СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МОУ Куровская гимназия Адаптация первоклассников. Проблемы и пути их решения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация первоклассников. Проблемы и пути их решения.

Просмотр содержимого документа
«МОУ Куровская гимназия Адаптация первоклассников. Проблемы и пути их решения.»

Выступление на педсовете 05.11.2019г

МАОУ «Куровская гимназия»

Учитель: Глухова Г.А.


Адаптация первоклассников. Проблемы и пути их решения.


Первый год обучения в школе является одним из самых сложных этапов в жизни ребенка. Именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей.

Адаптация – в широком смысле слова это – приспособление к окружающим условиям. Выделяют два аспекта адаптации биологический (физиологический) и психологический.

Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. Период адаптации у каждого школьника длится по-разному – у одних один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка.

На успешную адаптацию ребенка к школе оказывают влияние многие критерии и факторы.

1. Уровень готовности к обучению в школе.

Хочу сразу сделать небольшую ремарку.

Некоторые родители считают, что если ребенок к началу обучения умеет читать, писать, считать, то он готов к школе. Это распространенное заблуждение. Готовность к школе – вопрос гораздо более обширный и сложный. Ребенок к началу обучения вообще может не иметь этих навыков, но будет готов к школе.

Для оценки данного критерия используют несколько показателей:

  • навыки учебной деятельности (копирование образца, срисовывание незнакомых букв, рисование по памяти, умение пользоваться учебными принадлежностями, способность удерживать внимание и т.п.);

  • волевая сфера (степень волевого усилия для достижения цели, уровень постоянства и повторения усилий,контроль (внутренний и внешний), склонность к риску (мотивация успеха или избегания неудач), умение слушать, понимать и выполнять задания учителя и т.п.);

  • поведенческий компонент (выбор стратегии поведения на основе оценки ситуации).

В результате проведенного мною обследования у 8 обучающихся выявлен высокий уровень готовности к школьному обучению, у 14 обучающихся выявлен средний уровень готовности к школьному обучению, низкий уровень готовности к школьному обучению выявлен не был.

Низкий уровень готовности к школьному обучению говорит о том, что ребенок нуждается в срочном медико-психологическом обследовании и решении вопроса об образовательном маршруте для ребенка.

Средний уровень готовности к школьному обучению говорит о том, что школьные навыки сформированы на недостаточном уровне. Данный уровень подразделяется на два подуровня. Первый – это дети, у которых наблюдаются незначительные трудности по показателям, эти дети берутся под наблюдение. Чаще всего это дети, которые рано пошли в школу либо дети с педагогической запущенностью. Второй – это дети, у которых имеются существенные трудности, им рекомендовано дополнительное обследование у психиатра с целью исключения патологии развития.

Высокий уровень готовности к школьному обучению говорит о том, что ребенок психологически готов к обучению в школе, но это не значит, что он будет хорошо учиться, так как это только один из критериев адаптации.

Переходим к следующему критерию.

2. Уровень сформированности школьной мотивации.

Школьная мотивация или мотивация обучения - осознание ребенком важности обучения в школе, которому необходимо уделять большую часть времени.

Если ребенок не заинтересован в школьных занятиях, не понимает, зачем ему нужны те или иные знания, то вполне очевидно становится то, что ему не хочется тратить свое время и силы на их приобретение.

Причинами могут служить, как сам интерес к школьным наукам, так и важный для ребенка коллектив сверстников (одноклассников), важный для ребенка учитель. В идеале, все эти причины должны присутствовать в процессе обучения. Это и рождает высокую школьную мотивацию.


Первый уровень.

Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

Второй уровень.

Хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень.

Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеурочной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень.

Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Пятый уровень.

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Дети могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

Я провела в начале сентября анкету о сформирванности школьной мотивации в своём классе. Анализируя данный показатель, следует отметить, что ответы на вопросы анкеты распределились следующим образом:


Распределение ответов по анкете «Оценка школьной мотивации».


№ вопроса

Вопрос

Положительный ответ

Нейтральный ответ

Отрицательный ответ

(%)

(%)

(%)

Тебе нравится в школе?

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу?

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу?

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

У тебя в классе много друзей?

Тебе нравятся твои одноклассники?


Данные проведенного анализа позволяют говорить о том, что большинство обучающихся 1б класса (86,9%) посещают школу с удовольствием. Так же большая часть обучающихся отвечает положительно, либо нейтрально на вопросы связанные с процессом обучения.

Вызывает беспокойство тот факт, что только 7 (30,4%) обучающихся ответили, что имеют в классе большое количество друзей, а 10 (43,5%) обучающихся высказались негативно по отношению к своим одноклассникам.

Так же необходимо отметить, что 14 (60,8%) обучающихся ответили, что хотели бы, чтобы их учил менее строгий учитель. Результаты по данному вопросу не могут носить достоверный характер, так как в период проведения части обследования в связи с болезнью учителя в классе работал другой учитель и, отвечая на данный вопрос, часть детей выражали свое отношение к одному учителю, а другая часть детей представляла другого учителя. Тем не менее, полученные данные позволяют говорить о том, что большая часть обучающихся не готова принимать школьные требования (сидеть на уроках за партой, ходить строем в столовую и на другие уроки, выполнять домашнее задание и т.п.) и воспринимают их как излишнюю строгость со стороны учителя.

Еще один факт, который требует внимания, это общение на школьную тематику обучающихся со своими родителями. Только 10 (43,5%) обучающихся ответили, что часто рассказывают родителям о школе; 13 (56,5%) обучающихся ответили, что родителям о школе рассказывают редко или совсем не рассказывают.

В результате можно утверждать, что только у 9 (39,1%) обучающихся школьная мотивация сформирована на необходимом уровне.

Из полученных результатов очевидны важность и необходимость формирования и коррекции мотивационной системы обучающихся, которая будет определять характер учения и динамику умственного развития. Учитывая это, первоочередной задачей адаптационного периода является преодоление негативного отношения учащихся к школьному обучению, формирование дальновидной цели учения, воспитание у обучающихся правильной организации самостоятельного овладения знаниями, обучение обучающихся замечать собственные учебные недостатки, применять познавательные способности и сознательно управлять своей учебной деятельностью.

И здесь я хочу остановиться.

Многие родители сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?

1. Поддерживать в ребенке его стремление стать школьником. Искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Воспитывать интерес в ребенке, предоставляя ему возможность изучать и узнавать о своих интересах, будь то динозавры, звезды, животные, цветы или многое другое. Способствовать зарождению новых идей, участвуя не только в школьных, но и в других всевозможных общественных мероприятиях.

3. Пытаться ставить перед детьми краткосрочные задачи цели, так как иногда дети становятся перегруженными сложными задачами. Это не значит, что данные задачи сложны для выполнения, просто дети могут нервничать из-за того, что на решение или понимание проблемы уходит много времени. Иногда дети сразу могут отказываться в решении задачи, поэтому целесообразно разделять такие задачи на несколько меньших частей.

4. Помогать научиться организовывать свое время, так как после начала учебы в школе ему придется выделять на некоторые предметы больше времени, на некоторые меньше. Поэтому ребенок должен научиться ценить свое время. Со временем ему самому придется научиться правильно управлять своим временем.

5. Хвалить за его усилия. Некоторые дети могут испытывать проблемы с преобразованием своих усилий в конечный результат. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Для того, чтобы помочь ребенку добиться успеха, следует оценивать каждое его достижение. Вместо того, чтобы говорить «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».

6. Помочь взять свои результаты под контроль: отстающие дети считают, что достижение результата находится вне их контроля, поэтому им кажется, что все их усилия бессмысленны. Ребенок должен научиться осознавать роль личной ответственности за достижение результата.

7. Показывать положительное отношение к школе, так как дети должны видеть, что взрослые высоко оценивают роль образования.

8. Помочь ребенку найти связь между учебой в школе и интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями. Например, ребенок, который хочет стать врачом, должен знать, что для этого ему необходимо изучать биологию и химию.

9. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

10. Взрослым следует иметь в виду то, что мотивация ребенка на обучение должна быть связана не только со школой. Важно знать, что некоторые дети также высоко мотивированы на достижение своих целей, не связанных с учебой в школе. Помните, что достижение – это еще не мотивация.

Так в чем же разница между этими двумя понятиями? Мотивация временная и изменчивая величина. Мотивация – это желание и готовность что-либо делать. Мотивированный человек может ставить перед собой долгосрочные цели, например, стать профессиональным писателем, или краткосрочные, например, выучить одно иностранное слово.

И самое главное. Ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Он не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь.

3. Личностные отношения, социальные эмоции и ценностные ориентации.

В ходе обследования личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций обучающихся была проведена процедура определения вегетативного коэффициента, который характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. У 5 (21,7%) обучающихся было выявлено перевозбуждение, которое чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки. Так же у 1 (4,3%) ребенка выявлено компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.


Энергетический показатель.


Родителям детей, у которых выявлено перевозбуждение или хроническое переутомление рекомендовано проанализировать физическую и эмоциональную нагрузку ребенка. Составить вместе с ребенком распорядок дня, отслеживать его рациональность (чередование режимов труда и отдыха, сон не менее 10 часов в сутки, прогулки на свежем воздухе). По возможности на период адаптации к школе (до января 2019 года) исключить или минимизировать посещение кружков и секций, если они отнимают много свободного времени ребенка или вызывают негативные чувства у ребенка.

Так же у 10 (43,5%) обучающихся отмечается недостаточная дифференциация эмоций, (дети могут одинаково реагировать на положительные и отрицательные чувства и качества). При оценке устойчивости эмоционального фона обучающихся были получены следующие результаты.


Уровень устойчивости эмоционального фона.


Уровень

Абсолютный показатель (чел.)

Относительный показатель (%)

Преобладание отрицательных эмоций

7

Эмоциональное состояние в норме

7

Преобладание положительных эмоций

8


Данные проведенного анализа позволяют говорить о том, что только у 7 обучающихся эмоциональное состояние в норме. Данные дети могут радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет. У 7 обучающихся преобладает негативный эмоциональный фон. У данных детей доминирует плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые дети не могут решить самостоятельно. У 8 обучающихся преобладает положительный эмоциональный фон. Данные дети чаще веселы, счастливы, настроены оптимистично.

Методы воспитания, вызывающие у ребенка

положительные эмоции

отрицательные эмоции


Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком)

хвалили

упрекали

поощряли

подавляли

одобряли

унижали

целовали

обвиняли

обнимали

осуждали

делали подарки

отвергали

симпатизировали

одергивали

сопереживали

позорили

улыбались

читали нотации

восхищались

лишали чего-то необходимого (по мнению ребенка)

делали приятные сюрпризы

наказывали (шлепали, пороли, ставили в угол)


Все вышеперечисленные критерии взаимосвязаны и влияют на адаптацию ребенка к школе.

Уровни адаптации

Содержание

Зона адаптации

- Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.

- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.

- Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.

- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).

- Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.

- Занимает в классе благоприятное статусное положение

Зона частичной адаптации

- Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.

- Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.

- Усваивает основное содержание учебных программ.

- Самостоятельно решает типовые задачи.

- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.

- Общественные поручения выполняет добросовестно.

- Дружит со многими одноклассниками

Зона дезадаптации

- Первоклассник отрицательно относится к школе.

- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.

- Наблюдаются нарушения дисциплины.

- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

- Самостоятельная работа с учебником затруднена.

- При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.

- К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны.

- Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.

- Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников


Анкета «Оценка школьной мотивации».




Вопрос

да

не знаю

нет

Тебе нравится в школе?

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу?

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу?

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

У тебя в классе много друзей?

Тебе нравятся твои одноклассники?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!