СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

      В статье  рассматриваются  теоретические основы проблемы     профессиональных деструкций педагога, определяются их эмоциональные и поведенческие проявления, характеризуются особенности инновационной педагогической деятельности, определяется взаимосвязь между позитивной мотивацией к ее осуществлению   и профилактикой синдрома эмоционального выгорания как одной из форм профессиональных деструкций.                                                                                                                                 

Просмотр содержимого документа
«МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ»

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы проблемы профессиональных деструкций педагога, определяются их эмоциональные и поведенческие проявления, характеризуются особенности инновационной педагогической деятельности, определяется взаимосвязь между позитивной мотивацией к ее осуществлению и профилактикой синдрома эмоционального выгорания как одной из форм профессиональных деструкций. Ключевые слова: профессиональные деструкции, инновационная педагогическая деятельность, синдром эмоционального выгорания, мотив, мотивационная готовность, саморазвитие, самореализация.

Единственная возможность заставить человека сделать что-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это.

Д.Карнеги

Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, государственные образовательные стандарты нового поколения предъявляют новые требования к личности учителя, что, в свою очередь, приводит к необходимости многоплановой профессиональной и личностной перестройки, которая оказывает влияние на внутреннее благополучие и психологическое равновесие педагога.

Ввиду того, что мы постоянно сталкиваемся все с новыми и новыми событиями и явлениями, возникает необходимость гибкого и эффективного реагирования на них, что неизбежно вызывает стресс и приводит к серьезному психоэмоциональному напряжению [5, с.106-110]. В результате же длительного воздействия повышенных психоэмоциональных нагрузок могут развиться негативные личностные и психофизиологические изменения, возникнуть различные профессиональные деструкции - разрушение, изменение или деформация сложившейся структуры личности в процессе профессионального труда [1].

Из основных видов профессиональных деструкций педагога в качестве наиболее распространенных можно выделить такие деформации личности как авторитарность, демонстративность, дидактичность, педагогическую индифферентность, педагогический консерватизм, педагогическую агрессию, ролевой экспансионизм и эмоциональное выгорание (см. Табл.1).

Таблица 1

Профессиональные деструкции педагога

Профессиональная деструкция

Проявления деструкции в профессиональной деятельности

Авторитарность

-авторитарный стиль работы: указания, рекомендации;

-завышенная самооценка своего профессионализма

Демонстративность

-демонстрация своего превосходства;

-чрезмерная эмоциональность

Дидактичность

-использование шаблонных способов передачи знаний;

-монологичность;

-склонность к нравоучениям

Педагогическая индифферентность

-проявление равнодушия, эмоциональной сухости;

-игнорирование индивидуальных особенностей обучающихся;

-негативное восприятие педагогической профессии

Педагогический консерватизм

-предубеждение против инноваций;

-приверженность традиционным методам обучения и устоявшимся профессиональным технологиям

Педагогическая агрессия

-пристрастное отношение к неуспевающим школьникам;

-склонность к оскорбительным замечаниям, насмешкам и занижению оценок

Ролевой экспансионизм

-погруженность в педагогическую профессию;

-преувеличение значения конкретного учебного предмета;

-ролевое поведение вне школы

Эмоциональное сгорание

-безразличное или негативное отношение к обучающимся вследствие физического, эмоционального или умственного истощения;

-слабая эмоциональная включенность в деятельность и общение

В зависимости от вида деструкции психологическая профилактика планируется и осуществляется таким образом, чтобы предотвратить возникновение профессиональных деформаций, характерных именно для этого вида деструкций.

В рамках данной статьи рассмотрим некоторые вопросы формирования позитивной мотивации к внедрению инноваций в образовательный процесс как способа психологической профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Коптяева О.Н. отмечает, что исследования Е.П. Варламовой, Т.М. Давыденко, Н.В. Клюевой и других подчеркивают необходимость наличия мотива включения в инновационную деятельность как главной составляющей готовности учителя к реализации инноваций в образовании [2, с.110-114].

Если инновационная деятельность осуществляется без учета мотивационной готовности педагогов, руководители школ сталкиваются с теми или иными проявлениями сопротивления, когда педагог либо прямо отрицает значимость инноваций, либо дискредитирует их своим поведением, имитирующим инновационные преобразования. Поэтому целью данной статьи является рассмотрение возможностей психологического сопровождения процесса формирования позитивной мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности как фактора предупреждения одного из видов профессиональных деструкций, а именно, синдрома эмоционального выгорания.

В качестве примера реализации этой цели может служить разработанная нами программа психологического сопровождения учителей на этапе внедрения в практику работы школы новых образовательных стандартов, состоящая из 4 этапов:

I этап – мотивационно-диагностический. Целью данного этапа является выявление степени готовности педагогического коллектива в внедрению Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики и возможных причин недостаточной мотивации отдельных учителей к переходу на новые образовательные стандарты.

I I этап – также диагностический. Однако целью второго этапа является выявление возможных внутренних ограничений, затрудняющих процесс перехода на и составление по результатам диагностики индивидуальных программ коррекции и развития для конкретного педагога (или группы учителей).

I I I этап – формирующий (или коррекционно-развивающий). Его цель – реализация индивидуальных программ коррекции и развития для конкретного педагога или группы учителей по повышению их готовности к внедрению новых образовательных стандартов.

IY этап –контрольно-оценочный, целью которого является мониторинг динамики изменений в мотивации педагогического коллектива к внедрению Государственных образовательных стандартов.

Для осуществления диагностических этапов программы был сформирован банк психодиагностических методик, позволяющих выявить психофизиологические и личностные особенности педагога и предотвратить развитие профессионально обусловленных деструкций:

  • Анкета по изучению готовности педагогов к внедрению государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики;

  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко;

  • Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса;

  • Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т.Элерса;

  • Методика степени готовности к риску Шуберта;

  • Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С.Михалюка и А.Ю.Шалыто [4].

Для коррекционно-развивающего этапа практическим психологом подготовлена презентация для учителей: «Психологическое сопровождение процесса перехода на новые образовательные стандарты», составлен план работы «Школы молодого учителя»:

  • семинар-тренинг: «Выбор форм и методов работы на уроке в процессе внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики»;

  • семинар-практикум: «Учет индивидуально-типологических особенностей учащихся при подготовке к уроку»;

  • презентация: «Формирование универсальных учебных действий в условиях перехода на новый образовательный стандарт»;

  • тренинговое занятие: «Формы и методы работы с родителями в контексте внедрения новых образовательных стандартов (взаимодействие семьи и школы)»

Целью этой формы работы с молодыми учителями школы является оказание им психологической и методической помощи при переходе на новые государственные образовательные стандарты как со стороны практического психолога, так и более опытными, положительно мотивированными к инновационной деятельности старшими коллегами. По результатам психодиагностики составлены индивидуальные программы коррекции и развития для конкретного педагога или группы учителей.

Результатом работы «Школы молодого учителя» является создание каждым молодым учителем личного методического кейса.

Таким образом, мы видим, что формирование мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности является одним из основных способов психологической профилактики возникновения у них синдрома эмоционального выгорания как одного из видов профессиональных деструкций.

Литература:

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – С. 240.

2. Коптяева О. Н. Особенности мотивации инновационной деятельности учителей [Текст] /ОН Коптяева, Н В Афанасьева // Вестник ЧГУ-Череповец, 2007, №1.

3. Лобанова А. В. Компетентностный и инновационный подходы к профилактике профессиональных деструкций преподавателя на стадии вхождения в профессию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S30. – С. 26–30. URL: http://e-koncept.ru/2014/14856.htm.

4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.

5. Секреты умелого руководителя/Сост. И.В.Липсиц. – М.: Экономика, 1991. – 320 с.

6. Ангеловски К. Учителя и инновации: Кн.для учителя: Пер.с макед. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!