СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивационно – образовательные стимулы ситуативной методики в преподавании географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мотивационно – образовательные стимулы ситуативной методики в преподавании географии.»

Разработка урока «Волны в океане».

Учитель географии Панькина Ирина Алексеевна, МАОУ №4 г.Рязани

План-конспект урока по географии ( 6 класс)

Тема урока: Волны в океане.

Класс: 6

Цели урока:

Образовательные: формировать представление об основных видах волнового движения воды в океане: ветровых волнах, цунами, приливах и отливах; причинах этих движений, раскрыть опасные явления в Океане и обеспечения личной безопасности.

Развивающие: развивать умение работать с картой, с рисунками в параграфе, мыслительные операции: анализ, обобщение, вывод.

Воспитательные: показать, что взаимосвязь деятельности ученика, его интересов и знаний, их взаимодополняемость это условие успешного обучения.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формировать навыки сотрудничества в учебной деятельности, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к чужому мнению;

  • Метапредметные: ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя, выявлять причинно- следственные связи, выслушивать и объективно оценивать другого в ходе ведения диалога и вырабатывать общее решение;

  • Предметные: знать строение волн, причины образования ветровых волн, цунами, приливов и отливов.

Учебник: География 5-6 класс. Под редакцией А.И.Алексеева, М.»Просвещение».2019.

Методы обучения: объяснительно –иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы работы: фронтальный опрос, эвристическая беседа, самостоятельная индивидуальная работа, работа в парах.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, видеофильм, физическая карта полушарий, атласы, тарелка с водой.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие, психологический настрой. Проверка подготовленности обучающихся к уроку.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель начинает со слов В.И.Вернадского: «Вся масса воды в Океане и в жидкой, и в газообразной, и в твёрдой форме находится в непрерывном движении».

  1. Актуализация знаний.

Небольшой видеофильм об океане.

Учитель: кто из вас видел море? Можете ли вы рассказать о своих впечатлениях, когда впервые увидели море?

Когда мы говорим о море или океане, то прежде всего возникает мысленная картина непрерывной череды волн, приходящих из-за далёкого загадочного горизонта и ритмично или с тихим, усыпляющим плеском.

Какова же тема нашего урока? Задача обучающихся, самостоятельно предложить тему урока и поставить себе задачи.

Определите цели урока (учитель корректирует тему урока и цели при необходимости).

Проблемный вопрос: как же образуются волны? Какую роль они играют в жизни человека? Правила обеспечения личной безопасности).

  1. Изучение нового материала.

Чтобы выяснить, как образуются волны на поверхности океана, мы проведем небольшой опыт, возьмем тарелку с водой и подуем на водную поверхность так, как обычно остужают чай. Что появляется на поверхности? ( небольшая рябь, которые напоминают морские волны, только намного меньше)

Значит, какую мы установим причину образования волн на поверхности океана? ( ветер)

ветер

Ветровые волны







Ветер, дующий над океаном, как бы вдавливает водную поверхность, в

результате чего образуются ветровые волны.

Ветровые волны имеют различные размеры, от едва заметной ряби до устрашающих размеров с 3-5 этажный дом ( до 20 м). однако наиболее часто встречаются в открытом океане ветровые волны высотой 1-2 метров.

А как же определяют высоту волны? Для этого разберем строение волны ( стр. 107 рис.72).

А как движется вода в волне?

Все вы летом отдыхали на озере, море. Многие любят играть в мяч у воды, и если он был закинут далеко от берега, то прибьет его волной к берегу или он будет находится на одном месте и за ним надо будет плыть? (плыть)

Какой вывод мы делаем из наших наблюдений? ( вода в волне движется вверх-вниз, т.е. по вертикали)

У полого берега волны начинают «чувствовать» дно. От трения о него движение в нижней части волны замедляется. Гребень наклоняется вперед и опрокидывается. Возникает «прибой». В одних местах морские волны отлагают продукты разрушения, образуя обширные галечниковые или песчаные пляжи, в других разрушают берега.

Про прибой можно узнать из четверостишия Е.К.Мархинина

Веками длится этот бой;

Стоят упрямо берега,

Но разрушает их прибой-

Нептуна ветреный слуга.

О чём можно узнать из этого четверостишия? ( разрушительная сила волн, возникающих от воздействия ветра)

Другим волнам яркое описание дал шведский этнограф и путешественник Бенгт Даниельссон: «…мы увидели надвигающую волну. Она близилась, как стена, и росла. Страх нагонял сам вид водоворота перед ней, в котором целые обломки скал и тяжёлые стволы деревьев, словно это были спички. Как этот мощный водоворот среди моря, это гигантская в 20 метров и более высотой волна могла удерживаться прямо как стена? Затем она обрушилась на берег и потрясла основание острова, словно землетрясение. Кровли, деревья, две лодки волна унесла с собой. Всё это продолжалось несколько минут, и тем не менее залив после этого выглядел словно после битвы».

Что это за волны? ( цунами)

В результате чего они образуются? ( подводные землетрясения, подводные извержения вулканов)

В результате чего происходят подводные землетрясения? ( движение земной коры)

Какова причина движения земной коры? ( движение вещества мантии)

Движение вещества мантии

Движение земной коры

Подводные землетрясения

цунами





От эпицентра землетрясения в стороны, подобно кругам, расходящимся

от брошенного в воду камня, идут волны цунами. В открытом океане

они почти незаметны для судов, поскольку они здесь очень пологие при

относительной малой высоте 1-2 метров, имеют длину от нескольких десятков

до сотен метров.

Зато несутся эти волны со скоростью 700-800 км/час. При подходе к берегу

высота волн увеличивается до 10-15 м, а иногда до 30-50 м.

Почти все окраины Тихого океана являются областями сильных землетрясений. В океане они откликаются гигантскими волнами – цунами.

По политической карте определите страны, которые страдают от нашествия цунами.

Предотвратить появление цунами невозможно, только можно заранее предупредить об их приближении.

Тот, кто бывал на побережье Белого моря, мог увидеть там любопытную картину. Вдоль берега недалеко от воды на кольях натянуты рыболовные сети. Причём сети поставлены не для сушки, а для ловли рыбы. Если оставаться на берегу и понаблюдать за морем, то всё станет понятно.

Что мы будем наблюдать?

Вот вода в море начинает прибывать, и там, где всего несколько часов назад была отмель, заплескались волны, сети скрылись под водой. Что это за явление? ( прилив)

Когда вода отступила, показались сети, в которых засверкала чешуёй запутавшаяся рыба. Рыбаки собирают улов. Что это за явление? ( отлив)

П

Притяжение Земли Луной

Приливы и отливы

ричина образования приливов и отливов? ( притяжение Земли Луной)





Работа с картой: найти районы Мирового океана, где саамы высокие приливы ( работа в парах по карте).

  1. Закрепление.

На интерактивной доске ромашка, на каждом лепестке слова – термины, с которыми вы познакомились. Надо дать им определения: ветровые волны, подошва волны, высота волны, гребень волны, длина волны, цунами, прилив и отлив, приливная электростанция.

Кроссворд «Географические названия».


в



о

х

о

т

с

к

о

е


ч

и

л

и



ф

а

н

д

и


к

а

м

ч

а

т

к

а



  1. Море, омывающее восточные берега России, в котором наблюдаются приливы высотой 12-14 м.

  2. Южноамериканская страна, которая часто страдает от цунами.

  3. Залив, в котором отмечаются самые высокие приливы.

  4. Полуостров в России, на которые иногда обрушиваются цунами.



Какое слово получается по вертикали для всех пяти столбцов?

  1. Рефлексия.

Мы рассмотрели на уроке объемный материал, что нового мы узнали на уроке? Что мы узнали об опасных явлениях в Океане и обеспечения личной безопасности.

  1. Домашнее задание пар.32( пункт 3)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!