабанила капель, во всех дворах зв..нели детские голоса, а над домами и дворами, над улицами и перекрестками выписывали виражи грачи, (не )смолкавшие ни на одну минуту.

5.За городом уже пестрело от проталин. Чернели гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины старой травы.

6.Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха бессчетного множества подтаивавших льдинок, от стекающей капля за каплей где-то в тайниках сугробов талой воды. (ПО Е.Носову)

Задания (морфология).

1.Вставьте пропущенные буквы. Определите тему текста.

2.Из предложения 2 выпишите причастия и прилагательные ( в скобках указать) (зад 5 ОГЭ)

2.В предложении 4 надпишите все части речи.

3.Из предложения 6 выпишите все причастия

4.Из предложения 3 выпишите Г.О

5.Из предложения 2 выпишите по 1 словосочетанию на каждый тип связи (согласование,управление,примыкание)

К заданию 8 (огэ)

5.Среди предложений 1-3 выпишите номер предложения, где неправильно выделено подлежащее (исправьте ошибки)

6 Правильно ли выделены сказуемые в предложении 4(напишите правильный вариант)?

Выпишите грамматическую основу предложения ….(задание №8)

Для тренировочных занятий использую следующие задания:

Укажите, каким членом предложения является каждое из выделенных слов в предложениях:

А) подлежащее
б) сказуемое
в) дополнение

Г) определение

Д) обстоятельство
е) не является членом предложения


1. А. Железо сильно раскалено

Б.Привычка- вторая натура

В. В ступе воду не толкут

Г. Душа в пятки ушла

2.

А. Заставили козла стеречь огород

Б. Во всяком мудреце довольно простоты

В.Человека ложь не красит

Г.Знай, сверчок,свой шесток

Тренировочные упражнения:

Выпишите грамматическую основу предложения:

1.На реке было еще прохладно, тихо.

2.Многое можно услышать в весеннем лесу.

3.Сонливый да ленивый-два родных брата

Задание 5. Выпишите слово,в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН»(ОГЭ)

1.Тренировочные задания: образуйте страдательные причастия прошедшего времени:

Засеять-

Заклеить-

Расколоть

Овеять-

Расписать-

Вырастить-

2. Укажите части речи и вставьте буквы:

Зеле..ый ,разброса...ый, румя..ый, скомка..ый, организова..а(выставка), разруше..ый, реше..а, торжестве..ый

2. Тренировочные упражнения

а) Спишите текст, расставляя знаки препинания. Разберите выделенные слова как части речи.

Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние но только внутренняя духовная животворная сила труда служит источником человеческого достоинства нравственности и счастья. Труд истинный и непременно свободный потому что другого труда нет и быть не может имеет такое значение для жизни человека что без него она теряет свою цену.

(По К. Ушинскому)

Карточка №1

б) Спишите, раскрывая скобки. На какую тему подобраны пословицы? Подчеркните именные части речи как члены предложения.

Только кукушка своего гнезда не в..ет. Хозяин добр — и дом хорош, хозяин худ — и в доме то(ж). Дом вести — не лапти пл..сти. Дом (не)велик, да лежать (не) велит. Дома — как хочу, а в людях — как велят. Домом не управил — так и волост.. ю не управить.

Карточка №2

в) Составьте предложения, в которых данные слова выступали бы в роли разных членов предложения.

Инженер — в роли подлежащего, сказуемого, дополнения. Учиться — в роли сказуемого, подлежащего.

Мужественный — в роли определения, сказуемого.

Карточка№3
Выразительно прочитайте отрывок. Спишите его, укажите слова, относящиеся к служебным частям речи. Какова их роль в речи? Объясните постановку знаков препинания и орфограммы на месте пропусков.

Какое стра..ое и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудесна сама эта дорога: ясный день, осе..ие листья, холодный воздух.. покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней пр..жмемся в углу!.. А ночь! Небесные силы! Какая ночь свершае..ся в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необ..ятно, звучно и ясно ра..кинувшееся!..

(Н. Гоголь)

3. Прием «Мозговой штурм»

Два ученика затеяли спор. Один утверждал, что слова тепло, лихо, зло, подряд — существительные, а другой доказывал, что это наречия. Каково ваше мнение?

Задание 2.(задание 4 ОГЭ)

Отметьте слова, в которых пишется з.

(На экране проецируются слова.)

1) бе..болезненный, 2) бе..трепетный, 3) ра..лагать,

4) бе..граничный, 5) бе..цензурный, 6) и..ключить,

7) ра..каиваться, 8) бе..жизненный, 9) ра..познавать,

10) бе..шабашный.

(При выполнении задания повторяется правило написания приставок на з, с)

Делается запись:



Задание 3.(задание 5)

Н и НН (Вставьте пропущенные буквы)

(На экране проецируются слова.)

Разорва..ый рукав, позолоче..ое кольцо, гружё..ая кирпичом машина, сумка нагруже..а, посаже..ый дуб, организова..ое злословие, переглаже..ое бельё, некоше..ая трава, дело сдела..о, мощё..ые булыжником дороги.

(Определяем значение слова «мощёные» от мостить

(« покрывать поверхность чего-н.(дороги, улицы).)

(Повторяется правило правописания – н- и — нн — в суффиксах прилагательных и причастий.)

Делается запись: разорванный рукав, позолоченное кольцо, гружённая кирпичом машина, сумка нагружена, посаженный дуб, организованное злословие, переглаженное бельё, некошеная трава, дело сделано, мощённые булыжником дороги.

Таким образом, можно сделать вывод, что комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность рассматривать в единстве вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает их системное повторение.

Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!