СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация учебной деятельности на уроках иностранного языка.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление подготовлено для выступления перед учительской аудиторией.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация учебной деятельности на уроках иностранного языка.»


Мотивация учебной деятельности на уроках иностранного языка



Учитель немецкого языка Гермерсдорфер Н.В.





Содержание



1. Определение терминов «мотив» и «мотивация»

-- виды мотивации ( внутренняя и внешняя)

-- возрастные особенности мотивации

-- значение мотивации в учебном процессе

-- проблема устойчивости мотивации.



2. Способы развития, повышения и поддержания мотивации.

3. Роль учителя в формировании мотивации к изучению иностранного языка.

4. Связь мотивации и психологического настроя:



5. Заключительная часть: обобщение, выводы.



6. Литература.





Уважаемые коллеги, разрешите представить Вашему вниманию мои наблюдения, наработки и выводы по теме… Я работаю учителем немецкого языка, соответственно опираюсь на свой опыт работы.

Основополагающей проблемой педагогической науки является становление мотивационной сферы. В свете современных образовательных стандартов обучение иностранному языку в школе рассматривается с позиции коммуникативного подхода, который предполагает овладение учащимся иностранным языком в деятельности общения с учетом индивидуальных особенностей личности. Необходимо отметить, что эффективность обучения иностранному языку в современной школе оставляет желать лучшего. Я имею ввиду в первую очередь то, что сегодняшние выпускники школ не владеют элементарными навыками общения в иноязычной среде, хотя именно этому мы стремимся их научить, т.к. в современных условиях коммуникатывных возможностей успешным может стать человек, владеющий хотя бы одним иностранным языком. Задача учителя – научить основам иноязычного общения, сформировать навык непринужденно общаться на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях. Но мы сталкиваемся с определенными трудностями в достижении этих целей из-за отсутствия хорошо разработанной методики развития и поддержания мотивации к изучению иностранного языка и из-за недостаточного знания психологических основ развития мотивации. А ведь именно от побуждения и потребностей индивида, т.е. от его мотивации зависят качество и результат его деятельности. Основной вид деятельности человека школьного возраста – это учеба, но немотивированного ученика невозможно заставить учиться. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность в работе над достижением цели.

Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать обучающихся – это ключевой показатель профессионализма учителя. Каждый из нас призван постоянно и планомерно работать над формированием и поддержанием мотивации наших учеников.

- Давайте уточним понимание самих терминов – «мотив» и «мотивация». Мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к действию. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, и собственные представления, идеи, чувства и переживания. Следовательно, мотив - это то, ради чего выполняет человек данную деятельность. Какие же мотивы движут учеником, изучающим иностранный язык?

- Первая группа мотивов: - иметь хорошую отметку, быть не хуже товарищей в классе, нежелание огорчить родителей, симпатия к учителю – формирует внешнюю, социальную мотивацию.

- Вторая группа мотивов: - иностранный язык пригодится в жизни, - нравится общаться на иностранном языке, - хочется понимать о чем поют любимые музыкальные группы, - нравится ощущать успех в учении – формирует внутреннюю ( коммуникативную мотивацию ).

- Мотивация – это побуждение к действию, динамический процесс психологического плана, управляющий поведением человека и вызывающий целенаправленную активность в достижении определенной цели. Мотивация – это система факторов, определяющая поведение человека, это совокупность мотивов, которые совместно активизируют деятельность. Всякая деятельность полимотивирована, т.е. вызывается не одним мотивом, а несколькими.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов: во-первых: самой образовательной системой, образовательным учреждением, во-вторых: организацией учебного процесса, в-третьих: субъектными особенностями каждого обучающегося (возраст, пол, способности, самооценка, уровень притязаний, его взаимодействие с другими учениками), в-четвертых: субъектными особенностями педагога ( его отношением к делу, к ученику, его уровнем владения предметом и современными образовательными технологиями ), в-пятых – спецификой учебного предмета.

Проблема учебной мотивации существует в сфере всех учебных дисциплин, в том числе в изучении иностранного языка. Объективная реальность такова, что учителя немецкого языка в частности сталкиваются с проблемой вытеснения интереса к нему английским языком. Поэтому важным моментом является пропагандистская работа учителя с учащимися и их родителями.

Внешняя мотивация. Нужно отметить, что данный вид мотивации довольно неустойчив и может быть утрачен по исчезновении внешнего фактора, а также может вызвать дискомфорт и привести к стрессу. Внутренняя мотивация возникает у человека под воздействием собственных мыслей, переживаний, потребностей, в результате которых появляется осознанная внутренняя необходимость совершения определенных действий и достижения конкретных результатов. Именно внутренняя мотивация является базовым фактором для активной учебной деятельности.

- Определенную сложность в нашей работе вызывает тот факт, что мотивация сама по себе очень неустойчивый аспект, зависящий от целого ряда обстоятельств, в частности от возрастных особенностей обучающихся. Опыт показывает, что происходит снижение мотивации от класса к классу. До момента начала изучения иностранного языка и в самом его начале у детей обычно существует высокая, но часто ни на чем конкретном не основанная, мотивация, интерес к иностранному языку, им хочется изъясняться , рассказывать стихотворения, петь песни, читать. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то приключенческое, их привлекаает возможность перевоплощения: я-говорящий по русски и я – говорящий на иностранном языке. Но, когда они приступают к занятиям и сталкиваются с трудностями, отношение меняется, многие разочаровываются когда понимают, что цель не так близка, как казалось в начале. Уже к 5-му классу мотивация значительно ослабевает еще и по причине возрастной психологической перестройки. Начинается период бурной социализации личности, дети хотят общаться, поэтому для поддержания мотивации им нужно предоставить такую возможность на уроках, значит мы должны уделять внимание работе в группах. А уже в старших классах присутствует недовольство всей постановкой обучения в школе, предпочтение приоритетных предметов, часто с перекосом в сторону сдаваемых экзаменов. Мы должны в это время грамотно использовать профессиональные намерения учеников.



Мотивация- это конечно сторона субъективного мира каждого ученика, но я убеждена в том, что учитель может повлиять на нее, создавая предпосылки для возникновения личной заинтересованности ученика в работе. Ребенок способен быть неравнодушным, когда ему интересно, когда он успешен. При этом он вовлекается в работу не обязательно только для достижения каких-то внешних результатов, но ради нее самой. Учитель должен развивать познавательную активность обучающихся. Надо видеть в ребенке не только просто школьника, а учить человека в целом, чтобы он не думал постоянно о цели, а получал радость интелектуального напряжения и связанных с ним переживаний. Надо научить человека учиться. Этому вполне способствует взаимодействие учителя с учениками на иностранном языке за рамками учебного процесса. В нашей школе например звучит немецкая речь в коридорах, в столовой, на внеклассных мероприятиях. Такая форма работы значительно повышает мотивацию, развивает познавательные потребности, а главное приносит чувство радости и удовлетворения, создает психологически комфортную среду, коммуникативный настрой.



Существует несколько проверенных на практике способов формирования и повышения мотивации на уроках иностранного языка.

- И начать необходимо с создания атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры учащихся в свои способности и возможности. Для этого самому учителю надо стать примером позитивно настроенного к своим коллегам и своим ученикам человека, способного увлечь и повести за собой. Кроме того крайне важно ставить перед детьми и научить их ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи. Нужно учитывать затраченные учениками усилия при выполнении какого-либо задания, их настойчивость, а не только результат работы сам по себе. Главное, чтобы все участники образовательного процесса испытывали радость и удовлетворение от совместной работы.

- Работа с печатными материалами ( газетами, журналами ), издаваемыми в странах – носителях языка. Периодические издания являются частью культуры и источником информации, которая помогает школьникам понять современные тенденции в обществе, повысить их культурологическую компетенцию.

- Использование на уроках различных образных наглядных средств. Это – картинки, плакаты, игрушки, другие предметы, соответствующие теме урока. Это поддерживает и развивает интерес ученика к учебе, способствует развитию чувственного восприятия, воображения.

- Дифференцированный подход к ученикам, в частности – индивидуальные задания. Они пробуждают в ребенке чувство ответственности, веры в себя, дают возможность выразить свою индивидуальность и получить определенный опыт самостоятельного решения определенных жизненных задач.

- Применение новых информационных технологий является важнейшим инструментом оптимизации учебного процесса, который позволяет сделать урок интересным и запоминающимся, а следовательно мотивировать учащихся к активной работе на уроках. Мы используем презентации, которые включают в себя картинки, графики, таблицы, видео и музыкальные элементы. Таким образом, мы влияем на эмоциональную сторону восприятия учеников, подкрепляя внутреннюю мотивацию каждого из них. Так же популярным стало компьютерное тестирование, что тоже воспринимается детьми позитивно.

-Музыка – это один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учеников. Музыкальные моменты на уроке иностранного языка могут оказать неоценимую помощь, т.к. они вызывают большой прилив энтузиазма и представляют собой приятный и в тоже время стимулирующий подход к изучению культуры стран изучаемого языка. Музыка кроме того дает возможность снять напряжение, усталость и восстановить работоспособность. По моему личному мнению это один из мощнейших стимулов, влияющих на поддержание мотивации к изучению чужого языка. Я думаю, что язык и музыка – это категории одного порядка, недаром замечено, что музыкальный слух или его отсутствие у человека в немалой степени определяют его возможности восприятия и усвоения иноязычной лексики. Это довольно интересная тема для исследования, которой я собираюсь заняться в ближайшее время.

-Ну и самый излюбленный способ формирования и развития мотивации на уроках иностранного языка – это конечно игра. Она дарит ребенку буквально взрыв мотивации, повышает значительно интерес к предмету, разрушает барьер между учителем и учениками, помогает преодолеть неуверенность в себе, стимулирует участие в общении именно на иностранном языке, побуждает ребенка активнее приобретать знания, умения и навыки.

Применение вышеперечисленных способов мотивирования учащихся позволяет создать положительный микроклимат в классе, что само по себе является определяющим для успешной, приносящей радость деятельности по изучению языка и формированию устойчивых навыков его применения в жизни. Наши ученики со временем выходят в открытый мир, где можно общаться с партнерами и друзьями из разных стран, выходить на зарубежные сервера научных, информационных и учебных центров, обмениваться информацией по электронной почте, а это доступно только человеку уже имеющему определенные навыки и опыт аналогичного общения.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть неизмеримую важность мотивирования учеников школы к изучению иностранного языка, ведь известно, что – если человек чего-то хочет, он ищет способы достичь желаемого, а если он чего-то не хочет, он ищет причины этого не делать. Ясно, что только хорошо мотивированный ученик будет работать с удовольствием, успешно и результативно.





Литература:



1. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации человека. -М., 1969.

2. Щукин А.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М., 2004.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для Вузов. – М., Логос, 2007.

4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (иностранные языки). – М., 2004.









3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!