ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол № ____от________________
Председатель_____________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Специальность 31.02.01 Лечебное дело
ДИСЦИПЛИНА ЕН.02. МАТЕМАТИКА
Раздел 1. Математический анализ
Тема 1.5. Основы дифференциального исчисления
Практическое занятие 3.
Геометрические и механические приложения производной.
Разработчик – преподаватель О.А. Потемкина
2019
Содержание
Методический лист 3
Мотивация 3
Примерная хронокарта 4
Актуализация опорных знаний 5
Самостоятельная работа студентов на практическом занятии 6
Контролирующий материал 16
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 17
Список использованных источников 17
Выписка из рабочей программы
дисциплины ЕН.02. МАТЕМАТИКА для специальности 31.02.01 Лечебное дело
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.5. Основы дифференциального исчисления | Содержание учебного материала | 2 | |
Основы дифференциального исчисления. Производная функции, её геометрический и механический смысл. Таблица производных. Правила вычисления производных функций. Приложение производной. | | 1,2 |
Лабораторные работы | ‑ | |
Практическое занятие 2. Вычисление производных. | 2 |
Практическое занятие 3. Геометрические и механические приложения производной. | 2 |
Практическое занятие 4. Текстовые задачи на нахождение наибольших и наименьших значений и экстремумов. | 2 |
Контрольные работы | ‑ |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений, решение прикладных задач, работа с обучающими тестами. Работа с учебником [1, стр. 49-74]; [1, стр. 78, задание №15, контрольные вопросы]. | 4 |
Методический лист
Тип занятия – учебное занятие по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.
Вид занятия – объяснение и решение задач.
Продолжительность – 90 мин.
Цели занятия:
1. Учебные цели:
2. Развивающие цели:
способствовать формированию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
3. Воспитательные цели:
создать условия для формирования ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Место проведения занятия: аудитория колледжа.
Интегративные связи: физика, геометрия и все предметы, где используется математический аппарат.
Мотивация
Занятие хотелось бы провести под девизом Крылова Алексея Николаевича советского математика и кораблестроителя: «Теория без практики мертва или бесполезна, практика без теории невозможна или пагубна».
Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Умение решать задачи с применением производной требует хорошего знания теоретического материала, умения проводить исследование различных ситуаций.
Поэтому сегодня на занятии мы закрепим и систематизируем полученные знания, на примере некоторых задач рассмотрим применение производной в физике, биологии и геометрии.
Так же изучение данной темы позволит выполнить требования государственного образовательного стандарта СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело дисциплина ЕН.02. Математика, а так же будет способствовать формированию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Примерная хронокарта
№ | Этапы занятия | Время (мин) | Цель | Деятельность | Оснащение |
Преподавателя | Студента |
1. | Организационный момент | 1 | Мобилизовать внимание студентов на работу. | Отмечает отсутствующих, контролирует внешний вид, готовность к занятию | Бригадир дает информацию об отсутствующих. Студенты проводят самоконтроль внешнего вида | Журнал |
3. | Мотивационный этап, целеполагание | 1 | Раскрыть практическую значимость темы, способствовать формированию ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Сообщает тему занятия, мотивирует ее, устанавливает приоритеты при изучении темы | Слушают, записывают в тетрадь | МП |
4. | Актуализация опорных знаний | 10 | Подготовка к формированию умения использовать при решении задач основные правила и законы дифференциального исчисления | Раскрывает новую тему | Слушают, задают вопросы | МП |
5. | Выполнение заданий на закрепление знаний и умений | 52 | Формирование знаний и умения использовать при решении задач основные правила и законы дифференциального исчисления, а так же ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Курирует работу студентов на всем этапе, исправляет ошибки | Выполняют самостоятельную работу | МП |
6. | Задание на предварительный контроль по изученной теме | 3 | Концентрация внимания | Инструктирует по выполнению самостоятельной работы | Слушают, наблюдают, задают вопросы | МП |
7. | Предварительный контроль по изученной теме | 20 | Предварительный контроль уровня усвоения знаний и умений при решении задач основные правила и законы дифференциального исчисления. | Контролирует выполнение студентами заданий, по результатам вносит коррективы | Выполняют задания | МП |
8. | Подведение итогов занятия | 1 | Развитие эмоциональной устойчивости | Объявляет оценки, мотивирует их, выделяет наиболее подготовленных | Слушают, участвуют в обсуждении, задают вопросы | Журнал |
9. | Домашнее задание | 1,5 | Закрепление знаний и умений по изученной теме | Инструктирует по выполнению домашнего задания | Слушают, записывают задание в тетрадь | МП, журнал |
10 | Организация окончания занятия | 0,5 | Прививать аккуратность | Контролирует работу по уборке рабочих мест | Убирают рабочее место, сдают оснащение | |
Актуализация опорных знаний
Что называется производной функции в точке? (Производной функции у = f(x) в точке х0 называется предел отношения приращения функции к приращению аргумента, когда последнее стремится к нулю).
Что вы знаете о производной (свойства, теоремы)?
Угол ее наклона выражает геометрический смысл производной. О чем идет речь? (О касательной).
Назовите раздел физики, помогающий понять физический смысл производной (Механика).
Кто был основоположником применения производной в механике (И. Ньютон)
В чем заключается геометрический смысл производной? (Значение производной f '(x) при данном значении аргумента равно тангенсу угла, образованного касательной к графику функции f(x) с положительным направлением оси Ох в точке М(х; f (x)).
Раздел математики, который изучает производные функции и их применения, называется (дифференциальным исчислением).
Для каждой функции из левого столбца найти ее производную из правого столбца.
| y = f(x) | | y = f ' (x) |
1) | 5 | Г. | |
2) | x2+x+2 | Н. | 2 |
3) | | Т. | 8 |
4) | | Л. | 0 |
5) | 4x4 | Ь. | |
6) | 43 + 2х | О. | 12x – 1 |
7) | х4 – х2 | А. | 2х + 1 |
8) | 2cos 3x | Н. | 5 cos5x |
9) | tg x | Ж. | 4х3 – 2х |
10) | 13x2 – 3x | Н. | – 6sin 3x |
11) | 8x | А. | 16x3 |
12) | (2x + 3) (3x – 5) | Ю. | 26x – 3 |
13) | sin 5x – π | Р. | cos x |
Ответ: Лагранж, Ньютон
Термин «производная» – это буквальный перевод на русский derivee. Этот термин ввел Лагранж в 1797 году. А само понятие, задолго до Лагранжа, независимо друг от друга, ввели и активно использовали, заложив фундамент нового исчисления, Лейбниц и Ньютон.
Критерии оценки
«5» – двум первым студентам, сдавшим карточки с правильными ответами;
«4» – двум вторым студентам, сдавшим карточки с правильными ответами;
«3» –студентам, сдавшим карточки с правильными ответами;
«2» –студентам не справившимся с заданием.
Самостоятельная работа студентов на практическом занятии
по теме 1.5. Основы дифференциального исчисления
Практическое занятие 3.
Геометрические и механические приложения производной.
п/№ | Наименование этапа | Время этапа | Задание этапа |
1 | Решение задач на применение производной в механике | 20 | Используя таблицу, правила нахождения производных решите прикладные задачи |
2 | Решение задач на применение производной в геометрии | 32 | Используя таблицу, правила нахождения производных решите прикладные задачи |
3 | Предварительный контроль | 20 | Используя таблицу, правила нахождения производных решите прикладные задачи |
Математические задачи с практическим содержанием – это такие задачи, которые связаны с применением математики в технике, химии, медицине, экономики, физики, а также и в быту. Сегодня мы рассмотрим задачи, которые можно решить с помощью производной.
Мы уже знаем, что производная характеризует скорость изменения функции по отношению к изменению независимой переменной. В математике производная характеризует крутизну графика, в механике – скорость неравномерного прямолинейного движения, в экономике – отзывчивость производственной функции (выход продукта на единицу затрат), в биологии – скорость размножения микроорганизмов, в химии – скорость химической реакции. Среди многих задач наиболее важной является задача нахождения экстремума функции и связанная с ней задача нахождения наибольшего (наименьшего) значения соответствующих функций.
Если внимательно изучить вопрос применения производной в других областях, то можно составить вот такую таблицу:
Мощность – это производная работы по времени P = A' (t).
Сила тока – производная от заряда по времени I = q' (t), где q – положительный электрический заряд переносимый через сечение проводника, за время t.
Сила – есть производная работы по перемещению F = A' (x).
Теплоемкость – это производная количества теплоты по температуре
C = Q' (t).
Давление – производная силы по площади P = F'(S)
Скорости течения химической реакции – производная количества вещества, вступающего в реакцию от времени V= m’(t).
Выполнение заданий на закрепление знаний и умений
Применение производной в механике
При изучении тех или иных процессов и явлений часто возникает задача определения скорости этих процессов. Её решение приводит к понятию производной, являющемуся основным понятием дифференциального исчисления.
Метод дифференциального исчисления был создан в XVII и XVIII вв. С возникновением этого метода связаны имена двух великих математиков – И. Ньютона и Г.В. Лейбница.
Ньютон пришёл к открытию дифференциального исчисления при решении задач о скорости движения материальной точки в данный момент времени (мгновенной скорости).
S = S(t)
V = S′(t) = x′(t) (скорость как производная пути),
a = V′(t) = S″(t)(ускорение как производная скорости).
Пример 1.
Найти скорость движения материальной точки в конце 3-й секунды, если движение точки задано уравнением
S = t2 –11t + 30
Решение:
V = S′(t)
V (t) = (t2 –11t + 30 )′= 2t – 11
V (3) =23 -11= - 5 (м/с)
Кинетическая энергия
Пример 2.
Тело массой 8 кг движется прямолинейно по закону S = 2t2+ 3t – 1.
Найти кинетическую энергию тела через 3 секунды после начала движения.
Решение:
Найдем скорость движения тела в любой момент времени:
V = S′(t)
V (t) = (2t2+ 3t – 1)′= 4t + 3
Вычислим скорость тела в момент времени t = 3:
V (3) =43 + 3 = 15 (м/с)
Определим кинетическую энергию тела в момент времени t = 3:
=(8 152)/2=900 (Дж)
Задания закрепления
Механический смысл 1-й и 2-й производной
Точка движется по закону: s = -3t2 + 7t -1 (t в секундах, s в метрах). Найти его скорость через 1 секунду от начала движения.
Найти ускорение тела, движущееся по закону f(t) = 2t3 - 3t2 + 6t + 5 (t в секундах, s в метрах) через 2 секунды от начала движения.
Материальная точка движется по закону: s = f(t) = + 2t. Найти её ускорение в момент времени, когда скорость равна 1 м/с.
Тело массой 2 кг движется по закону: s = f(t) = 2t3 - 3t2 +14t - 5. Найти силу, действующую на это тело, и его кинетическую энергию через 3 секунды от начала движения.
Температура тела Т изменяется в зависимости от времени по закону: Т = 0,2t2 - 2t, где t – время в секундах, Т – температура в градусах. С какой скоростью нагревается тело в момент времени t0 =5 с?
Материальная точка совершает гармоническое колебание по закону
x(t) = 2sin 2 t. Найдите скорость точки в момент t = 0,5 с.
Размер популяции бактерий определяется формулой P(t) = 106 + 104t -103t2, где t – время в часах. Найдите скорость роста популяции при t = 2ч.
Концентрация раствора изменяется с течением времени по закону: Какой формулой будет определяться скорость растворения.
Зависимость между количеством вещества Q, полученной в некоторой химической реакции, и временем t выражается уравнением:
Q = 100t + 10e-2t. Определить уравнение скорости реакции.
Эталоны ответов
1 м/с;
18 м/с2;
2 м/с2;
2500 Дж, 60Н.
0;
-4;
6000;
;
Применение производной в геометрии
Производная в математике показывает числовое выражение степени изменений величины, находящейся в одной и тоже точке, под влиянием различных условий.
Формула производной встречается нам ещё в 15 веке. Великий итальянский математик Тартальи, рассматривая и развивая вопрос – на сколько зависит дальность полёта снаряда от наклона орудия – применяет её в своих трудах.
Формула производной часто встречается в работах известных математиков 17 века. Её применяют Ньютон и Лейбниц.
Посвящает целый трактат о роли производной в математике известный учёный Галилео Галилей. Затем производная и различные изложения с её применением стали встречаться в работах Декарта, французского математика Роберваля и англичанина Грегори. Большой вклад по изучению производной внесли такие умы, как Лопиталь, Бернулли, Лангранж и др.
Методами дифференциального исчисления можно проводить исследование функции на монотонность, на экстремумы, что помогает при построении графиков функций.
П режде всего, остановимся на геометрическом смысле производной.
Как известно, производная функции в точке х0 равна тангенсу угла наклона касательной к графику этой функции, проведенной в точке х, то есть
,
– угол наклона касательной к графику в точке .
Заметим, что угол – это угол между прямой и положительным направлением оси Ох.
Уравнение касательной к графику функции y = f(x) в точке x0 имеет вид:
y = f(x0) + f’(x0)(x – x0)
В этом уравнении:
x0 – абсцисса точки касания,
f(x0) – значение функции y = f(x) в точке касания,
f’(x0) – значение производной функции y = f(x) в точке касания.
Приведем пример решения задач
Пример 3.
Написать уравнение касательной к кривой y=x2 – 3x + 4 в точке с абсциссой x0 = 0.
Решение.
Находим значение функции в заданной точке:
y(x0) = y(0) =4
Далее вычислим значение производной функции в точке x0 = 0:
y’= (x2 – 3x + 4)’ =(x2)’ – (3x)’ + (4)’= 2x – 3
y’(0) = – 3, а тогда уравнение касательной запишется в виде:
y = 4 – 3(x – 0) или после упрощения:
y = - 3x +4
Ответ. Уравнение касательной: y = - 3x +4
Применение производной к исследованию функций
Условия монотонности функции
Если функция непрерывна на [a, b], дифференцируема на (a, b) и для х(a; b) { для х(a, b)}, то функция возрастает {убывает} на [a, b].
Исследование функции на экстремум
Точка х=х0 называется точкой минимума функции , если существует некоторый интервал , в каждой точке х которого (точка х0 на рис. 1а, 1б).
Точка х0 называется точкой максимума функции , если существует некоторый интервал , в каждой точке х которого
(точки b, l на рис. 2).
Необходимое условие экстремума
Если х0 – точка экстремума функции, то либо , либо не существует производной в этой точке (такие точки называют стационарными).
Замечание. Это условие является необходимым, но не достаточным условием экстремума. Может быть так, что в точке х0 (рис. 3а) или не существует (рис. 3б), и в этой точке функция не имеет экстремума.
Достаточные условия экстремума
Пусть функция дифференцируема на интервалах (а; х0) и (х0; b) и х0 – стационарная точка. Тогда:
Если при переходе через точку х0 производная меняет знак с «–» на «+», то х0 – точка минимума функции.
Если при переходе через точку х0 производная меняет знак с «+» на «–», то х0 – точка максимума функции.
Результаты исследования обычно заносятся в таблицу.
Алгоритм исследования функции на экстремум
Найти .
Найти точки, в которых: или – не существует.
Все точки нанести на числовую прямую и найти знаки производной на каждом из полученных интервалов.
Занести результаты в таблицу, например:
х | (–; х1) | х1 | (х1; х2) | х2 | … |
| – | 0 | + | Не сущ. | + |
| | min | | Нет экстр. | |
Пример 4.
Исследовать функцию на экстремум и построить схематично график.
Решение.
Найдем .
Найдем точки, в которых (функция дифференцируема для всех х).
.
В данном случае удобно воспользоваться исследованием знака на числовой прямой.
Таким образом, в точке х=1 нет экстремума, но в этой точке , то есть касательная параллельна оси Ох, .
Чтобы построить график, найдем дополнительные точки.
Точки пересечения с осью Ох:
.
или
– уравнение не имеет решений.
Строим график.
Задания для закрепления
Геометрический смысл производной
1. Найти тангенс угла наклона касательной к графику функции
у = + в точке с абсциссой х0 = .
2. В какой точке графика функции у = 4 - х тангенс угла наклона касательной равен 1?
3. В какой точке касательная, проведённая к графику функции у = 2 - х2 - х, параллельна прямой y=5х - 3 ?
4. Написать уравнение касательной, проведённой к графику функции
у = х2 -4х + 3 с абсциссой х0 = 1.
Приложения производной к исследованию функций
1. Определить промежутки убывания функции у = -3х2 +12х-5.
2. Найти промежутки возрастания функции y = .
3. Исследовать функцию у = -2х2+3х + 4 на экстремум.
4. Исследовать функцию у = + х2 +1 на монотонность и экстремум.
5. Найти наибольшее и наименьшее значения функции у = 4х - х2 на отрезке [1; 5].
Эталоны ответов
Геометрический смысл производной
-15;
±1;
-3;
.
Приложения производной к исследованию функций
f(x) (2;+∞);
f(x) (-1,5;+∞);
xmax=1, xmin=3;
xmax=-2, xmin=0, f(x) (-2;0), f(x) (-∞;-2) (0;+∞);
ymax=4, ymin=-5.
Дополнительные задания для самостоятельной работы
Точка движется прямолинейно по закону s = 6t – t2. В какой момент ее скорость окажется равной нулю?
Два тела движутся прямолинейно: одно по закону s = t3 – t2 – 27t, другое – по закону s =- t2 + 1. Определить момент, когда скорости этих тел окажутся равными.
Найти кинетическую энергию тела через 4 с после начала движения, если его масса равна 25 кг, а закон движения имеет вид s = 3t2– 1.
Материальная точка движется по закону s = 2t3 – 6t2 + 4t. Найти ее ускорение в конце 3-й секунды.
Эталоны ответов
3;
3;
6612,5
24.
Контролирующий материал
по теме «Применение производной»
1 вариант
Найдите тангенс угла наклона к оси абсцисс касательной, проведённой к графику функции
f(x) = 2sin x в точке x0 = .
Напишите уравнение касательной, проведённой к графику функции f(x) = x2 + 2x – 1 в точке x0 = 1.
Материальная точка движется прямолинейно по закону . Найдите скорость точки в момент времени t = 3.
Определите промежутки монотонности и экстремумы функции .
Вариант 2
Найдите тангенс угла наклона к оси абсцисс касательной, проведённой к графику функции
f(x) = 4cos x в точке x0 = .
Напишите уравнение касательной, проведённой к графику функции f(x) = x2 - 3x + 1 в точке x0 = 2.
Материальная точка движется прямолинейно по закону . Найдите скорость точки в момент времени t = 2.
Определите промежутки монотонности и экстремумы функции .
Эталоны ответов
1 вариант | 2 вариант |
1 | -2 |
y= 4x - 2 | y= x - 3 |
5 | 9 |
Функция возрастает: (-∞; -5) U (1; +∞); Функция убывает: (-5; 1) xmax = -5; xmin = 1. | Функция возрастает: (-∞; -4) U (1; +∞); Функция убывает: (-4; 1) xmax = -4; xmin = 1. |
Критерии оценки
«5» – все задания выполнены, верно;
«4» – 3 задания выполнены, верно;
«3» – 2 или хотя бы 1 задание выполнено, верно;
«2» –не выполнено ни одного задания.
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
Конспект
Работа с учебником [1, стр. 78, задание №15, контрольные вопросы]
Список использованных источников
Гилярова М.Г. Математика для медицинских колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 410, [1] с. – (Медицина)
Математика: учеб. пособие / В.С. Михеев [и др.]; под ред. Н.М. Демина. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 896 с. – (Среднее профессиональное образование).