«Мотивы творчества Б.Ш. Окуджавы»
Цели:
- Проанализировать творческий путь поэта и выявить основные мотивы творчества.
- Формировать у школьников общечеловеческие ценности на примере творчества Б.Ш.Окуджава.
- Развивать коммуникативные навыки.
Задачи:
- Развивать наблюдательность, навыки анализа стихотворного текста, умение слушать отвечающих.
- Научиться давать реально – биографический комментарий к выбранным для анализа стихотворениям из творчества поэта – песенника.
- Определять основные темы творчества.
«Я родился в Москве, на Арбате в 1924 году».
Краткая биография.
Родился 9 мая 1924 года в Москве.
1934 г.- переехал вместе с родителями на Урал, жил в Нижнем Тагиле.
1937г.- родители арестованы.
1940г.- переехал к родственникам в Тбилиси. С 14-летнего возраста работал, в начале Великой Отечественной войны был токарем на оборонном заводе.
1942г.- после окончания девятого класса средней школы, добровольцем ушел на войну.
1945 г. -демобилизовался. Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический факультет Тбилисского университета. С 1950 по 1955 по распределению учительствовал в деревне Шамордино Калужской области, затем - в одной из средних школ г. Калуги.
1955г.- реабилитированы родители.
1956 г.- возвратился в Москву.
1961 уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творческому труду. Жил в Москве. Жена - Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын, Булат Булатович Окуджава, музыкант, композитор.
12 июня 1997г.- скончался в Париже, похоронен на Ваганьковском кладбище.
«Как способны эти руки эти звуки извлекать…»
«Давайте говорить друг другу комплименты…»
«Пока Земля еще вертится, Пока еще ярок свет, Господи, дай же ты каждому, Чего у него нет…»
Возьмёмся за руки,
друзья!
«И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех – мы за ценой не постоим…»
«Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…».
«Зачем мы перешли на «ты»? За это нам и перепало – На грош любви и простоты, А что – то главное пропало…»
«Мы учимся жить, читая лирику» Б.Ш. Окуджава.
Его аудиторией стал народ
«Ах, ни кукушкам, ни ромашкам я не верю И к цыганкам, понимаешь, не хожу…»
Творчество поэта
Творчество поэта доброе и грустное, оно наполнено печалью и чрезвычайно эмоционально .
«Совесть, благородство и достоинство…»
Булат Окуджава скончался 12 июня 1997 года.
« Ах, Арбат, мой Арбат, ты – мое отечество, никогда до конца не пройти тебя!» Б.Ш. Окуджава. Памятник Б.Ш.Окуджава. Москва. Арбат .
Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты – Ведь это все любви счастливые моменты. Давайте горевать и плакать откровенно, то вместе, то поврозь, а то попеременно. Не нужно придавать значения злословью
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью. Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая,
Тем более что жизнь короткая такая.
Экзамен «Литературной гостиной»
- В каком городе родился поэт?
- Когда Б.Ш.Окуджава жил на Урале?
- Почему рано остался без родителей?
- После какого класса средней школы поэт ушел на фронт?
- Был ли ранен на фронте?
- Писал ли Б.Ш.Окуджава стихи и песни о войне?
- Какой язык поэт считал родным?
- Кто первым в поэзии 50-х годов «заговорил» на тему: «женщина на войне»?
- Кого считал своими учителями в литературном труде?
- Мог ли Б.Окуджава дать определение любви?
- Что Вам понравилось в творчестве поэта - песенника?
Подведение итогов. Выставление оценок.