СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотив смерти в рассказах Э. По и цикле «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа, выполненная ученицей 11 класса под моим руководством. Имена А.С. Пушкина и Эдгара По редко звучат вместе. В нашей работе мы сопоставляем произведения этих писателей ввиду их принадлежности на определенном этапе творчества к романтическому направлению в литературе.

Просмотр содержимого документа
«Мотив смерти в рассказах Э. По и цикле «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина»

Мотив смерти в рассказах Э. По и цикле «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина


План:

  1. Введение стр.

  2. Мотив смерти в рассказах Э. По стр.

  3. Смерть и жизнь в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина стр.

  4. Заключение стр.























Введение


Имена А.С. Пушкина и Эдгара По редко звучат вместе. В нашей работе мы сопоставляем произведения этих писателей ввиду их принадлежности на определенном этапе творчества к романтическому направлению в литературе.

Основное творчество Эдгара По относится к периоду расцвета европейского романтизма. «Взгляды писателя на литературу и искусство, укладываются в систему западноевропейской романтической эстетики, хотя имеют ряд особенностей, свя­занных с рационализмом XVIII века и фактами его личной биографии». [11] В готических рассказах По мотив смерти занимает главенствующее место, он становится центром произведений, их основой.

В 1830 году в Болдине Пушкин создает цикл одноактных драматических произведений – «Маленькие трагедии». Однако начало работы на этапе задумки произведений относится к пребыванию А.С. Пушкина в Михайловском, то есть в 20-х годах во время романтического периода творчества писателя

Одними из наиболее важных для поэтики этих произведений и поэтики Пушкина вообще являются мотивы счастья и смерти, так как они проходят через все произведения этих циклов.

В литературоведении существует несколько вариантов понимания термина «мотив». По мнению Д. Благого, мотив – это «основное психологическое или образное зерно, которое лежит в основе каждого художественного произведения» [8]. В литературной энциклопедии читаем: мотив – «устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях». [5] Для нашего исследования мы взяли за основу термин, предложенный С.П. Белокуровой: мотив - «Мельчайший элемент сюжета; простейший, неделимый элемент повествования (явление стабильное и бесконечно повторяющееся)».  [4]

Объект исследования – рассказы Э. По «Падение дома Ашеров» (1839), «Маска Красной смерти» (1842),  «Черный кот» (1843), «Бочонок амонтильядо» (1846) и цикл «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина.

Предмет исследования – мотив смерти в произведения Э. По и «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина.

Степень изученности проблемы. Изучением мотива смерти и счастья в творчестве Пушкина занимались Бароти Т., Давыдов С., Устюжанин Д.; Романчук Л.А. рассматривала тему смерти в поэзии А.С. Пушкина; Тарасов Б.Н. затронул проблему смерти в творчестве писателя. Ковалев Ю.В. рассматривал особенности новелл и лирических произведений Э. По. Осипова Э.Ф. исследовала аспекты творчества писателя. На сегодняшний день сопоставительного анализа романтических рассказов Э. По и цикла «Маленьких трагедий» не проведено.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования на уроках литературы и внеклассного чтения в старших классах средней школы, при рассмотрении цикла «Маленькие трагедии»; в связи со 180-летием со дня приезда А.С.Пушкина в Казань.

Цель данной работы – сопоставить особенности авторской трансформации мотива смерти в произведениях Э. По и А.С. Пушкина.

Задачи настоящего исследования: изучить трансформацию мотива смерти в рассказах Э. По; проследить мотив смерти в цикле «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина; сопоставить развитие мотива смерти в произведениях двух писателей.

Теоретическая база исследования опирается на работы таких авторов, как Бахтин М.М., Белокурова С.П.

Методы данной работы – структурно – семантический анализ; сопоставительный анализ.




Мотив смерти в рассказах Э. По


Литературоведы разделяют рассказы Э. По на три основные вида: фантастико-приключенческие, готические и логические. Рассматриваемые нами рассказы «Падение дома Ашеров» (1839), «Маска Красной смерти» (1842),  «Черный кот» (1843), «Бочонок амонтильядо» (1846) принадлежат к готическому типу, это обуславливает их содержание и специфику. В частности, «готичность» произведений предусматривает присутствие смерти. Однако у Э. По мотив смерти трансформируется в зависимости от мироощущения писателя.

Смерть – «прекращение, остановка жизнедеятельности организма»  [9]. Болезненная со­средоточенность на себе, своих внутренних переживаниях, отвращение к реальной действительности повлияло на отношение Э. По к смерти. «Смерть всегда несла некий отпечаток таинственности и мистичности. Непредсказуемость, неизбежность, неожиданность и подчас незначительность причин, приводящих к смерти, выводили само понятие смерти за пределы человеческого восприятия, превращали смерть в божественную кару за греховное существование либо в божественный дар, после которого человека ожидает вечная и счастливая жизнь. У многих народов существовали представления о смерти, как о моменте, когда бессмертная душа человека расстаётся с телом и направляется к душам предков. [9]. По считал, что физическая гибель не становится гибелью духовной. Тело может прекратить жить, а душа – нет. Кроме того, при жизни человек способен прикоснуться к миру смерти через сон, грезы, галлюцинации.

Мотив смерти в рассказах По можно назвать «ядром», центром сюжетов произведений. Он «стягивает» к себе героев и ситуации (часто сверхъестественные), в которые они попадают. Например, в рассказе «Черный кот» главный герой, живущий в полубреду алкогольного опьянения, словно окутан смертью – он убивает сначала домашних питомцев, а затем и любящую жену. По показывает постепенное погружение героя в мир смерти: от убийства животного к убийству человека.

Но убийц и преступников у По часто ждет возмездие: кот Плутон своим мяуканьем привлекает внимание полицейских, и они находят тело женщины («Черный кот»), Красная смерть проникает в замок, где прячутся от эпидемии принц и его подданные («Маска красной смерти») и т.д.

Смерть – это еще и кара: герой рассказа «Бочонок амонтильядо» жестоко мстит обидчику - отравляет его и замуровывает в стене.

В рассказах По можно увидеть и иронию по поводу смерти. Например, в рассказе «Бочонок амонтильядо»  отравленный герой произносит тост: «Я пью, - сказал он, - за мертвецов, которые покоятся вокруг нас». На что его отравитель отвечает: «А я за вашу долгую жизнь». [1] Смех и смерть только на первый взгляд не совместимы. Бахтин рассматривает смерть в рассказах По как гротескный элемент, то есть «смерть - шутовская маска». Так в рассказе «Маска красной смерти» принц Просперо устраивает бал-маскарад, прячась с приближенными от заразной болезни, однако величие бала привлекает нежданную гостью – Красную смерть, прячущуюся за маской. Таким образом, за этой шутовской маской скрывается «какое-то темное и смутное забытое сродство, длинный ряд реминисценций о художественных образах мировой литературы, где были слиты те же элементы, — но это смутное ощущение и реминисценции влияют лишь на узкоэстетическое впечатление от целого новеллы» [3].

Смерть присутствует во всем, она сопровождает не только живых, но и неодушевленные предметы. «Беспросветность внутреннего убранства дома, зигзагообразная трещина по фасаду, полумертвые деревья, черное и мрач­ное озеро, в которое опрокинулись серые стены и слепые окна, дух тления, нависающий над усадьбой и окрестностью», - все словно пропитано духом распада и гибели. [11]

Таким образом, смерть приобретает глобальные масштабы, относится не к одному конкретному человеку, а ко всему миру. В рассказе «Маска красной смерти» население страны гибнет от неизвестной болезни. Просперо пытается спастись за стенами замка, но Красная смерть в виде гостя сама приходит к нему. В этом прослеживается мысль о невозможности отрешиться от человечества, от его судьбы. Человек и мир вокруг него едины.





























Смерть и жизнь в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина


«Маленькие трагедии» созданы А.С. Пушкиным в 1830 году, в Болдино, в это время поэт переосмысливает свой творческий метод, тяготеет к реализму. Однако задумывались эти драматические произведения еще в Михайловском, то есть в 20-х годах во время романтического периода творчества писателя.

Есть несколько фактов, доказывающих это: в черновиках «Евгения Онегина», относящихся к началу 1826 года, есть помета: «Жид и сын. Граф», то есть в сущности краткий план «Скупого рыцаря». М.П. Погодин слушал публичное чтение Пушкиным «Бориса Годунова» и на другой день, то есть 11 сентября 1826 года, записал в дневнике: «Борис Годунов — чудо! У него есть еще Самозванец, Моцарт и Сальери». [6] Все произведения, включенные в цикл «Маленькие трагедии» - это переработка известных (в основном, европейских) сюжетов. Экзотические места действия, необычные герои в необычных обстоятельствах – все это позволяет рассматривать цикл как произведение, написанное в духе романтизма. Что позволяет рассмотреть эти произведения в сопоставлении с рассказами Э.По.

Цикл «Маленькие трагедии» состоит из четырех небольших поэм. Каждое произведение показывает смерть на фоне человеческих грехов и пороков.

Несмотря на то, что Пушкина принято считать светлым поэтом, в его творчестве жизнь неотделима от смерти, «мертвецы разгуливают по страницам его произведений, все более облекаясь плотью, но не меняя своей сути. Демонические герои Пушкина – Дон Гуан, Евгений Онегин, Борис Годунов, Сальери - это омертвелые куклы, ходячие трупы». [7]

Весь сборник окрашен в темные тона (черный, серый). А в христианстве черный цвет – цвет дьявола, греха и его искупления перед Христом [12], что снова приводит нас к мысли, что смерть для Пушкина и есть единственный способ искупления грехов человеческих.

В «Скупом рыцаре» мотив смерти прослеживается через вещи, окружающие Альбера: платья, бархат, шлем, доспехи, в конечном итоге, деньги – всё это вызывает странную зависимость героя, он становится рабом неживых вещей. Тем самым подчеркивается омертвелость души героя, правда, еще не окончательная. Однако намек ростовщика погубить отца остается в памяти Альбера. Он поспешно поднимает брошенную отцом перчатку вызова на дуэль: «так и впился в нее когтями» [1; 111]. Частичная омертвелость души Альбера меркнет перед опустошенной душой его отца. «Скупой рыцарь» сравнивает себя с демоном, которому все послушно, а он же – ничему. Барон «сокращает» личности приносящих ему монеты людей, отвлекаясь от их бед и нужд и превратно толкуя их действия (простоявшая полдня перед его окном под дождем вдова с тремя детьмя кажется ему притворщицей) Он ощущает в себе и страшное удовольствие убийцы, вонзающего нож в жертву, когда влагает ключи в замок, хранящий его богатства». [10] Неутомимое желание обогатиться, содержащее в себе и преступление, и наказание, в конце поэмы убивает барона. Даже перед лицом смерти «скупой рыцарь» думает лишь о богатстве: «..душно! душно!.. Где ключи? Ключи, ключи мои!» [1;112] Такая концовка поэмы демонстрирует авторское отношение к излагаемому, его неприятие скупости и жестокости.

«Моцарт и Сальери» - вторая маленькая трагедия. В ней смерть обретает более явный облик, в отличие от других произведений данного цикла: черный человек, посетивший Моцарта и заказавший у того реквием. Черный человек – предвестник смерти, не имеющий лица, голоса, но видимый будущим мертвецом, заказывает реквием - заупокойная служба (месса) в католической и лютеранской церквях, соответствует заупокойной литургии в Православной церкви [12]. Виной всему становится зависть Сальери, перемешивающаяся с раскаяньем последнего, но все же несмотря на все раздумья и сожаления композитор убивает своего более успешного друга. Также еще одной отличительной чертой данной части является то, что здесь погибает не сам носитель порока, а его жертва.

В «Каменном госте» также происходит неизбежное убийство и неизбежная расплата. Дон Гуан убивает противника, тем самым разрушая собственную душу, теряя совесть и способность испытывать раскаяние. Герой глумится над убитым им Доном Карлосом, за что «автор приводит своего героя к неминуемой расплате». [10]

Кульминацией сборника стала поэма «Пир во время чумы». Здесь отчаявшиеся люди восхваляют смерть в образе беспощадной Чумы, дабы отдалить собственную кончину. Они устраивают веселье, когда люди гибнут, при этом всячески ища себе оправдания.

Таким образом, в цикле А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» смерть становится сквозным мотивом, связывающим поэмы в единый сборник.























Заключение

Сопоставив рассказы Э.По и «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина мы пришли к следующим выводам.

По считал, что физическая гибель не становится гибелью духовной. Тело может прекратить жить, а душа – нет. Кроме того, при жизни человек способен прикоснуться к миру смерти через сон, грезы, галлюцинации.

У Эдгара По смерть становится божественной карой за греки и пороки человека, она часто служит своеобразным «мечом судьбы», карающим преступников. Они оказываются наказаны, часто сверхъестественным, загадочным способом.

В некоторых готических рассказах мотив смерти наполняется иронией (например, в рассказе «Бочонок амонтильядо»).

В «Маленьких трагедиях» мотив смерти ярко выражен во всех трагедиях, мотивы смерти телесной и духовной перекликаются. В данном цикле сначала показывается смерть духа, а уже вследствие этого смерть физическая.

Смерть — это кара для главных героев, но каждый из них платит свою цену за прегрешения. Дон Гуан и скупой рыцарь умирают, их смерть мгновенна и неосознанна, а для Вальсингама и Сальери наказание не физическая смерть — они будут до конца своих дней переживать смерть других, близких им людей.

Через смерть автор дает свою оценку происходящего. По его мнению, чем страшнее грех, тем строже должно быть наказание. Барон из «Скупого рыцаря» и Дон Гуан грешны. Однако предательство, убийство друга и забвение умерших, по мнению А.С.Пушкина, намного страшнее. Поэтому Вальсингам будет страдать, вспоминая своих умерших жену и детей, а Сальери будет безуспешно пытаться убедить себя в необходимости убийства Моцарта.

Таким образом, готические рассказы Э. По и «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина объединены мыслью о неизбежности кары за свои прегрешения, и чем, страшнее грех или порок, тем безжалостней будет смерть. Понятие смерти приобретает глобальность: смерть присутствует во всем, она неизбежна. Смерть сопровождает каждого, она относится ко всему человечеству. Невозможно отгородиться от нее, спастись или обмануть. В этом прослеживается мысль о неотделимости человека от мира, который его окружает. Проблемы и страдания человечества касаются каждого.





























Список использованных источников и литературы

  1. Источники

1. Пушкин А.С. Драматические произведения. Проза. – М.: Художественная литература, 1981. – 366 с.

2. Э.По // http://www.lib.ru/INOFANT/POE/

  1. Литература

3. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. //philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html‎

4. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П.Белокурова. - СПб. : Паритет, 2006.

5. Литературная энциклопедия http://dic.academic.ru

6. О маленьких трагедиях www.filobraz.ru/shuf/

7. Романчук Л. "Мотив "жизни-и-в-смерти" в творчестве Пушкина" http://www.romch.org/2/Pushkin_1.htm

8. Словарь литературоведческих терминов http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-4661.htm

9. Смерть//http://ru.wikipedia.org/

10. Тарасов Б.Н. Взгляд писателя. Некоторые аспекты развития творческого зрения пушкина.// Литература в школе, № 3, 1997. – С.5- 17.

11. Эдгар По – романтик и рационалист// http://edgarallan-po.narod.ru/Index.htm

12.Энциклопедия символов и геральдики//www.symbolarium.ru/index.php/








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!