В последнее время вопрос физического воспитания все больше и больше привлекает внимание с различных сторон общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет физическая культура для здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей. Учитывая, что сейчас век инновационных и коммуникационных технологий, у младших школьников пропадает интерес к двигательным действиям. На смену подвижным играм и живому общению пришел виртуальный мир гаджетов и компьютеров, что уменьшает подвижность детей и снижает уровень их здоровья.
Проблемой мотивации занятий физической культурой обеспокоено и правительство Российской Федерации. Так в Распоряжении Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года одной из задач является формирование системы мотивации различных категорий населения. В этом же документе говорится о совершенствовании подходов, методов физического воспитания и оборудования для привлечения народа к занятиям физической культурой. И начинать мотивировать к занятиям физической культурой нужно уже на этапе начальной школы, так как наиболее сензитивный период для развития мотивации является младший школьный возраст. У ребят только начинают закладываться представления о значимости физической культуры и о необходимости систематических занятий.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста
1.1. Понятия «мотив», «мотивация»
1.2. Психолого-педагогические основы формирования у младших школьников мотивации к занятиям физической культурой
Глава 2. Методические аспекты проблемы физического воспитания младшего школьного возраста 2.1. Проблема физического воспитания школьника в научно - методической литературе
2.2. Организационная структура физического воспитания в школе
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста
3.1. Методика опытно – экспериментальной работы
3.2. Анализ результатов констатирующего исследования
3.3.Экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой
3.4. Анализ результатов формирующего эксперимента
Анисимов, М.П.Физическая культура в современной России: учебное пособие /М.П. Анисимов. – СПб.: СПбГАУ, 2020. – 84 с.
Ахундов, Р. А. Исследование двигательной активности учащихся начальной школы [Текст] / Р. А. Ахундов. Автореф. дис. ...канд. - М., 1970. -165 с.
Ачабаева Л.Х. Педагогическая психология. – Учебное пособие –Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2021. - 180 с.
Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И. С. Барчуков. - М. : КноРус, 2012. - 368 с.
Бывшева, М.В. Мотивация к учению у младшего школьника [Текст]: учебное пособие / Начальная школа плюс До и После. 2014. № 1. С. 14-19.
Виленская Т. Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: учеб. пособие / Т. Е. Виленская. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. -60 с.
Горбунов, Г. Д. Психология физической культуры и спорта: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Г. Д. Горбунов, Е. Н. Гогунов. - Москва: Издательский центр "Академия", 2009. - 256 с.
Дуркин, П.К. Формирование у школьников интересе к физической культуре. [Текст]: учебное пособие / П.К. Дуркин. – Архангельск: Изд-во. Арханг. Гос. техн. Ун-та, 2006,- 128с.
Елфимова М.М.Е55 Педагогическая психология : сборник кейсов : учеб.-метод. пособие /М.М. Елфимова. — М. : ФЛИНТА : Наука, 2016. — 176 с.
Жуков, М. Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов / М. Н. Жуков. - Москва: Издательский центр "Академия", 2000. - 160 с.
Иванова Н. А., Стрельцова А. В. Методика организации учебно-познавательной деятельности младших школьников с использованием современных образовательных технологий: учебное пособие. - Воронеж, 2022 -208 с.
Ильин, Е. П. Психология физического воспитания [Текст] / Е. П. Ильин. Учебник для институтов и факультетов физической культуры. 2-е изд., испр. и доп. - СПБ.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - 48 с.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. [Текст]: учебно-методическое издание / Е. П. Ильин – СПб: Издание 2006. – 512 с.
Караулова Л. К. Физиология физического воспитания и спорта / Л. К. Караулова, Н. А. Красноперова, М. М. Расулов. - М. : Академия, 2012. - 104 с.
Кожухова Н. Н. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова, В. В. Горелова. - М. : Владос, 2008. - 72 с.
Копылов Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская. - М. : Арсенал образования, 2011. - 80 с.
Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПБ.: Издательский дом «Питер», 2016. - 992 с.
Круцевич, Т. Ю. Критерии эффективности системы физического воспитания молодежи [Текст] / Т. Ю. Круцевич. - М.: БЕК, 2014. – 256 с.
Леготкин, А.Н.Л34 Организация научных исследований по физическойкультуре : учеб.-метод. пособие / А.Н. Леготкин, Л.Р. Ле-готкина, В.Д. Паначев. – Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед.политехн. ун-та, 2013. – 141 с.
Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Издательство «Сфера», 2017 - 94 с.
Мартыненко, А. В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А. В. Мартыненко. - М.: Медицина, 2009. - 66 с.
Светличная Л.В. Педагогика: Курс лекций. – М.:РУТ (МИИТ), 2019. – 81 с.» (Светличная, Л. В. Педагогика: курс лекций : учебное пособие / Л. В. Светличная. — Москва : РУТ (МИИТ), 2019. — 81 с.
Скрипкин, И.Н. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса. [Текст]: научно-метод. изд. / И.П.Скрипкин. Липецк, 2017. – 243 с.
Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова. - М. : Академия, 2008. - 368 с.
Тер-ованесян, А. Л. Педагогические основы физического воспитания / А. Л. Тер-ованесян. - М: Дело, 2005. - 72 с.
Чекина Л. Ф. Психология развития : учебное пособие для вузов /Л. Ф. Чекина. — 2е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. —208 с.» (Чекина, Л. Ф. Психология развития : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Чекина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022 – 208 с.
Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2010. - 480 с.
Мотивация учебно – физкультурной и спортивной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sarapylovae.ucoz.ru/FGOS/prilozhenie_7_3_motivacija_zanjatij_fizkulturoj.doc. – Загл. с экрана.
«Психология младшего школьника [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха,С. А. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018 – 1 электрон. опт.диск (CD-ROM).» (Водяха, Ю. Е. Психология младшего школьника : учебно-методическое пособие / Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха ; составители Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. — Екатеринбург : УрГПУ, 2018. – 109 с.
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/
Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года