СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивы выбора профессии как фактор социальной активности молодого специалиста

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны результаты социологического исследования в Павлодарском нефтегазовом колледже с соответствующими выводами, оценками и результатами.

Просмотр содержимого документа
«Мотивы выбора профессии как фактор социальной активности молодого специалиста»

МОТИВЫ ВЫБОРА

ПРОФЕССИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА


В начале XXI в. Республика Казахстан представляется собой уверенно развивающееся государство с многообещающим будущим и соответствующей ролью как на мировой арене, так и в рамках СНГ и Таможенного союза. В 2016 г. Республика Казахстан достигла ВВП на душу населения более 6900 долларов США, то есть нынешнего уровня таких стран как Чехия, Венгрия, Польша, Малайзия, а уже к 2018 г. этот показатель будет составлять порядка 7100 долларов США.

Масштабную значимость экономике Казахстана сегодня придают прежде всего богатые запасы углеводородного сырья. По разведанным запасам республика занимает 12-е место в мире. Общие прогнозные ресурсы оцениваются в 12-17 млрд. т. нефти. Доказанные извлекаемые запасы – 6,7 млрд. т. нефти и 3,4 трлн. куб.м газа. На данный момент Казахстан находится на 14-м месте по экспорту нефти в мире и на втором месте по экспорту нефти в СНГ. Значительные запасы Кашаганского месторождения продвигают вперед роль Казахстана в общем объеме мировых запасов.

По оценке Всемирного банка Казахстан входит в двадцатку стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. Финансовая система Казахстана признана одной из самых прогрессивных, и это подтверждают ведущие международные эксперты. Казахстан первым среди стран СНГ создал Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов.

В очень значительной степени экономический прогресс Казахстана обусловлен традиционно прочными, дружественными и взаимовыгодными экономическими связями с Российской Федерацией, которые вступили в качественно новую ступень развития в период состоявшегося Таможенного союза и ныне создаваемого единого экономического пространства.

Для более эффективного решения задач экономического развития Казахстану крайне необходимы высококлассные рабочие кадры и высокопрофессиональный корпус технических специалистов среднего звена. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев именно это поставил в число приоритетных задач социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу.

Во многом именно этим определяются главные задачи специального технического образования республики в деле подготовки самостоятельно мыслящего, инициативного и профессионально подготовленного молодого специалиста.

Современная система среднего специального технического образования Казахстана среди прочих ставит перед собой и решает следующие задачи:

  1. Мотивация выбора студентом своей будущей профессии. Что ждет абитуриент от выбранного учебного заведения? Есть ли это финансовый достаток в будущем или же он заинтересован ей в плане самоутверждения?

  2. Кто и как способствует полному освоению профессии учащимся? Насколько это зависит от педагога, от коллектива, в котором проходит весь учебный процесс и от самого студента?

Отсюда понятно, что для успеха в деле подготовки квалифицированного специалиста среднего большое значение имеет мотивация учебной деятельности.

Приведенные ниже данные социологического опроса позволяют дать некоторые характеристики учащегося колледжа, выделить наиболее типичные черты его социального портрета.

Данное исследование было проведено в Павлодарском нефтегазовом колледже. Целью исследования как раз и было изучение мотивов выбора специальности и учебного заведения.

При подготовке исследования мы исходили из следующего: сам по себе факт обучения в среднем специальном учреждении, сами по себе знания, получаемые учащимся в колледже, вполне могут быть для него только средством для достижения других целей (получить аттестат достаточно престижного учебного заведения, обзавестись новым кругом друзей и знакомых, выполнив волю родителей, получить их похвалу и т.п.). И в этом случае молодым человеком двигает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями или увлеченность процессом усвоения знаний, а те блага и определенные преимущества, которые будут им получены в той или иной форме.

Учитывая это обстоятельство, мы стремились к выяснению таких проблем:

  • насколько серьезно молодые люди относятся к учебе, есть ли в данном случае некие устойчивые тенденции от первого до выпускного курсов,

  • мотивы выбора специальности нефтегазового профиля,

  • условия и факторы, влияющие, с точки зрения учащихся, на жизненный успех и достижение конкретных целей,

  • какие качества преподавателей, по мнению учащихся, необходимы для успешного хода учебы.

Результаты исследования первой проблемы в обобщенном виде изложены в таблице №1.



Таблица №1. «Отношение учащихся к текущему учебному процессу в колледже» (в процентах от количества опрошенных)

Отношение

к учебе

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

  1. Учусь с большим желанием и увлеченно

50

54,5

11

51

  1. Учеба может вызвать иногда у меня некоторый интерес

39

36,5

68

40

  1. Учеба для меня в тягость

11

4,5

21

4,5

4. К учебе я отношусь безразлично

-

4,5

-

4,5



Выясняется, что подавляющее большинство учащихся та мотивировано на получение знаний. Процент равнодушного или негативного отношения к учебе имеется, но он не значителен. Понижение мотивации наблюдается на 3-м курсе, однако оно явно преодолевается на выпускном курсе. Таким образом, мы имеем основания говорить о явном преобладании положительной мотивации к учебном процессу, причем устойчивом преобладании.

Результаты анализа и обобщения материала по второй определенной нами проблеме сведены в таблицу №2.



Таблица №2 «Мотивы выбора профессии»

(в процентах от количества опрошенных)

Мотивы

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

  1. Познавательный интерес

20

16,7

19,4

23,8

  1. Желание быть полезным обществу

15,6

10

8,3

4,8

  1. Уровень будущей зарплаты

31

33,3

25,3

33,3

  1. Престижность выбранной профессии

33,4

40

47

38,1



При знакомстве с данными таблицы №2 невольно обращает на себя внимание преобладание прагматического фактора (уровень заработной платы), статусного фактора (престижность профессии) и очевидная тенденция снижения желания быть полезным обществу. Однако, на наш взгляд, не следует истолковывать полученные данные в негативном смысле. Во-первых, потому что даже прагматический мотив основывается всё-таки в целом на положительной учебной мотивации, а во-вторых, стремление получить престижную специальность является социально одобряемой ценностью.

В связи с этим вызывает интерес материал таблицы №3.

Таблица №3 «Факторы достижения жизненного успеха»

(в процентах от числа опрошенных)

Факторы

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

  1. Целеустремленность и трудолюбие

55

28

45

45

  1. Интересная работа в будущем

16

25

15

16

  1. Личные интеллектуальные способности

21

31

36

37

  1. Влиятельные родители

8

16

4

2



Безусловно, молодой человек неизбежно задумывается над тем, какие стимулы и черты характера ему необходимы для достижения жизненного и карьерного успеха. Совершенно очевидно, что учащийся в данном случае отдает предпочтение личным усилиям.

Конечно, интересны мнения учащегося о преподавателе, о том, что же для молодого человека в данном случае важно. Анализ полученных данных красноречиво свидетельствует: учащийся ценит профессионализм преподавателя (показательно: учащиеся старших курсов на это обращают особое внимание). Однако этого ему недостаточно: он нуждается одновременно и в профессионале, и в педагоге, который поможет в конкретной жизненной ситуации.



Таблица №4. «Позитивные качества педагога, необходимые для качественного преподавания» (в процентах от числа опрошенных)

Качества педагога

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

  1. Профессионализм

21

17

22

23

  1. Коммуникабельность

6

11

8

17

  1. Жизнерадостность, оптимизм

12

14

16

13

  1. Отзывчивость и доброжелательность

18

16

18

20

  1. Умение слушать и понимать Ваши проблемы в учебе

16

14

14

7

  1. Умение слушать и понимать Ваши проблемы в жизни

16

8

5

-

  1. Справедливость

1

13

15

13

  1. Аккуратный внешний вид

10

7

2

7



Итак, подведем некоторые итоги.

Показательными являются те мотивы, согласно которым молодой человек выбрал конкретную специальность: приоритетами для учащихся всех курсов являются статусные и прагматичные мотивы.

Говоря о мотивации к учебе невозможно обойтись без анализа данных, прямо касающихся отношения молодых людей к выбору профессии, который является вполне осознанным и положительно мотивированным.

Это же подтверждается ответами на вопрос «Будете ли вы получать в дальнейшем высшее образование» положительный ответ на вопрос дали

  • 97% учащихся 1-го курса,

  • 97% учащихся 2-го курса,

  • 100% учащихся 3-го курса,

  • 100% учащихся 4-го курса.

На наш взгляд, приведенный данные и их анализ, позволяет прийти к некоторым выводам:

  1. большая часть учащихся колледжа выбрала специальность отнюдь не случайно,

  2. современный молодой человек, отдавая должное усилиям преподавателей, все-таки, как минимум, начинает в ходе учебы полагаться в первую очередь на содержание и качество своей, личной учебной деятельности,

  3. заметно повышаются требования к преподавательскому корпусу и, в первую очередь, к его профессиональным качествам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!