СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Можем ли мы увидеть музыку. Картинки с выставки М.П.Мусоргский . 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока (с презентацией, аудиофайлами, конспектом урока) по теме "Можем ли мы увидеть музыку" "Картинки с выставки М.П. Мусоргский".

Просмотр содержимого документа
«урок в 5 классе Связь музыки и ИЗО»

План – конспект урока в 5 классе

5 класс.

Тема полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема 3 четверти: «Можем ли мы увидеть музыку».

Тема урока: «Картинки с выставки» М.П.Мусоргский

Тип урока: комбинированный,

Содержание: Жизнь – единственный источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.


Цель: выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства.

 

Задачи: 1.ВоспитательнаяВызвать эмоциональный отклик на музыку. Воспитывать чувство уважения и любви к творчеству М. П. Мусоргского и В.А.Гартмана. доказать, что «Картинки с выставки»- это переосмысление художественного образа в музыкальном произведении.

2.Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности, дать определение термина «сюита»;

3.Развивающая. Развивать умение анализировать музыкальные произведения, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений

Оборудование урока: компьютер, колонки электронная презентация, портрет М.П.Мусоргского.

Музыкальный материал: пьесы М. П. Мусоргского: «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота». Мусоргского, песня «Птица-музыка» М. Пляцковского, В. Синенко.

Технологии, используемые на уроке:

Личностно-ориентированная.

Технология развивающего обучения.

Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.

Технология ассоциативно-образного мышления.







ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент.

У. Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, прочитав эпиграф к уроку:

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? (ответы детей)

Д: Картины, цвет, краски…

Совершенно верно. Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве. Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить.

Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»


Сегодня я предлагаю Вам посетить картинную галерею, но чтобы туда попасть необходимо получить ключ, дается он за ответы на вопросы блиц-турнира


Класс делится учителем на 3 группы. Вопросы задаются по очереди каждой группе. За правильный ответ даются карточки.

Блиц-опрос

1 Что такое миниатюра?

2 Вступление бывает в начале или в конце произведения?

3 Что такое «темп»?

4 Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей?

5 Как называется спокойная, монотонная песня с частыми повторами?

6 Назовите жанры, тесно связанные с литературой

7 Кто такой «солист»?

8 Что такое «программное произведение»?

9 Что такое «опера»?

10 Как называется большое количество людей, поющих вместе?

У.: Поздравляю вас, пройдя нелёгкий путь, вы получаете ключ. Давайте откроем дверь и посмотрим, что же интересного на выставке.

Но прежде мы немного отдохнём. Физминутка.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два.

Развернули руки шире, повернулись – три, четыре,

Крепко их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.



Расположить на доске эскизы Гартмана по порядку, а от одного до другого нарисовать дорожку.

У. : Посмотрите на эти рисунки, они все разные. Но что- то их объединяет. Как вы думаете, что?

Д.:Они находятся на одной выставке. Это работы одного художника.

У.: Правильно. И ещё одна общая черта: на каждую из этих картинок композитор М. П. Мусоргский сочинил пьесу, составил из этих пьес цикл и назвал его «Картинки с выставки»

М. П. Мусоргский был очень необычным человеком . Музыку, которую он писал, современники не nонимали, его друзья - композиторы часто жестоко критиковали написанное. Оперу «Борис Годунов» не допустили к постановке в театре, и Мусоргскому пришлось её редактировать. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов, юмора и музыкальных шалостей .

«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским под впечатлением работ художника В. А. Гартмана. Он был одним из немногих друзей Мусоргского. Случилось так, что В.Гартман скоропостижно скончался, многие его друзья и знакомые были потрясены столь внезапной кончиной художника. Через год после смерти они решили устроить в память о В.Гартмане выставку его работ. В.Гартман был известен в кругах людей «искусства» как талантливый архитектор, декоратор. А знаете ли Вы кто такой декоратор?

Д.: декоратор - человек, который создает эскизы костюмов, декорации к спектаклям в театре.

У.: Как Вы думаете, что будет выставляться в качестве результата труда, творчества декоратора?

Д. –декорации, костюмы, картины

У. Конечно, нет. На выставке были представлены эскизы декораций, костюмов, зарисовки художника, который очень много путешествовал по миру, выхватывая интересные моменты и стараясь их запечатлеть на бумаге.

Что нам подсказывает название произведения «Картинки с выставки»?

Д: должно быть несколько разных изображений, они будут небольшого размера..

У: но если изображений несколько, значит композитору придется создавать несколько пьес с разными персонажами и событиями? Как же соединить их в целое произведение?

Произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общей идеей, мыслью, называется сюита- от французского «последовательность, ряд

Всего картинок, которые изобразил Мусоргский - девять, но мы остановимся сегодня на трёх.

«Балет невылупившихся птенцов»

В. А. Гартман нарисовал эскиз к балету, в котором участвовали юные танцоры, одетые в костюмы, изображавшие разбитые яичные скорлупки. Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку.

(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов».)

У.: Какие средства выразительности использовал композитор?

Д.: Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений.

У.: Верно. Теперь взгляните на эту картинку (сказочная избушка). Что вы здесь видите? Д.: Красивый, яркий домик. Он как будто сделан из чего-то вкусного.

У.: Действительно, праздничная избушка. Мусоргский изобразил хозяйку этого домика, и получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок В. А. Гартмана. Послушайте и подумайте, как зовут хозяйку избушки.

(Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках».)

У. Как зовут хозяйку?

Д. : Баба-яга.

У.: Почему вы так решили? Что в музыке подсказало такой ответ?

Д.: Характер музыки: пугающая, с какими – то завываниями, изменяется динамика, то очень тихо, почти неслышно, то музыка взрывается и грохочет. Темп музыки был быстрым.

У.: Правильно. Баба Яга часто упоминается в русских народных сказках, но ее облик и характер напрямую зависят от местности, в которой была сочинена сказка. Так можно встретить сказки, в которых Баба Яга не злая и противная, а наоборот пытается помогать героям. Однако музы М.П. Мусоргского рисует иную картину - возникает ощущение, что нечистая сила пролетает прямо неподалеку от нас, летит со стремительной скоростью и силой; вот она приближается и уже совсем рядом свистнула и понеслась в своей ступе, погоняя помелом…

У.: Скажите, в этой пьесе похожи рисунок и музыка?

Д.: Нет, здесь композитор придумал свою историю, не похожую на рисунок.

У.: Как вы думаете, могла ли музыка стать продолжением картины? Посмотрите на рисунок ещё раз и сочините свою сказку.

(Ученики предлагают 3-4 своих версии. Лучше всего сразу договориться, что это должны быть мини-сказки, иначе можно не уложиться в рамки урока.)

У.: Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В. А. Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Характер величавый, торжественный. (Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота».)

Д.: Эта картинка символизирует мощь русского народа. Возникло ощущение, что проходят богатыри, надежные, непобедимые, величественные.

У.: Мы слушали фортепианную версию цикла. Но пьесы настолько яркие, что французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов.

Вопросы для закрепления:

Что нового вы сегодня узнали?

Как называется цикл пьес по эскизам и картинам В. А. Гартмана? («Картинки с выставки».)

Вспомните названия прослушанных пьес. («Балет Невылупившихея птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».)

Сколько всего пьес в цикле? (Девять.)

Скажите, какая пьеса вам запомнилась больше всего? Почему?

Что, по вашему мнению, сделало её такой яркой и запоминающейся?

Скажите, все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками? Какие различались?

Смогли ли мы доказать, что композитор предложил своё видение, иногда отличающееся от эскизов своего друга?

Домашнее задание: (по выбору, любое из предложенных вариантов)

1. Нарисовать иллюстрацию к любому из прослушанных на уроке фрагментов из сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».

2. Сочинить под впечатлением от прослушанных фрагментов мини – сказку, записать в тетрадь, по желанию проиллюстрировать













Просмотр содержимого презентации
«Живописная музыка.картинки с выставки»

Можем ли мы увидеть музыку  «Картинки с выставки» М.П.Мусоргский   Урок музыки в 5 классе Подготовила Фролова О.В., учитель музыки МБОУ «СОШ №11» г. Кемерово

Можем ли мы увидеть музыку «Картинки с выставки» М.П.Мусоргский

Урок музыки в 5 классе

Подготовила Фролова О.В., учитель музыки МБОУ «СОШ №11» г. Кемерово

Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь!

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

«Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

«Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

Блиц-опрос

Блиц-опрос

  • Что такое миниатюра?
  • Вступление бывает в начале или в конце произведения?
  • Что такое «темп»?
Блиц-опрос

Блиц-опрос

  • Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей?
  • Как называется спокойная, монотонная песня с частыми повторами?
  • Назовите жанры, тесно связанные с литературой
Блиц - опрос

Блиц - опрос

  • Кто такой «солист»?
  • Что такое «программное произведение»?
  • Что такое «опера»?
  • Как называется большое количество людей, поющих вместе?
Модест Петрович Мусоргский Русский композитор (1839-1881)

Модест Петрович Мусоргский Русский композитор

(1839-1881)

сюита

сюита

  • от французского «последовательность, ряд
  • Произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общей идеей, мыслью
Фортепианная сюита «Картинки с выставки» Сюита состоит из 10 пьес:

Фортепианная сюита «Картинки с выставки»

Сюита состоит из 10 пьес:

  • Гном
  • Старый замок
  • Тюильрийский сад
  • Быдло
  • Балет невылупившихся птенцов
  • Два еврея, богатый и бедный
  • Лиможский рынок
  • Катакомбы. Римская гробница.
  • Избушка на курьих ножках
  • Богатырские ворота
Балет невылупившихся птенцов В. Гартман. Эскиз костюмов к балету «Трильби»

Балет невылупившихся птенцов

В. Гартман.

Эскиз костюмов к балету «Трильби»

Баба - яга Избушка на курьих ножках

Баба - яга

Избушка на курьих ножках

Богатырские ворота

Богатырские ворота

Вопросы для закрепления:

Вопросы для закрепления:

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Как называется цикл пьес по эскизам и картинам В. А. Гартмана?
  • Вспомните названия прослушанных пьес.
  • Сколько всего пьес в цикле?
  • Скажите, какая пьеса вам запомнилась больше всего? Почему?
Вопросы для закрепления:

Вопросы для закрепления:

  • Что, по вашему мнению, сделало её такой яркой и запоминающейся?
  • Скажите, все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками? Какие различались?
  • Смогли ли мы доказать, что композитор предложил своё видение, иногда отличающееся от эскизов своего друга?
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Нарисовать иллюстрацию к любому из прослушанных на уроке фрагментов из сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».
  • Сочинить под впечатлением от прослушанных фрагментов мини – сказку, записать в тетрадь, по желанию проиллюстрировать
Источники

Источники

  • Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие; авт.-сост. Л. В. Золина. -М.: Издательство «Глобус», 2009.- 176 с.
  • Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 3.- С-Пб.: Лита, 2000.
  • Медушевский В. В., Очаковская О. О. Энциклопедический словарь юного музыканта.- М.: Педагогика, 1985.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!