Рассмотрено: На заседании педагогического совета протокол №___ от________20__г | Согласовано: Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Лежанская СОШ»____________ | Утверждаю: Директор МБОУ «Лежанская СОШ» ______________Лагойская И.В. От ______________20__г |
| | |
Краткосрочная рабочая программа курса внеурочной
Деятельности по истории «МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XV ВЕКЕ»
основанных на принципах преемственности,
реализующих ФГОС ООО для 7 класса
на 2021-2022 учебный год
Направление: общеинтеллектуальное, общекультурное.
ФИО: Кожушко Юлия Николаевна
Должность, квалификация:
Учитель истории и обществознания.
С. Лежанка 2021год.
Актуальность программы:
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности в 7 классе. Данная программа дополняет школьный курс истории «Московская Русь», о исторических деятелях и значимых событиях. Программа разработана на основе требований ФГОС ООО, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ООО. Учебный план МБОУ «Лежанская СОШ» на 2020-2021 учебный год, рабочие программы по истории (предметная линия учебников под ред. И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова 6-7 кл.: «Дрофа», 2018); программа составлена на основе пособия для учителей общеобразовательных учреждений «Внеурочная деятельность школьников.» Методический конструктор: /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.
Цели программы: Освоение знаний о важнейших событиях отечественной истории, взаимосвязи и хронологической преемственности.
Задачи:
• формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
▪ развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
▪ развивать историческое мышление обучающихся на базе материала курса;
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.
Личностные:
- Желания приобрести новые знания и умения;
- Освоение новых видов деятельности, участие в творческом процессе;
- Умение приобщиться к творческой, поисковой, проектной деятельности по изучению истории своего Отечества;
Метапредметные:
- формирование ответственного отношения к учению;
- умение строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- умение сотрудничать в ходе реализации коллективных творческих проектов.
- готовность слушать собеседника, вести диалог.
Предметные:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых,
изобразительных и др.);
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
Планируемые результаты реализации программы
- Усвоить основные базовые знания по истории; её ключевые понятия;
- Планируемые результаты реализации программы ориентированы на взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения;
- Опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;
«МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XV - XVI ВЕКЕ» (9 часов) 7 класс
Введение. Иван III – государь всея Руси. Иван IV. Пресечение династии Рюриковичей. (2 часа)
Образование Российского государства, теория «Москва – Третий Рим». Просмотр обучающего фильма, анализируют и выделяют основные понятия. Для обобщения и закрепления увиденного материала создание интеллект – карты (Майндмэппинг). Проблемно-ценностное общение и познавательный вид деятельности.
Внешняя политика XVI веке. (2часа)
Работа с интерактивной картой онлайн. Направление войн, итоги. Изучают и анализируют справочный материал в печатном и в электронном виде. Приём «Посмотри – подумай – задумайся» // Приложение №1 Составление таблицы.
Игровой , познавательный вид деятельности.
Междинастическое правление в период смутного времени. (1 часа)
Индивидуальная работа, на выбор. Конечный продукт защищаем (презентуем)онлайн.
– изготавливает «Борис Годунов и Фёдор Годунов» книжка – малышка, с информацией и иллюстрациями.
– изготавливает «Лжедмитрий I» при помощи кроссворда и вопросов к нему.
– изготавливает блок «Василий Шуйский» - приём «паспорт»
– изготавливает блок «Семибоярщина» - книжка – малышка, с информацией и иллюстрациями.
Познавательный вид деятельности.
Развитие культуры народов России в XV – XVI веках. (2 часа)
Осуществляют поиск и подбор информации по теме. Создают папку с материалами по заданной теме.
Разбиваются на группы или индивидуально, подбирают материал, информацию, иллюстрации, фотографии. Изготавливают продукт – коллаж (допускается интерактивный в онлайн)
1 группа - Начало книгопечатания, летописание;
2 группа – архитектура;
3 группа - изобразительное искусство;
4 группа - Жилища. Одежда. Занятия;
Познавательный вид деятельности.
Контроль по теме (1 час) Онлайн презентации творческих работ участников курса.
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
Тематическое планирование
ТЕМА: «МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XV - XVI ВЕКЕ» (8 часов) 7 класс
№ п/п | Тема занятия | Часы | Практическая часть | Характеристика деятельности обучающихся |
часы | Вид внеурочной деятельности | Форма достижения результата |
1-2 | Введение. Иван III – государь всея Руси. Иван IV. Пресечение династии Рюриковичей. | 2 | 1 | Онлайн экскурсия. Государь: Иван III Великий https://youtu.be/Ja09fRHpIfw https://youtu.be/lHP8_2LzaUY Моя история. Рюриковичи (2015) Выставка, посвящённая династии Рюриковичей. 30 января - 15 февраля 2015 года, выставочный комплекс "Ленэкспо" (Санкт-Петербург). https://youtu.be/_-hCu-2CZWU Проблемно-ценностное общение и познавательный вид деятельности. (Анализируют и выделяют основные понятия. Чертят и заполняют интеллект – карту по данной теме). | Онлайн беседа. Создание интеллект – карты. (Майндмэппинг) //Приложение №2 Загрузка работ в группу «Внеурочная деятельность» ВК. Взаимная самооценка. | |
3 - 4 | Внешняя политика XVI веке. | 2 | 2 | Игровой , познавательный вид деятельности. Работа с интерактивной картой. https://youtu.be/6WuGJc_NBkE | Приём «Посмотри – подумай – задумайся» // Приложение №1 Составить таблицу. Загрузка работ в группу «Внеурочная деятельность» ВК. Взаимная самооценка. | |
5 | Междинастическое правление в период смутного времени. | 1 | 1 | Познавательный вид деятельности. (Создают работы для лэпбука по данной теме). | Творческая мастерская по изготовлению лэпбука. Индивидуальная лабораторная работа. Загрузка работ в группу «Внеурочная деятельность» ВК. Взаимная самооценка. | |
6 - 7 | Развитие культуры народов России в XV – XVI веках. | 2 | 2 | Просмотр обучающего фильма https://youtu.be/2HGihSqjzxk Познавательный вид деятельности. (Изготавливают продукт - коллаж) | Творческая мастерская по изготовлению коллажа «Развитие культуры народов России в XV – XVI веках». Лабораторная работа индивидуальная. Загрузка работ в группу «Внеурочная деятельность» ВК. Взаимная самооценка. | |
8 Контроль по теме: Презентация творческих работ участников курса. 1 час Итого: 8 академич. часов | Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) (Защита проектов, заполнение рефлексивных карт). // Приложение № 6 | Презентация творческих работ участников курса онлайн. | |
Условия реализации краткосрочной РП ВУД ПП.
Срок реализации программы «МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XV - XVI ВЕКЕ» - 8 часов, предназначена для 7 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 часу.
Критерии оценивания результатов:
Для оценивания результатов работы по программе учащимся предлагается создать свои творческие работы.
Работы выполняются в форме лэпбука, интеллект – карты, коллажа. просматриваются на последнем занятии. Оцениваются: соответствие теме, логика построения и изложения материала, наличие иллюстративного материала, творческий подход, самостоятельность, завершённость. Выполнение каждого из критериев – 1 балл. Ученики, набравшие от 2-х до 5-х баллов, считаются справившимися с работой. Выполненные творческие задания (продукт) демонстрируется в группе «Внеурочная деятельность» ВК. // Приложение № 3
Приложение №1
Приём «Посмотри – подумай – задумайся»
Приём «Посмотри – подумай – задумайся» - мыслительный приём, в котором ученики индивидуально отвечают на следующие вопросы с целью развития навыков наблюдения и описания, наблюдаемого:
- Что ты видишь?
- Что ты об этом думаешь?
- О чём это заставляет тебя задуматься?
Преподаватель предлагает ответить на поставленные вопросы.
С помощью данного приёма легко организовать беседу: поставить цель занятия, обменяться мнениями.
Что ты видишь? | Что ты об этом думаешь? | О чём это заставляет тебя задуматься? |
| | |
Приложение №2
Майндмэппинг (карта мыслей, интеллект-карта или ментальная карта) – это одна из эффективных техник запоминания, являющая собой графическое представление информации, которое излагается в виде древовидной схемы. В центре помещается ключевое понятие. На «ветках» располагаются свойства этого понятия. Далее у свойств указываются их отличительные признаки, характеристики, и т. Д.
Приложение № 3
Критерии оценки выполнения творческой работы.
№ | Ф.И.О. ребёнка | Название работы | Техника исполнения | Соответствие теме | Логика построения и изложения материала | Наличие иллюстратив - ного материала, творческий подход | Самостоя- тельность | Завершённость |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
- работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
- работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
- работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
Приложение № 4
Карта рефлексии _____ класс
Достигнутые результаты | Самооценка 0 – 10 баллов | Оценка педагога 0 – 10 баллов |
Метапредметные и личностные результаты |
Умею договориться с товарищем | | |
Умею найти нужную информацию | | |
Умею найти себе работу в паре, в группе | | |
Умею работать по готовому плану | | |
Умею планировать свою работу | | |
Приложение №5
Рефлексивная карта.
ученика _______ класса ФИ________________________________________
курса внеурочной деятельности «___________________________________»
1. Чему я научился на занятиях? | |
2. Буду ли продолжать занятия в следующем году? | |
3.Над чем ещё надо поработать? | |
4. Где пригодятся знания? | |
5.В полную ли силу занимался? | |
6.За что можешь себя похвалить? | |
Эта карта заполняется учеником и вкладывается в портфолио.
Приложение №6
ЛИСТ
индивидуальных достижений ученика __ класса МБОУ «Лежанская СОШ»
по курсу внеурочной деятельности «_________________________________»
Вид деятельности. | Время учёбы (месяц) |
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Регулярно посещает занятия. | | | | | | | | | |
Старательно и терпеливо выполняет указания учителя. | | | | | | | | | |
Адекватно относится к критике со стороны педагога. | | | | | | | | | |
Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими. | | | | | | | | | |