Мотивация учебной деятельности на уроках иностранного языка
Учитель немецкого языка Гермерсдорфер Н.В.
Содержание
1. Определение терминов «мотив» и «мотивация»
-- виды мотивации ( внутренняя и внешняя)
-- возрастные особенности мотивации
-- значение мотивации в учебном процессе
-- проблема устойчивости мотивации.
2. Способы развития, повышения и поддержания мотивации.
3. Роль учителя в формировании мотивации к изучению иностранного языка.
4. Связь мотивации и психологического настроя:
5. Заключительная часть: обобщение, выводы.
6. Литература.
Уважаемые коллеги, разрешите представить Вашему вниманию мои наблюдения, наработки и выводы по теме… Я работаю учителем немецкого языка, соответственно опираюсь на свой опыт работы.
Основополагающей проблемой педагогической науки является становление мотивационной сферы. В свете современных образовательных стандартов обучение иностранному языку в школе рассматривается с позиции коммуникативного подхода, который предполагает овладение учащимся иностранным языком в деятельности общения с учетом индивидуальных особенностей личности. Необходимо отметить, что эффективность обучения иностранному языку в современной школе оставляет желать лучшего. Я имею ввиду в первую очередь то, что сегодняшние выпускники школ не владеют элементарными навыками общения в иноязычной среде, хотя именно этому мы стремимся их научить, т.к. в современных условиях коммуникатывных возможностей успешным может стать человек, владеющий хотя бы одним иностранным языком. Задача учителя – научить основам иноязычного общения, сформировать навык непринужденно общаться на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях. Но мы сталкиваемся с определенными трудностями в достижении этих целей из-за отсутствия хорошо разработанной методики развития и поддержания мотивации к изучению иностранного языка и из-за недостаточного знания психологических основ развития мотивации. А ведь именно от побуждения и потребностей индивида, т.е. от его мотивации зависят качество и результат его деятельности. Основной вид деятельности человека школьного возраста – это учеба, но немотивированного ученика невозможно заставить учиться. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность в работе над достижением цели.
Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать обучающихся – это ключевой показатель профессионализма учителя. Каждый из нас призван постоянно и планомерно работать над формированием и поддержанием мотивации наших учеников.
- Давайте уточним понимание самих терминов – «мотив» и «мотивация». Мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к действию. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, и собственные представления, идеи, чувства и переживания. Следовательно, мотив - это то, ради чего выполняет человек данную деятельность. Какие же мотивы движут учеником, изучающим иностранный язык?
- Первая группа мотивов: - иметь хорошую отметку, быть не хуже товарищей в классе, нежелание огорчить родителей, симпатия к учителю – формирует внешнюю, социальную мотивацию.
- Вторая группа мотивов: - иностранный язык пригодится в жизни, - нравится общаться на иностранном языке, - хочется понимать о чем поют любимые музыкальные группы, - нравится ощущать успех в учении – формирует внутреннюю ( коммуникативную мотивацию ).
- Мотивация – это побуждение к действию, динамический процесс психологического плана, управляющий поведением человека и вызывающий целенаправленную активность в достижении определенной цели. Мотивация – это система факторов, определяющая поведение человека, это совокупность мотивов, которые совместно активизируют деятельность. Всякая деятельность полимотивирована, т.е. вызывается не одним мотивом, а несколькими.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов: во-первых: самой образовательной системой, образовательным учреждением, во-вторых: организацией учебного процесса, в-третьих: субъектными особенностями каждого обучающегося (возраст, пол, способности, самооценка, уровень притязаний, его взаимодействие с другими учениками), в-четвертых: субъектными особенностями педагога ( его отношением к делу, к ученику, его уровнем владения предметом и современными образовательными технологиями ), в-пятых – спецификой учебного предмета.
Проблема учебной мотивации существует в сфере всех учебных дисциплин, в том числе в изучении иностранного языка. Объективная реальность такова, что учителя немецкого языка в частности сталкиваются с проблемой вытеснения интереса к нему английским языком. Поэтому важным моментом является пропагандистская работа учителя с учащимися и их родителями.
Внешняя мотивация. Нужно отметить, что данный вид мотивации довольно неустойчив и может быть утрачен по исчезновении внешнего фактора, а также может вызвать дискомфорт и привести к стрессу. Внутренняя мотивация возникает у человека под воздействием собственных мыслей, переживаний, потребностей, в результате которых появляется осознанная внутренняя необходимость совершения определенных действий и достижения конкретных результатов. Именно внутренняя мотивация является базовым фактором для активной учебной деятельности.
- Определенную сложность в нашей работе вызывает тот факт, что мотивация сама по себе очень неустойчивый аспект, зависящий от целого ряда обстоятельств, в частности от возрастных особенностей обучающихся. Опыт показывает, что происходит снижение мотивации от класса к классу. До момента начала изучения иностранного языка и в самом его начале у детей обычно существует высокая, но часто ни на чем конкретном не основанная, мотивация, интерес к иностранному языку, им хочется изъясняться , рассказывать стихотворения, петь песни, читать. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то приключенческое, их привлекаает возможность перевоплощения: я-говорящий по русски и я – говорящий на иностранном языке. Но, когда они приступают к занятиям и сталкиваются с трудностями, отношение меняется, многие разочаровываются когда понимают, что цель не так близка, как казалось в начале. Уже к 5-му классу мотивация значительно ослабевает еще и по причине возрастной психологической перестройки. Начинается период бурной социализации личности, дети хотят общаться, поэтому для поддержания мотивации им нужно предоставить такую возможность на уроках, значит мы должны уделять внимание работе в группах. А уже в старших классах присутствует недовольство всей постановкой обучения в школе, предпочтение приоритетных предметов, часто с перекосом в сторону сдаваемых экзаменов. Мы должны в это время грамотно использовать профессиональные намерения учеников.
Мотивация- это конечно сторона субъективного мира каждого ученика, но я убеждена в том, что учитель может повлиять на нее, создавая предпосылки для возникновения личной заинтересованности ученика в работе. Ребенок способен быть неравнодушным, когда ему интересно, когда он успешен. При этом он вовлекается в работу не обязательно только для достижения каких-то внешних результатов, но ради нее самой. Учитель должен развивать познавательную активность обучающихся. Надо видеть в ребенке не только просто школьника, а учить человека в целом, чтобы он не думал постоянно о цели, а получал радость интелектуального напряжения и связанных с ним переживаний. Надо научить человека учиться. Этому вполне способствует взаимодействие учителя с учениками на иностранном языке за рамками учебного процесса. В нашей школе например звучит немецкая речь в коридорах, в столовой, на внеклассных мероприятиях. Такая форма работы значительно повышает мотивацию, развивает познавательные потребности, а главное приносит чувство радости и удовлетворения, создает психологически комфортную среду, коммуникативный настрой.
Существует несколько проверенных на практике способов формирования и повышения мотивации на уроках иностранного языка.
- И начать необходимо с создания атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры учащихся в свои способности и возможности. Для этого самому учителю надо стать примером позитивно настроенного к своим коллегам и своим ученикам человека, способного увлечь и повести за собой. Кроме того крайне важно ставить перед детьми и научить их ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи. Нужно учитывать затраченные учениками усилия при выполнении какого-либо задания, их настойчивость, а не только результат работы сам по себе. Главное, чтобы все участники образовательного процесса испытывали радость и удовлетворение от совместной работы.
- Работа с печатными материалами ( газетами, журналами ), издаваемыми в странах – носителях языка. Периодические издания являются частью культуры и источником информации, которая помогает школьникам понять современные тенденции в обществе, повысить их культурологическую компетенцию.
- Использование на уроках различных образных наглядных средств. Это – картинки, плакаты, игрушки, другие предметы, соответствующие теме урока. Это поддерживает и развивает интерес ученика к учебе, способствует развитию чувственного восприятия, воображения.
- Дифференцированный подход к ученикам, в частности – индивидуальные задания. Они пробуждают в ребенке чувство ответственности, веры в себя, дают возможность выразить свою индивидуальность и получить определенный опыт самостоятельного решения определенных жизненных задач.
- Применение новых информационных технологий является важнейшим инструментом оптимизации учебного процесса, который позволяет сделать урок интересным и запоминающимся, а следовательно мотивировать учащихся к активной работе на уроках. Мы используем презентации, которые включают в себя картинки, графики, таблицы, видео и музыкальные элементы. Таким образом, мы влияем на эмоциональную сторону восприятия учеников, подкрепляя внутреннюю мотивацию каждого из них. Так же популярным стало компьютерное тестирование, что тоже воспринимается детьми позитивно.
-Музыка – это один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учеников. Музыкальные моменты на уроке иностранного языка могут оказать неоценимую помощь, т.к. они вызывают большой прилив энтузиазма и представляют собой приятный и в тоже время стимулирующий подход к изучению культуры стран изучаемого языка. Музыка кроме того дает возможность снять напряжение, усталость и восстановить работоспособность. По моему личному мнению это один из мощнейших стимулов, влияющих на поддержание мотивации к изучению чужого языка. Я думаю, что язык и музыка – это категории одного порядка, недаром замечено, что музыкальный слух или его отсутствие у человека в немалой степени определяют его возможности восприятия и усвоения иноязычной лексики. Это довольно интересная тема для исследования, которой я собираюсь заняться в ближайшее время.
-Ну и самый излюбленный способ формирования и развития мотивации на уроках иностранного языка – это конечно игра. Она дарит ребенку буквально взрыв мотивации, повышает значительно интерес к предмету, разрушает барьер между учителем и учениками, помогает преодолеть неуверенность в себе, стимулирует участие в общении именно на иностранном языке, побуждает ребенка активнее приобретать знания, умения и навыки.
Применение вышеперечисленных способов мотивирования учащихся позволяет создать положительный микроклимат в классе, что само по себе является определяющим для успешной, приносящей радость деятельности по изучению языка и формированию устойчивых навыков его применения в жизни. Наши ученики со временем выходят в открытый мир, где можно общаться с партнерами и друзьями из разных стран, выходить на зарубежные сервера научных, информационных и учебных центров, обмениваться информацией по электронной почте, а это доступно только человеку уже имеющему определенные навыки и опыт аналогичного общения.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть неизмеримую важность мотивирования учеников школы к изучению иностранного языка, ведь известно, что – если человек чего-то хочет, он ищет способы достичь желаемого, а если он чего-то не хочет, он ищет причины этого не делать. Ясно, что только хорошо мотивированный ученик будет работать с удовольствием, успешно и результативно.
Литература:
1. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации человека. -М., 1969.
2. Щукин А.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М., 2004.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для Вузов. – М., Логос, 2007.
4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (иностранные языки). – М., 2004.
3