СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Москва златоглавая

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить детей с историей возникновения Москвы – столицей нашей Родины

  • Образовательные задачи: создать условия для изучения знаний об истории возникновения, развития Московского Кремля, для ознакомления с достопримечательностями Московского Кремля; создание образа царя Ивана Грозного (1533 – 1584) и смутной эпохи его правления.

Формирование УУД:

Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение; способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи); развивать познавательную активность на уроке (построение логической цепи рассуждения; доказательство.);

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, понимать важность коллективной работы;

Личностные УУД: способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому страны, заботливое, бережное отношение к историческим ценностям Родины.

Просмотр содержимого документа
«Москва златоглавая»




Тема: Москва златоглавая (4 урок в теме: Времена Московского государства 14-17 вв.)

Цель: познакомить детей с историей возникновения Москвы – столицы нашей Родины

  • Образовательные задачи: создать условия для изучения знаний об истории возникновения, развития Московского Кремля, для ознакомления с достопримечательностями Московского Кремля; создание образа царя Ивана Грозного (1533 – 1584) и смутной эпохи его правления.

Формирование УУД:

Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение; способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи); развивать познавательную активность на уроке (построение логической цепи рассуждения; доказательство.);

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, понимать важность коллективной работы;

Личностные УУД: способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому страны, заботливое, бережное отношение к историческим ценностям Родины.

Основные понятия: Московский Кремль, Соборная площадь, Успенский собор, Благовещенский собор, Архангельский собор, Храм – колокольня Ивана Великого, Собор Василия Блаженного, царь.

Ресурсы: Презентация Microsoft Power Point.

Материалы: Тексты для работы в группах, в парах и текст для самостоятельной работы.

Формы урока: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.











Ход урока:

Этапы урока:

Ход урока:

Деятельность учителя:

Деятельность обучающихся:

Примечания:

Орг. Момент (1 – 2 мин)


Актуализация знаний (3 – 4 мин)











Проблемная ситуация (1 – 2 мин)







Постановка темы и целей урока (1 – 3 мин)










Открытие нового знания (20-25 мин)




























3 мин









































2 мин






























5 мин



























































Закрепление полученных знаний (5 – 6 мин)




Итог урока

Рефлексия (3 мин)



Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Давайте настроимся положительно и у нас обязательно всё получится.



- Откройте учебник на странице 26. Посмотрите на Реку времени. С какой эпохой мы уже начали знакомиться? (Московское государство)

- Какой промежуток времени охватывает Московское государство? (14-17 века)

Откройте страницу учебника 53. Покажите на карте территорию Московского государства.

Как обозначается территория государства? (Красной линией)

А что обозначается голубым цветом?

Как обозначается столица государства? (Черный кружочек)

Какая была тема прошлого урока? (Земля и люди Московского государства) * Так как тема предыдущего урока была «Земля и люди Московского государства. Закрепление», то на данном уроке на этапе актуализации знаний она повторно не была рассмотрена.


- Ребята, какие населенные пункты вы знаете? (Город, село, посёлок, деревня)

Где сегодня живут большинство жителей России? (В городе)

А в период Московского государства, как вы думаете где большинство людей, проживало? (В деревне)

А как вы думаете были ли в Московском государстве города? (Да)

А какой самый известный город вы можете назвать? (Москва)

Попробуйте объяснить смысл пословиц.

  1. 1. Москва не сразу строилась. 2. Кремль – сердце Москвы.

  1. Москва – мать всем русским городам.

- Что общего в этих пословицах? (в них говорится о Москве)

- Кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (о Москве)

Тема нашего урока: Москва златоглавая.

Как вы думаете, почему Москву называют златоглавой? (В ней много соборов с золотыми куполами)

Правильно, слово златоглавая переводится как имеющая золотые купола

Чтобы вы хотели узнать о Москве?

- Москва – часть души русского человека. Поэты посвящают ей стихи, композиторы музыку, художники пишут картины. А что расскажет о Москве история и какие главные достопримечательности есть в Москве? Почему Москва – политический и культурный центр государства? Одни из вопросов на которые нам сегодня необходимо ответить.


Отгадайте загадку.

Уверена, друзья, отгадаете вы

Ту крепость старинную в центре Москвы.

На шпилях ее ярко звезды горят,

На башне там Спасской куранты звонят. (Кремль)

- Чем столица отличается от другого города? (В ней находится правитель – государь всея Руси, который издаёт законы для всего государства)

А где жил правитель государства? (Кремль, там находится дворец правителя.)

А что делает правитель? (Издаёт законы)

А сейчас президент откуда руководит нашей страной?

Какой вывод мы можем с вами сделать? Москва - это политический центр государства.


- Ребята посмотрите, сколько изображений Московского Кремля.

- Почему Кремль везде изображён по-разному: деревянный, белокаменный, из красного кирпича? (Его перестраивали)

- Почему и в давние времена, и сейчас Кремль привлекает внимание людей? (Он красивый, давно построен, частичка истории)


- Сердце Москвы – ее Кремль, памятник истории и культуры России. Его мощные древние стены из красного кирпича со сторожевыми башнями стоят на высоком холме в самом центре Москвы.

- Кажется, вечно была Москва, вечно стоит наш Кремль. Но это не так. Все имело свое начало.

- Сейчас вам необходимо будет познакомится с информацией об истории возникновения Московского Кремля. А затем мы с вами вместе восстановим хронологию его создания. Работать будете в парах.

- Соотнесите характеристики к опорным словам.




- Зачем каждый раз при строительстве Кремля возводились высокие стены? (Чтобы защищать город)

- Высокие кремлевские стены надежно защищали город. Когда приближался враг, за них прятались и горожане, и жители ближайших селений. Стены Кремля, протяженностью в 2 километра 316 метров, образуют в плане неправильный треугольник, площадью примерно 28 гектаров. Стены возводились с учетом рельефа местности. В некоторых местах они достигают высоты 5 метров, а в иных - 17 метров. Их толщина - от 3 до 5 метров.

- У Московского Кремля 20 башен. Хотя все они башни одного Кремля, у каждой не только неповторимой внешности, но и своя история, а также собственное имя. (Только двум из них, у Москвы-реки, так и не нашлось никакого названия, и они известны как 1-я Безымянная и 2-я Безымянная)

- Давайте познакомимся с ними.

«… – Я старейшая, – гордо говорит Тайницкая башня, – меня мастера первой руки построили. В 1485 году. А назвали меня Тайницкой потому, что во мне 2 тайника было: тайник-колодец и еще один тайник – подземный ход к речному берегу. Только давным-давно это было…

– А самая молодая?

– Конечно же, я – Царская башня, мне 330 лет.

– А самая высокая?

– Я – Троицкая башня, я башня-великан. Рост мой 80 метров.

– А самая маленькая?

– Мал, да удал. Это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Я – сторожевая башня.

– Ну, а на какой башне находятся главные часы страны?

– Я – Спасская башня, отвечаю за время.»


Сколько башен у Московского Кремля?

- Какая башня самая маленькая?

- На какой башне находятся самые главные часы страны?


ФИЗМИНУТКА (выполнение физических упражнений и разминка для глаз)

Мы с вами сказали, что центр государства – это столица Москва. Центр Москвы – это Кремль. А может кто-то из вас знает, что является центром Кремля?


- Давайте с вами войдём на территорию Кремля. Мы окажемся с вами на Соборной площади. Почему она так называется? (там много соборов)

Соборная площадь Московского Кремля является редчайшим памятником русской культуры. Это главная площадь Кремля. На ней расположены выдающиеся сооружения древнерусского искусства: Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы. Здесь также находится храм-колокольня Ивана Великого со звонницей.

Откройте учебник на странице 61. «Посмотрите, какие величественные соборы украшают площадь. Что их все объединяет?» (у них у всех есть золотые купола)

- Что такое собор? Храм? Храм – здание, предназначенное для богослужений, чтения молитв. Т.е. это одно из предназначений храма и собора. Словарь на стр.143.

- Какие украшения есть у собора? (Золотые купола)

- Вспомните, как в народе называют купола? (маковица, луковица, голова, глава, шапка)

- У соборов есть еще одно предназначение? Какое? Узнаете при работе в группах. Вам необходимо прочитать информацию и узнать для чего использовались соборы (их предназначение), рассмотреть иллюстрацию в учебнике.

1.Название собора

2.Предназначение

3.Изображение в учебнике

У нас будет 6 групп по 4 человека. Одна группа отчитывается, а другая дополняет. Выбрать 1 человека из группы для отчета.

Прочитайте вывод на странице 61.


- Вспомните, как во времена Древней Руси называли правителя государства? (Князь Великий)

- Как во времена Московского государства в 15 в.? (Государь всея Руси)

Назовите предназначение Успенского собора? (Главный собор)


- В 1547 году в этом соборе венчался на царство внук Ивана III – Иван IV Грозный. Иван IV стал первым правителем на Руси, которого величали царём.

Повторите год, это какой век, покажите на ленте времени? 1547, 16 век


Рассмотрите иллюстрации на стр.59. Прочитайте подписи. Объясните понятие «венчание на царство».

Давайте познакомимся с атрибутами царской власти.

- Шапка Мономаха (корона), кто одевает Шапку Мономаха? Значит церковь принимает и венчает на царствование. Так же вручают атрибуты – это держава и скипетр. Сидит молодой царь на троне, на троне мы можем увидит герб государства – это двуглавый орел.


Посмотрите на лицо молодого царя. Ивану IV было 17 лет. Какие мы можем назвать черты характера? (серьезный, заботливый, добрый)

Теперь любой русский человек, князь или крестьянин подчинялся его воле. Народ верил в доброго царя, называл его батюшкой, защитником. Но в историю он вошёл как Иван Грозный.

Посмотрите на изображение Ивана Грозного. Картина Васнецова. Какие черты характера мы можем назвать? (злой, бессердечный, коварный)

- Как вы думаете, почему его называли «Грозный»?


Сначала Иван Васильевич был «грозный» для соседей Руси. При нем к Московскому государству были присоединены многие земли. Но позднее Иван IV стал грозным и для своих подданных: он бросал их в темницы, казнил невинных людей.

Память о злодеяниях Ивана Грозного хранит даже самый красивый храм – собор Василия Блаженного, который стоит за Кремлём, на красной площади.



Рассмотрите иллюстрации на стр.60. Строительство собора Василия Блаженного. Прочитайте подписи к рисункам. В 1570 г. Иван IV взял Казань и в честь этого приказал построить собор еще краше. Что на это ответили мастера собора? (Что они могут построить собор краше)

После такого, как был построен собор.

Что Иван Грозный приказал сделать? (Выколоть глаза мастерам, чтобы они не смогли создать собор краше.)


Правильно. Ребята сейчас для закрепления нашей темы, вам необходимо вставить в тексте пропущенные слова.






Поменяйтесь карточками друг с другом. Ответы на слайде, проверьте выполнение задания вашего одноклассника.


А что имеют в виду люди, когда говорят друг другу «ты – моё сердце», «я люблю всем сердцем» «сердечный друг»? В этом случае люди говорят о сердце никак об органе человеческого тела, а как о душе, о том, что им наиболее дорого. Можно ли доказать ребята что Кремль – это сердце Москвы? А Москва – это сердце России?

Кремль – это сердце Москвы, т.к он является древнейшей и красивейшей ее частью. Москва - сердце России – ее культурный, исторический и политический центр.


Почему Москву называют златоглавой? (Так как в ней много соборов, а главное украшение соборов – это золотые купола)


Продолжи высказывание: 1. Сегодня на уроке я узнал…. 2. На уроке мне понравилось… 3. На уроке мне было трудно…


Спасибо за урок!


Настраивает обучающихся на урок



Проводит актуализацию знания

Формулирует задание на повторение изученных знаний







Ставит проблему














Озвучивает тему урока








Озвучивает задачи урока












С помощью наводящих вопросов, подводит обучающихся к выводу

Ставит проблему













Организует работу в парах, раздаёт карточки с текстом об истории создания Московского Кремля

















Организует сценку














Проводит первичную проверку о понимании полученной информации















Формулирует задание







Организует работу в группах













Организует проверку понимания полученных раннее знаний



























Ставит проблему











Организует работу








Формулирует задание самостоятельной работы с последующей взаимопроверкой.




Проводит итог урока

Приветствуют учителя




Выполняют задание


Отвечают на вопросы, работают с рекой времени и картой










Отвечают на вопросы










Формулируют тему урока















Отгадывают загадку







Выявляют закономерность



Приходят к выводу






Определяют причины










Работают в парах

Читают информацию

Соотносят характеристики с опорными словами



Высказывают свои предположения














Заранее подготовленные ученики проводят сценку













Закрепляют полученные знания


























Выделяют предназначение соборов


Выполняют задание по группам


Выступают с отчетом о проведенной работе












Определяют век, показывают на ленте времени

Читают информацию

Отвечают на вопросы






Определяют по изображению царя его характер








Высказывают свои предположения











Работают с учебником








Выполняют задание на закрепление полученных знаний



















Формулируют высказывания.










Слайд 1 (страница учебника)



Слайд 2 (страница учебника)
















Слайд 3





Слайд 4















Слайд 5














Слайд 6














Текст для работы в парах Приложение 1.

Макет доски Приложение 2.

Слайд 7

















Слайд 8






Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12













Слайд 13



















Текст для работы в группах Приложение 3.

При выступлении групп слайды 14 - 17









Слайд 18






























Слайд 19-20












Текст для самостоятельной работы Приложение 4



Слайд 21
















Слайд 22






















Приложение 1.

История создания Московского Кремля.

Первый Кремль был деревянным. Но у дерева есть опасный враг – это огонь. Заложен он был по приказу Юрия Долгорукого в 1156 году. Москва тогда была маленькой крепостью, затерянной в дремучих лесах Владимиро-Суздальской земли. Главной бедой тогда для Кремля были пожары. После страшного пожара 1365 года при Дмитрии Донском, когда «погорел посад весь и Кремль» москвичи начали класть стены Кремля из белого камня. И стала столица белокаменной. После, когда московским князем уже был Иван III. Он стал называть себя «государем всея Руси». На Москве-реке приказал выстроить мощную крепость из красного кирпича. Для этого пригласил в Москву итальянских мастеров. Эта крепость ни разу не была взята врагами. Она стоит до сих пор – это нынешний Кремль.
































Приложение 2.

Московский Кремль



Деревянный Белокаменный Из красного кирпича


итальянские мастера

Юрий Долгорукий

Дмитрий Донской

1365 год



«государь всея Руси»

Белый камень


Крепость из красного кирпича

1156 год




Иван III

Москва - река
































Приложение 3.

  1. Название собора

  2. Предназначение

  3. Изображение в учебнике

        1. Храм - Колокольня Ивана Великого

Храм – колокольня Ивана Великого – самая высокая колокольня Кремля. Она несколько столетий оставалась самым высоким зданием Москвы. Путники, идущие в столицу, видели ее издалека. Колокола звонили во времена главных праздников, и зон их был слышан даже на самых отдаленных окраинах. Первоначально строилась для того, чтобы оповестить об опасности, ударяя в колокола, также могли оповестить и о пожаре.



  1. Название собора

  2. Предназначение

  3. Изображение в учебнике

  1. Успенский собор

Главным собором Москвы был Успенский собор. Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. Строительство церкви выполнялось для проведения особо торжественных праздников и событий. Поэтому, и архитектура и убранство храма соответствуют праздничной обстановке.


  1. Название собора

  2. Предназначение

  3. Изображение в учебнике

  1. Архангельский собор

Купола Архангельского собора — единственные не позолоченные из всех кремлевский церквей. Это связано с его ритуальным назначением, ведь Архангельский собор — древнейшая усыпальница московских князей. Над полом возвышаются каменные надгробия великих и мудрых, грозных и милостивых московских царей.

  1. Название собора

  2. Предназначение

  3. Изображение в учебнике

  1. Благовещенский собор

Девятиглавый храм сияет золотыми куполами. Небольшой по размерам, но величественный. Благовещенский собор — это многоглавая белокаменная церковь. Он был домовой церковью московских князей. Благовещенский собор соединен переходами с хоромами великого князя. Пройти из своего дворца в церковь князья могли, не выходя на улицу.




Приложение 4.

Со времен Московского государства самым высоким зданием Московского Кремля является . Главный собор Московского Кремля – . Начиная с Ивана Грозного, великих государей стали называть . Рядом с кремлем на красной площади со времён Ивана Грозного стоит один из самых красивых храмов России - . В  хоронили всех правителей Московского государства.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!