1.Мотивация(самоопределение)к учебной деятельности. | Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде. На занятиях, в игре Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Елена Алексеевна и сегодня урок математики проведу у вас я. И для начала, проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. На парте у вас должен лежать учебник, дневник, тетрадь и канцелярские принадлежности. Сегодня мы отправимся в новое путешествие по миру математики, узнаем много нового, но для этого придется хорошенько потрудиться. | Здравствуйте Проверяют готовность к уроку | устойчивая учебно-познавательная мотивацию | умения владеть диалогической формой речи | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений. | Посмотрите на слайд и отгадайте ребус. Верно. Давайте вспомним название компонентов при выполнении действия умножения. Для этого посмотрите на слайд. Что на нём изображено? 5*2= На нем записано равенство. Для начала давайте вычислим его значение 5*2=10 Назовите каждый компонент действия умножения. По сколько взяли? Как мы прочитаем? 5*2 – это что обозначает? А 10? Молодцы, все верно. | Смотрят на слайд - умножение Выражение 5*2= - 10 1 множитель, 2 множитель, значение произведения - по5, 2 раза - произведение, значение произведения | устойчивая учебно-познавательная мотивацию | Определять учебную задачу(Р) умения владеть диалогической формой речи | |
3. Выявление мест и причин затруднения. | Хорошо. Теперь из этого равенства составьте равенства на деление. Какие равенства получились? 10:5=2 10:2=5 Так, верно. Прочитайте второе и третье равенства, используя названия компонентов первого. Какой вывод можно сделать? Вывод: Если значение произведения разделить на один из множителей, то получим другой. Тогда, ребята, о чем мы сегодня поговорим на уроке? Верно. Тогда какова тема нашего урока? Молодцы. А какую цель мы поставим на сегодняшний урок? Для того чтобы узнать цель, откройте учебники на странице 72 и прочитайте написанное под розовым указателем. Итак, какова цель нашего урока? Молодцы. Верно. | 10:5=2 10:2=5 Значение произведения разделить на первый множитель, получили второй и наоборот - Если значение произведения разделить на один из множителей, то получим другой. О связи между компонентами и результатом действия умножения «Связь между компонентами и результатом действия умножения» Узнать, как связан каждый множитель с произведением | учебно-познавательный интерес к изучению зависимости между компонентами и результатом умножения | Строить логические утверждения(Р) умения владеть диалогической формой речи Определять учебную задачу(Р) | представление о связи между компонентами и результатом действия умножения |
5. Реализация построенного проекта. | Откройте учебник на стр. 72 давайте рассмотри рисунок 1. - По сколько кругов взяли? - Сколько раз взяли по 4 круга? - Сколько кругов получили? - Что обозначает число 8? Разделим 8 кругов на 4 равные части. - Как будем делить - Какое равенство получили? Прочитайте этот пример, используя названия компонентов и результатов умножения Если мы 8 разделим на 2 части, какое равенство получим? Прочитайте этот пример, используя названия компонентов умножения. Прочитайте вывод в розовой рамочке? Если произведение разделить на один множитель, то получим другой. Правильно мы сделали вывод в начале урока? Давайте с вами вместе его проговорим. Очень хорошо, молодцы. Теперь посмотрите на упражнение № 1в учебнике на стр. 72. Посмотрите на первое равенство из первого столбика, прочитайте разными способами. Используя это равенство, как нашли первый и второй множитель? Молодцы, а теперь по одному человеку решим остальные столбики у доски. Остальные проверяют 8*4=32 9*2=18 10*4=40 32:8=4 18:9=2 40:10=4 32:4=8 18:2=9 40:4=10 Молодцы! Физминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! По коленкам – шлёп, шлёп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлёпай! Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись. Давайте с вами решим задачу №3 О чём говорится в задаче? Что в задаче известно? Какие величины характеризуют этот процесс? Как обозначим булочки? Сколько раз по 5 содержится в 15? Рисуем в ряд 3 круга. Это у нас 3 булочки. Сколько стоила одна булочка? Пишем в каждом кружочке 5р. Какой главный вопрос задачи? Под кругами рисуем фигурную скобку и ставим знак вопроса. Зная, сколько стоит 1 булка и кол-во булок, которые нам необходимо купить – 3 булочки, что можем узнать? Как? Каким действием? Записываем в тетради выражение 5*3= Итак, чему будет равно произведение 5 и 3? Это что мы нашли? В скобках пишем «р» с точкой, потому что сократили. Записываем ответ задачи: А что такое обратные задачи? Давайте составим к этой задаче 2 обратные. Что у нас будет известно? А что не известно? Хорошо, теперь у нас будет неизвестна цена за одну булочку. Раз известно кол-во булок, сколько кружков мы рисуем? Раз у нас известна стоимость за три булки, как мы обозначим на схеме? Какой у нас будет главный вопрос задачи? Значит в одном кружке мы ставим вопрос. Используя схему, самостоятельно решите задачу. Затем проверим все вместе. Молодцы! А что у нас будет не известно в следующей обратной задаче? А что известно? Какую схему мы составим к этой задаче? Решаем, самостоятельно используя схему на доске. . Затем все вместе проверим у доски. Сколько раз по 5 содержится в 15? Как вы записали решение? 15:5=3(б) Это что мы нашли? Молодцы! | - по 4 - 2 раза - 8 - значение произведения 8:2=4 - Если произведение разделить на один множитель, то получим другой. - о булочках - необходимо купить 3 булочки, цена одной 5р. - цена, кол-во, стоимость -кружочками - 3 - да проговаривают - произведение 7 и 2 равно 14, 1 множитель 7, второй 2. значение произведения 14 - значение произведение делили на один из множителей Решают у доски проверяют Когда из значения суммы – 5 вычли первое слагаемое 2, то получили второе слагаемое 1. Когда из значения суммы 5 вычли второе слагаемое 3, то получили первое слагаемое – 2. Смотрят на картинку Полки с чашками Синие и красные 3 2 3+2=5 Записывают в тетради 3+2=5 - 5р. - столько стоят 3 таких булочки - сколько стоят три булочки -5*3, по 5,3 раза умножением записывают в тетрадь - 15 - сколько рублей стоят 3 такие булки Записывают - это когда, то что известно становится не известным - кол-во булок, и стоимость - цена за одну булочку - 3 - фигурной скобкой под тремя булками -Сколько стоит одна булка? - кол-во булок - цена за 1 булку, стоимость потраченная на все булки Решают задачу в тетради - 3 - сколько булок купили на 15р | устойчивая учебно-познавательная мотивацию устойчивая учебно-познавательная мотивацию | умения владеть диалогической формой речи устанавливать причинно-следственные связи, моделировать Строить логические рассуждения(П) умения владеть диалогической формой речи умение анализировать, строить логические рассуждения, умение анализировать, строить логические рассуждения, умения владеть диалогической формой речи | представление о связи между компонентами и результатом действия умножения; умение применять правило нахождения множителя по значению произведения и второму множителю умение применять правило нахождения множителя по значению произведения и второму множителю умение применять правило нахождения множителя по значению произведения и второму множителю |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Теперь ребята, обратимся к заданию под номером 5. Прочитайте задание. Выполнить его вам нужно в парах. Посмотрите на представленные уравнения. Давайте вспомним названия компонентов при сложении и вычитании. Как называются компоненты при сложении? Как называются компоненты при вычитании? Что у нас не известно в равенстве? Что мы знаем о уменьшаемом? А что мы знаем о 1 слагаемом? Сейчас ваша задача в парах подставить своё число и решить уравнение. Затем мы проверим вашу парную работу. | Читают задание - 1 слагаемое, 2 слагаемое, значение суммы - уменьшаемое, вычитаемое, значение разности - больше или равно значению разности. - оно меньше или равно значению суммы Решают уравнения. | | Владеть диалогической формой речи(К) | умение применять правило нахождения множителя по значению произведения и второму множителю |
8.Включение в систему знаний и повторение | Хорошо, ребята, молодцы. Итак, о чем же мы сегодня говорили на уроке? Да. И мы подтвердили, что такая связь действительно существует. Сейчас я буду произносить начало предложения, а вы хором его заканчивать. Если 1 множитель умножить на 2, то… Хорошо. Если значение произведения разделить 1 множитель, то… И последнее. Если значение произведения разделить на второй множитель, то… | О зависимости между компонентами и результатом умножения Получим значение суммы Получим второе слагаемое Получим первое слагаемое | устойчивая учебно-познавательная мотивацию | Владеть диалогической формой речи(К) | |
9. Рефлексия учебной деятельности | Хорошо. Скажите, а где, ребята, мы сможем применять эти знания о зависимости компонентов действия умножения? А сейчас у вас на столах лежат жёлтые кружки. Ваша задача нарисовать на нём смайлик: Весёлый - мне на уроке было всё понятно, я доволен своей работой Не весёлый и не грустный – на уроке я работал неплохо, кое-что мне осталось не ясно Грустный – на уроке мне было трудно. Итак, поднимите свои смайлики. Молодцы, ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. 1)Повторить правила, которые мы сегодня вывели. 2)выполнить упражнение 6 Спасибо вам за урок, до свидания. | При решении задач, выражений Могут Да До свидания | устойчивая учебно-познавательная мотивацию | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | |