СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Москва-центр борьбы с ордынским владычеством.Куликовская битва

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная разработка может быть использована к открытому уроку по истории Средних веков в 6-х классах. К этому же уроку  прилагаю презентацию.

Просмотр содержимого документа
«Москва-центр борьбы с ордынским владычеством.Куликовская битва»


Поурочный план дата:


Тема урока: МОСКВА-ЦЕНТР БОРЬБЫ С ОРДЫНСКИМ ВЛАДЫЧЕСТВОМ.

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

Цели:

1. Показать прогрессивную роль московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей.

  1. Рассказать о политической ситуации в Золотой Орде.

  2. Рассказать о подготовке и ходе Куликовской битвы.

  3. Способствовать воспитанию глубокого уважения к исто­рии Руси и значению Куликовской битвы.

Оборудование: карта-схема «Куликовская битва» (с. 152), карта атласа «Образование Российского централизованного госу­дарства».П.К. ,проектор, интерактивная доска.

Основные понятия: полк, рать, манёвр, тактика, передовой полк.

Важнейшие даты:

8 сентября 1380 г. - Куликовская битва; 1359-1389 гг. - правление князя Дмитрия Донского.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы и задания:

= Назовите факторы, обусловившие возникновение Москвы. = Назовите хронологические рамки процесса возникновения Москвы.

= Назовите и покажите на карте центры, которые принимали участие в собирании русских земель.

= Покажите на карте княжества, которые тяготели к Москве.

=» Охарактеризуйте черты процесса собирания русских земель.

= Выявите причины противостояния Москвы и Твери.

= Объясните причины единодушия церкви и великих князей.

= Расскажите о русских князьях, которые стремились к объ­единению русских земель.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Могущество Москвы

2. Борьба за власть в Золотой Орде

3. Куликовская битва

4. Набег Тохтамыша.Историческое значение Куликовской битвы


1.Могущество Москвы .

Рассказ учителя:

Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу.

Прошло 140 лет со времени завоевания Батыя и установления монголо-татарского ига на Руси. За этот период выросло новое поколение русских людей, которые не знали страха и ужаса татарского нашествия. Русь постепенно восстанавливала сожженные города, деревни, возрождались ремесла и торговля, распахивалась пашня. Но этому процессу мешала зависимость Руси от монголо-татарского ига. Начало освобождения Руси от Золотой Орды связано с внуком Ивана Калиты Дмитрием Ивановичем Донским. Он вступил на престол в 9-летнем возрасте и правил с 1359 по 1389 годы. Опекуном при нем был митрополит Алексий. Пользуясь малолетством Дмитрия, суздальско-нижегородский  князь попытался отнять ярлык на великое княжение у Москвы. Он отправился в Орду и, задобрив хана богатыми подарками, получил ярлык на великое княжение. Но опираясь на поддержку православной церкви (митрополит Алексий пригрозил, что Русская Православная Церковь прекратит вести службу на территории Нижегородского княжества, если ярлык не будет возвращен Москве), московские бояре вернули ярлык Дмитрию. Нижегородский князь вынужден был смириться, выдал за Дмитрия свою дочь и отказался на великое княжение.

На великокняжеский ярлык претендовал и тверской князь Михаил. В союзе с литовским князем Ольгердом он несколько раз пытался захватить Москву, но безуспешно. Москва  к этому времени была защищена белокаменным кремлем и была непреступна. Тогда Михаил в 1371 году добился ярлыка, подкупив ханов Орды. Однако жители Владимира  и сам Дмитрий отказались ему подчиняться. Тверь была осаждена войсками всех русских княжеств, преданных Дмитрию Ивановичу и вынуждена была покориться, признав владимирский престол наследственным владением московских князей. Дмитрий Иванович заявил в Орде, что никого не пустит на великокняжеский престол и хан был вынужден оставить ярлык у него. Все эти события свидетельствовали о возросшей силе и могуществе Москвы, которая в 1374 году не подчинилась татарским ханам и прекратила выплату дани Орде.


2. Борьба за власть в Золотой Орде


Рассказ учителя:

Между тем в Золотой Орде в конце  XIV  века начались усобицы и борьба за власть, которая расколола татарское государство на западную и восточную Орду. Власть в западной Орде незаконно захватил военачальник Мамай (он не относился к потомкам Чингисхана). Ему удалось в середине 70-х годов  XIV века временно прекратить усобицы и усилить военную мощь.

Во время правления Дмитрия Ивановича Золотая Орда переживала не самые лучшие свои времена. Давайте выясним, почему?

Работа с учебником. Стр.159 – читают дети.

«Чтобы закрепить успех, Мамай в 1378 году решил направить на Русь более многочисленную рать. Но… Встреча русских и ордынских полков произошла 11 августа 1378 года на Рязанской земле у реки Вожа. Московский князь смело повел в бой свои полки и разгромил ордынцев». Татары потерпели поражение. 

Эта битва поставила под сомнение власть Орды над Русью.


Запись в тетрадь: 11августа 1378 года битва у реки Вожи.

К.Маркс писал, что это было «первое правильное сражение, выигранное русскими.

– Москва быстро усиливалась, после победы на Воже. Дмитрий прекратил выплату дани.

Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относится к завоевателям монголо-татрам.

-Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)


Мамай пришёл в ярость. Он не хотел признавать независимость Руси и терять большую дань. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Стал собирать Мамай огромное войско. (По разным данным, войско насчитывало от 100 до 150 тысяч человек). Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

Работа с отрывком из документа

«Захвачу землю Русскую и разорю христианские церкви, и вместо их веры установлю свою, а где были церкви, там поставлю мечети и посажу баскаков по всем городам русским, а князей русских перебью…»

Вопрос: Что ожидало Русь, если бы Мамай захватил её земли?

- Какие же цели стояли перед предводителями Орды и Москвы?

(мнение класса)


Цель Московского княжества:

Объединение русских земель, освобождение от ордынского владычества

Цель Мамая:

Мамай мечтал о славе Батыя, стремился унизить московское княжество


Мамай готовясь к крупному сражению берет в союзники войска литовского князя Ягайло  и рязанского князя Олега, и  выступает в поход против непокорной Москвы.

Готовилась к решающей схватке и Москва. По призыву князя Дмитрия под его знамена встали княжеские дружины и ополчения большинства русских земель. На его сторону перешли братья литовского князя Ягайло, полоцкий и брянский князья. Была собрана огромная рать, по численности не уступающая войску Мамая.

Используя данные разведки о планах Мамая, который хотел соединиться с войсками  Литвы и Рязани, Дмитрий Иванович на военном совете принимает решение, не дать соединится Мамаю с Ягайло.  А решающее сражение с монголо-татарами провести за пределами Рязанского княжества на правом берегу реки Дон в устье реки Непрявды, на Куликовом поле.  В народе так назвали это поле, т.к. на нем птицы кулики вили свои гнезда. Перед началом похода Дмитрий с русским войском посетил Троицкий монастырь, где получил благословление основателя монастыря Сергия Радонежского. В поддержку русскому войску он отправил на битву двух монахов-богатырей Осляблю и Пересвета.



3. Куликовская битва


Рассказ учителя:


Дмитрий выбрал Куликово поле не случайно, его размеры, пересеченная местность, растительность  позволяли наиболее удачно расположить русские  войска и затруднить действия татарской конницы. 7 сентября 1380 года русские войска переправились на правый берег Дона. После переправы русских войск через реку он приказал сжечь мосты.


Как вы считаете, с какой целью это было сделано?

(мнение детей)

Ответ: (Чтобы никто и не думал о возможности отступления. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.)

Дмитрий расположил своих воинов  в следующем порядке: впереди поставил сторожевой полк, за ним передовой и большой полк. Они должны были начать бой, измотать противника, нанести ему основные потери. На флангах расположил полки правой и левой руки. Перед ними была поставлена задача окружить и разгромить противника. Слева в лесу расположился засадный полк, которым командовал опытный полководец Дмитрий Боброк и двоюродный брат Дмитрия Владимир Андреевич Серпуховской. Это был резерв русского войска.

Утром 8 сентября 1380 года началась Куликовская битва. По обычаю начался бой с поединка богатырей: татарского Челубея и русского Пересвета. На большой скорости, с копьями наперевес всадники ринулись навстречу друг другу.  Столкновение богатырей было настолько сильным, что оба упали замертво. Затем в бой вступила татарская конница.

Сбив сторожевой и разгромив передовой полки, в течение трех часов пыталась прорвать центр и правое крыло русской рати. Русские полки понесли значительные потери. Был ранен и сам Дмитрий Иванович, стоявший во главе войска и

сражавшийся в доспехах рядового воина.

Почему он так поступил?

( Мнения детей)

(Каждый воин схватки знал, что великий князь бьётся бок о бок с ним. Если бы Дмитрия взяли в плен на поле брани, никто бы того не заметил, не охватило бы русскую рать уныние).

Когда Мамай перенес главный удар против левого фланга и начал теснить русские полки.  Противнику удалось прорвать левое крыло русских и выйти в тыл главных сил. Стойко бились русские войны. Большие потери были с обеих сторон. Решающую роль в исходе битвы сыграл засадный полк, который со свежими силами, неожиданно для противника вступил в бой, обратив ордынские войска в бегство. 

Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым. - Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня были красным.

В честь этой победы князя Дмитрия стали звать в народе  Донским.


4. Набег Тохтамыша. Историческое значение Куликовской битвы


Рассказ учителя:


Мамай с остатками своего войска бежал в Золотую Орду, где вскоре был убит законным наследником из рода Чингизидов, ханом Тохтамышем. В 1382 году он, собрав огромное войско,  двинулся на Москву. Дмитрию Донскому не удалось объединить силы русских княжеств и собрать их под свои знамена. Слишком большие потери понесла Русь в Куликовской битве. Пользуясь отсутствием князя Дмитрия в Москве, который в это время объезжал соседние земли с целью собрать большое войско, Тохтамыш захватил и сжег ее. Сила была на стороне ордынцев. Москва вынуждена была вновь начать выплату дани Золотой Орде. Однако и Орда признала право московских князей на наследование великого княжения.

Историческое значение Куликовской битвы

Куликовская битва не привела к окончательному свержению ордынского ига, но историческое значение этой победы велико:

Впервые русские одержали победу над Золотой Ордой

Русичи восстановили веру в свои силы

Победа  показала, что, только объединив свои силы, Русь  сможет  победить татар

Таким образом, в XIV веке Москва стала не только экономическим и духовным центром русских земель. Но после победы на Куликовом поле  она стала признанным  центром борьбы с ордынским владычеством. Произошло дальнейшее усиление роли Москвы в процессе собирания русских земель в единое государство.


III. Закрепление изученного материала.

( Фронтальная беседа по вопросам.)

- Что послужило причиной похода Мамая на Русь? (Почему Мамай выступил против Руси?) - восстановить прежнее господство над Русью.

- Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде?

- Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?

- Где произошла битва?

- Какое значение имела Куликовская битва?


IV. Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: § 18. Ответить письменно на вопросы. Написать мини-сочинение «Моё отношение к героям « Куликовской битвы».


Подготовил учитель

истории и обществознания

Цицкиев Ваха Хусейнович.



Скачать

© 2016 813 9

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!