СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МР комбинированного занятия для преподавателя "Основы интегрального исчисления. Определённый интеграл".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие интеграла является одним из основных в математике. К концу 17 в. Ньютоном и Лейбницем был создан аппарат дифференциального и интегрального исчисления, который составляет основу математического анализа. Изучение этой темы завершает школьный курс математического анализа, знакомит учащихся с новым инструментом познания мира, а рассмотрение в школе применения интегрального исчисления к важнейшим разделам физики показывает учащимся значение и силу высшей математики.

Необходимость полноценного изучения важнейших элементов интегрального исчисления связана с огромной значимостью и важностью этого материала при освоении профессиональной образовательной программы.

В дальнейшем вам пригодятся знание определённого интеграла при нахождении решения уравнений определяющих скорость радиоактивного распада, размножения бактерий, сокращении мышцы, растворении лекарственного вещества в таблетке и многих других задач дифференциального исчисления применяемых в медицинской практике.

Просмотр содержимого документа
«МР комбинированного занятия для преподавателя "Основы интегрального исчисления. Определённый интеграл".»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

комбинированного занятия для преподавателя






ДИСЦИПЛИНА "МАТЕМАТИКА"


Раздел 1. Математический анализ

Тема 1.6. Основы интегрального исчисления. Определённый интеграл





Специальность

060101 Лечебное дело

Курс – первый







2012

Рассмотрена на заседании

ЦМК ООД

Протокол № _____

от_____________20____года

Председатель ЦМК ______________________________

(Ф.И.О.)


______________________________

(подпись)










Методический лист

Формирование требований ГОС при изучении темы

«Основы интегрального исчисления. Определённый интеграл»

В результате изучения темы обучающийся должен знать:

  • значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;

  • основные математические методы решения прикладных задач;

  • основы интегрального и дифференциального исчисления.

В результате изучения темы обучающийся должен уметь:

  • решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

Цели занятия:

Образовательные цели: повторить и закрепить навыки вычисления неопределенного и определенного интеграла, рассмотреть методы вычисления определенных интегралов, закрепить навык нахождения определённого интеграла

Воспитательные цели: содействовать формированию культуры общения, внимания, интереса к предмету, способствовать пониманию студентом сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса.

Развивающие цели:

способствовать

  • формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, выделения главного;

  • развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.

Вид занятия: комбинированное занятие

Продолжительность занятия: 90 минут

Межпредметные связи: физика, геометрия и все предметы, где используется математический аппарат

Литература:

  1. Гилярова М.Г. Математика для медицинских колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 410, [1] с. – (Медицина)

  2. Математика: учеб. пособие / В.С. Михеев [и др.]; под ред. Н.М. Демина. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 896 с. – (Среднее профессиональное образование).

Оснащение занятия:

  1. Доска

  2. Раздаточный материал

Ход занятия

п/п

Этап урока

Время

(мин)

Методические указания

1

Организационная часть

2

Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.

Сообщение темы, цели и плана занятия.

2

Мотивация

3

Понятие интеграла является одним из основных в математике. К концу 17 в. Ньютоном и Лейбницем был создан аппарат дифференциального и интегрального исчисления, который составляет основу математического анализа. Изучение этой темы завершает школьный курс математического анализа, знакомит учащихся с новым инструментом познания мира, а рассмотрение в школе применения интегрального исчисления к важнейшим разделам физики показывает учащимся значение и силу высшей математики.

Необходимость полноценного изучения важнейших элементов интегрального исчисления связана с огромной значимостью и важностью этого материала при освоении профессиональной образовательной программы.

В дальнейшем вам пригодятся знание определённого интеграла при нахождении решения уравнений определяющих скорость радиоактивного распада, размножения бактерий, сокращении мышцы, растворении лекарственного вещества в таблетке и многих других задач дифференциального исчисления применяемых в медицинской практике.

3

Актуализация опорных знаний

10

Необходимо проверить вычислительные навыки и знание таблицы интегралов (Приложение 1)

4

Изложение нового материала

35

План изложения (Приложение 2)

  1. Определённый интеграл

  2. Свойства определённого интеграла

  3. Формула Ньютона-Лейбница

  4. Вычисление определенных интегралов различными методами

  5. Применение определенного интеграла к вычислению различных величин. Вычисление площади плоской фигуры

5

Практическая часть


Выполнение упражнений для закрепления материала темы

35


(Приложение 3)

Первичное закрепление полученных знаний и умений

Осмысление полученных знаний и умений


6

Подведение итогов занятия

3

Выставление оценок, комментируя ошибки, сделанные в ходе работы

7

Домашнее задание

2

Подготовить теоретический материал к практическому занятию и выполнить задачи раздела «Самоконтроль» (Приложение 4)


Приложение 1

Актуализация опорных знаний


Математический диктант

1 вариант

I. Вычислить неопределённые интегралы





II. Назвать метод вычисления интегралов





2 вариант

I. Вычислить неопределённые интегралы





II. Назвать метод вычисления интегралов








Приложение 2

Информационно-справочный материал

Определённый интеграл

Понятие интеграла связано с обратной задачей дифференцирования функции. Понятие определенного интеграла удобно рассматривать на решении задачи о вычислении площади криволинейной трапеции.

Для нахождения площади фигуры, ограниченной с двух сторон перпендикулярами, восстановленными в точках а и b, сверху непрерывной кривой у = f(х) и снизу осью Ох, разобьем отрезок [а, b] на небольшие отрезки:

a = x0x1x2...xn-1xn=b.

Восстановим перпендикуляры из этих точек до пересечения с кривой у = f(х). Тогда площадь всей фигуры будет примерно равна сумме элементарных прямоугольников, имеющих основание, равное хi = хii-1, а высоту, равную значению функции f(х) внутри каждого прямоугольника. Чем меньше величина хi, тем точнее будет определяться площадь фигуры S. Следовательно:


Определение. Если существует предел интегральной суммы, не зависящий от способа разбиения отрезка [а, b] и выбора точек , то этот предел называют определенным интегралом от функции f(х) на отрезке [а, b] и обозначают:


где f(x) ‑ подынтегральная функция, х ‑ переменная интегрирования, а и b — пределы интегрирования (читается: определенный интеграл от a дo b эф от икс де икс).

Таким образом, геометрический смысл определенного интеграла связан с определением площади криволинейной трапеции, ограниченной сверху функцией у = f(х), снизу осью Ох, а по бокам ‑ перпендикулярами, восстановленными в точках а и b.

Процесс вычисления определенного интеграла называют интегрированием. Числа а и b называют соответственно нижним и верхним пределами интегрирования.




Свойства определенного интеграла

  1. Если пределы интегрирования равны, то определенный интеграл равен нулю:

  2. Если переставить пределы интегрирования, то знак интеграла изменится на противоположный:

  3. Постоянный множитель можно выносить за знак определенного интеграла:

  4. Определенный интеграл от суммы конечного числа непрерывных функций f1(x), f2(x)...fn(x), заданных на отрезке [а, b], равен сумме определенных интегралов от слагаемых функций:

  5. Отрезок интегрирования можно разбивать на части:

  6. Если функция всегда положительна, либо всегда отрицательна на отрезке [а, b], то определенный интеграл представляет собой число того же знака, что и функция:



Формула Ньютона-Лейбница

Формула Ньютона-Лейбница устанавливает связь между определенным и неопределенным интегралами.

Теорема. Величина определенного интеграла от функции f(х) на отрезке [а, b] равна приращению любой из первообразных для этой функции на данном отрезке:


Из этой теоремы следует, что определенный интеграл есть число, в то время как неопределенный ‑ совокупность первообразных функций. Таким образом, согласно формуле для нахождения определенного интеграла необходимо:

1. Найти неопределенный интеграл от данной функции, положив С = 0.

2. Подставить в выражение первообразной вместо аргумента х сначала верхний предел b, затем нижний предел а, и вычесть из первого результата второй.


Вычисление определенных интегралов различными методами

При вычислении определенных интегралов используют методы, рассмотренные для нахождения неопределенных интегралов.

Метод непосредственного интегрирования

Этот метод основан на использовании табличных интегралов и основных свойств определенного интеграла.

ПРИМЕРЫ:

1) Найти

Решение:

2) Найти

Решение:

3) Найти

Решение:


Метод замены переменной интегрирования

ПРИМЕР:

  1. Найти

Решение. Для нахождения интеграла воспользуемся методом замены переменной. Вводим новую переменную

u=3x ‑ 1, тогда du = 3dx, dx = . При введении новой переменной необходимо осуществить замену пределов интегрирования, так как новая переменная будет иметь другие границы изменения. Они находятся по формуле замены переменной. Так верхний предел будет равен иb = 32 ‑ 1 = 5, нижний ‑ иа =31 ‑ 1 = 2. Заменив переменную и пределы интегрирования, получим:


Метод интегрирования по частям

Этот метод основан на использовании формулы интегрирования по частям для определенного интеграла:


ПРИМЕР:

1) Найти

Решение:

Пусть u = ln x, dv = xdx, тогда

Отсюда



Применение определенного интеграла к вычислению различных величин.

Вычисление площади плоской фигуры

Ранее было показано, что определенный интеграл можно использовать для вычисления площади фигуры, заключенной между графиком функции у = f(x), осью Ох и двумя прямыми х = а и х = b.

Если функция у = f(x) находится ниже линии абсцисс, т.е. f(x)

Если функция у = f(x) несколько раз пересекает ось Ох, то необходимо отдельно найти площади для участков, когда f(x) 0, и сложить их с абсолютными величинами площадей, когда функция f(x)

ПРИМЕР 1. Найти площадь фигуры, ограниченной функцией у = sin х и осью Ох на участке 0 х 2.

Решение. Площадь фигуры будет равна сумме площадей:

S = S1 + |S2|,

где S1;площадь при у0; S2площадь при у 0.



S=2 + 2 = 4 кв.ед.

ПРИМЕР 2. Найти площадь фигуры, заключенной между кривой у = х2, осью Ох и прямыми х = 0, х = 2.

Решение. Построим графики функций у = х2 и х = 2.

Заштрихованная площадь и будет искомой площадью фигуры. Так как f(x) 0,то



Вычисление длины дуги плоской кривой

Если кривая у = f(х) на отрезке [а, b] имеет непрерывную производную, то длина дуги этой кривой находится по формуле:


ПРИМЕР

Найти длину дуги кривой y2 = x3 на отрезке [0,1] (y0)

Решение

Уравнение кривой y = x3/2, тогда y’ = 1,5 x1/2.


Сделав замену 1+получим:


Вернёмся к первоначальной переменной:


Вычисление объёма тела вращения

Если криволинейная трапеция, ограниченная кривой у = f(x) и прямыми х=а и х=b, вращается вокруг оси Ох, то объём вращения вычисляется по формуле:


ПРИМЕР

Найти объём тела, образованного вращением вокруг оси Ох полуволной синусоиды
y= sin x, при 0≤ х≤.

Решение

Согласно формуле имеем:


Для вычисления этого интеграла сделаем следующие преобразования:


Тогда




Приложение 3

Первичное закрепление изученного материала

1. Вычисление определённых интегралов


  1. ;

  2. ;

  3. ;

  4. ;

  5. ;


2. Приложения определённого интеграла


  1. Площадь фигуры

Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями:

  1. ;

  2. ;

  3. ;

  4. .


  1. Путь, пройденный телом (точкой) при прямолинейном движении за промежуток времени от t1 до t2 (

  1. Скорость движения точки изменяется по закону v =3t2 +2t -1 (t в с, v в м/с). Найдите путь, пройденный телом за 10с от начала движения.

  2. Скорость движения точки изменяется по закону v =6t2 +4 (t в с, v в м/с). Найдите путь, пройденный точкой за 5с от начала движения.

  3. Скорость движения точки v =12t -3t2 (t в с, v в м/с). Найдите путь, пройденный точкой от начала движения до её остановки.

  4. Два тела начали двигаться одновременно из одной точки в одном направлении по прямой. Первое тело движется со скоростью v =6t2 +2t (м/с), второе
    v =4t+5 (м/с). На каком расстоянии друг от друга они окажутся через 5с?



Приложение 4

Самоконтроль по теме

«Определённый интеграл и его применение»

1 вариант



1. Вычислите интегралы













2. Вычислите площадь фигуры ограниченной линиями

y = - x2 + x + 6 и y = 0



3. Скорость движения точки изменяется по закону v =9t2 -8t (t в с, v в м/с). Найдите путь, пройденный телом за четвёртую секунду от начала движения.

2 вариант



1. Вычислите интегралы











2. Вычислите площадь фигуры ограниченной линиями

y = - x2 + 2x + 3 и y = 0



3. Скорость движения точки изменяется по закону v = 8t - 3t2 (t в с, v в м/с). Найдите путь, пройденный телом за пять секунд от начала движения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!