Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Давайте настроимся положительно и у нас обязательно всё получится. - Откройте учебник на странице 26. Посмотрите на Реку времени. С какой эпохой мы уже начали знакомиться? (Московское государство) - Какой промежуток времени охватывает Московское государство? (14-17 века) Откройте страницу учебника 53. Покажите на карте территорию Московского государства. Как обозначается территория государства? (Красной линией) А что обозначается голубым цветом? Как обозначается столица государства? (Черный кружочек) Какая была тема прошлого урока? (Земля и люди Московского государства) * Так как тема предыдущего урока была «Земля и люди Московского государства. Закрепление», то на данном уроке на этапе актуализации знаний она повторно не была рассмотрена. - Ребята, какие населенные пункты вы знаете? (Город, село, посёлок, деревня) Где сегодня живут большинство жителей России? (В городе) А в период Московского государства, как вы думаете где большинство людей, проживало? (В деревне) А как вы думаете были ли в Московском государстве города? (Да) А какой самый известный город вы можете назвать? (Москва) Попробуйте объяснить смысл пословиц. 1. Москва не сразу строилась. 2. Кремль – сердце Москвы. Москва – мать всем русским городам. - Что общего в этих пословицах? (в них говорится о Москве) - Кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (о Москве) Тема нашего урока: Москва златоглавая. Как вы думаете, почему Москву называют златоглавой? (В ней много соборов с золотыми куполами) Правильно, слово златоглавая переводится как имеющая золотые купола Чтобы вы хотели узнать о Москве? - Москва – часть души русского человека. Поэты посвящают ей стихи, композиторы музыку, художники пишут картины. А что расскажет о Москве история и какие главные достопримечательности есть в Москве? Почему Москва – политический и культурный центр государства? Одни из вопросов на которые нам сегодня необходимо ответить. Отгадайте загадку. Уверена, друзья, отгадаете вы Ту крепость старинную в центре Москвы. На шпилях ее ярко звезды горят, На башне там Спасской куранты звонят. (Кремль) - Чем столица отличается от другого города? (В ней находится правитель – государь всея Руси, который издаёт законы для всего государства) А где жил правитель государства? (Кремль, там находится дворец правителя.) А что делает правитель? (Издаёт законы) А сейчас президент откуда руководит нашей страной? Какой вывод мы можем с вами сделать? Москва - это политический центр государства. - Ребята посмотрите, сколько изображений Московского Кремля. - Почему Кремль везде изображён по-разному: деревянный, белокаменный, из красного кирпича? (Его перестраивали) - Почему и в давние времена, и сейчас Кремль привлекает внимание людей? (Он красивый, давно построен, частичка истории) - Сердце Москвы – ее Кремль, памятник истории и культуры России. Его мощные древние стены из красного кирпича со сторожевыми башнями стоят на высоком холме в самом центре Москвы. - Кажется, вечно была Москва, вечно стоит наш Кремль. Но это не так. Все имело свое начало. - Сейчас вам необходимо будет познакомится с информацией об истории возникновения Московского Кремля. А затем мы с вами вместе восстановим хронологию его создания. Работать будете в парах. - Соотнесите характеристики к опорным словам. - Зачем каждый раз при строительстве Кремля возводились высокие стены? (Чтобы защищать город) - Высокие кремлевские стены надежно защищали город. Когда приближался враг, за них прятались и горожане, и жители ближайших селений. Стены Кремля, протяженностью в 2 километра 316 метров, образуют в плане неправильный треугольник, площадью примерно 28 гектаров. Стены возводились с учетом рельефа местности. В некоторых местах они достигают высоты 5 метров, а в иных - 17 метров. Их толщина - от 3 до 5 метров. - У Московского Кремля 20 башен. Хотя все они башни одного Кремля, у каждой не только неповторимой внешности, но и своя история, а также собственное имя. (Только двум из них, у Москвы-реки, так и не нашлось никакого названия, и они известны как 1-я Безымянная и 2-я Безымянная) - Давайте познакомимся с ними. «… – Я старейшая, – гордо говорит Тайницкая башня, – меня мастера первой руки построили. В 1485 году. А назвали меня Тайницкой потому, что во мне 2 тайника было: тайник-колодец и еще один тайник – подземный ход к речному берегу. Только давным-давно это было… – А самая молодая? – Конечно же, я – Царская башня, мне 330 лет. – А самая высокая? – Я – Троицкая башня, я башня-великан. Рост мой 80 метров. – А самая маленькая? – Мал, да удал. Это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Я – сторожевая башня. – Ну, а на какой башне находятся главные часы страны? – Я – Спасская башня, отвечаю за время.» Сколько башен у Московского Кремля? - Какая башня самая маленькая? - На какой башне находятся самые главные часы страны? ФИЗМИНУТКА (выполнение физических упражнений и разминка для глаз) Мы с вами сказали, что центр государства – это столица Москва. Центр Москвы – это Кремль. А может кто-то из вас знает, что является центром Кремля? - Давайте с вами войдём на территорию Кремля. Мы окажемся с вами на Соборной площади. Почему она так называется? (там много соборов) Соборная площадь Московского Кремля является редчайшим памятником русской культуры. Это главная площадь Кремля. На ней расположены выдающиеся сооружения древнерусского искусства: Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы. Здесь также находится храм-колокольня Ивана Великого со звонницей. Откройте учебник на странице 61. «Посмотрите, какие величественные соборы украшают площадь. Что их все объединяет?» (у них у всех есть золотые купола) - Что такое собор? Храм? Храм – здание, предназначенное для богослужений, чтения молитв. Т.е. это одно из предназначений храма и собора. Словарь на стр.143. - Какие украшения есть у собора? (Золотые купола) - Вспомните, как в народе называют купола? (маковица, луковица, голова, глава, шапка) - У соборов есть еще одно предназначение? Какое? Узнаете при работе в группах. Вам необходимо прочитать информацию и узнать для чего использовались соборы (их предназначение), рассмотреть иллюстрацию в учебнике. 1.Название собора 2.Предназначение 3.Изображение в учебнике У нас будет 6 групп по 4 человека. Одна группа отчитывается, а другая дополняет. Выбрать 1 человека из группы для отчета. Прочитайте вывод на странице 61. - Вспомните, как во времена Древней Руси называли правителя государства? (Князь Великий) - Как во времена Московского государства в 15 в.? (Государь всея Руси) Назовите предназначение Успенского собора? (Главный собор) - В 1547 году в этом соборе венчался на царство внук Ивана III – Иван IV Грозный. Иван IV стал первым правителем на Руси, которого величали царём. Повторите год, это какой век, покажите на ленте времени? 1547, 16 век Рассмотрите иллюстрации на стр.59. Прочитайте подписи. Объясните понятие «венчание на царство». Давайте познакомимся с атрибутами царской власти. - Шапка Мономаха (корона), кто одевает Шапку Мономаха? Значит церковь принимает и венчает на царствование. Так же вручают атрибуты – это держава и скипетр. Сидит молодой царь на троне, на троне мы можем увидит герб государства – это двуглавый орел. Посмотрите на лицо молодого царя. Ивану IV было 17 лет. Какие мы можем назвать черты характера? (серьезный, заботливый, добрый) Теперь любой русский человек, князь или крестьянин подчинялся его воле. Народ верил в доброго царя, называл его батюшкой, защитником. Но в историю он вошёл как Иван Грозный. Посмотрите на изображение Ивана Грозного. Картина Васнецова. Какие черты характера мы можем назвать? (злой, бессердечный, коварный) - Как вы думаете, почему его называли «Грозный»? Сначала Иван Васильевич был «грозный» для соседей Руси. При нем к Московскому государству были присоединены многие земли. Но позднее Иван IV стал грозным и для своих подданных: он бросал их в темницы, казнил невинных людей. Память о злодеяниях Ивана Грозного хранит даже самый красивый храм – собор Василия Блаженного, который стоит за Кремлём, на красной площади. Рассмотрите иллюстрации на стр.60. Строительство собора Василия Блаженного. Прочитайте подписи к рисункам. В 1570 г. Иван IV взял Казань и в честь этого приказал построить собор еще краше. Что на это ответили мастера собора? (Что они могут построить собор краше) После такого, как был построен собор. Что Иван Грозный приказал сделать? (Выколоть глаза мастерам, чтобы они не смогли создать собор краше.) Правильно. Ребята сейчас для закрепления нашей темы, вам необходимо вставить в тексте пропущенные слова. Поменяйтесь карточками друг с другом. Ответы на слайде, проверьте выполнение задания вашего одноклассника. А что имеют в виду люди, когда говорят друг другу «ты – моё сердце», «я люблю всем сердцем» «сердечный друг»? В этом случае люди говорят о сердце никак об органе человеческого тела, а как о душе, о том, что им наиболее дорого. Можно ли доказать ребята что Кремль – это сердце Москвы? А Москва – это сердце России? Кремль – это сердце Москвы, т.к он является древнейшей и красивейшей ее частью. Москва - сердце России – ее культурный, исторический и политический центр. Почему Москву называют златоглавой? (Так как в ней много соборов, а главное украшение соборов – это золотые купола) Продолжи высказывание: 1. Сегодня на уроке я узнал…. 2. На уроке мне понравилось… 3. На уроке мне было трудно… Спасибо за урок! |