СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Москва- центр борьбы с ордынским владычеством.Куликовская битва

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории  "Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Москва- центр борьбы с ордынским владычеством.Куликовская битва»

Учебное занятие.

6 класс.

Раздел Московская Русь в XIV-XVI веках.

Тема занятия: Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Эпиграф: Здесь когда-то

Под всплеск боевого сигнала

Вся Россия

Россией себя осознала. Е.Евтушенко.

Цель: формировать умение анализировать, думать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям;

Задачи: углубление  знаний об истории нашего Отечества,  расширение кругозора по теме образования русского государства, воспитание интереса к предмету, коммуникативных  качеств личности; развитие речи, мышления, воображения, наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, делать выводы.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Вид учебного занятия: лекция

Литература: учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века» А.А.Данилов, «История государства Российского» Н.М.Карамзин, История России в произведениях русских поэтов.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока:

Название этапа

Ведущая деятельность.

учителя

учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствует учащихся. Отмечает присутствующих на уроке.

Приветствуют учителя.

  1. Актуализация знаний.

Н.М.Карамзин так характеризовал положение русских земель в конце XIII века: «Состояние России было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их…»

1. Какие события в истории XIII века стали причинами подобного состояния русских земель?

2. Почему русские князья потерпели поражение от монголо-татар?

3. К каким еще последствиям привела политическая раздробленность русских земель?

4.Какие княжества боролись за преобладание на Руси?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

1. Русь была разорена монголами. В результате походов Батыя значительная часть русских земель подверглась страшному разгрому.

2. Основная причина поражения в борьбе монголо-татарами - раздробленность и отсутствие единства в русских землях.

3. Политическая раздробленность привела к постоянным княжеским усобицам, дроблению княжеств на еще более мелкие.

4. Самыми сильными политическими центрами, боровшимися за первенство на Руси, были Тверское и Московское княжества.

  1. Изучение нового материала.

1.Вводное слово учителя. Постановка проблемы.

К 1380 году уже более 150 лет Русь находилась под властью Орды. Все попытки освободиться терпели неудачу. В 1380 году произошло событие, изменившее ситуацию- Куликовская битва. Советский поэт Евгений Евтушенко вот что написал об этом событии:

Здесь когда-то

Под всплеск боевого сигнала

Вся Россия

Россией себя осознала.

Почему битва закончилась победой, была ли победа в битве закономерной и как она повлияла на дальнейшее развитие событий, это мы выясним сегодня на уроке.

Объявление темы.

Слушают эпиграф, записывают тему в тетрадь.


2.Представление плана урока.

1.Борьба Москвы за политическое первенство.

2.Русь и Орда.

3.Куликовская битва.

4.Набег Тохтамыша.



3. 1.Борьба Москвы за политическое первенство.

Задание: Слушая рассказ, запишите в тетрадь опорные слова, которые помогут вам ответить на вопрос Каким образом Москве удалось получить политическое первенство?

Рассказ учителя.

Слушают рассказ, записывают.

Дмитрий Иванович;Ярлык у Суздальско-нижегородского князя;Митрополит Алексей;Новый противник - тверской князь Михаил;Осада Твери Дмитрием Ивановичем Договор князей.

Отвечают на вопрос.


2.Русь и Орда.

Таким образом, мы видим, что Русь всё более усиливается. А что в это время происходит в Орде?

Задание: используя учебник, заполните сравнительную таблицу «Русь и Орда».





Золотая Орда

Русские земли

Политическая ситуация.

Усобицы, раздел Орды на Западную и Восточную, слабость власти ханов.

Усиление Московского княжества. Дмитрий Иванович перестает выполнять требования Орды.

Подготовка к сражению.

Мамай заключает союз с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом.

Дмитрий Иванович увеличивает дружину, заключает союзы с князьями.

Военные события накануне Куликовской битвы

1377 г.- битва на р. Пьяне. Русское войско разгромлено.

1378 г.Дмитрий Иванович разгромил ордынцев на р. Воже



Обсуждение:

Какой вывод можно сделать о положении в Орде и на Руси?

Каковы цели Мамая и Дмитрия Ивановича?

Какое событие поставило под сомнение власть Орды над Русью?


Ответы учащихся

Цель Дмитрия Ивановича – отстоять самостоятельность Москвы, защитить Русь от нового нашествия.

Цель Мамая – повторить поход Батыя, расчленить Русь, посадить своих наместников, русских князей истребить, доказав тем самым, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя и имеет право на ханский титул.

Впервые русские победили ордынцев в крупном полевом сражении у реки Вожи. Эта битва поставила под сомнение власть Орды над Русью.



3.Куликовская битва.

8 сентября 1380 г. состоялось сражение между русскими и ордынскими войсками на поле Куликовом. Сейчас вы посмотрите видео об этом сражении и затем ответите на вопросы:

Победа русских войск- случайность или закономерность?

Причины победы.

Смотрят видео.

Отвечают на вопросы.

Причины победы: умелые действия князя, его авторитет; мужество воинов, ослабление Орды и усиление Московского княжества, поддержка церковью, объединение русских князей.


4.Нашествие Тохтамыша.

Рассказ учителя.

Через два года (в 1382 году) новый хан Золотой Орды Тохтамыш с большим войском вторгся в русские области. Москва, Владимир и другие города подверглись разорению. Дмитрий Донской, чтобы не ввязываться в изнурительную войну с Ордой, пошел на уступки: снова возобновил выплату дани. И хотя победа на Куликовом поле не привела к полному свержению ордынского владычества, она имела большое значение.

Задание: Как победа повлияла на дальнейшее развитие Руси? Каково значение Куликовской битвы?

Свои предположения запишите в тетради (работа в парах с последующей проверкой этих предположений с помощью учебника).



Записывают в тетрадь- 1382 г. нашествие Тохтамыша.













Записывают свои предположения в тетради (работа в парах). Затем с помощью учебника корректируют их (при необходимости).


  1. Впервые русским удалось одержать победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды.

  2. Победа восстановила веру народа в свои силы.

  3. Единственный способ избавления от ордынского владычества - объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством.

  4. Битва ускорила распад Золотой Орды.

  5. Дальнейшее усиление Москвы и ее ведущей роли в образовании единого Русского государства.


4.Закрепление


Составьте рассказ, хронологически правильно расположив отрывки из летописной «Повести о Куликовской битве» (XIV в.). Цифры впишите в хронологической последовательности.(приложение 1)

Работа с эпиграфом: Чем знаменательна Куликовская битва?

Работают с текстом.

5143276.






Победа стала возможной после того, как русские князья объединили свои силы против общего врага. Сила России в единстве народов.

5.Подведение итогов занятия.


Выставление оценок.

Домашнее задание.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.



Приложение 1.

Составьте рассказ, хронологически правильно расположив отрывки из летописной «Повести о Куликовской битве» (XIV в.). Цифры запишите в хронологической последовательности.

1) И начали переправляться через Оку за неделю до Семенова дня, в день воскресный. И, переехав за реку, вступили в землю Рязанскую.

2) И тут выстроились татарские полки против христиан, и встретились полки. И, увидев друг друга, двинулись великие силы, и земля гудела, горы и холмы сотрясались от бесчисленного множества воинов. В урочный час сперва начали съезжаться сторожевые полки русские с татарскими. Сам же князь великий напал первым в сторожевых полках. 

3) Пришел ордынский князь Мамай с единомышленниками своими, и со всеми прочими князьями ордынскими, и со всеми силами татарскими и половецкими... Также собрался с Мамаем и литовский князь Ягайло Ольгердович со всеми силами литовскими и польскими, и с ними же заодно Олег Иванович, князь рязанский. 

4) И пришли к Дону, и стали тут, и долго совещались. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон». А другие возражали: «Не ходи, так как слишком умножились враги наши, не только татары, но и литовцы, и рязанцы». Пошли за Дон, в дальние края»земли, и скоро перешли Дон в гневе и ярости, и так стремительно, что основание земное содрогнулось от великой силы.

5) [Дмитрий Иванович] вскоре выступил из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришел в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных. 

6) Тогда же Мамай с немногими убежал и пришел в свою землю с небольшой дружиной.

7) И тотчас сошлись на многие часы обе силы великие, и покрыли полки поле верст на десять — такое было множество воинов. И была сеча лютая и великая... Когда бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!