Мотивационное обеспечение учебной деятельности
младших школьников
«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». К.Д. Ушинский
Мотивационное обеспечение учебной деятельности остаётся сложной проблемой, т.к. требует от учителя большой подготовительной работы к уроку.
Заботясь о мотивации обучения, нужно ориентироваться не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития как сильных, так и слабых ребят, как сохранить их эмоциональное состояние, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию.
Один из методов развития и сохранения учебной мотивации у младших школьников является использование занимательных заданий, ребусов, привлекая красочную наглядность. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий: найди лишнее, объедини в группы. составь задачу по( рисунку, схеме, краткой записи и т.д.)
Говоря словами ФГОС- формирование познавательных УУД.
Учеников привлекает новизна заданий с использованием мультимедийного устройства, тем самым увеличивая мотивацию.
А теперь я конкретно остановлюсь на некоторых приёмах, используемых мною в учебном процессе .
1приём- это сканирование. Первоклассникам трудно ориентироваться в прописи, в тетради с печатной основой, поэтому сканируя страничку прописи или тетради, мы учим детей ориентироваться в тетради, так же можно выполнить самопроверку задания с дальнейшей самооценкой.
Другой приём- умение пользоваться маркером от интерактивной доске(выбрать цвет, вписать цифру, буква…)
По окружающему миру у нас нет тетрадей с тестами, поэтому сканируя задания на экран, имеем возможность работать в парах, группах, индивидуально.
Закончив работу в прописях(букварный период) перед изучением русского языка, у нас несколько уроков послебукварного периода, где нет ни прописей, ни учебника, поэтому здесь уместно использовать задания, сканированные на экран( для разнообразия видов учебной деятельности) на уроках письма.
Следующий приём-это задания на интерактивной доске. Вся эта работа ведётся в соответствии с новым САНПИНом. Хочу внести небольшое уточнение: конечно , эти задания есть у меня в традиционном бумажном варианте. Можно написать на доске мелом, но чтобы смотивировать детей, использую современное интерактивное оборудование.
На уроках обучения грамоте, письма и далее на уроках русского языка предлагаю ученикам составить схему предложения или к данной схеме - предложение.
В разделе фонетики: использую кассу букв с дальнейшим фонетическим разбором, постановкой ударения и слогоделением. В дальнейшем- работа с текстом.
В разделе орфография, по мере изучения орфограмм, предлагаю вставить пропущенную букву(можно записать маркером, можно взять одну из предложенных букв и передвинуть её).
В разделе морфология предлагаю распределить слова на группы, исключить лишнее слово.
Использую дидактическую игру, прошу ребят найти и исправить ошибки. Дети красным маркером выполняют задание, выступая в роли учителя.
Широко использую задания на интерактирной доске на уроках математики:Счёт, сравнение количества предметов, состав чисел. Т.К. у детей развито наглядно- образное мышление, предлагаю составить задачу по рисунку, по схеме, задание усложняю : составить задачу по данному рисунку, схеме, чтобы она решалась сложением(вычитанием).Затем аналогично по краткой записи или выбрать краткую запись к данной задаче( учу пользоваться «шторками», или составить задачу по краткой записи решению.
Предлагаю обучающимся работу с геометрическими фигурами, включая задания на группировку, исключение лишней фигуры(по разным признакам), нахождение треугольников, четырёхугольников в заданной фигуре.
По ФГОСам обучение строится на базовом и повышенном уровне, поэтому включаю задания повышенного уровня сложности: решить математическую цепочку(постепенно усложняя задания).
Интерактивное оборудование помогает мне мотивировать детей не только на уроке, но и на внеурочной деятельности и переменах.
Работая пятый год с интерактивным оборудованием, я поняла, что особый интерес у обучающихся вызывают приёмы занимательности, а под занимательностью я понимаю те виды деятельности на уроке, которые содержат в себе элементы необычного, неожиданного, вызывающие у детей интерес к учебному предмету и способствующие созданию положительной мотивации.