Учебное занятие.
6 класс.
Раздел Московская Русь в XIV-XVI веках.
Тема занятия: Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
Эпиграф: Здесь когда-то
Под всплеск боевого сигнала
Вся Россия
Россией себя осознала. Е.Евтушенко.
Цель: формировать умение анализировать, думать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям;
Задачи: углубление знаний об истории нашего Отечества, расширение кругозора по теме образования русского государства, воспитание интереса к предмету, коммуникативных качеств личности; развитие речи, мышления, воображения, наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
Вид учебного занятия: лекция
Литература: учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века» А.А.Данилов, «История государства Российского» Н.М.Карамзин, История России в произведениях русских поэтов.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока:
Название этапа | Ведущая деятельность. |
учителя | учащихся |
Организационный момент. | Приветствует учащихся. Отмечает присутствующих на уроке. | Приветствуют учителя. |
Актуализация знаний. | Н.М.Карамзин так характеризовал положение русских земель в конце XIII века: «Состояние России было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их…» 1. Какие события в истории XIII века стали причинами подобного состояния русских земель? 2. Почему русские князья потерпели поражение от монголо-татар? 3. К каким еще последствиям привела политическая раздробленность русских земель? 4.Какие княжества боролись за преобладание на Руси? | Слушают учителя, отвечают на вопросы. 1. Русь была разорена монголами. В результате походов Батыя значительная часть русских земель подверглась страшному разгрому. 2. Основная причина поражения в борьбе монголо-татарами - раздробленность и отсутствие единства в русских землях. 3. Политическая раздробленность привела к постоянным княжеским усобицам, дроблению княжеств на еще более мелкие. 4. Самыми сильными политическими центрами, боровшимися за первенство на Руси, были Тверское и Московское княжества. |
Изучение нового материала. | 1.Вводное слово учителя. Постановка проблемы. К 1380 году уже более 150 лет Русь находилась под властью Орды. Все попытки освободиться терпели неудачу. В 1380 году произошло событие, изменившее ситуацию- Куликовская битва. Советский поэт Евгений Евтушенко вот что написал об этом событии: Здесь когда-то Под всплеск боевого сигнала Вся Россия Россией себя осознала. Почему битва закончилась победой, была ли победа в битве закономерной и как она повлияла на дальнейшее развитие событий, это мы выясним сегодня на уроке. Объявление темы. | Слушают эпиграф, записывают тему в тетрадь. |
| 2.Представление плана урока. 1.Борьба Москвы за политическое первенство. 2.Русь и Орда. 3.Куликовская битва. 4.Набег Тохтамыша. | |
| 3. 1.Борьба Москвы за политическое первенство. Задание: Слушая рассказ, запишите в тетрадь опорные слова, которые помогут вам ответить на вопрос Каким образом Москве удалось получить политическое первенство? Рассказ учителя. | Слушают рассказ, записывают. Дмитрий Иванович;Ярлык у Суздальско-нижегородского князя;Митрополит Алексей;Новый противник - тверской князь Михаил;Осада Твери Дмитрием Ивановичем Договор князей. Отвечают на вопрос. |
| 2.Русь и Орда. Таким образом, мы видим, что Русь всё более усиливается. А что в это время происходит в Орде? Задание: используя учебник, заполните сравнительную таблицу «Русь и Орда». | | Золотая Орда | Русские земли | Политическая ситуация. | Усобицы, раздел Орды на Западную и Восточную, слабость власти ханов. | Усиление Московского княжества. Дмитрий Иванович перестает выполнять требования Орды. | Подготовка к сражению. | Мамай заключает союз с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом. | Дмитрий Иванович увеличивает дружину, заключает союзы с князьями. | Военные события накануне Куликовской битвы | 1377 г.- битва на р. Пьяне. Русское войско разгромлено. 1378 г.Дмитрий Иванович разгромил ордынцев на р. Воже | |
| Обсуждение: Какой вывод можно сделать о положении в Орде и на Руси? Каковы цели Мамая и Дмитрия Ивановича? Какое событие поставило под сомнение власть Орды над Русью? | Ответы учащихся Цель Дмитрия Ивановича – отстоять самостоятельность Москвы, защитить Русь от нового нашествия. Цель Мамая – повторить поход Батыя, расчленить Русь, посадить своих наместников, русских князей истребить, доказав тем самым, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя и имеет право на ханский титул. Впервые русские победили ордынцев в крупном полевом сражении у реки Вожи. Эта битва поставила под сомнение власть Орды над Русью. |
| 3.Куликовская битва. 8 сентября 1380 г. состоялось сражение между русскими и ордынскими войсками на поле Куликовом. Сейчас вы посмотрите видео об этом сражении и затем ответите на вопросы: Победа русских войск- случайность или закономерность? Причины победы. | Смотрят видео. Отвечают на вопросы. Причины победы: умелые действия князя, его авторитет; мужество воинов, ослабление Орды и усиление Московского княжества, поддержка церковью, объединение русских князей. |
| 4.Нашествие Тохтамыша. Рассказ учителя. Через два года (в 1382 году) новый хан Золотой Орды Тохтамыш с большим войском вторгся в русские области. Москва, Владимир и другие города подверглись разорению. Дмитрий Донской, чтобы не ввязываться в изнурительную войну с Ордой, пошел на уступки: снова возобновил выплату дани. И хотя победа на Куликовом поле не привела к полному свержению ордынского владычества, она имела большое значение. Задание: Как победа повлияла на дальнейшее развитие Руси? Каково значение Куликовской битвы? Свои предположения запишите в тетради (работа в парах с последующей проверкой этих предположений с помощью учебника). | Записывают в тетрадь- 1382 г. нашествие Тохтамыша. Записывают свои предположения в тетради (работа в парах). Затем с помощью учебника корректируют их (при необходимости). Впервые русским удалось одержать победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды. Победа восстановила веру народа в свои силы. Единственный способ избавления от ордынского владычества - объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством. Битва ускорила распад Золотой Орды. Дальнейшее усиление Москвы и ее ведущей роли в образовании единого Русского государства. |
4.Закрепление | Составьте рассказ, хронологически правильно расположив отрывки из летописной «Повести о Куликовской битве» (XIV в.). Цифры впишите в хронологической последовательности.(приложение 1) Работа с эпиграфом: Чем знаменательна Куликовская битва? | Работают с текстом. 5143276. Победа стала возможной после того, как русские князья объединили свои силы против общего врага. Сила России в единстве народов. |
5.Подведение итогов занятия. | Выставление оценок. Домашнее задание. | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. |
Приложение 1.
Составьте рассказ, хронологически правильно расположив отрывки из летописной «Повести о Куликовской битве» (XIV в.). Цифры запишите в хронологической последовательности.
1) И начали переправляться через Оку за неделю до Семенова дня, в день воскресный. И, переехав за реку, вступили в землю Рязанскую.
2) И тут выстроились татарские полки против христиан, и встретились полки. И, увидев друг друга, двинулись великие силы, и земля гудела, горы и холмы сотрясались от бесчисленного множества воинов. В урочный час сперва начали съезжаться сторожевые полки русские с татарскими. Сам же князь великий напал первым в сторожевых полках.
3) Пришел ордынский князь Мамай с единомышленниками своими, и со всеми прочими князьями ордынскими, и со всеми силами татарскими и половецкими... Также собрался с Мамаем и литовский князь Ягайло Ольгердович со всеми силами литовскими и польскими, и с ними же заодно Олег Иванович, князь рязанский.
4) И пришли к Дону, и стали тут, и долго совещались. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон». А другие возражали: «Не ходи, так как слишком умножились враги наши, не только татары, но и литовцы, и рязанцы». Пошли за Дон, в дальние края»земли, и скоро перешли Дон в гневе и ярости, и так стремительно, что основание земное содрогнулось от великой силы.
5) [Дмитрий Иванович] вскоре выступил из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришел в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных.
6) Тогда же Мамай с немногими убежал и пришел в свою землю с небольшой дружиной.
7) И тотчас сошлись на многие часы обе силы великие, и покрыли полки поле верст на десять — такое было множество воинов. И была сеча лютая и великая... Когда бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон.