СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация обучающихся по предмету

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма 7. Мотивация обучающихся по предмету

Просмотр содержимого документа
«Мотивация обучающихся по предмету»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа N7» г. Сафоново.




















ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ























Выполнила: Еврасова ИН


учитель физической культуры




Сафоново 2022


План:


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 3


1. Теоретические основы изучения мотивации……………………………………........6


А) Понятие мотивации…………………………………………………………………….... 6


Б) Возрастные особенности мотивации………………………………………………….....8


2. Применение инновационных технологий как способ повышения

мотивации учащихся к урокам физической культуры в 5-9 классах………………17


А) Информационные и игровые технологии…………..…………………….…………....19


Б) Результаты анкетирования………………………………………………………….…...24


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..26


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………... 28









Ведение

Предмет физическая культура является особым образовательным предметом, затрагивающим биологическую, социальную и психологическую сущность ребенка. При помощи различных форм физического воспитания раскрываются двигательные способности, личность физически развивается.


Главный принцип физкультурного воспитания в школе

- единство духовного становления, физического самосовершенствования, социального приспособления. Для того, чтобы реализовать этот принцип, существует оптимальное соотношение физического образования и умственного воспитания.

Основной целью развития системы школьного образования является формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные цели, виды деятельности. В соответствии с концепцией ФГОС 2-ого поколения по физической культуре, цель школьного образования заключается в формировании разносторонне физически развитой личности, активно использующей

ценности физической культуры для сохранения и укрепления

собственного здоровья, организации активного отдыха, улучшения трудовой деятельности. Задача учебного процесса: формирование устойчивых потребностей и мотивов школьников в заботливом отношении к своему здоровью, едином развитии психических и физических качеств, творческом использовании средств физической культуры в формировании здорового образа жизни. Проблему формирования человека, воспитанного не просто как «носителя определенной суммы знаний, но прежде всего как гражданина общества, активного с присущими ему установками, моралью, интересами, высокой культуры труда и поведения» нельзя рассматривать вне вопросов воспитания потребности в знаниях, мотивации учения, усвоения знаний их творческого применения в практике.

Опираясь на исследования Л.С Выготского., А. Н. Леонтьева видно, что достичь данные задачи не представляется возможным, если не сформировать соответствующую мотивацию. Многие исследователи считают, что мотивация является основным компонентом в деятельности человека, состоящая из системы значимости для человека.

Повышение мотивации является актуальной, так как на протяжении последних лет сложилась неблагоприятная ситуация - ухудшилось здоровье и физическая подготовка не только детей, но и взрослого населения, прослеживается низкий уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, спортом, к здоровому образу жизни. Большое количество времени проводится за гаджетами и компьютерами. Получается, что на данном пути цель заключается в формировании у учащихся психического и морального здоровья, осознанной потребности в систематическом физическом улучшении, развитии положительной мотивации, осознанной потребности к организованным и самостоятельным занятиям спортом, физической культурой, получения умений и знаний здорового образа жизни.


Цель моей работы: формирование положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом у учащихся.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

Определение условий, влияющих на формирование мотивов к занятиям физической культуры.

3 анализ педагогических технологий, использованных в работе, необходимых для формирования устойчивых мотивов к занятиям физической культурой.

1. Теоретические основы изучения мотивация

А) Понятие мотивации.

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Слово «мотивация» впервые употребил А. Шопенгауэр в статье "Четыре принципа достаточной причины". Потом этот термин надолго закрепился в психологической практике для объяснения причин поведения человека .

Понятие мотивация можно отнести к двум направлениям.

Рассмотрение мотивации со структурных позиций в качестве совокупности мотивов или факторов. В соответствии со схемой В.Д. Шадрикова, мотивация

обусловлена целями и потребностями личности, идеалами, уровнем притязаний, условиями деятельности (внешними, объективными, внутренними, субъективными — знаниями, способностями, умениями, характером) и убеждениями, мировоззрением, направленностью личности. Учитывая эти факторы принимается решение, формируются намерения.

Рассмотрение мотивации в качестве динамичного образования, механизма к действиям.

В обоих случаях мотивация у авторов выступает в качестве вторичного явления по отношению к мотиву. Во втором же случае является механизмом реализации имеющихся мотивов: возникла ситуация, благодаря которой можно реализовать уже имеющийся мотив, появляется мотивация, т. е. процесс упорядочения деятельности с помощью мотива. Мнение В. А. Иванникова заключается в том, что в начале процесса мотивации стоит мотив, так как он является предметом удовлетворения потребности, т. е. мотив дан человеку в готовом виде. Его не нужно формировать, его необходимо обновлять (актуализировать).

Виды мотивации по В.Г. Леонтьеву:

первичная, которая проявляется в форме влечения, потребности, инстинкта, вторичная, которая проявляется в форме мотива. В данном случае также существуют сходства мотива с мотивацией.

По мнению В.Г. Леонтьева мотив в качестве формы мотивации появляется на уровне личности, он обеспечивает личностное доказательство решения действовать в определенном направлении для того, чтобы достичь поставленные цели. Во многих случаях психологи под мотивацией подразумевают установление поведения. В связи с этим они выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию.

Отсюда можно сделать вывод, что единство взглядов отсутствует как в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, так и в понимании соотношений мотивации и мотива. Эти понятия во многих работах используются в качестве синонимов. Мотивацию необходимо рассматривать в качестве подвижного (динамичного), меняющегося процесса формирования мотива.

Б). Возрастные особенности мотивации.

На формирование мотивации оказывают влияние возрастные особенности. С помощью игры происходит развитие мотивационной сферы ребенка. Появляются новые интересы, цели. При этом происходит реализация закона индивидуального развития, сформулированного О. К. Тихомировым: постановка цели, а также ее достижение, которая была первоначально разделена между детьми и родителями, затем объединяются в деятельности ребенка. Однако даже для 6-7- летних детей еще окончательное оформление цели в их сознании по ходу выполнения действия, что зависит от предметной ситуации и от «строительного» материала, например: формы, цвета кубиков при постройке дома. Уже с 4 лет начинает проявляться смыслообразующая функция мотива, так как ребенок начинает планировать смысл своей деятельности. У детей младшего школьного возраста появляются новые мотивы (интересы, потребности, желания), меняется мотивационная система ребенка. Все мотивы, интересы, которые были ранее, сменяются на новые. То, что относится к учебной деятельности, обретает значимость и ценность. В этот же момент у школьников младших классов можно отметить, что мотивы преобладают над мотивационными установками, т.к. в основном они формируют цели на ближайшее будущее, которое связано с происходящими событиями. Божович считает, что «непосредственно действующие мотивы» становятся преобладающими, а принимаемые намерения «идут на поводу» у конкретных желаний, побуждений. У младших школьников отмечается формирование новых общественных установок, социальных мотивов, связанных с ответственностью и чувством долга, с необходимостью получения образования («быть грамотным»). Но, к сожалению, все эти мотивы остаются только на словах, тогда как реально действующий мотив - хорошие отметки, похвала учителя, родителей. Для получения этой похвалы ребенок старается, занимается.

Подростковый период является самым сложным периодом в жизни ребенка Ученые, изучавшие подростковый период, выделяли границы подросткового возраста. Так, к примеру, Г. Гримм разделяет возрастной период у мальчиков (12-15 лет) от возрастного периода девочек (13-16 лет), тогда как Дж. Биррен приравнивает данный период к 12-17 годам. В соответствии с классификацией Д.Б. Брамлей этот возраст приравнивается к 11-15 годам. Этой же продолжительности придерживаются и другие авторы исследовательского института развития человека Калифорнийского университета. Подростковый возраст детей по мнению Ж. Пиаже: 12 - 15 лет. Принято считать, что более точно границы подросткового возраста представил Д.Б. Эльконин, где внимание акцентируется на формировании новых психических образований, которые обусловлены развитием и сменой основных типов деятельности. В данном случае границы подросткового возраста: 10-15 лет (Эльконин, 1971г).

Подростковый возраст характеризуется следующими особенностями:

- усиленное половое созревание;

- физиологическая перестройка организма; переменчивая эмоциональная сфера; всплески и неуправляемость эмоций, быстрая смена настроения.

У детей подросткового возраста значимым становится

общение со сверстниками. В этот период ребенок может отвергать те идеалы, которые у него были в детском возрасте. Для многих подростков

идеалом становится сверстник или какой-то кумир взятый из многочисленных сериалов. (Учитель для него теряет былой авторитет).

Поэтому занятия физкультурой и спортом в подростковом возрасте очень важен для формирования правильных идеалов и норм поведения. Учебно-тренировочную деятельность нужно строить на воспитании у подрастающего поколения этих идеалов и норм посредством физических упражнений и на личном примере.

Формирование интереса к физической культуре является проявлением сложных процессов мотивационной сферы.

Виды мотивации у школьников: внутренняя, внешняя.

Однако необходимо отметить, что формирование интереса в первую очередь происходит на основе внутренней мотивации, не зависимо от того, на сколько сильной является внешняя мотивация. Внутренняя мотивация появляется в тот момент, когда внешние цели и мотивы соответствуют имеющимся возможностям у школьника, когда школьник осознает ответственность за их реализацию. В результате успешной реализации целей и мотивов школьник обретает новые силы и желание продолжать занятия, т.е. у него появляется внутренняя мотивация и интерес. Еще одна причина формирования внутренней мотивации заключается в получении удовлетворения от самого процесса занятий и от их условий, от характера взаимоотношений с членами коллектива, педагогом во время данных занятий.

Интерес к занятиям спортом может развиваться, укрепляться, становиться более разносторонним и глубоким. Интерес является постоянным усилителем активности человека: он стимулирует волевое усилие, облегчает выполнение деятельности, помогает проявлять упорство, настойчивость, терпение, способствует целеустремлённости.

Для того, чтобы поддержать активный интерес к физической культуре требуется систематически предоставлять школьнику соответствующую информацию при обучении движению, при его продвижении вперед. Такая информация должна объяснять важность какого-либо упражнения для ученика. К примеру, при обучении опорному прыжку, я объясняю, что прыгая через козла или коня, обучающийся укрепляет силу своих мышц, вырабатывает умение ориентироваться в пространстве, развивает координацию движений.

На занятиях физической культурой требуется, чтобы школьник нес ответственность за результаты занятий, чтобы он осознавал и понимал свои неудачи, а также причину их появления, которая заключается не в отсутствии необходимых у него способностей, а в недостаточно приложенных усилиях. Только в данном случае внутренняя мотивация, а также интерес к занятиям будет развиваться, а не исчезать. Для школьника требуется осуществлять подбор доступных ему, т.е. индивидуальных, но при этом возрастающих показателей. Все задания, требования и упражнения должны быть для него выполнимыми.


Каждого школьника необходимо сориентировать на подходящий и доступный для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться учителем, товарищами по классу, родителями как успех, победа школьника над собой. К примеру, в ходе обучения техники выполнение кувырка назад задача заключается в овладении техникой за несколько уроков, на каждом их которых дети устанавливают минимальные задачи. Тот ученик, который первый выполнил упражнение обладает более сильной задачей. Я предлагаю такому ученику после овладения техникой кувырка, совершенствовать его из разных исходных положений или же, наоборот, приходить после кувырка в разные конечные положения. Также зачастую сильный ученик помогает более слабому овладеть техникой изучаемого движения. После выполнения упражнения все учащиеся должны оценить это выполнение. В любом случае учитель должен поддерживать ученика.

На каждом уроке я использую самоанализ и анализ выполненной работы. Я предлагаю детям после завершения задания самостоятельно обнаружить совершенные ошибки, а также объяснить причины неудач. В самом начале я задаю наводящие вопросы, а затем – просто контролирую их ответы. В конце обсуждения необходимо разобрать что получилось, а что еще требует закрепления. Все это формирует у школьника осознание связи достигнутого результата и активной деятельности.

При работе со школьниками учитель должен всегда помнить, что мотивация отражается на формировании двигательных навыков и развитии физических качеств учеников и зависит от силы их нервной системы. Опираясь на опыт работы в школе, видно, что развитие и обучаемость повышается за счет обычной учебной мотивации. У детей со слабой нервной системой двигательное качество более значительно, а соревновательная и игровая деятельность - у детей с сильной нервной системой. Методы обучения также дают различные результаты у школьников со слабой и сильной нервной системой.

Формирование внешней мотивации школьников происходит стихийно, не полностью осознанными среди педагогов путями, методами, средствами, обстоятельствами. Но при этом по педагогическому опыту видно, что в первую очередь во время работы с классом на уроках требуется максимальной настойчивостью использовать реальные возможности фронтальных методов воздействия на учащихся для целенаправленного воспитания у них внутренних положительных мотивов занятий физическими упражнениями. Начать можно с применения игровых комплексов, состоящих из подвижных игр, эстафет, парных упражнений соревновательного характера. Отличаются и интересы учащихся к занятиям физической культурой: стремление сформировать осанку, улучшить здоровье, желание развить волевые и двигательные качества. Различны и интересы у девочек и мальчиков: у девочек в приоритете красивая фигура, гибкость, изящество походки, движений, и только после этого скорость, сила, выносливость. А у мальчиков наоборот. Основная цель заключается в развитии силы, выносливости, скорости. Значимость привлекательных сторон физическими упражнениями. У старшеклассников уже с какой-то определенной целью в приоритете находятся мотивы, которые связаны с жизненными их планами, т.е. с подготовкой себя, своего организма к службе в армии, к определенной профессии.

Все эти моменты требуется учитывать. Поддержание целеустремлённости и интереса у школьников в основном зависит от испытываемых эмоций на уроке физической культуры, формирования удовлетворенности от занятий физическими упражнениями.

Кроме удовлетворённости уроком, у школьников есть ещё и отношение к физической культуре, как к учебному предмету, характеризуемое пониманием значимости данного предмета и ожиданием того, что на уроках этого предмета можно удовлетворить свои потребности, интересы в двигательной активности. Если учащийся испытывает удовлетворение, то формируется положительно-активное отношение к физической культуре.

От мотивов посещения учениками уроков физической культуры зависит их учебная активность. Те школьники, которые удовлетворены результатом и качеством, являются более активными, чем те, кому не нравится заниматься физической культурой.

В основе формирования интереса к занятиям физической культурой должны находиться современные методы обучения, способствующие эффективное проведение занятий.

Важная роль в освоении учебного материала по физической культуре принадлежит познавательному интересу. «Познавательный интерес имеет огромную побуждающую силу: он заставляет человека активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникшей у него жажды знаний» - Божович Л.И. Познавательный интерес, осуществляя регулярное укрепление и развитие, становится основой положительного отношения к обучению. По причине многозначности познавательного интереса, он отражается на освоении учебного материала разными своими сторонами:

являться внешним стимулом процесса освоения в качестве средства усиления своего процесса;

являться мотивом познания, воздействуя на освоение учебного материала, при этом взаимодействуя с иными мотивами.

Учитывая это, требуется регулярно активизировать познавательные интересы. Основными направлениями такой активизациями могут быть представлены: стимуляция познавательных интересов с помощью содержания изучаемого материала; стимуляция познавательных интересов организацией и характером познавательной деятельности. Для этого нужно эффективно использовать домашние задания и объяснять почему комплекс физических упражнений нужно проделывать регулярно и для каких систем и органов они полезны. Уже в начальных классах надо учить их делать правильные выводы: например, после бега у человека учащается пульс, а если человек находится в покое, то пульс восстанавливается, почему? Полезно также предлагать детям при освоении новых движений найти, где в жизни дети их используют или применяют похожие: например, лазание по гимнастической стенке - лазание по деревьям; ходьба по бревну - ходьба по бортику тротуара, когда надо перейти ручей по бревну; прыжок в высоту или в длину - преодоление простого препятствия. Если дети не справились с этим заданием, вместе с ними ищем примеры в окружающем мире. Для этого в начальных классах провожу уроки - экскурсии, цель которых - применить изученное движение на практике. (Это преодоление поваленных деревьев, перепрыгивание через лужи, прыжки с небольшой высоты и т.д.) Также полосу препятствий можно соорудить на спортивной площадке школы и после её прохождения предложить детям проанализировать, какие движения были ими использованы в ходе преодоления препятствий. Традиционными стали «Тропинки здоровья» (ходьба по шишкам…)

Таким же образом я предлагаю ученикам понаблюдать за окружающими и за собой для того, чтобы установить, когда и при каких обстоятельствах они используют какое-либо движение или посчитать, сколько раз ими было совершенно это движение. Творческое задание для старших и средних классов заключается в рассмотрении новых движений с точки зрения физики, анатомии и биологии. Пути формирования интереса в соответствии с проведенными педагогическими исследованиями: оказание воздействия на некоторые мотивы, оказание воздействия на всю мотивационную сферу. Однако в мотивационной сфере учеников всё связанно между собой: в ходе формирования одних мотивов происходит формирование и других. По этой причине при целенаправленном формировании интереса к физической культуре педагогически оправдано в качестве воздействия на некоторые мотивы, так и комплексное воздействие на всю мотивационную сферу. К примеру, успешное формирование учебно-познавательных мотивов достигается развитию физических качеств и сознательностью обучения. Считаю, что нужно применять средства наглядности, учебные карточки и стенды, технические средства обучения. Наглядность - это обязательное условие эффективной передачи, усвоения информации, успешного формирования у учеников интереса к физической культуре. По этой причине различные средства наглядности должны применяться с самых первых этапов формирования интереса к физической культуре. Так возле спортивного зала размещен стенд «Всероссийский ФС ГТО». Затем постепенно преимущество должно отдаваться постановке целей. Такая закономерность уже давно выработана человечеством. И только после этого необходимо теоретическое освещение способов достижения цели, так как лишь на последней ступени развития человечества ведущим стало усвоение научных знаний. Но и здесь важно использовать наглядность, показ и практические действия учащихся. Обязательное условие успешного формирования у школьников устойчивого, активного интереса к физической культуре - формирование результативных мотивов. Если отсутствует ориентация на результат, то двигательная активность учеников не может быть эффективной ни в плане формирования активного интереса к физической культуре, ни в плане технической и физической подготовки школьников. Уровень результата зависит от физической подготовленности, возраста, воспитанности школьников. Это может быть результат подвижной, сюжетной, спортивной игры; норма спортивного разряда; учебный норматив; норматив комплекса ГТО; конкретные показатели в тестах; определённое место в спортивных соревнованиях; возрастные показатели выполнения некоторых упражнений.

Результативные мотивы требуется формировать в ходе обучения двигательным действиям. Для этого в обучение включается в личностно значимую соревновательную деятельность для каждого учащегося, когда школьники, осуществляя обучение, готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений на первенство школы, класса. Но даже здесь у каждого учащегося должен быть свой, доступный для него результат, движение которого учитель, одноклассники, родители должны воспринимать в качестве победы. Только в данном случае появляется внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, которая является определяющим фактором в заинтересованности учащихся в физической культуре. В соответствии с научными исследованиями и педагогической практикой можно сделать вывод, что результативная мотивация и интерес к физической культуре увеличиваются при наличии прогресса в обучении двигательным действиям и развитии двигательных качеств за небольшой временной промежуток. В итоге происходит более быстрое формирование внутренней мотивации, что является особенно важным для учащихся младших классов, по той причине, что они плохо переносят длительные напряжения под воздействием только внешней мотивации.

2.Применение инновационных технологий как способ повышения

мотивации учащихся к урокам физической культуры в 5-9 классах.


Работая в школе уже 25 лет, выделил актуальную проблему - отсутствие мотивации у многих учеников. Задался вопросом: что же нужно сделать для того, чтобы ученику было интересно, как же его мотивировать на учебную деятельность, на восприятие материала? Оказывается, положительно влияет на мотивацию ребенка собственная увлеченность самого учителя, умение сделать урок занимательным, необычным. Дети предпочитают активную деятельность пассивному слушанию, собственную инициативу исполнению указаний, групповую работу - индивидуальной. Задания не должны быть слишком сложными. Только посильная работа вызывает интерес. Целью моего педагогического опыта является:

-повышение мотивации учащихся к учебной деятельности, уровня обученности путем применения инновационных образовательных технологий, которые направлены на:

-формирование здорового образа жизни;

-формирование двигательной деятельности учащихся;

-совершенствование индивидуальной и групповой работы с учащимися.

Применение современных педагогических технологий помогает в решении поставленных задач, позволяет добиться более высоких результатов образовательного процесса, повышая мотивацию обучения и интерес детей к урокам физической культуры, актуализируя личность ребёнка, сохраняя показатели физического и психического здоровья. Мои ученики заполняют листы самооценки «Мои спортивные достижения. Я-чемпион». В них учащиеся оценивают себя в двигательной деятельности по следующим критериям: пробую выполнять физические упражнения, выполняю с помощью товарища, учителя, выполняю самостоятельно, могу научить другого, придумываю новые физические упражнения, комплексы физических упражнений, записывают показатели в беге, подтягивании, прыжках.

Изучив учебно-методические пособия, обучаясь на семинарах, стал применять в учебно-воспитательном воспитательном процессе следующие современные педагогические технологии, повышающие эффективность обучения: здоровьесберегающие, технологию личностно-ориентированного обучения, игровые технологии, метод проекта. Путём применения инновационных педагогических технологий можно добиться более высоких показателей в занятиях физической культурой и спортом.

А) Информационные технологии и игровые технологии.

Использование информационных технологий помогает мне сделать урок интереснее, насыщеннее. Выбор данной технологии обусловлен необходимостью обучения учащихся с различными источниками информации, включая электронные носители. Чаще всего данную технологию использую на индивидуально - групповых занятиях. Каждый ребенок может за компьютером проверить свои знания по определенной теме, выполнить тест по физической культуре. Использование информационной технологии дает возможность ученикам самостоятельно готовить презентации на разные темы, защищая их на уроках и на внеклассных мероприятиях. Ребята учатся грамотно выражать свои мысли, учатся работать при большой аудитории, отвечают на вопросы, ведут диалог, учатся владеть спортивной терминологией. Метод проекта. Развитию познавательных интересов, творческих способностей у учащихся способствует применение на уроках и во внеурочное время метода проекта. Ученики готовят работы к научно-практической конференции: «Мой любимый вид спорта», «Знаменитые спортсмены нашей школы», «Ветераны спорта Жешарта» и др.

Игровые технологии. В методике обучения физической культуре ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и развивающих упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся. Физическое образование ребенка это –основа для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения. Игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Она является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. А применение коми национальных игр позволяет окунуться в древние традиции Коми народа. Игра является основным видом деятельности в начальной школе на уроках физической культуры. Кроме того, что игры используют в каждом разделе программного материала, ещё подвижные игры выделены в программе в отдельном разделе, что говорит об их важности.

Игровая технология является исключительной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребёнка, в ней формируются его ум, волевые качества. Подвижные игры — это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В игре обычное становится необычным, а значит особенно ярким и привлекательным. Главный показатель подвижных игр — это наличие двигательных действий, благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития. Применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальность в средней и старшей школе. Принципы игровой технологии: принцип постепенности — от простого к сложному. Я показываю, технику приёма и передачи мяча в игре волейбол уже с начальных классов. Начиная с игры с простыми правилами, облегчёнными мячами и постепенно усложняя правила игры. Принцип наглядности — суть этого принципа состоит в том, что надо показывать и использовать различные наглядные пособия, это создает ясное представление об изучаемом материале, помогает более отчетливо понять его. Очень хорошо помогают в этом презентации. Например, можно наглядно увидеть последовательность выполнения упражнения «Мост». Принцип доступности — это подбор упражнений по сложности в соответствии с индивидуальными возрастными, половыми особенностями, степенью подготовленности. Упражнения должны быть доступны и в то же время представлять определённую трудность для занимающихся. Принцип прочности состоит в том, что изученный материал путём многократных повторений доводится до прочного навыка. Игровые технологии используются для развития физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости); формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений. Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения:

1) образовательных задач (закрепление и совершенствование изучаемых приёмов игры, развитие умения ориентироваться на площадке во время игры, увеличение моторной плотности уроков);

2) воспитательных задач (чувства солидарности, товарищества, честности, ответственности за действие друг друга);

3) оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.


Во время игр происходит выработка взаимного понимания партнёров в коллективе, которое является необходимым аспектом в лично-командных и командных соревнованиях. Важнейшим результатом игры является радость, эмоциональный подъём детей. Благодаря данному свойству игры, в значительной степени соревновательного и игрового характера, больше чем иные средства и формы физической культуры, соответствуют воспитанию у учащихся двигательных способностей. Для игровых действий и видов необходим весь комплекс скоростных способностей от учащегося по той причине, что для стимулирования развития скорости требуется многократно повторять с максимально возможной скоростью движения, учитывать все функциональные возможности у школьника. В результате использования различных игровых вариантов можно повторять действия, знакомые ученику, с повышенными требованиями, сохраняется интерес к игре. Основными мотивами игровой деятельности, а также взаимоотношений играющих, при достижении целей, стоящих перед игрой, подразделяются на следующие группы: некомандные игры — игры, где отсутствуют общие цели для участников. В таких играх дети следуют определённым правилам, которые предусматривают личные интересы играющего, например: «Снайпер», «Мяч соседу», «Кто быстрее», «Быстрый, меткий, сильный». Игры переходные к командным — игры, где отсутствует постоянная единая цель для играющих, необходимость действовать в интересах других участников. Именно в таких играх дети начинают включаться в коллективную деятельность, например: «Светофор», «Жуки», «Два медведя». командные игры — игры, которые характеризуются совместной деятельностью, цель которой заключается в достижении общей цели: «Пионербол», «Волейбол», «Лапта».

Для организации интересного урока или занимательного мероприятия я подробно знакомлю детей с основными видами игровых технологий. Продумываю весь ход игры. Каждый урок физической культуры в школе ученики должны называть уроком хорошего настроения, уроком радости и творческого вдохновения. Интерес к этим урокам порождает у детей развитие волевых качеств, побуждает их к творческому самовыражению.

Важнейшая особенность игровых технологий на уроках физкультуры - связь с иными предметами. Почти на всех уроках дети работают с мячом, скакалкой, обручем. Они используют знания, которые они получили на уроке физкультуры. На всех уроках физической культуры применяются элементы игровой технологии: - для обучения двигательным действиям (спортивные игры, подвижные игры —волейбол, баскетбол, футбол) - для развития физических качеств (подвижные игры, эстафеты) - для формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков поведения - для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой и в результате повышения интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом. Приоритет отдаю урокам, проводимым на свежем воздухе. Зимой на лыжах, а в весенний и осенний период на школьной площадке.

Таким образом, использование игровой технологии способствует активной двигательной активности, вызывают положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Формирование игровой технологии происходит в качестве целостного формирования, затрагивающего некоторую часть всего учебного процесса. Игра – это важное средство физического воспитания школьников, влияющая на физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие ребенка. Результат широкого использования игровых технологий на уроках физкультуры - изменение отношения к предмету. Все школьники, в работе с которыми постоянно использовалась игровая технология, посещают уроки физической культуры с удовольствием.

Результаты анкетирования.

В основе мотивации лежат потребности и интересы личности. А средний школьный возраст благоприятен для закладки основ умений, знаний, навыков, желанию учиться. После проделанной работы по повышению мотивации учащихся я провел анкетирование по методике Дубовицкой Т.Г.

Результаты следующие:

Класс (кол-во человек)

Высокий уровень внутренней мотивации

Средний уровень внутренней мотивации

Низкий уровень внутренней мотивации

(15-20б)

(6-14б)

(0-5б)


5а/22



высокий

средний

низкий

14

5

3

6а/22



14

6

2

7а/22



14

6

2

8а/22



14

7

1

9а/22



15

7

0


Учебный год

Общее количество обучающихся в классе

Доля обучающихся, испытывающих интерес к изучению предмета % от общего количества

2017-2018 высокий

средний

низкий

77%

18%

14%

2018-2019



74%

19%

14%

2019-2020



80%

20%

16%

2020-2021



80%

21%

14%

2021-2022



80%

25%

10%


Таким образом, по данным таблиц видно, что количество учащихся, испытывающих интерес к предмету составляет от 77% до 80%.

Так же мотивация учащихся носит диференцированный характер в разных школах и разных классах. Она зависит от многих факторов: материально- технической базы школы, личности учителя физической культуры, от его педагогического мастерства, особенностей воспитательной работы в классе, школе, семье. Так, наша школа является на протяжении многих лет победителем спартакиады школьников Усть-Вымского района, активным участником спортивно-массовых соревнований «Кросс Наций», «Лыжня России». С 2015года, начала внедрения ВФСК ГТО, наша школа принимает самое активное участие в районе и республике в сдаче нормативов. По количеству полученных знаков занимает лидирующее положение. А среди моих бывших учеников и воспитанников есть последователи, которые выбрали профессию тренера и учителя физической культуры и в настоящее время работают в школе и Спорткомплексе нашего поселка.

Сам являюсь членом сборной команды Усть-Вымского района по волейболу среди ветеранов еще с начала своей педагогической деятельности в данной школе. Свою любовь к игре уже многие годы прививаю детям. Чтобы заинтересовать учащихся пользуюсь своим опытом и личным примером.

Заключение

Исследуя тему по формированию мотивации учащихся я могу сделать вывод, что интерес к физической культуре можно формировать воздействуя на отдельные мотивы и на мотивационную сферу в целом. Но в мотивационной сфере школьников всё взаимно связано: при формировании одних мотивов неизменно затрагиваются и формируются другие. Поэтому при целенаправленном формировании интереса к физической культуре оправдано как воздействие на отдельные мотивы, так и комплексное воздействие на мотивационную сферу в целом, например, успешное формирование учебно-познавательных мотивов достигается сознательностью обучения и развития физических качеств.

Обязательное условие успешного формирования у школьников устойчивого, активного интереса к физической культуре - формирование результативных мотивов. Двигательная активность школьников без ориентации на результат не будет эффективной ни в плане формирования активного интереса к физической культуре, ни в плане технической и физической подготовки школьников. Конкретный уровень и вид результата зависят от физической подготовленности, возраста, воспитанности школьников. Это может быть результат подвижной, сюжетной, спортивной игры; норма спортивного разряда; учебный норматив; определённое место в спортивных соревнованиях; возрастные показатели выполнения отдельных упражнений; конкретные показатели в тестах.

Результативные мотивы требуется формировать и в ходе обучения двигательным действиям. Для этого необходимо включать обучение на уроках физической культуры в соревновательную деятельность, личностно значимую для каждого ученика, когда школьники во время обучения готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений на первенство школы, класса. Однако и здесь каждому учащемуся должен быть определён индивидуальный доступный результат, движение которого опять-таки должно расцениваться учителем, товарищами по классу, как успех, как победа школьника над собой. Только в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, определяющая интерес учащихся к физической культуре.


Список литературы

Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. – 335 с.

Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. - М.: АСТ-Пресс, 2002. – 460 с.

Т.Ю. Круцевич, Критерии эффективности системы физического воспитания молодежи/ Т.Ю. Круцевич - М.: БЕК, 2004.

Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. - Новосибирский полиграфкомбинат, 2002. – 264.

Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни, Психология физического воспитания и спорта/ Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни - ИНФРА-М, 2004.

С.Н.Шуткин, Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроке физкультуры/ С.Н.Шуткин - Липецк: ЛГУ, 2003.

Г.Ю. Ксензовой, учебно-методические пособия Перспективные школьные технологии/ Г.Ю. Ксензовой

B.C. Магун, Потребности и психология социальной деятельности личности/ B.C. Магун- Л. Наука, 2009г.с.16

В.М. Богданов, В.С.Пономарев, А.В. Соловов, Сотвори себя сам: Учебное пособие.-Самара/ В.М. Богданов, В.С.Пономарев, А.В. Соловов,- СГАУ,2001г.

Фридман Л.М., Кулагина И.В. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 2009.с37.

Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. - М.: Институт психологии РАН, 2013.







Скачать

© 2022 122 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!