Консультация для родителей
Мозжечковая стимуляция для развития речи.
Советы родителям
Учитель-логопед:
Орленко Н.А.
Мозжечо́к — отдел головного мозга позвоночных, отвечающий за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Он отвечает за нашу вестибулярную систему. Вестибулярная система – главный организатор ощущений во всех сенсорных каналах и участвует в развитии и понимании речи.
Часто бывает, что неговорящие дети, вертясь на карусели или играя в активную игру, громко кричат и даже визжат. Это доказывает, что вестибулярная стимуляция облегчает спонтанное произнесение звуков. Обычные движения в повседневной жизни ребенка не поставляют столько стимулов вестибулярному аппарату, сколько требуется для активности нейронной сети.
Об этом пишет в своих исследованиях американский логопед и психолог Энн Джин Айрес в книге «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития с практическими рекомендациями для родителей и специалистов»,–М.: Теревинф, 2009. -272 с.
Эта идея пришла исследователю после того, как дети с тяжелыми нарушениями речи стали лучше говорить и понимать речь, после серии занятий по сенсорной терапии, которые напрямую не были связаны с речевыми упражнениями.
Джин Айрис приводит пример, когда при обследовании шестилетнего мальчика, весьма нелюдимого она попросила выбрать один из кубиков, чтобы вставить его в соответствующую форму. Он сидел и ничего не делал. Тогда она решила поставить его на вращающуюся платформу, чтобы проверить интегрированность вестибулярной системы. После вращения ребенок сам подошёл к столу, начал говорить и выполнять задание с кубиками. Вращение на платформе повторялось несколько раз, пока мальчик не выполнил тест до конца.
Мозжечковая стимуляция может эффективно помочь детям с проблемами речи. Например, когда ребенок с задержкой речевого развития во время раскачивания на фитболе (мяче) легко и незаметно для себя повторяет слоги и короткие слова, которые не станет повторять на первых порах.
Советы родителям от редактора книги Джеффа Роббинса Э. Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»:
двигательный опыт крайне важен для развития ребенка. Ежедневно выделяйте время на подвижные игры, включающие раскачивание, скольжение, прыжки и другие активные движения;
подталкивайте ребенка не к пассивным, а к самостоятельным активным движениям, которые он инициирует и регулирует самостоятельно;
занятия, требующие скорости и быстрых движений, особенно с изменением их направления, стимулируют и воодушевляют ребенка;
занятия с медленными ритмическими движениями, раскачиваниями, колебаниями, успокаивают;
никогда не кружите ребенка слишком сильно или слишком долго: вращение иногда ошибочно рекомендуют те, кто читал, но не понял идеи Э. Дж. Айрес;
попытайтесь стимулировать ребенка к различным занятиям (чтению, игре, раскрашиванию) в положении лежа на животе, опираясь на локти;
подбадривайте ребенка, когда ему хочется заняться чем-либо, что требует поддержания равновесия, например катанием на коньках, ездой на велосипеде, борьбой и т.д.;
включите в ваше расписание билатеральные игры (т.е. игры с участием обеих сторон тела), например прыжки со скакалкой, плавание, греблю, игру на музыкальном инструменте и т.д.;
попробуйте занятия, стимулирующие координацию движений глаз, головы и рук: стрельбу по мишени, игру с мячом, кидание предметов, настольный теннис и т.д.