СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морис Равель "Болеро"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

О творчестве французского композитора Мориса Равеля.

 

Просмотр содержимого документа
«Морис Равель "Болеро"»

Морис Равель (1875-1937)

Морис Равель

(1875-1937)

Морис Равель родился 1875 г. в городе Сибур на юге Франции. Город Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец инженер-путеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано.  Однако интерес к импровизации, созданию композиции появился у Равеля после знакомства с творчеством «подпольного» родоначальника музыкального импрессионизма и просто экстравагантного композитора Эрика Сати , а также личной встречи с другим композитором и пианистом Рикардо Виньесом. Именно после этого у Мориса появилась страсть к сочинительству.
  • Морис Равель родился 1875 г. в городе Сибур на юге Франции. Город Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец инженер-путеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну.
  • В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано.
  • Однако интерес к импровизации, созданию композиции появился у Равеля после знакомства с творчеством «подпольного» родоначальника музыкального импрессионизма и просто экстравагантного композитора Эрика Сати ,
  • а также личной встречи с другим композитором и пианистом Рикардо Виньесом. Именно после этого у Мориса появилась страсть к сочинительству.
Импрессиони́зм   (фр. от  impression  — впечатление ) — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети  XIX  — начала  XX  веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в  литературе  и  музыке , где авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.
  • Импрессиони́зм   (фр. от  impression  — впечатление ) — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети  XIX  — начала  XX  веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру.
  • Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в  литературе  и  музыке , где авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.
Клод Моне.  Впечатление. Восход солнца .

Клод Моне.  Впечатление. Восход солнца .

Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари

Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари

Клод Моне «Руанский собор»

Клод Моне

«Руанский собор»

Камиль Писаро «Бульвар Монмартр зимним утром» «Пруд с кувшинками»

Камиль Писаро «Бульвар Монмартр зимним утром»

«Пруд

с кувшинками»

Ван Гог «Красные виноградники в Арле»

Ван Гог «Красные виноградники в Арле»

На последнем году обучения он попал в класс к крупному французскому композитору Габриэлю Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии — «Хабанеру», «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт». После окончания консерватории в 1900—1914 годах он пишет множество сочинений. Как и у большинства новаторов, творчество Мориса Равеля некоторое время не было признано в профессиональных академических кругах. Так, Морис Равель целых 4 раза подряд участвовал в конкурсе на получение Римской Премии- с 1901-1905 года. Равель не стал самым старшим (или старым) лауреатом Римской Премии. Однако истинная причина недопущения его к конкурсу лежала, разумеется, не в возрасте, а в раздражении членов жюри его «разрушительной, антимузыкальной» деятельностью, вернее говоря, импрессионистской эстетикой его ярких произведений, к тому времени уже пользовавшихся известностью (к примеру, уже много раз была исполнена его знаменитая «Игра воды»).
  • На последнем году обучения он попал в класс к крупному французскому композитору Габриэлю Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии — «Хабанеру», «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт». После окончания консерватории в 1900—1914 годах он пишет множество сочинений.
  • Как и у большинства новаторов, творчество Мориса Равеля некоторое время не было признано в профессиональных академических кругах. Так, Морис Равель целых 4 раза подряд участвовал в конкурсе на получение Римской Премии- с 1901-1905 года.
  • Равель не стал самым старшим (или старым) лауреатом Римской Премии. Однако истинная причина недопущения его к конкурсу лежала, разумеется, не в возрасте, а в раздражении членов жюри его «разрушительной, антимузыкальной» деятельностью, вернее говоря, импрессионистской эстетикой его ярких произведений, к тому времени уже пользовавшихся известностью (к примеру, уже много раз была исполнена его знаменитая «Игра воды»).
Весной 1905 года, после «скандального дела Равеля» в жизни композитора прошла строгая черта. Равель окончательно порвал с консерваторией и академическими кругами .  Не допущенный к конкурсу, он, тем не менее, вышел победителем в глазах всего музыкального и интеллектуального общества. К нему приковано всеобщее внимание, его известность возрастает буквально с каждым днём, его сочинения издаются нарасхват, исполняются в концертах, о нём говорят и спорят. Впервые Равель становится вторым лидером музыкального импрессионизма и выходит на одну высоту с Клодом Дебюсси, композитором, которого он прежде всегда уважал.
  • Весной 1905 года, после «скандального дела Равеля» в жизни композитора прошла строгая черта. Равель окончательно порвал с консерваторией и академическими кругами .
  • Не допущенный к конкурсу, он, тем не менее, вышел победителем в глазах всего музыкального и интеллектуального общества. К нему приковано всеобщее внимание, его известность возрастает буквально с каждым днём, его сочинения издаются нарасхват, исполняются в концертах, о нём говорят и спорят. Впервые Равель становится вторым лидером музыкального импрессионизма и выходит на одну высоту с Клодом Дебюсси, композитором, которого он прежде всегда уважал.
В первый же месяц войны с Германией Морис Равель попал в число мобилизуемых в действующую армию. Однако, несмотря на хорошее состояние здоровья, медицинская комиссия не приняла его ни в один род войск. Причиной тому был слишком маленький рост Равеля, не подходивший ни под один из армейских стандартов, и, как следствие, явно недостаточный для солдата вес тела. В течение трёх месяцев Равель, используя все свои связи, упорно добивался, чтобы его всё же приняли в действующую армию. В конце концов, в октябре 1914т года он добился своего и был принят добровольцем в автомобильный дивизион , где и прослужил шофёром грузовика чуть более трёх лет, сначала при инфантерии, а потом при авиационном полку. В начале 1918 года, совершенно подорвав на службе своё здоровье, он был комиссован по болезни.
  • В первый же месяц войны с Германией Морис Равель попал в число мобилизуемых в действующую армию. Однако, несмотря на хорошее состояние здоровья, медицинская комиссия не приняла его ни в один род войск. Причиной тому был слишком маленький рост Равеля, не подходивший ни под один из армейских стандартов, и, как следствие, явно недостаточный для солдата вес тела. В течение трёх месяцев Равель, используя все свои связи, упорно добивался, чтобы его всё же приняли в действующую армию. В конце концов, в октябре 1914т года он добился своего и был принят добровольцем в автомобильный дивизион , где и прослужил шофёром грузовика чуть более трёх лет, сначала при инфантерии, а потом при авиационном полку. В начале 1918 года, совершенно подорвав на службе своё здоровье, он был комиссован по болезни.
Вернувшись с войны Морис продолжает сочинять. Однажды он создал концерт для пианиста, который вернулся с войны без руки.  И если слушать концерт и не смотреть на сцену – создается впечатление, что играют двумя руками.

Вернувшись с войны Морис продолжает сочинять.

Однажды он создал концерт для пианиста, который вернулся с войны без руки.

И если слушать концерт и не смотреть на сцену – создается впечатление, что играют двумя руками.

Равель много гастролирует: выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. И всюду его встречал восторженный приём благодарных почитателей. По заказу русского дирижёра С. Кусевицкого Равель выполняет оркестровку « Картинок с выставки» М. П. Мусоргского . Всё это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением «Болеро » . В нём композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн.  Сорасположенность частей, их строгая последовательность в развитии главной темы позволили передать танцевальную стихию испанской музыки. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар . В 1925 году М. Равель завершил работу над новаторским произведением «Дитя и чудеса (волшебство)». Оно было названо оперой-балетом. Наряду с традиционными инструментами впервые прозвучал инструмент композитора — элиофон, искусно имитирующий порывы ветра.

Равель много гастролирует: выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. И всюду его встречал восторженный приём благодарных почитателей. По заказу русского дирижёра С. Кусевицкого Равель выполняет оркестровку « Картинок с выставки» М. П. Мусоргского . Всё это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением «Болеро » . В нём композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн.

Сорасположенность частей, их строгая последовательность в развитии главной темы позволили передать танцевальную стихию испанской музыки. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар . В 1925 году М. Равель завершил работу над новаторским произведением «Дитя и чудеса (волшебство)». Оно было названо оперой-балетом. Наряду с традиционными инструментами впервые прозвучал инструмент композитора — элиофон, искусно имитирующий порывы ветра.

В 1932 году Равель вновь совершает турне по Европе вместе с выдающейся пианисткой Маргаритой Лонг. В это же время он начинает работы над новым произведением — балетом «Жанна д’Арк». Однако попадает в автомобильную катастрофу, и работа прекращается. Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора были «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина. Композитор умер 28 декабря 1937 года в Париже после неудачно проведённой операции на головном мозге, предпринятой с целью лечения афазии. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.
  • В 1932 году Равель вновь совершает турне по Европе вместе с выдающейся пианисткой Маргаритой Лонг. В это же время он начинает работы над новым произведением — балетом «Жанна д’Арк». Однако попадает в автомобильную катастрофу, и работа прекращается.
  • Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора были «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина.
  • Композитор умер 28 декабря 1937 года в Париже после неудачно проведённой операции на головном мозге, предпринятой с целью лечения афазии.
  • Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.
Сочинения «Старинный менуэт» (1895) «Павана на смерть инфанты» (1899) «Игра воды» для фортепианно (1901) «Отражения» для фортепиано (1905) «Испанская рапсодия» для симфонического оркестра (1907) «Испанский час», опера (1907) «Ночной Гаспар», или «Призраки ночи» для фортепиано (1908) «Дафнис и Хлоя», балет (1912) «Могила Куперена» (1917) «Дитя и волшебство», опера (1925) «Болеро» для симфонического оркестра (1928) Концерт № 1 соль мажор для фортепиано и симфонического оркестра Концерт № 2 ре мажор для фортепиано (левой руки) и симфонического оркестра, посвящён Паулю Витгенштейну «Цыганка», концертная рапсодия для скрипки и фортепиано (или оркестра) (1924 
  • Сочинения
  • «Старинный менуэт» (1895)
  • «Павана на смерть инфанты» (1899)
  • «Игра воды» для фортепианно (1901)
  • «Отражения» для фортепиано (1905)
  • «Испанская рапсодия» для симфонического оркестра (1907)
  • «Испанский час», опера (1907)
  • «Ночной Гаспар», или «Призраки ночи» для фортепиано (1908)
  • «Дафнис и Хлоя», балет (1912)
  • «Могила Куперена» (1917)
  • «Дитя и волшебство», опера (1925)
  • «Болеро» для симфонического оркестра (1928)
  • Концерт № 1 соль мажор для фортепиано и симфонического оркестра
  • Концерт № 2 ре мажор для фортепиано (левой руки) и симфонического оркестра, посвящён Паулю Витгенштейну
  • «Цыганка», концертная рапсодия для скрипки и фортепиано (или оркестра) (1924 
http:// soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/moris-ravel

http:// soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/moris-ravel


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!