На уроке МХК в 11 классе при изучении темы «Реализм в живописи первой половина XX века» ребята уже сравнивали пьесу Максима Горького с циклами картин Кете Кольвиц («Ночлежка»), поэтому способ сравнения произведений разных видов искусств по этой теме детям уже знаком.
Данный урок целесообразно проводить как урок-обобщение на основе анализа двух произведений: прочитанной и уже изученной пьесы и просмотренного фильма (отзывы и рецензии по первым впечатлениям принесены). По характеру это урок-исследование словесного и кинематографического изображения. Цели урока: на основе сравнения произведений двух видов искусств показать непреходящее значение пьесы «На дне», находящейся вне времени, вне пространства, своими в е ч н ы м и проблемами вдохновляющей творческих личностей всех эпох и культур; обучение навыкам исследовательской работы; развитие духовности, самосознания, творческого мышления.
На дом ребятам предлагается дать задание сравнить художественные произведения по нескольким параметрам: сюжет, композиция, проблематика, основные идеи, средства создания образов... (Анализируем вместе с детьми и делаем записи — на доске, в тетрадях (таблицы, схемы, идеи, ключевые слова).
Сходство с ю ж е т а данных произведений: показ жизни обитателей «дна».
М.Горький Т. Хидета
ночлежка ↔ отель
Для создания образов и раскрытия основной сути персонажей японский режиссер по примеру русского классика использовал прием «говорящих» фамилий.
Пьеса | Фильм |
Актер (проф), Лука (библ.), Бубнов, Костылев, Пепел, Татарин (нац.) и т.д. | Доктор, Венера, Сода, Жена, Мальчик, Гай (с англ. «парень») и т.д. |
На основе этого материала повторяем с ребятами понятия «концепт», «архетип» и т.д.
В обоих произведениях герои обозначают свою гражданскую позицию, свою жизненную философию п р я м ы м текстом, склонны к обобщениям (монолог Сатина о Человеке (у Горького), разговор Венеры и Чонана на крыше отеля (у Хидеты). Картины прошлого и в пьесе, и в фильме — это рассказ о своей жизни самими героями или их окружением.
Пьеса | Фильм |
Ретроспектива (истории Актера, Анны, Барона и т. д.) | Флешбэки (истории Доктора, Мальчика, Чонана и т.д.) |
(анализируем эпизоды пьесы и фильма, повторение терминов, постановка вопроса: что означает термин «рэтроспектива» в теории кино в отличие от литературоведения?
Анализируем своеобразие к о м п о з и ц и и данных художественных произведений:
Экспозиция (и в пьесе, и в фильме повествование начинается с утра — начала нового дня). Читаем пьесу: «своды с обвалившейся штукатуркой» (в начале и на протяжении всего фильма мы ее видим);
Развитие действия (знакомство с героями по их отношению друг к другу, новые постояльцы: пьеса — Лука, фильм — Гай и Сай; нарастание напряженности в произведениях: ссоры между постояльцами (и ночлежки, и отеля). Задание ученикам: назвать эпизоды драк внутри и вне помещений;
Кульминацией является именно последняя драка в обоих произведениях;
Пьеса | Фильм |
Пепел — Костылев - полицейские | Обитатели отеля - «стражи порядка» Мальчик - наркоторговец |
Развязка («образ Смерти» (в пьесе — уход из жизни Актера, в фильме — могила девушки Чонана, намек на смерть Венеры).
Чем ближе к финалу, тем больше различий мы наблюдает в развитии сюжета и композиции.
В фильме мы видим интересный композиционный прием р а з в и т и я горьковских идей.
Пьеса | Фильм |
Обозначено (Показано) | Развито (Проиллюстрировано) |
Например, мотив у б и й с т в а жены используется Максимом Горьким в тексте пьесы два раза (ребята находят эпизоды).
1) Действие II
Кривой Зоб... А полиции заяви скорее! А то она подумает — убил ты бабу... или что...
2) Действие III
Бубнов... И задумал я тут — укокошить жену... крепко задумал! Но вовремя спохватился — ушел...
Максим Горький лишь пунктиром, опосредованно обозначает нам мотив убийства; в фильме эта тема р е а л и з у е т с я в полной мере: Гай убивает свою жену по ее же просьбе (намек на неизлечимую болезнь).
В отличие от русского классика, обозначившего «вечные» вопросы и проблемы обитателей «дна», японский режиссер дает возможность героям вырваться из порочного круга событий и разорвать цепь трагических обстоятельств (находим образ цепей в пьесе Максима Горького):
...Эх вы, цепи, мои цепи...
Да вы железны сторожа...
Не порвать мне, не разбить вас...
(Из песни Кривого Зоба и Бубнова) и т. д.
Человек — удивительное существо: у него может не хватить сил для собственного духовного возрождения, но своей заботой он способен помочь ближнему и, уже от него получить недостающую духовную энергию (идея спасения через сочувствие и помощь ближнему (у Хидеты)).
В фильме находят свое отражение горьковские идеи о смысле жизни, спорах о правде.
Татарин (горячо). Надо играть честна!
Сатин. Это зачем же?
Татарин. Как зачем?
Сатин. А так... Зачем?
Татарин. Ты не знаешь?
Сатин. Не знаю. А ты знаешь?..
Сравниваем с разговором о цели человеческой жизни Чонана и Венеры в фильме («Чем тяжелее груз, тем прочнее вырастут «крылья»). Анализируем образ Венеры:
Богиня любви — Мужчина нетрадиционной ориентации
...И вдруг... любовь... не половая, а ч е л о в е ч е с к а я к каждому из постояльцев. Любовь, поддержка, нужные слова в трудную минуту... В конечном итоге именно этому персонажу многие обитатели отеля обязаны своим «воскресением».
Огонек, тлеющий в груди каждого, разгорелся (когда герои объединились) большим костром и, в конце концов, сжег мосты к прошлому, открыв героям дорогу (каждому свою) к новой жизни (нет, просто к ж и з н и...)1*
Какие еще горьковские идеи находят свое отражение в фильме?
Ребята называют, объясняют и подтверждают примерами: вера в Человека, образы свободы, мечты, счастья; труд как лечение душевной пустоты...
(Ребята приводят примеры)
Настя ...смести бы вас как сор (сравним — эпизод ареста Гая в фильме: «каждый из вас... «мусор»).
человек →«мусор» →Человек
В этом эпизоде герои духовно выше тех людей, которые назвали их «мусором». Более того, духовный рост обитателей отеля становится очевиден для них самих только после совместно пережитых потрясений. В итоге они оказались не «мусором», а людьми, вернувшимися к работе, в социум.
Находим еще эпизоды. Сравним:
Пьеса | Фильм |
Мечта Василисы (стать хозяйкой ночлежки, избавившись от мужа) | Мечта Соды (открыть цветочный магазин ценой сделки с совестью и торговли наркотиками) |
Анализируя эпизоды, приходим к выводу: нельзя купить мечту страданиями других людей.
Сатин ...Человек за все платит сам и потому он свободен... (Задание ребятам: доказать эту мысль эпизодами фильма).
Счастье |
↓ Иллюзорное (в пьесе) Актер, Настя, Василиса, Наташа... | ↓ Возможное (в фильме) улыбка Сай, «она полетела» (Чонан о Сай) Мальчик-Сода, Доктор-Жена и т. д. |
Счастье возможно даже в таком маленьком мирке, где нет зависти, подлости, стяжательства.., где нет эгоистов.
(Если позволяет время, разговор о философских категориях, присутствующих в пьесе и фильме, может быть продолжен: «добро-зло», «труд как лекарство» и т. д.)
Героев фильма спасает л ю б о в ь... Это принципиальная разница финалов пьесы и фильма. Составим таблицу.
М. Горький | Т. Хидета |
Обозначает «вечную» тему «дна». На протяжении всей истории человечества были люди по тем или иным причинам выпавшие из социума, неоднозначность образов этих людей. Их внутренние противоречия, конфликты с окружающим миром и т. д. | Пытается дать надежду таким людям, ищет пути возвращения их к «жизни». Проблема преодоления себя, оптимистичный взгляд в будущее, победа над прошлым и т. д. |
Оттолкнувшись от «дна», герои всплыли на поверхность и смогли р а з г л я д е т ь друг друга. Волна взаимопомощи и добра вынесла их на берег и не дала возможности сгинуть в мутных водах безысходности.*
Вторая половина урока (как вариант — второй спаренный урок) посвящена художественным средствам, приемам, деталям изображения, помогающим понять глубину авторского замысла в данных произведениях.
В первую очередь хочется сказать о м н о г о с л о й н о с т и изображения (ребятам задание: составить определение этого понятия), когда каждое следующее прочтение (просмотр) одаривают тебя новыми впечатлениями и красками. (Подтверждаем эту мысль эпизодами из пьесы и фильма).
Например, анализ фразы из фильма: «Много чего происходит, пока мы живы. Или... мы живы, потому что много чего происходит. Я прав, Венера?» (Чонан)
Глубину проблем, поставленных в произведениях, подчеркивает о б р а з н о с т ь речи персонажей. (Ребята подтверждают цитатами из пьесы: Лука («голубка», обращаясь к Анне), множество метафор, поговорок, повторов. В речи персонажей обращает на себя внимание характерная пунктуация. Из фильма: «Не приближайтесь ко мне, но не оставляйте меня одну» (Венера о взгляде Сай), образ «крыльев» как новой счастливой жизни и т. д.
Но ведь общаться можно не только с помощью слов. Например, в фильме до словесного общения, понимания герои общаются невербально, пытаясь “познать» друг друга (улыбка, жест, взгляд, поступки, ритмичный стук каблуков (Чонан-Сай) и т. д.) Общаться на словах больно, еще слишком кровоточат раны, нанесенные жестокой словесной правдой жизни: трагическое известие о гибели любимой (Чонан), мысли о матери (Мальчик), ругательства Жены и т. д. Подсознательно герои налаживают духовную связь, обходясь без слов. Они у ж е единодушны во многом (например, теплота в отношении к девочке).
Вспоминается легендарная постановка «На дне» Валерия Беляковиа в Нижегородском театре комедии, когда пьеса заканчивалась ритмическим жизнеутверждающим танцем обитателей ночлежки.
Особое чувство ритма присутствует и в фильме, не случайно оператор начинает показ героев с ног. Это еще «получеловеки» (начало фильма), так как они не хотят жить. Вначале чечетка Чонана — лишь одинокое отрывистое постукивание. Через какое-то время Сай почти синхронно начинает отвечать на его «ритмичные вопросы», и в конце фильма, пытаясь отвлечь его от грустных мыслей, сама задает чечеткой вопрос. Вывод: от гармонии ритма — к душевной гармонии.
С чувством ритма связано понятие т а к т а.
Такт как этическая категория (предельная тактичность Чонана, Венеры).
Такт как способ организации ритма (ритмическая категория).
Показ внутренней неуверенности героев начинается с показа неуверенных ног.
Читая пьесу, чувствуешь особую дисгармонию ритма, обрывки фраз, часто разделенных паузами (обрывочность повествования).
Паузы играют особую роль не только в ритмической организации произведения, но, зачастую, именно они определяют психологическое состояние героев в том или ином эпизоде. На протяжении всей пьесе «пауза» встречается очень часто. (Ребята находят примеры: после риторического вопроса, ремарка «Все молчат» или «Несколько минут зловещей тишины». («Пустота и тишина» - такими же словами можно описать и атмосферу отеля).
Ребята приводят примеры пауз (в двух последних репликах пьесы):
1) семантическая: «пустырь...», где повесился Актер;
2) ритмическая: 7 многоточий в финальных репликах;
3) композиционная: ремарка «Молчание...»
4) фонетическая: «Дур-рак!»
5) финальная: «Занавес.»
Кинематографическое воплощение паузы — «молчание» как безмолвный диалог с партнером. Кроме «Отеля «Венера» находим этот прием в других фильмах. (Например, «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой, «Романс о влюблённых» Андрея Кончаловского, «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова, «Солярис» Андрея Тарковского и т. д.)
Художественные детали во многом представлены в фильме «русской» темой: кадр из мультфильма о мамонтенке, который ищет маму, на стене комнаты Мальчика (тоска по матери), вывески на русском языке, названия улиц. Например, «Пограничная» попадает в кадр, когда в душе девочки рушатся границы, отделяющие ее от внешнего мира и т. д.
Художественная деталь, раскрывающая психологическое состояние героя в данный момент может выражаться и з в у к о м. Например, в пьесе Настя кидает на пол стакан. В фильме девочка переворачивает поднос с едой, бросает горшок с цветами. (Множество спонтанных быстрых действий, показывающих внутреннюю напряженность персонажей.)
Мотив одиночества раскрывается в фильме показом бездомных кошек и собак; птиц, сиротливо сидящих на крыше. В пьесе:
Настя (вскрикивая). Молчите... Несчастные! Ах... бродячие собаки!..
Или
Актер ...Даже собаки имеют клички.
Особую роль в фильме играет ц в е т, придающий непотаримую атмосферу изображению. Начало фильма — бледное черно-белое изображение иногда с проблесками голубого и коричневого. Когда герои начинают бороться за свою жизнь, за осознанное существование, увеличивается контрастность, появляются бледные оттенки разных цветов спектра, символизирующих начало новой осмысленной жизни. Мир стал цветным в конце фильма, не ярким, но уже цветным. Последний кадр — Чонан на могиле своей девушки — яркие насыщенные цвета, лазурный цвет чистого бездонного неба, олицетворяющего Вечность.
Вопрос ребятам: Какой цвет символизирует атмосферу пьесы «На дне»? (Чаще отвечают: «Серый», иногда «черный»...- безысходность).
Сравнивается: образ з а к р ы т о г о неба в пьесе. Описанного в начале III действия — образ бесконечно голубого неба, о т к р ы в ш е г о с я герою в конце фильма (в начале было — хмурое небо с одинокой птицей на карнизе).
На могиле своей возлюбленной перед «всевидящем оком небес» Чонан наконец прощает себя. (Сравнить: тема п р о щ е н и я в пьесе (образы Луки, Сатина: «Ничего. Никому...»)
На фоне последнего кадра (Чонан — могила — небо) идут титры на английском языке: японские, корейские, русские фамилии... Эпичность последних минут фильма подчеркивает огромный православный крест, стоящий на могиле. (Сравнить с христианскими образами пьесы). Как будто миг «безвременья» стирает границы между расами, странами и культурами.
Православный крест как символ Прощения и Примирения на фоне бездонной Вечности небес...
Низкий поклон японскому режиссеру за этот кадр.
Земной поклон Максиму Горькому за вечный источник вдохновения для творческих людей всего мира...
Домашнее задание: написать первую страничку сценария о современных обитателях «дна». («Взгляд из России... на Россию»). Каких новых персонажей вы могли бы туда включить? (Например, пенсионер-вкладчик, обманутый мошенниками или инвалид, у которого дети обманом отобрали квартиру...) По желанию сценарий может быть написан и полностью.
1Аналогия с художественными образами, метафоричность речи помогут ребятам глубже понять авторский замысел.
5