СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МР по выполнению самостоятельной работы по МДК 01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке предложены задания для самостоятельной работы студентов специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) по МДК 01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование, требования к выполнению и критерии оценивания работы

Просмотр содержимого документа
«МР по выполнению самостоятельной работы по МДК 01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование»






ММК-СМК-МРС-

168.3-14

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»

Методические рекомендации

по выполнению самостоятельной работы по МДК 01.03

Электрическое и электромеханическое оборудование











Т.Е. Гараева






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ


МДК 01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование


Для студентов специальности

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)



Гараева Т.Е. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по МДК 01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование для студентов специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). – Муравленко: Муравленковский многопрофильный колледж, 2014. - 22 с.



Методические рекомендации рассмотрены, утверждены и рекомендованы к использованию на заседании предметной (цикловой) комиссии электротехнических дисциплин.






Авторы-составители:

Гараева Татьяна Евгеньевна, преподаватель электротехнических дисциплин первой квалификационной категории Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»


Внутренние эксперты:

Юлбарисова Елена Ивановна, преподаватель высшей квалификационной категории

Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»

Яроцкая Алла Алексеевна, методист Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»


Внешний эксперт:

Шелякин Алексей Сергеевич, кандидат технических наук, доцент, директор филиала ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» в г. Муравленко




Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы являются частью Учебно-методического комплекса программы подготовки специалистов среднего звена специальностей 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по МДК 01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование адресованы студентам очной и заочной формам обучения и включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, пояснительную записку, рекомендации по их выполнению (по темам) и список рекомендуемых источников.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Уважаемый студент!


Методические рекомендации по подготовке к самостоятельной работе по МДК 01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование для студентов специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям созданы для того, чтобы помочь Вам качественно подготовиться и успешно сдать зачет по дисциплине.

Приступая к подготовке к самостоятельной работе по МДК 01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование, необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями по выполнению самостоятельной работы, заданиями по темам.

К защите самостоятельной работы необходимо предоставить выполненные и оформленные задания, данные преподавателем, либо выбранные студентом.

Если в процессе подготовки к самостоятельной работе или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, обращайтесь к преподавателю для получения консультации.


Желаем Вам успехов!


СОДЕРЖАНИЕ




Стр.

Пояснительная записка

3

1 Цель самостоятельной работы студентов

5

2 Содержание самостоятельной работы студентов

7

3 Организация и руководство самостоятельной работой студентов

8

4 Рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов

9

5 Задания по темам

18

Список рекомендуемых источников

22



1 ЦЕЛЬ самостоятельной работы студентОВ


Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи преподавателя (но при его контроле), руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

  • формирования общих и профессиональных компетенций;

  • развитию исследовательских умений.

При выполнении самостоятельной работы по МДК 01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование

Студент должен:

уметь: определять электроэнергетические параметры электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств и систем; подбирать технологическое оборудование для ремонта и эксплуатации электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств и систем, определять оптимальные варианты его использования; организовывать и выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования; проводить анализ неисправностей электрооборудования; эффективно использовать материалы и оборудование; заполнять маршрутно-технологическую документацию на эксплуатацию и обслуживание отраслевого электрического и электромеханического оборудования; оценивать эффективность работы электрического и электромеханического оборудования; осуществлять технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования; осуществлять метрологическую поверку изделий; производить диагностику оборудования и определение его ресурсов; прогнозировать отказы и обнаруживать дефекты электрического и электромеханического оборудования;

знать: технические параметры, характеристики и особенности различных видов электрических машин; классификацию основного электрического и электромеханического оборудования отрасли; элементы систем автоматики, их классификацию, основные характеристики и принципы построения систем автоматического управления электрическим и электромеханическим оборудованием; классификацию и назначение электроприводов, физические процессы в электроприводах; выбор электродвигателей и схем управления; устройство систем электроснабжения, выбор элементов схемы электроснабжения и защиты; физические принципы работы, конструкцию, технические характеристики, области применения, правила эксплуатации электрического и электромеханического оборудования; условия эксплуатации электрооборудования; действующую нормативно-техническую документацию по специальности; порядок проведения стандартных и сертифицированных испытаний; правила сдачи оборудования в ремонт и приёма после ремонта; пути и средства повышения долговечности оборудования; технологию ремонта внутрицеховых сетей, кабельных линий, электрооборудования трансформаторных подстанций, электрических машин, пускорегулирующей аппаратуры.


иметь сформированные общие и профессиональные компетенции: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности; выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования; организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования; осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования; составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.



2 Содержание самостоятельной работы студентов


2.1 Видами заданий для самостоятельной работы могут быть:

2.1.1 Для самостоятельного овладения учебным материалом:

  • конспектирование текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

  • составление плана и тезисов;

  • выписка из текста, работа с понятиями, определениями, формулами;

  • аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование и др.);

  • составление таблиц, схем;

  • работа со справочной литературой, нормативными документами;

  • учебно-исследовательская работа;

  • подготовка сообщений, рефератов, докладов;

  • составление библиографии;

  • составление тематических кроссвордов, ребусов, криптограмм и т.д.;

2.1.2 Для развития общих компетенций выполнение заданий на:

  • поиск информации в словарях, пособиях, справочниках;

  • поиск информации в сети (использованиеWeb-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами);

  • использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

2.1.3 Для формирования умений и профессиональных компетенций:

  • решение задач по образцу;

  • решение производственных ситуаций и профессиональных задач;

  • объединение информации из разнообразных источников;

2.1.4 Для развития способности:

  • выполнение творческих заданий;

  • выполнение расчетно – графических работ.


3 Организация и руководство

самостоятельной работой студентов


3.1 Приемами проведения контроля самостоятельной работы студентов являются:

  • собеседование (групповое, индивидуальное);

  • проверка индивидуальных заданий;

  • семинарские занятия;

  • тестирование;

  • зачёт по теме, разделу;

  • защита расчетно-графических работ;

  • устный экзамен.

3.2 Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентом учебного материала;

  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • сформированность общих и профессиональных компетенций;

  • умение активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить информацию, изучать ее и применять на практике;

  • умение четко формулировать проблему, предложив ее решение;

  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление материала в соответствии с требованиями.


4 Рекомендации по выполнению

самостоятельной работЫ студентОВ


4.1 Правила выполнения самостоятельной работы

Прежде чем приступить к выполнению задания прочтите рекомендации по работе с данным учебно-методическим пособием.

Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы. Прочтите конспект лекций по заданной тематике работы.

Выберите именно те материалы, которые соответствуют заявленной теме самостоятельной работы.

Составьте план работы и определите, какое максимальное количество

времени у вас уйдет на данную работу.

По большинству работ предусмотрен отчет в письменной или электронной форме, в котором должны быть указаны

1) наименование работы;

2) ФИО студента, номер группы;

3) основная часть (доклад, реферат, презентация, схема);

4) список использованной литературы.

Письменные и электронные отчеты необходимо сдавать преподавателю. Выполнение большинства заданий рассчитано на 4 – 5 часов работы. Если у вас возникнут затруднения, при выполнении задания обратитесь к преподавателю.

Самостоятельная работа студентов оценивается преподавателем по критериям, представленным ниже.


4.2 Критерии оценки самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов оценивается согласно следующим критериям:

Оценка «5» выставляется студенту, если:

- тематика работы соответствует заданной, студент показывает системные и полные знания и умения по данному вопросу;

- работа оформлена в соответствии с рекомендациями преподавателя; - объем работы соответствует заданному;

- работа выполнена точно в сроки, указанные преподавателем.

Оценка «4» выставляется студенту, если:

- тематика работы соответствует заданной, студент допускает небольшие неточности или некоторые ошибки в данном вопросе;

- работа оформлена с неточностями в оформлении;

- объем работы соответствует заданному или чуть меньше;

- работа сдана в сроки, указанные преподавателем, или позже, но не более, чем на 1-2 дня.

Оценка «3» выставляется студенту, если:

- тематика работы соответствует заданной, но в работе отсутствуют значительные элементы по содержанию работы или тематика изложена нелогично, не четко представлено основное содержание вопроса;

- работа оформлена с ошибками в оформлении;

- объем работы значительно меньше заданного;

- работа сдана с опозданием в сроках на 5-6 дней.

Оценка «2» выставляется студенту, если:

- не раскрыта основная тема работы;

- работа оформлена не в соответствии с требованиями преподавателя;

- объем работы не соответствует заданному;

- работа сдана с опозданием в сроках больше 7 дней.


4.2 Рекомендации по составлению конспекта

4.2.1 Определите цель составления конспекта.

4.2.2 Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

4.2.3 Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.

4.2.4 Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

4.2.5 Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

4.2.6 Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

4.2.7 Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

4.2.8 Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

4.2.9 При конспектировании старайтесь выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Рекомендации по оформлению:

Конспект оформляется в тетрадях или на листах формата А 4 шрифтом Times New Roman, кегль 14, интервал одинарный, поля стандартные.

В тетрадях в клетку – писать через строчку аккуратным разборчивым почерком без ошибок. Прописывать название темы на первой строке в центре.

На листах формата А 4 прописывать на следующей строке после темы справа Фамилию и инициалы автора.


4.3 Рекомендации по составлению таблиц

Таблица - краткое систематизированное изложение фактов на предложенную тему.

Алгоритм выполнения таблицы:

4.3.1 Подберите необходимый материал, раскрывающий содержание таблицы.

4.3.2 Систематизируйте материал по темам таблиц.

4.3.3 Выберите основные таблицы, которые должны раскрыть суть темы.

4.3.4 Выполните схемы таблицы, стараясь максимально раскрыть суть темы.

4.3.5 Внимательно просмотрите таблицы, исправьте ошибки, и по необходимости дополните таблицу.

Критерии оценки:
  • соответствие содержания теме;

  • логичность структуры таблицы;

  • правильный отбор информации;

  • наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • работа сдана в срок.


4.4 Рекомендации по составлению иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм

Составление иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм – это более простой вид графического способа отображения информации. Целью этой работы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Второстепенные детали описательного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма. Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в разделе самостоятельной работы. Эти задания могут даваться всем студентам как обязательные для подготовки к практическим занятиям.

Алгоритм выполнения задания:

4.4.1 изучить информацию по теме; 4.4.2 создать тематическую схему, иллюстрацию, график, диаграмму; 4.4.3представить на контроль в установленный срок. Критерии оценки:
  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации.

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • аккуратность выполнения работы;

  • творческий подход к выполнению задания;

  • работа сдана в срок.


4.5 Рекомендации по составлению схем

Схема-это упрощенное описание, изложение чего-либо в общих, главных чертах.

Алгоритм выполнения схемы:

1 Подберите необходимый материал, раскрывающий содержание схемы.

2 Систематизируйте материал по темам схем.

3 Выберите основные схемы, которые должны раскрыть суть темы.

4 Выполните схемы стараясь максимально раскрыть суть темы.

5 Внимательно просмотрите схемы, исправьте ошибки, и по необходимости дополните


4.6 Рекомендации по самостоятельному решению задач

Задача - это цель, заданная в определенных условиях, решение задачи - процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого средств.

Решение задачи фактически сводится к использованию сформированного мыслительного действия, воспроизводству готового знания.

Такой вид мышления называют репродуктивным.

Алгоритм решения задач:

4.6.1 Внимательно прочитайте условие задания и уясните основной вопрос, представьте процессы и явления, описанные в условии.

4.6.2 Повторно прочтите условие для того, чтобы чётко представить основной вопрос, проблему, цель решения, заданные величины, опираясь на которые можно вести поиски решения.

4.6.3 Произведите краткую запись условия задания.

4.6.4 Если необходимо составьте таблицу, схему, рисунок или чертёж.

4.6.5 Определите метод решения задания, составьте план решения.

4.6.6 Запишите основные понятия, формулы, описывающие процессы, предложенные заданной системой.

4.6.7 Найдите решение в общем виде, выразив искомые величины через заданные.

4.6.8 Проверьте правильность решения задания.

4.6.9 Запишите ответ. Результаты вычислений (кроме коэффициентов) должны сопровождаться единицами измерений.


4.7 Рекомендации по выполнению реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист (1 стр.);

  • содержание (с указанием страниц) (1 стр.);

  • введение (2 стр.);

  • основная часть (8-12 стр.);

  • заключение (1-2 стр.);

  • список использованных источников (1 -2 стр.);

  • приложения (при необходимости) (без ограничений).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 8 до 12. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

  • на одной стороне листа белой бумаги формата А-4

  • размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный

  • междустрочный интервал - одинарный

  • поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.

  • отформатировано по ширине листа

  • на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.

  • в конце работы необходимо указать источники использованной литературы

  • нумерация страниц текста -

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

  1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

  2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

  3. статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена (дифференцированного зачета) по данной дисциплине.


4.8 Рекомендации по подготовке сообщения

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и


4.9 Рекомендации по подготовке доклада

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

От сообщения доклад отличается большим объемом информации. При подготовке к докладу используются не один, а несколько источников - статей, брошюр, книг - или несколько разделов одной книги, в которых есть необходимый материал. На доклад отводится до 15 мин.

Этапы подготовки доклада:

4.9.1 Определение цели доклада.

4.9.2 Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

4.9.3 Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4.9.4 Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

4.9.5 Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

4.9.6 Написание доклада.

4.9.7 Заучивание, запоминание текста доклада, подготовка тезисов выступления.

4.9.8 Выступление с докладом должно содержать:

-название доклада;

-сообщение основной идеи;

-современную оценку предмета изложения;

-краткое перечисление рассматриваемых вопросов.


4.10 Рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • объем текста на слайде – не больше 7 строк;

  • маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

  • отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

  • значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

  • использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

  • удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);

  • к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?

  • не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?

После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Критерии оценки презентации

Критерии оценки

Содержание оценки

1. Содержательный критерий

правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2.Логический критерий

стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий

использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий

взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5.Критерий соблюдения дизайнэргономических требований к компьютерной презентации

соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации



5 Задания по темам


Темы

№ п/п

Задания по темам

Тема 3.1

Анализ электрического и электромеханического оборудования

1

Составить и пояснить классификацию электродвигателей по исполнению

2

Составить структурную схему САПР электрооборудования

3

Составить и пояснить структуру системы сертификации электрооборудования (ССЭ)

4

Составить и пояснить классификацию электрооборудования по видам защищенности и требованиям к безопасности

5

Дать сравнительную характеристику электрооборудования со степенью защиты IP33, IP44, IP54

Тема 3.2

Электрический привод промышленных установок и механизмов

6

Подготовить сообщение на тему: «Комплексное решение вопросов компенсации реактивной мощности и фильтро- симметрирования на промышленном предприятии»

7

Дать сравнительную характеристику электромеханичес-ких аппаратов, применяемых в качестве электрических датчиков

8

Построить характеристики двигателя постоянного тока (ДПТ) при тиристорного электропривода постоянного тока

9

На основе схемы асинхронного вентильного каскада составить схему замещения и построить его характеристики

Тема 3.3

Электрическое освещение

10

Подготовить сообщение на тему: «Оптическое излучение»

11

Подготовить сообщение на тему: «Перспективное направление развития источников света»

12

Подготовить презентацию на тему: «Новинки световых приборов»

13

Дать сравнительную характеристику методов расчета осветительных установок помещений

14

Составить таблицу основных технических данных прожекторов

15

Подготовить сообщение на тему: «Методы расчета сечений проводников линий электроснабжения осветительных установок»

Тема 3.4 Электрооборудование электротермических установок

16

Составить таблицу технических данных электропечей сопротивления непрерывного действия

17

Составить таблицу технических характеристик индукционных нагревательных установок

18

Составить и пояснить классификацию электроустановок дугового нагрева

19

Подготовить презентацию на тему: «Рудовосстановительные электропечи»

20

Составить и пояснить классификацию установок контактной сварки

21

Подготовить сообщение на тему: «Электронно-лучевая сварка»

Тема 3.5 Электрооборудование электрохимических и электрофизических установок

22

Составить и описать структурную схему выпрямительного агрегата с неуправляемыми вентилями

23

Составить и описать структурную схему источника питания установки электрохимической обработки (ЭХО)

24

Составить и описать структурную схему широкодиапазонного статического генератора импульсов (СГИ)

25

Составить и описать принципиальную электрическую схему источника питания установки анодно-механической обработки (АМО) для отрезных операций

Тема 3.6 Электрооборудование электромеханических установок

26

Составить и описать функциональную электрическую схему магнито-импульсной установки (МИУ)

27

Составить и описать принципиальную схему винтового индукционного насоса

28

Привести и описать варианты электрогидравлических установок (ЭГУ) для штамповки изделий

29

Подготовить сообщение на тему: «Ультразвуковой контроль технологических процессов»

Тема 3.7 Электрооборудование электрокинетических установок

30

Подготовить сообщение на тему: «Экономический и экологический эффект от применения на производстве электрофильтров»

31

Подготовить презентацию на тему: «Электрооборудование газоочистки»

32

Составить таблицу технических данных барабанных электросепараторов

33

Составить таблицу технических данных пластинчатых электросепараторов

34

Составить и пояснить структурную схему управления электроприводом опреснительной установки

35

Подготовить сообщение на тему: «Центробежно-вихревой электрораспылитель»

Тема 3.8 Электрооборудование общепромышленных установок

36

Дать сравнительную характеристику поплавкового и электродного реле уровня

37

Составить и пояснить классификацию установок сжатого воздуха

38

Составить и пояснить технологическую схему компрессорной установки

39

Составить и пояснить схему управления двигателем вентилятора

Тема 3.9 Электрооборудование крановых механизмов

40

Составить и пояснить классификацию электрических кранов различных конструкций

41

Подготовить сообщение на тему: « Защита электрических цепей и электродвигателей на крановых установках

42

Составить таблицу технических данных электродвигателей постоянного тока для механизмов передвижения безрельсового напольного электротранспорта

43

Составить таблицу технических характеристик крановых электроприводов

Тема 3.10 Электрооборудование лифтов

44

Составить и пояснить классификацию лифтов

45

Подготовить сообщение на тему: «Конструкция лифта»

46

Составить и пояснить структурную схему лифтовой установки

47

Составить таблицу технических характеристик электроприводов лифтов различного типа

Тема 3.11 Электрооборудование механизмов непрерывного транспорта

48

Подготовить сообщение на тему: «Требования к электроприводу механизмов непрерывного транспорта»

49

Подготовить сообщение на тему: «Элементы схемы управления эскалатором»

50

Дать сравнительную характеристику кольцевых и маятниковых канатных дорог

Тема 3.12 Электрооборудование металлообрабатывающих станков

51

Подготовить сообщение на тему: «Требования к электрооборудованию станков»

52

Подготовить сообщение на тему: « Специальные виды шаговых двигателей»

53

Составить таблицу общих характеристик металлорежущих станков

54

Дать сравнительную характеристику электроприводов строгальных станков

55

Подготовить сообщение на тему: «Основные требования к электроприводу фрезерных станков»

56

Подготовить сообщение на тему: «Техника безопасности при работе с электрооборудованием шлифовального станка»

57

Подготовить сообщение на тему: «Электроконтактный датчик»

58

Составить и пояснить схемы циклов движений силовых головок агрегатных станков

59

Составить таблицу общих характеристик кузнечнопрессовых установок

60

Дать сравнительную характеристику металлорежущих станков и кузнечнопрессовых установок

Тема 3.13 Электрооборудование в пожароопасных и взрывоопасных зонах

61

Подготовить сообщение на тему: «Пожарные установки и их классификация»

62

Подготовить сообщение на тему: «Маркировка взрывозащищенного электрооборудования»

Тема 3.14 Электрооборудование буровых установок

63

Подготовить сообщение на тему: «Электроснабжение буровых установок»

64

Подготовить сообщение на тему: «Техника безопасности при эксплуатации электрооборудования буровых установок»

Тема 3.15 Электрооборудование установок насосной подачи нефти и газа

65

Подготовить сообщение на тему: «Трансформаторы, применяемые для питания погружных двигателей»

66

Подготовить сообщение на тему: «Станции управления погружными электродвигателями ПЭД»

Тема 3.16 Электрооборудование установок по подготовке нефти и газа к транспорту

67

Подготовить сообщение на тему: «Электроснабжение газоперерабатывающих заводов»

68

Подготовить сообщение на тему: «Техника безопасности при обслуживании электрических установок для депарафинизации скважин»

69

Подготовить сообщение на тему: «Электроснабжение нефтепромысловых насосных станций»

70

Подготовить сообщение на тему «Применение электрогидраторов в обезвоживающих и обессоливающих установках»

Тема 3.17 Электрооборудование компрессорных станций магистральных газопроводов и насосных станций магистральных нефтепромыслов

71

Подготовить сообщение на тему: «Защита синхронного двигателя электропривода компрессора»

72

Подготовить сообщение на тему: «Техника безопасности при обслуживании электроприводов насосных станций магистральных трубопроводов»

Тема 3.18 Электрооборудование бытовых механизмов

73

Составить таблицу установленной мощности и потребления электроэнергии бытовыми приборами и электрооборудованием

74

Составить и пояснить классификацию приборов для приготовления пищи

75

Подготовить сообщение на тему: «Электронное регулирование частоты вращения электродвигателей»

76

Дать сравнительную характеристику бытовых электропылесосов

77

Дать сравнительную характеристику электрооборудования активаторного и барабанного типов

78

Подготовить сообщение на тему: «Термоэлектрический холодильник»

79

Подготовить сообщение на тему: «Индикаторы бытовых электроприборов»

80

Составить таблицу технических данных ручного электроинструмента серии ИЭ

Тема 3.19 Эксплуатация электрооборудования

81

Составить этапы технической эксплуатации электрооборудования

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


Основные источники:

  1. Акимова, Н.А. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования: Учеб. пособие для СПО/Н.А. Акимова. - М.: Академия, 2013. – 304 с.

  2. Сибикин, Ю.Д. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий: учеб. пособие для учреждений начального профессионального образования / Ю.Д. Сибикин - 7-е изд. – М.: Академия, 2012. – 240 с.

  3. Соколова, Е.М. Электрическое и электромеханическое оборудование. Общепромышленные механизмы и бытовая техника: Учеб. пособие для студ. учреждений среднего проф. образования / Е.М. Соколова. - М.: Мастерство, 2013. -113 с.

Дополнительные источники:

  1. Зайцев, С.А. Допуски посадки: учеб. пособие/С.А. Зайцев. - 4-е изд. – М.: Академия, 2012.

  2. Кацман, М.М. Электрические машины: учебник для студ. учреждений среднего. профессионального образования/ М.М. Кацман. -12-е изд. – М.: Академия, 2013.

  3. Кисаримов, Р. А. Справочник электрика/Р.А. Кисаримов. -М: РадиоСофт, 2005. -512с.

  4. Красник, В.В. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок в вопросах и ответах: пособие для изучения и подготовки к проверке знаний/В.В. Красник. – М.: ЭНАС, 2011.

  5. Лоторейчук, Е.А. Расчет электрических и магнитных цепей и полей. Решение задач: учеб. пособие/Е.А. Лоторейчук. – М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012.

  6. Москаленко, В.В. Системы Автоматизированного управления электропривода: Учебник/В.В. Москаленко. – М.: ИНФРА- М, 2012.

  7. Москаленко, В.В. Электрический привод Учеб. пособие для студентов учреждений СПО/В.В.Москаленко. - М.: Мастерство, 2005. -368с.

  8. Нестеренко, В.М. Технология электромонтажных работ: учебное пособие для учреждений начального профессионального образования - 9-е изд. – М.: Академия, 2012. – 236 с.

  9. Павлович, С.Н. Ремонт и обслуживание электрооборудования Учебник: для учащихся начального профессионального образования/ С.Н. Павлович. - Ростов на Дону: «Феникс», 2009. -245с.

Интернет-ресурсы:

  1. Монтаж и эксплуатация осветительных установок. Основные сведения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pavelvldnarod.ru

  2. Монтаж осветительных электроустановок. Основные сведения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: sam-storoy.info

  3. Монтаж силовых трансформаторов и электротехнического оборудования. Основные сведения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.тransform.ru

  4. Монтаж силовых трансформаторов. Основные сведения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: forsa.ru/

  5. Монтаж, эксплуатация и ремонт осветительных установок. Основные сведения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.StudFiles.ru/

  6. Неисправности электрооборудования и способы их устранения. Основные сведения. [Электронный ресурс]. Режим доступа:www/.ielektro.ru.


Муравленко 2014


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!