СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МР теоретического занятия по теме "Арифметика в позиционных системах счисления"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МР теоретического занятия по теме "Арифметика в позиционных системах счисления"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


Рассмотрено на заседании ЦМК


Протокол № ____от________________

Председатель_____________________

(Ф.И.О)




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)


Дисциплина «Информатика и ИКТ»


Раздел 1. Информация. Информационные процессы


Тема 1.6. Арифметика в позиционных системах счисления




Разработчик – преподаватель Потемкина О.А.












2018

Оглавление

Методический лист 4

Мотивация 5

Примерная хронокарта занятия 6

Актуализация опорных знаний 7

Проверка домашнего задания 8

Эталоны ответов 8

Критерии оценки 8

Изложение нового материала 9

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ 9

Арифметические операции с числами в позиционных системах счисления 9

1. Сложение 9

2. Вычитание 10

3. Умножение 11

4. Деление 12

Задания для закрепления и систематизации новых знаний 13

Эталоны ответов 13

Критерии оценки 13

Задания для предварительного контроля знаний 14

Контролирующий материал 14

Эталоны ответов и критерии оценки 14

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 15

Список использованных источников 15




Выписка из рабочей программы дисциплины «Информатика и ИКТ»

для специальности 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Информация. Информационные процессы

21


Тема 1.6.

Арифметика в позиционных системах счисления

Содержание учебного материала

2



Универсальность дискретного представления информации, двоичное представление информации. Систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики.


1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Составление конспекта, решение задач.

Работа с учебником [1, стр.18-20, вопросы и задания, упражнение 2.3].

1




Методический лист

Тип занятия – учебное занятие по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.

Вид занятия – объяснение, решение задач.

Продолжительность – 90 мин.

Цели занятия

  1. Учебные цели:

  • формирование знания основных алгоритмов обработки числовой информации, способов выполнения основных арифметических операций;

2. Развивающие цели:

  • способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней (ОК1);

  • способствовать формированию основ алгоритмического и математического мышления, умений применять полученные знания при решении различных задач;

  • способствовать развитию логического мышления, информационной культуры.

3. Воспитательные цели:

  • создать условия для формирования качеств личности необходимых для успешного обучения и приобретения новых знаний и умений.

Методы обучения – словесный, наглядный, практический, групповая работа.

Место проведения занятия – аудитория колледжа.




Мотивация

«Все есть число!»

Так говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности. Современный человек каждый день запоминает номера машин и телефонов, в магазине подсчитывает стоимость покупок, ведет семейный бюджет и т.д. и т.п. Числа, цифры... они с нами везде.

Люди всегда считали и записывали числа, даже пять тысяч лет назад. Но записывали они их совершенно по-другому, по другим правилам. Но в любом случае число изображалось с помощью любого или нескольких символов, которые называются цифрами.

Первоначально число было привязано к тем предметам, которые пересчитывались. Но с появлением письменности число отделилось от предметов пересчета и появилось понятие натурального числа. Дробные числа появились в связи с тем, что человеку потребовалось что-то измерять и единица измерения (эталон) не всегда укладывалась целое число раз в измеряемой величине. Далее понятие числа развивалось в математике, и сегодня считается фундаментальным понятием не только математики, но и информатики. Изучение данной темы будет способствовать формированию основ алгоритмического и математического мышления, умений применять полученные знания при решении различных задач, а так же формированию ОК 1 (Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес).

Примерная хронокарта занятия

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

Организационный этап

2

Организация начала занятия, формирование способности организовывать собственную деятельность (ОК1)

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

Журнал, тетради для конспектов и т.д.


Мотивационный этап и целеполагание

8

Развитие интереса к будущей профессии, понимания сущности и социальной значимости (ОК 1), установка приоритетов при изучении темы

Объясняет студентам важность изучения данной темы, озвучивает цели занятия

Слушают, задают вопросы, записывают новую тему

Методическая разработка теоретического занятия, мультимедийная презентация и т.д.

Актуализация и контроль знаний по предыдущей теме

20

Ориентация на глубину усвоения знаний, систематизация материала

Используя мультимедиа проводит опрос, задаёт наводящие вопросы. Проверяет наличие и качество выполненного Д\з

Отвечают с места устно и работают у классной доски

Методическая разработка теоретического занятия, презентация, мультимедийная установка

Изложение нового материала

38

Формирование знания основных алгоритмов обработки числовой информации, способов выполнения основных арифметических операций;

Излагает новый материал.

Слушают, читают материал на слайдах, записывают.

Изложение нового материала

Систематизация и контроль знаний

50

Формирование знаний, понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии (ОК 1), способствовать развитию логического мышления, информационной культуры, умений применять полученные знания при решении различных задач;

Создание условий для формирования качеств личности необходимых для успешного обучения и приобретения новых знаний и умений.

Излагает новый материал

Слушают, читают материал на слайдах, записывают

Методическая разработка теоретического занятия, презентация, мультимедийная установка, раздаточный материал

Подведение итогов занятия

5

Оценивает работу группы в целом. Объявляет оценки, мотивирует студентов, выделяет наиболее подготовленных

Слушают, участвуют в обсуждении, задают вопросы

Развитие эмоциональной устойчивости, дисциплинированности

Журнал

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

5

Формирование и закрепление знаний. Создание условий для формирования ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения, критериях оценивания

Записывают задание

Методическая разработка теоретического занятия, презентация, мультимедийная установка

Актуализация опорных знаний

Вопрос

Предполагаемый ответ

  1. Система счисления – это …

способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами

  1. Что такое унарная СС? Приведите примеры.

Счет по 1.

  1. Что такое непозиционная система счисления? Приведите примеры.

НСС – это такая СС, в которой значение цифры не зависит от её места в записи числа. Римская, славянская, вавилонская


Слайд 2

  1. Переведите в римскую СС числа:

А) 12 345; Б) 2999; В) 2444; Г) 2888; Д) 3777

А) MMMMMMMMMMMMCCCXLV;

Б) MMCMXCIX;

В) MMCDXLIV;

Г) MMDCCCLXXXVIII;

Д) MMMDCCLXXVII.


Слайд 3

  1. Переведите в десятичную СС числа:

А) MCDXCIX; Б) MMDCCXLVII;
В) MDCXCIX.

А) 1499;

Б) 2747;

В) 1699.

  1. Какие СС называют позиционными?

ПСС – это такая СС, в которой значение цифры («вес») полностью определяется её местом (позицией) в записи числа.

  1. Каким термином называется количество цифр в алфавите ПСС?

мощность

  1. Что такое разряд? Как нумеруются разряды?

Разряд – это позиция цифры в записи числа. С 0 справа налево.

  1. Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга

мощностями и алфавитом

  1. В каждой позиционной системе счисления есть цифра

1

  1. В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа

15

  1. Как перевести число из любой ПСС в десятичную?

Нужно значение каждой цифры умножить на основание СС в степени, равной разряду этой цифры, и сложить полученные величины.


Слайд 4

  1. Переведите числа 3456, 3457, 3488 и 3459 в десятичную систему.

137, 180, 229, 284

  1. Сформулируйте алгоритм перевода целого числа из десятичной СС в n-ричную СС.

Для перевода числа из десятичной СС в СС с основанием n нужно делить число на n, отбрасывая остаток на каждом шаге, пока не получится 0. Затем надо выписать найденные остатки в обратном порядке.


Слайд 5

  1. Переведите число 194 в троичную, шестеричную, семеричную и восьмеричную СС.

210123, 5226, 3657, 3028

Проверка домашнего задания
  1. Запишите с помощью известных вам непозиционных систем счисления дату своего рождения.

  2. Некоторые римские цифры легко изобразить с помощью палочек. Исправьте неверные равенства, переложив с одного места на другое только одну палочку.

А) IX - V = VI Б) VI - I = I I I

В) VIII – III = X

  1. Придумайте свою непозиционную систему счисления, указав при этом:

    1. какие знаки используются в качестве цифр;

    2. правила, по которым формируются из этих цифр числа.

    3. запишите в ней числа 352, 2004, 25.

  2. Напишите свою биографию, используя римскую систему счисления. Используйте для этого свой домашний компьютер.

Эталоны ответов

2.

А) (X – IV = VI) Б) (V - I = I I I I) В) (VIII + II = X)

Критерии оценки

Верно выполнены задания 1,2 – отметка 5;

Правильно выполнено задание 1 и одна ошибка в задании 2 – отметка 4,

Правильно выполнено только задание 1 или 1 + 2 ошибки во втором задании – отметка 3.

Не выполнено Д\з отметка 2.

Творческие задания 3 и 4 оцениваются дополнительно:

4 – в случае наличия недочётов или неполноты представления материала;

5 – творческий подход и оригинальность, отсутствие замечаний.



Изложение нового материала ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

Слайд 6

Арифметические операции с числами в позиционных системах счисления

Рассмотрим основные арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление на примере двоичной и восьмеричной ПСС. Правила выполнения этих операций в десятичной системе хорошо известны – это сложение, вычитание, умножение столбиком и деление углом. Эти правила применимы и ко всем другим позиционным системам счисления. Только надо пользоваться особыми таблицами сложения и умножения для каждой системы.

Слайд 7

1. Сложение

Таблицы сложения легко составить, используя правила счета.

Сложение в двоичной СС:

+

0

1

0

0

1

1

1

10




Сложение в восьмиричной СС:

+

0

1

2

3

4

5

6

7

0

0

1

2

3

4

5

6

7

1

1

2

3

4

5

6

7

10

2

2

3

4

5

6

7

10

11

3

3

4

5

6

7

10

11

12

4

4

5

6

7

10

11

12

13

5

5

6

7

10

11

12

13

14

6

6

7

10

11

12

13

14

15

7

7

10

11

12

13

14

15

16


Слайд 8

Пример 1. Сложим числа 15 и 6 в 10, 2, 8 – системах счисления.

15 + 6 = 2110;

11112 + 1102 = 101012;

178 + 68 = 258


Слайд 9

Пример 2.

Сложим числа

10001101,12 + 111011,112=11001001,012



Сложим числа

215,48 + 73,68 = 311,28


Слайд 10

2. Вычитание

Вычитание в двоичной системе счисления

Вычитание в восьмеричной системе счисления

Уменьшаемое

Вычитаемое

Заем единицы из старшего разряда

 



Слайд 11

Пример 3.

11001001,012 – 111011,112 = 10001101,102

Пример 4.

311,28 – 73,68 = 215,48

Слайд 12

3. Умножение

Выполняя умножение многозначных чисел в различных позиционных системах счисления, можно использовать обычный алгоритм перемножения чисел в столбик, но при этом результаты перемножения и сложения однозначных чисел необходимо заимствовать из соответствующих рассматриваемой системе таблиц умножения и сложения.

Ввиду чрезвычайной простоты таблицы умножения в двоичной системе, умножение сводится лишь к сдвигам множимого и сложениям.

Умножение в двоичной системе счисления

*

0

1

0

0

0

1

0

1

Умножение в восьмеричной системе счисления

*

0

1

2

3

4

5

6

7

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

2

3

4

5

6

7

2

0

2

4

6

10

12

14

16

3

0

3

6

11

14

17

22

25

4

0

4

10

14

20

24

30

34

5

0

5

12

17

24

31

36

43

6

0

6

14

22

30

36

44

52

7

0

7

16

25

34

43

52

61



Слайд 13

Пример 5.

11100112 * 1100112 = 10110111010012

Пример 6.

1638 * 638 = 133518

Слайд 14

4. Деление

Деление в любой позиционной системе счисления производится по тем же правилам, как и деление углом в десятичной системе. В двоичной системе деление выполняется особенно просто, ведь очередная цифра частного может быть только нулем или единицей.

Пример 7.

111102 : 1102 = 1012

Пример 8.

368 : 68 = 58


Слайд 15

Пример 9.

10110111010012 : 11100112 = 1100112

Пример 10.

133518 : 1638 = 638





Слайд 16

Задания для закрепления и систематизации новых знаний

Задание 1. Выполните действия в двоичной СС

  1. 10101112 + 1101012;

  2. 10111112 + 1110112;

  3. 1011012 + 111112;

  4. 1011012 – 111112;

  5. 110112 –1101012;

  6. 101112 – 1011102.

Слайд 17

Задание 2. Вычислите значения следующих выражений:

  1. 3538 + 7368;

  2. 13538 + 7778;

  3. 11538 – 6628;

  4. 1538 – 6628.

Слайд 18

Задание 3. Вычислите значения следующих выражений, запишите результат в двоичной СС:

  1. 458 + 10101102;

  2. 1538 – 16 ∙ 1012;

  3. 508 ∙ 218;

  4. 348 : 101012.

Эталоны ответов

Задание 1.

  1. 100011002;

  2. 100110102;

  3. 10011002;

  4. 11102;

  5. -110102;

  6. -101112.


Задание 2.

  1. 13118;

  2. 23528;

  3. 2718;

  4. -5078.

Задание 3.

  1. 11110112;

  2. 110112;

  3. 10101010002;

  4. 1002..

Критерии оценки

Т.к. это закрепление, следовательно, 2 и 3 не ставим.

Работа на опережение или у доски оценивается в 5 баллов при совпадении ответа с эталоном на 5 примеров или более из общего числа заданий.

Работа на опережение или у доски оценивается в 4 балла при совпадении ответа с эталоном на 4 примера из общего числа заданий или допущении незначительного числа ошибок при выполнении ряда заданий.


Задания для предварительного контроля знаний Контролирующий материал

1 вариант

  1. 101112 + 1011102;

  2. 1010112 – 110112;

  3. 356,58 + 1757,048.

2 вариант

  1. 1110112 + 110112;

  2. 10112 – 1001012;

  3. 573,048 + 1577,28.

3 вариант

  1. 1110112 + 100112;

  2. 10012 – 1011012;

  3. 552,248+1443,28.

4 вариант

  1. 100000112 + 10000112;

  2. 10110101102 10110011102;

  3. 415,248+1345,048.

Эталоны ответов и критерии оценки

1 вариант

  1. 10001012;

  2. 100002;

  3. 2335,548.

2 вариант

  1. 10101102;

  2. - 110102;

  3. 2372,24 8.

3 вариант

  1. 10011102;

  2. – 1001002;

  3. 2215,448.

4 вариант

  1. 110001102;

  2. 10002;

  3. 1762,308.



«5» – три верных решения;

«4» – два верных решения;

«3» – одно верное решение;

«2» нет верного решения.





Слайд 19

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
  1. Работа с учебником 1, стр.18-20, вопросы и задания;

  2. Выполнение упражнения 2.3.

  3. Дополнительное задание

Вычислите значение следующего выражения и запишите результат в двоичной, восьмеричной и десятичной системах счисления: 10 + 108 ∙ 102.

Слайд 20

Список использованных источников
  1. Арифметические операции с числами в позиционных системах счисления [Электронный ресурс]// studfiles.net – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2621255/

  2. Залогова, Л.П. Информатика. Задачник-практикум в 2т. [Текст] / Л.П. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том. 2. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 287 с.: ил.

  3. Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч Ч. 2 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 304 с.. : ил.

  4. Симонович, С.В. Информатика. Базовый курс. 2-е издание [Текст] / Под ред. С. В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2006

  5. Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.:БИНОМ, 2002.

  6. Харламова Ю. В. Системы счисления в школьном курсе информатике. // Информатика и образование. 2004. № 2,3.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!