СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивы пьесы М. Горького «На дне» в фильме Такахаты Хидеты «Отель «Венера».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

XXI век. 2004 год. Японский режиссер Такахата Хидета выносит на суд зрителя свой фильм «Отель Венера». С самого начала просмотра возникает аналогия с пьесой Максима Горького «На дне». И на протяжении всего фильма зритель поневоле сравнивает эти два произведения. Уникальность фильма заключается в том, что снимал картину японский режиссер (он же сценарист), играют в нем японские и корейские актеры, говорящие на корейском языке, местом действия выбран российский город Владивосток (в фильме он не назван),  фоном звучат музыкальные композиции на английском, корейском языках... Взаимопроникновение культур. Процессы глобализации. (После небольшого вступительного слова учитель проверяет правильное понимание учениками этих понятий).

Просмотр содержимого документа
«Мотивы пьесы М. Горького «На дне» в фильме Такахаты Хидеты «Отель «Венера».»


На уроке МХК в 11 классе при изучении темы «Реализм в живописи первой половина XX века» ребята уже сравнивали пьесу Максима Горького с циклами картин Кете Кольвиц («Ночлежка»), поэтому способ сравнения произведений разных видов искусств по этой теме детям уже знаком.

Данный урок целесообразно проводить как урок-обобщение на основе анализа двух произведений: прочитанной и уже изученной пьесы и просмотренного фильма (отзывы и рецензии по первым впечатлениям принесены). По характеру это урок-исследование словесного и кинематографического изображения. Цели урока: на основе сравнения произведений двух видов искусств показать непреходящее значение пьесы «На дне», находящейся вне времени, вне пространства, своими в е ч н ы м и проблемами вдохновляющей творческих личностей всех эпох и культур; обучение навыкам исследовательской работы; развитие духовности, самосознания, творческого мышления.

На дом ребятам предлагается дать задание сравнить художественные произведения по нескольким параметрам: сюжет, композиция, проблематика, основные идеи, средства создания образов... (Анализируем вместе с детьми и делаем записи — на доске, в тетрадях (таблицы, схемы, идеи, ключевые слова).

Сходство с ю ж е т а данных произведений: показ жизни обитателей «дна».

М.Горький Т. Хидета

ночлежка ↔ отель

Для создания образов и раскрытия основной сути персонажей японский режиссер по примеру русского классика использовал прием «говорящих» фамилий.

Пьеса

Фильм

Актер (проф), Лука (библ.), Бубнов, Костылев, Пепел, Татарин (нац.) и т.д.

Доктор, Венера, Сода, Жена, Мальчик, Гай (с англ. «парень») и т.д.

На основе этого материала повторяем с ребятами понятия «концепт», «архетип» и т.д.

В обоих произведениях герои обозначают свою гражданскую позицию, свою жизненную философию п р я м ы м текстом, склонны к обобщениям (монолог Сатина о Человеке (у Горького), разговор Венеры и Чонана на крыше отеля (у Хидеты). Картины прошлого и в пьесе, и в фильме — это рассказ о своей жизни самими героями или их окружением.

Пьеса

Фильм

Ретроспектива (истории Актера, Анны, Барона и т. д.)

Флешбэки (истории Доктора, Мальчика, Чонана и т.д.)

(анализируем эпизоды пьесы и фильма, повторение терминов, постановка вопроса: что означает термин «рэтроспектива» в теории кино в отличие от литературоведения?

Анализируем своеобразие к о м п о з и ц и и данных художественных произведений:

  • Экспозиция (и в пьесе, и в фильме повествование начинается с утра — начала нового дня). Читаем пьесу: «своды с обвалившейся штукатуркой» (в начале и на протяжении всего фильма мы ее видим);

  • Развитие действия (знакомство с героями по их отношению друг к другу, новые постояльцы: пьеса — Лука, фильм — Гай и Сай; нарастание напряженности в произведениях: ссоры между постояльцами (и ночлежки, и отеля). Задание ученикам: назвать эпизоды драк внутри и вне помещений;

  • Кульминацией является именно последняя драка в обоих произведениях;

Пьеса

Фильм

Пепел — Костылев - полицейские

Обитатели отеля - «стражи порядка»

Мальчик - наркоторговец

  • Развязка («образ Смерти» (в пьесе — уход из жизни Актера, в фильме — могила девушки Чонана, намек на смерть Венеры).

Чем ближе к финалу, тем больше различий мы наблюдает в развитии сюжета и композиции.

В фильме мы видим интересный композиционный прием р а з в и т и я горьковских идей.

Пьеса

Фильм

Обозначено

(Показано)

Развито

(Проиллюстрировано)

Например, мотив у б и й с т в а жены используется Максимом Горьким в тексте пьесы два раза (ребята находят эпизоды).

1) Действие II

Кривой Зоб... А полиции заяви скорее! А то она подумает — убил ты бабу... или что...

2) Действие III

Бубнов... И задумал я тут — укокошить жену... крепко задумал! Но вовремя спохватился — ушел...

Максим Горький лишь пунктиром, опосредованно обозначает нам мотив убийства; в фильме эта тема р е а л и з у е т с я в полной мере: Гай убивает свою жену по ее же просьбе (намек на неизлечимую болезнь).

В отличие от русского классика, обозначившего «вечные» вопросы и проблемы обитателей «дна», японский режиссер дает возможность героям вырваться из порочного круга событий и разорвать цепь трагических обстоятельств (находим образ цепей в пьесе Максима Горького):

...Эх вы, цепи, мои цепи...

Да вы железны сторожа...

Не порвать мне, не разбить вас...

(Из песни Кривого Зоба и Бубнова) и т. д.

Человек — удивительное существо: у него может не хватить сил для собственного духовного возрождения, но своей заботой он способен помочь ближнему и, уже от него получить недостающую духовную энергию (идея спасения через сочувствие и помощь ближнему (у Хидеты)).

В фильме находят свое отражение горьковские идеи о смысле жизни, спорах о правде.

Татарин (горячо). Надо играть честна!

Сатин. Это зачем же?

Татарин. Как зачем?

Сатин. А так... Зачем?

Татарин. Ты не знаешь?

Сатин. Не знаю. А ты знаешь?..

Сравниваем с разговором о цели человеческой жизни Чонана и Венеры в фильме («Чем тяжелее груз, тем прочнее вырастут «крылья»). Анализируем образ Венеры:

Богиня любви — Мужчина нетрадиционной ориентации

...И вдруг... любовь... не половая, а ч е л о в е ч е с к а я к каждому из постояльцев. Любовь, поддержка, нужные слова в трудную минуту... В конечном итоге именно этому персонажу многие обитатели отеля обязаны своим «воскресением».

Огонек, тлеющий в груди каждого, разгорелся (когда герои объединились) большим костром и, в конце концов, сжег мосты к прошлому, открыв героям дорогу (каждому свою) к новой жизни (нет, просто к ж и з н и...)1*

Какие еще горьковские идеи находят свое отражение в фильме?

Ребята называют, объясняют и подтверждают примерами: вера в Человека, образы свободы, мечты, счастья; труд как лечение душевной пустоты...

  • вера в Человека (знаменитый монолог Сатина).

(Ребята приводят примеры)

Настя ...смести бы вас как сор (сравним — эпизод ареста Гая в фильме: «каждый из вас... «мусор»).

человек →«мусор» →Человек

В этом эпизоде герои духовно выше тех людей, которые назвали их «мусором». Более того, духовный рост обитателей отеля становится очевиден для них самих только после совместно пережитых потрясений. В итоге они оказались не «мусором», а людьми, вернувшимися к работе, в социум.

  • Образ мечты (мечта Актера).

Находим еще эпизоды. Сравним:

Пьеса

Фильм

Мечта Василисы

(стать хозяйкой ночлежки, избавившись от мужа)

Мечта Соды

(открыть цветочный магазин ценой сделки с совестью и торговли наркотиками)

Анализируя эпизоды, приходим к выводу: нельзя купить мечту страданиями других людей.

  • Образ свободы.

Сатин ...Человек за все платит сам и потому он свободен... (Задание ребятам: доказать эту мысль эпизодами фильма).

  • Образ счастья.



Счастье

Иллюзорное

(в пьесе)

Актер, Настя, Василиса, Наташа...

Возможное

(в фильме)

улыбка Сай,

«она полетела» (Чонан о Сай)

Мальчик-Сода, Доктор-Жена и т. д.


Счастье возможно даже в таком маленьком мирке, где нет зависти, подлости, стяжательства.., где нет эгоистов.

(Если позволяет время, разговор о философских категориях, присутствующих в пьесе и фильме, может быть продолжен: «добро-зло», «труд как лекарство» и т. д.)

Героев фильма спасает л ю б о в ь... Это принципиальная разница финалов пьесы и фильма. Составим таблицу.

М. Горький

Т. Хидета

Обозначает «вечную» тему «дна». На протяжении всей истории человечества были люди по тем или иным причинам выпавшие из социума, неоднозначность образов этих людей. Их внутренние противоречия, конфликты с окружающим миром и т. д.

Пытается дать надежду таким людям, ищет пути возвращения их к «жизни». Проблема преодоления себя, оптимистичный взгляд в будущее, победа над прошлым и т. д.

Оттолкнувшись от «дна», герои всплыли на поверхность и смогли р а з г л я д е т ь друг друга. Волна взаимопомощи и добра вынесла их на берег и не дала возможности сгинуть в мутных водах безысходности.*

Вторая половина урока (как вариант — второй спаренный урок) посвящена художественным средствам, приемам, деталям изображения, помогающим понять глубину авторского замысла в данных произведениях.

В первую очередь хочется сказать о м н о г о с л о й н о с т и изображения (ребятам задание: составить определение этого понятия), когда каждое следующее прочтение (просмотр) одаривают тебя новыми впечатлениями и красками. (Подтверждаем эту мысль эпизодами из пьесы и фильма).

Например, анализ фразы из фильма: «Много чего происходит, пока мы живы. Или... мы живы, потому что много чего происходит. Я прав, Венера?» (Чонан)

Глубину проблем, поставленных в произведениях, подчеркивает о б р а з н о с т ь речи персонажей. (Ребята подтверждают цитатами из пьесы: Лука («голубка», обращаясь к Анне), множество метафор, поговорок, повторов. В речи персонажей обращает на себя внимание характерная пунктуация. Из фильма: «Не приближайтесь ко мне, но не оставляйте меня одну» (Венера о взгляде Сай), образ «крыльев» как новой счастливой жизни и т. д.

Но ведь общаться можно не только с помощью слов. Например, в фильме до словесного общения, понимания герои общаются невербально, пытаясь “познать» друг друга (улыбка, жест, взгляд, поступки, ритмичный стук каблуков (Чонан-Сай) и т. д.) Общаться на словах больно, еще слишком кровоточат раны, нанесенные жестокой словесной правдой жизни: трагическое известие о гибели любимой (Чонан), мысли о матери (Мальчик), ругательства Жены и т. д. Подсознательно герои налаживают духовную связь, обходясь без слов. Они у ж е единодушны во многом (например, теплота в отношении к девочке).

Вспоминается легендарная постановка «На дне» Валерия Беляковиа в Нижегородском театре комедии, когда пьеса заканчивалась ритмическим жизнеутверждающим танцем обитателей ночлежки.

Особое чувство ритма присутствует и в фильме, не случайно оператор начинает показ героев с ног. Это еще «получеловеки» (начало фильма), так как они не хотят жить. Вначале чечетка Чонана — лишь одинокое отрывистое постукивание. Через какое-то время Сай почти синхронно начинает отвечать на его «ритмичные вопросы», и в конце фильма, пытаясь отвлечь его от грустных мыслей, сама задает чечеткой вопрос. Вывод: от гармонии ритма — к душевной гармонии.

С чувством ритма связано понятие т а к т а.

  1. Такт как этическая категория (предельная тактичность Чонана, Венеры).

  2. Такт как способ организации ритма (ритмическая категория).

Показ внутренней неуверенности героев начинается с показа неуверенных ног.

Читая пьесу, чувствуешь особую дисгармонию ритма, обрывки фраз, часто разделенных паузами (обрывочность повествования).

Паузы играют особую роль не только в ритмической организации произведения, но, зачастую, именно они определяют психологическое состояние героев в том или ином эпизоде. На протяжении всей пьесе «пауза» встречается очень часто. (Ребята находят примеры: после риторического вопроса, ремарка «Все молчат» или «Несколько минут зловещей тишины». («Пустота и тишина» - такими же словами можно описать и атмосферу отеля).
Ребята приводят примеры пауз (в двух последних репликах пьесы):

1) семантическая: «пустырь...», где повесился Актер;

2) ритмическая: 7 многоточий в финальных репликах;

3) композиционная: ремарка «Молчание...»

4) фонетическая: «Дур-рак!»

5) финальная: «Занавес.»

Кинематографическое воплощение паузы — «молчание» как безмолвный диалог с партнером. Кроме «Отеля «Венера» находим этот прием в других фильмах. (Например, «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой, «Романс о влюблённых» Андрея Кончаловского, «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова, «Солярис» Андрея Тарковского и т. д.)

Художественные детали во многом представлены в фильме «русской» темой: кадр из мультфильма о мамонтенке, который ищет маму, на стене комнаты Мальчика (тоска по матери), вывески на русском языке, названия улиц. Например, «Пограничная» попадает в кадр, когда в душе девочки рушатся границы, отделяющие ее от внешнего мира и т. д.

Художественная деталь, раскрывающая психологическое состояние героя в данный момент может выражаться и з в у к о м. Например, в пьесе Настя кидает на пол стакан. В фильме девочка переворачивает поднос с едой, бросает горшок с цветами. (Множество спонтанных быстрых действий, показывающих внутреннюю напряженность персонажей.)

Мотив одиночества раскрывается в фильме показом бездомных кошек и собак; птиц, сиротливо сидящих на крыше. В пьесе:

Настя (вскрикивая). Молчите... Несчастные! Ах... бродячие собаки!..

Или

Актер ...Даже собаки имеют клички.

Особую роль в фильме играет ц в е т, придающий непотаримую атмосферу изображению. Начало фильма — бледное черно-белое изображение иногда с проблесками голубого и коричневого. Когда герои начинают бороться за свою жизнь, за осознанное существование, увеличивается контрастность, появляются бледные оттенки разных цветов спектра, символизирующих начало новой осмысленной жизни. Мир стал цветным в конце фильма, не ярким, но уже цветным. Последний кадр — Чонан на могиле своей девушки — яркие насыщенные цвета, лазурный цвет чистого бездонного неба, олицетворяющего Вечность.

Вопрос ребятам: Какой цвет символизирует атмосферу пьесы «На дне»? (Чаще отвечают: «Серый», иногда «черный»...- безысходность).

Сравнивается: образ з а к р ы т о г о неба в пьесе. Описанного в начале III действия — образ бесконечно голубого неба, о т к р ы в ш е г о с я герою в конце фильма (в начале было — хмурое небо с одинокой птицей на карнизе).

На могиле своей возлюбленной перед «всевидящем оком небес» Чонан наконец прощает себя. (Сравнить: тема п р о щ е н и я в пьесе (образы Луки, Сатина: «Ничего. Никому...»)

На фоне последнего кадра (Чонан — могила — небо) идут титры на английском языке: японские, корейские, русские фамилии... Эпичность последних минут фильма подчеркивает огромный православный крест, стоящий на могиле. (Сравнить с христианскими образами пьесы). Как будто миг «безвременья» стирает границы между расами, странами и культурами.

Православный крест как символ Прощения и Примирения на фоне бездонной Вечности небес...

Низкий поклон японскому режиссеру за этот кадр.

Земной поклон Максиму Горькому за вечный источник вдохновения для творческих людей всего мира...


Домашнее задание: написать первую страничку сценария о современных обитателях «дна». («Взгляд из России... на Россию»). Каких новых персонажей вы могли бы туда включить? (Например, пенсионер-вкладчик, обманутый мошенниками или инвалид, у которого дети обманом отобрали квартиру...) По желанию сценарий может быть написан и полностью.



1Аналогия с художественными образами, метафоричность речи помогут ребятам глубже понять авторский замысел.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!