Введение
Новые образовательные возможности создаются для школьников в нашей стране: появляются разнообразные ЦМИТы (Центры молодежного инновационного творчества) и технопарки, открывают свои двери научные лаборатории. Летний отдых становится более продуктивным, если сопровождается образовательными программами с привлечением ведущих учёных и бизнесменов. Федеральные и региональные детские центры организуют профильные смены, в ходе которых происходит усвоение норм проектной и исследовательской деятельности, и ее уровень оказывается значительно выше, принятого в общем образовании.
Разнообразие форматов порождается не случайно. Оно является, с одной стороны, ответом на возникающие образовательные потребности детей и подростков, с другой стороны — отражает многоликий и бесценный капитал нашей страны — педагогов, инженеров, молодых учёных, готовых делиться своими знаниями, опытом.
Появление конкурсов вслед за развитием научного и технического творчества молодёжи является естественным ответом на другие потребности — делиться опытом (для наставников), показывать полученные результаты и получать общественное признание ценности проделанной работы (для участников таких мероприятий).
Москва — особенный город. С одной стороны, здесь располагаются крупнейшие научные центры, с другой — наблюдается огромная неоднородность доступности современного уровня образовательных ресурсов, обусловленная логистикой большого города.
В Москве реализуется много конкурсов и конференций, имеющих добрые традиции. Тем не менее сегодня стало актуальной задачей обобщение опыта, объединение усилий и наработок, с тем чтобы город мог предоставить равные и вместе с тем практически неограниченные возможности всем обучающимся. Для этого проводится комплекс образовательных мероприятий московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся.
Координатором конкурса является Центр педагогического мастерства.
Слушатели курсов уже знакомы с этим конкурсом. Однако многих волнуют вопросы: для чего этот конкурс, какие задачи он решает, как устроен, какую ценность он представляет для разных категорий участников?
Какие задачи решает конкурс?
Этот конкурс является региональным этапом Всероссийского конкурса научно-технологических проектов, организуемого фондом «Талант и Успех» (https://konkurs.sochisirius.ru/).
Конкурс должен решать задачи формирования культуры проектной и исследовательской деятельности у обучающихся как эффективного инструмента познания и саморазвития, профессиональной ориентации школьников.
Конкурс служит участникам средством самовыражения, ненамеренного, но необходимого инструмента самоутверждения.
Московский городской конкурс организуется и проводится в целях развития и совершенствования преемственной разноуровневой системы проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях города Москвы, популяризации научных знаний и развития интереса школьников к фундаментальным и прикладным наукам, техническому творчеству.
Как устроен конкурс?
Организатором конкурса является Департамент образования г. Москвы. Вместе с ним в организацию и проведение конкурсных мероприятий вовлечены буквально все образовательные организации Москвы, реализующие программы основного образования, а также вузы и крупные научно-исследовательские центры.
В конкурсе, помимо самих участников, задействованы следующие группы специалистов:
Руководители работ. Основная их функция заключается в наставничестве и сотрудничестве со школьниками и их командами во время работы над проектом или исследованием. Качество их работы определяется уровнем вовлечённости участников, а также степенью усвоения норм проектной и исследовательской деятельности. Руководителем может выступать как школьный педагог, так и родители. На уровне средней ступени образования руководителями работ являются научные сотрудники, молодые учёные, привлекающие детей к своим исследовательским направлениям. В этом случае в ходе такой деятельности руководителями работ может оказываться помощь обучающимся в самоопределении в зависимости от их исходных запросов.
Школьные координаторы. Их функция состоит в создании уникальной для каждой школы среды. В общих чертах можно было бы задать требования к этой среде.
Это:
Расширение материально-технической базы. Положительное влияние в Москве в этом отношении оказали проекты развития академических, медицинских и инженерных классов.
Присутствие в школе «идейных» педагогов. Некоторые школы изыскивают возможности привлечения увлечённых молодых учёных (студентов, аспирантов).
Доверительные субъект-субъектные отношения. Пожалуй, именно этим фактором зачастую пренебрегают, но он оказывается существенным в подростковом возрасте.
Московский городской конкурс проводится по пяти направлениям (ознакомиться с тематиками этих направлений можно на страницах направлений, представленных на сайте конкурса):
инженерное (http://mgk.olimpiada.ru/engineer/);
медико-биологическое (http://mgk.olimpiada.ru/medbio/);
научно-технологическое (http://mgk.olimpiada.ru/sciencetech/);
гуманитарное (http://mgk.olimpiada.ru/Humanitarian/);
экономическое (http://mgk.olimpiada.ru/economics/).
Направления конкурса поддерживаются ресурсными центрами.
Направление | Наименование организации |
Научно-технологическое | Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» |
Инженерное | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский политехнический университет» |
Медико-биологическое | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации |
Гуманитарное | Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1505 «Преображенская» |
Экономическое | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» |
Какова роль ресурсных центров в системе конкурса?
Во-первых, это, конечно научно-методическая поддержка как самих проектных и исследовательских работ, так и конкурсных мероприятий. Нередко специалисты ресурсных центров выступают наставниками в научно-техническом творчестве обучающихся Москвы.
Во-вторых, в случаях, когда в школе возникает аргументированный запрос на материально-техническое сопровождение, в особенности высокотехнологичных проектов, ресурсные центры стараются отвечать на такие запросы положительно. Так, Московский политехнический университет специально создал Инженерную школу с проектными мастерскими, для того чтобы школьники могли реализовывать свои творческие замыслы.
В-третьих, специалисты ресурсных центров могут оказывать научно-методическую поддержку московских учителей в организации проектно-исследовательской деятельности, тем самым обеспечивая постоянную актуализацию их профессиональных компетенций.
Конкурс исследовательских и проектных работ проводится в три этапа.
Организаторы, выстраивая такой график проведения конкурсных мероприятий, исходили прежде всего из обучающих и развивающих функций конкурса. Они считают, что график должен помочь участникам организовать работу над проектом/исследованием. Так, в октябре происходит формирование рабочих тематик и проектных/исследовательских команд. После этого у ребят имеется достаточное время на теоретическую проработку и, возможно, получение первичных результатов.
В ноябре — декабре школы проводят первый этап. На этот этап участники представляют тему работы с обоснованием её актуальности и план работы.
Задача организатора первого этапа — внимательно отнестись к задумке участника, если требуется – обеспечить квалифицированное сопровождение участника (наставничество). Если в результате после первого этапа у участников повысилась мотивация, произошло уточнение плана работы, то это мероприятие можно считать успешным. Важно своевременное информирование педагогов школы, обучающихся и их родителей с возможностями конкурса. Организаторами первого этапа являются образовательные организации Москвы, реализующие программы основного образования.
Второй этап проводится в январе — начале февраля. Участники представляют выполненную работу, оформленную в соответствии с требованиями к исследовательским/проектным работам. Работы оцениваются экспертами по единым критериям. Критерия оценивания доступны на сайте конкурса (http://mgk.olimpiada.ru/documents/).
Важно учесть, что именно второй этап является завершающим мероприятием конкурса для обучающихся 1–7 классов. Поэтому важно сделать всё, чтобы для них этот конкурс был в максимальной степени обучающим и мотивирующим мероприятием. Возможно, у некоторых семиклассников работы получат существенное развитие в следующем году, а приобретённый опыт поможет добиться успеха.
Основные задачи организатора при подготовке второго этапа:
ознакомление всех участников процесса с рабочим регламентом проведения конкурса на этом этапе, включая сроки, секции, требования к представляемым работам и докладам;
распределение работ по секциям таким образом, чтобы обеспечить участникам обмен опытом, а экспертам — оценку работ, имеющих отношение к их сфере компетентности.
Организаторами второго этапа конкурса являются базовые школы в МРСД.
Третий этап проводится в марте в два тура. Первый тур нацелен на отбор. Организаторами третьего этапа являются ресурсные центры.
В третьем этапе принять участие смогут обучающиеся 8–11 классов и только с теми работами, которые выполнены самостоятельно (либо в команде) и удовлетворяют всем формальным требованиям.
Какова ценность конкурса для разных категорий участников?
Для обучающихся это возможность практического использования знаний, инструмент самодиагностики, способ попробовать себя в профессии. Некоторые ребята из числа победителей и призёров третьего этапа, являющихся учащимися 8–10 классов, войдут в состав сборной команды города Москвы для участия в научно-технологической смене "Большие вызовы" в ОЦ "Сириус". Победителям и призёрам, обучающимся в 11 классе, ресурсные центры соответствующих направлений предложат воспользоваться дополнительными возможностями при поступлении в вузы.
Для учителей это обмен опытом, методиками, самодиагностика, пополнение копилки идей.
Для образовательных организаций — возможность повышения статуса за счёт привлечения партнёрских организаций и молодых учёных и специалистов как для работы со школьниками, так и для повышения квалификации педагогического состава, расширение возможностей использования материально-технической базы, в том числе оборудования медицинских, инженерных классов.
Для вузов — повышение уровня подготовки абитуриентов и получение более мотивированной аудитории студентов, обеспечение преемственности учебного процесса. Организаторы конкурса верят в то, что выстраиваемая система конкурсных мероприятий таким образом сможет повысить эффективность высшего образования.
Для предприятий — ранняя профориентация — формирование кадрового резерва для высокотехнологичных предприятий, а также продвижение высокотехнологичной продукции.