СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МРПЗ №3. Геометрические и механические приложения производной

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МРПЗ №3. Геометрические и механические приложения производной»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




Рассмотрено на заседании ЦМК


Протокол № ____от________________

Председатель_____________________


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ




Специальность 31.02.01 Лечебное дело



ДИСЦИПЛИНА ЕН.02. МАТЕМАТИКА


Раздел 1. Математический анализ


Тема 1.5. Основы дифференциального исчисления

Практическое занятие 3.

Геометрические и механические приложения производной.


Разработчик – преподаватель О.А. Потемкина










2019

Содержание

Методический лист 3

Мотивация 3

Примерная хронокарта 4

Актуализация опорных знаний 5

Самостоятельная работа студентов на практическом занятии 6

Контролирующий материал 16

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 17

Список использованных источников 17







Выписка из рабочей программы

дисциплины ЕН.02. МАТЕМАТИКА для специальности 31.02.01 Лечебное дело


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Тема 1.5.

Основы дифференциального исчисления

Содержание учебного материала

2


Основы дифференциального исчисления. Производная функции, её геометрический и механический смысл. Таблица производных. Правила вычисления производных функций. Приложение производной.


1,2

Лабораторные работы


Практическое занятие 2. Вычисление производных.

2

Практическое занятие 3. Геометрические и механические приложения производной.

2

Практическое занятие 4. Текстовые задачи на нахождение наибольших и наименьших значений и экстремумов.

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение упражнений, решение прикладных задач, работа с обучающими тестами.

Работа с учебником [1, стр. 49-74]; [1, стр. 78, задание №15, контрольные вопросы].

4



Методический лист


Тип занятия – учебное занятие по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.

Вид занятия – объяснение и решение задач.

Продолжительность – 90 мин.


Цели занятия:

1. Учебные цели:

  • сформировать знание об основах дифференциального исчисления.

2. Развивающие цели:

  • способствовать формированию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

3. Воспитательные цели:

  • создать условия для формирования ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Место проведения занятия: аудитория колледжа.

Интегративные связи: физика, геометрия и все предметы, где используется математический аппарат.


Мотивация

Занятие хотелось бы провести под девизом Крылова Алексея Николаевича советского математика и кораблестроителя: «Теория без практики мертва или бесполезна, практика без теории невозможна или пагубна».

Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Умение решать задачи с применением производной требует хорошего знания теоретического материала, умения проводить исследование различных ситуаций.

Поэтому сегодня на занятии мы закрепим и систематизируем полученные знания, на примере некоторых задач рассмотрим применение производной в физике, биологии и геометрии.

Так же изучение данной темы позволит выполнить требования государственного образовательного стандарта СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело дисциплина ЕН.02. Математика, а так же будет способствовать формированию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Примерная хронокарта

Этапы занятия

Время

(мин)

Цель

Деятельность

Оснащение

Преподавателя

Студента

1.

Организационный момент

1

Мобилизовать внимание студентов на работу.

Отмечает отсутствующих, контролирует внешний вид, готовность к занятию

Бригадир дает информацию об отсутствующих. Студенты проводят самоконтроль внешнего вида

Журнал

3.

Мотивационный этап, целеполагание

1

Раскрыть практическую значимость темы, способствовать формированию ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Сообщает тему занятия, мотивирует ее, устанавливает приоритеты при изучении темы

Слушают, записывают в тетрадь

МП

4.

Актуализация опорных знаний

10

Подготовка к формированию умения использовать при решении задач основные правила и законы дифференциального исчисления

Раскрывает новую тему

Слушают, задают вопросы

МП

5.

Выполнение заданий на закрепление знаний и умений

52

Формирование знаний и умения использовать при решении задач основные правила и законы дифференциального исчисления, а так же ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Курирует работу студентов на всем этапе, исправляет ошибки

Выполняют самостоятельную работу

МП

6.

Задание на предварительный контроль по изученной теме

3

Концентрация внимания

Инструктирует по выполнению самостоятельной работы

Слушают, наблюдают, задают вопросы

МП

7.

Предварительный контроль по изученной теме

20

Предварительный контроль уровня усвоения знаний и умений при решении задач основные правила и законы дифференциального исчисления.

Контролирует выполнение студентами заданий, по результатам вносит коррективы

Выполняют задания

МП

8.

Подведение итогов занятия

1

Развитие эмоциональной устойчивости

Объявляет оценки, мотивирует их, выделяет наиболее подготовленных

Слушают, участвуют в обсуждении, задают вопросы

Журнал

9.

Домашнее задание

1,5

Закрепление знаний и умений по изученной теме

Инструктирует по выполнению домашнего задания

Слушают, записывают задание в тетрадь

МП, журнал

10

Организация окончания занятия

0,5

Прививать аккуратность

Контролирует работу по уборке рабочих мест

Убирают рабочее место, сдают оснащение


Актуализация опорных знаний
  1. Что называется производной функции в точке? (Производной функции у = f(x) в точке х0 называется предел отношения приращения функции к приращению аргумента, когда последнее стремится к нулю).

  2. Что вы знаете о производной (свойства, теоремы)?

  3. Угол ее наклона выражает геометрический смысл производной. О чем идет речь? (О касательной).

  4. Назовите раздел физики, помогающий понять физический смысл производной (Механика).

  5. Кто был основоположником применения производной в механике (И. Ньютон)

  6. В чем заключается геометрический смысл производной? (Значение производной f '(x) при данном значении аргумента равно тангенсу угла, образованного касательной к графику функции f(x) с положительным направлением оси Ох в точке М(х; f (x)).

  7. Раздел математики, который изучает производные функции и их применения, называется (дифференциальным исчислением).

  8. Для каждой функции из левого столбца найти ее производную из правого столбца.


y = f(x)


y = f ' (x)

1)

5

Г.

 

2)

x2+x+2

Н.

2

3)

Т.

8

4)

Л.

0

5)

4x4

Ь.

6)

43 + 2х

О.

12x – 1

7)

х4 – х2

А.

2х + 1

8)

2cos 3x

Н.

5 cos5x

9)

tg x

Ж.

– 2х

10)

13x2 – 3x

Н.

6sin 3x

11)

8x

А.

16x3

12)

(2x + 3) (3x – 5)

Ю.

26x – 3

13)

sin 5x – π

Р.

cos x

Ответ: Лагранж, Ньютон

Термин «производная» – это буквальный перевод на русский derivee. Этот термин ввел Лагранж в 1797 году. А само понятие, задолго до Лагранжа, независимо друг от друга, ввели и активно использовали, заложив фундамент нового исчисления, Лейбниц и Ньютон.



Критерии оценки

«5» – двум первым студентам, сдавшим карточки с правильными ответами;

«4» – двум вторым студентам, сдавшим карточки с правильными ответами;

«3» –студентам, сдавшим карточки с правильными ответами;

«2» –студентам не справившимся с заданием.







Самостоятельная работа студентов на практическом занятии

по теме 1.5. Основы дифференциального исчисления

Практическое занятие 3.

Геометрические и механические приложения производной.

п/№

Наименование этапа

Время этапа

Задание этапа

1

Решение задач на применение производной в механике

20

Используя таблицу, правила нахождения производных решите прикладные задачи

2

Решение задач на применение производной в геометрии

32

Используя таблицу, правила нахождения производных решите прикладные задачи

3

Предварительный контроль

20

Используя таблицу, правила нахождения производных решите прикладные задачи




Математические задачи с практическим содержанием – это такие задачи, которые связаны с применением математики в технике, химии, медицине, экономики, физики, а также и в быту. Сегодня мы рассмотрим задачи, которые можно решить с помощью производной.

Мы уже знаем, что производная характеризует скорость изменения функции по отношению к изменению независимой переменной. В математике производная характеризует крутизну графика, в механике – скорость неравномерного прямолинейного движения, в экономике – отзывчивость производственной функции (выход продукта на единицу затрат), в биологии – скорость размножения микроорганизмов, в химии – скорость химической реакции. Среди многих задач наиболее важной является задача нахождения экстремума функции и связанная с ней задача нахождения наибольшего (наименьшего) значения соответствующих функций.

Если внимательно изучить вопрос применения производной в других областях, то можно составить вот такую таблицу:

  • Мощность – это производная работы по времени P = A' (t).

  • Сила тока – производная от заряда по времени I = q' (t), где q – положительный электрический заряд переносимый через сечение проводника, за время t.

  • Сила – есть производная работы по перемещению F = A' (x).

  • Теплоемкость – это производная количества теплоты по температуре
    C = Q' (t).

  • Давление – производная силы по площади P = F'(S)

  • Скорости течения химической реакции – производная количества вещества, вступающего в реакцию от времени V= m’(t).

Выполнение заданий на закрепление знаний и умений

Применение производной в механике

При изучении тех или иных процессов и явлений часто возникает задача определения скорости этих процессов. Её решение приводит к понятию производной, являющемуся основным понятием дифференциального исчисления.

Метод дифференциального исчисления был создан в XVII и XVIII вв. С возникновением этого метода связаны имена двух великих математиков – И. Ньютона и Г.В. Лейбница.

Ньютон пришёл к открытию дифференциального исчисления при решении задач о скорости движения материальной точки в данный момент времени (мгновенной скорости).

S = S(t)

V = S′(t) = x′(t) (скорость как производная пути),

a = V′(t) = S″(t)(ускорение как производная скорости).



Пример 1.

Найти скорость движения материальной точки в конце 3-й секунды, если движение точки задано уравнением

S = t2 –11t + 30

Решение:

V = S′(t)

V (t) = (t2 –11t + 30 )′= 2t – 11

V (3) =23 -11= - 5 (м/с)

Кинетическая энергия

Пример 2.

Тело массой 8 кг движется прямолинейно по закону S = 2t2+ 3t – 1.

Найти кинетическую энергию тела через 3 секунды после начала движения.

Решение:

Найдем скорость движения тела в любой момент времени:

V = S′(t)

V (t) = (2t2+ 3t – 1)′= 4t + 3

Вычислим скорость тела в момент времени t = 3:

V (3) =43 + 3 = 15 (м/с)

Определим кинетическую энергию тела в момент времени t = 3:

=(8 152)/2=900 (Дж)


Задания закрепления


Механический смысл 1-й и 2-й производной

  1. Точка движется по закону: s = -3t2 + 7t -1 (t в секундах, s в метрах). Найти его скорость через 1 секунду от начала движения.

  2. Найти ускорение тела, движущееся по закону f(t) = 2t3 - 3t2 + 6t + 5 (t в секундах, s в метрах) через 2 секунды от начала движения.

  3. Материальная точка движется по закону: s = f(t) = + 2t. Найти её ускорение в момент времени, когда скорость равна 1 м/с.

  4. Тело массой 2 кг движется по закону: s = f(t) = 2t3 - 3t2 +14t - 5. Найти силу, действующую на это тело, и его кинетическую энергию через 3 секунды от начала движения.

  5. Температура тела Т изменяется в зависимости от времени по закону: Т = 0,2t2 - 2t, где t – время в секундах, Т – температура в градусах. С какой скоростью нагревается тело в момент времени t0 =5 с?

  6. Материальная точка совершает гармоническое колебание по закону
    x(t) = 2sin 2 t. Найдите скорость точки в момент t = 0,5 с.

  7. Размер популяции бактерий определяется формулой P(t) = 106 + 104t -103t2, где t – время в часах. Найдите скорость роста популяции при t = 2ч.

  8. Концентрация раствора изменяется с течением времени по закону: Какой формулой будет определяться скорость растворения.

  9. Зависимость между количеством вещества Q, полученной в некоторой химической реакции, и временем t выражается уравнением:

Q = 100t + 10e-2t. Определить уравнение скорости реакции.

Эталоны ответов

  1. 1 м/с;

  2. 18 м/с2;

  3. 2 м/с2;

  4. 2500 Дж, 60Н.

  5. 0;

  6. -4;

  7. 6000;

  8. ;

Применение производной в геометрии

Производная в математике показывает числовое выражение степени изменений величины, находящейся в одной и тоже точке, под влиянием различных условий.

Формула производной встречается нам ещё в 15 веке. Великий итальянский математик Тартальи, рассматривая и развивая вопрос – на сколько зависит дальность полёта снаряда от наклона орудия – применяет её в своих трудах.

Формула производной часто встречается в работах известных математиков 17 века. Её применяют Ньютон и Лейбниц.

Посвящает целый трактат о роли производной в математике известный учёный Галилео Галилей. Затем производная и различные изложения с её применением стали встречаться в работах Декарта, французского математика Роберваля и англичанина Грегори. Большой вклад по изучению производной внесли такие умы, как Лопиталь, Бернулли, Лангранж и др.

Методами дифференциального исчисления можно проводить исследование функции на монотонность, на экстремумы, что помогает при построении графиков функций.



П режде всего, остановимся на геометрическом смысле производной.

Как известно, производная функции в точке х0 равна тангенсу угла наклона касательной к графику этой функции, проведенной в точке х, то есть

,

– угол наклона касательной к графику в точке .

Заметим, что угол – это угол между прямой и положительным направлением оси Ох.

Уравнение касательной к графику функции y = f(x) в точке x0 имеет вид:

y = f(x0) + f’(x0)(xx0)

В этом уравнении:

x0 – абсцисса точки касания,

f(x0) – значение функции y = f(x) в точке касания,

f’(x0) – значение производной функции y = f(x) в точке касания.


Приведем пример решения задач

Пример 3.

Написать уравнение касательной к кривой y=x2 – 3x + 4 в точке с абсциссой x0 = 0.

Решение

Находим значение функции в заданной точке:

y(x0) = y(0) =4

Далее вычислим значение производной функции в точке x0 = 0:

y’= (x2 – 3x + 4)’ =(x2)’ – (3x)’ + (4)’= 2x – 3

y’(0) = – 3, а тогда уравнение касательной запишется в виде:

y = 4 – 3(x – 0) или после упрощения:

y = - 3x +4

Ответ. Уравнение касательной:  y = - 3x +4




Применение производной к исследованию функций

Условия монотонности функции

Если функция непрерывна на [a, b], дифференцируема на (a, b) и для х(a; b) { для х(a, b)}, то функция возрастает {убывает} на [a, b].

Исследование функции на экстремум

Точка х=х0 называется точкой минимума функции , если существует некоторый интервал , в каждой точке х которого (точка х0 на рис. 1а, 1б).


Точка х0 называется точкой максимума функции , если существует некоторый интервал , в каждой точке х которого

(точки b, l на рис. 2).





Необходимое условие экстремума

Если х0 – точка экстремума функции, то либо , либо не существует производной в этой точке (такие точки называют стационарными).

Замечание. Это условие является необходимым, но не достаточным условием экстремума. Может быть так, что в точке х0 (рис. 3а) или не существует (рис. 3б), и в этой точке функция не имеет экстремума.


Достаточные условия экстремума

Пусть функция дифференцируема на интервалах (а; х0) и (х0; b) и х0 – стационарная точка. Тогда:

  1. Если при переходе через точку х0 производная меняет знак с «–» на «+», то х0 – точка минимума функции.

  2. Если при переходе через точку х0 производная меняет знак с «+» на «–», то х0 – точка максимума функции.

Результаты исследования обычно заносятся в таблицу.

Алгоритм исследования функции на экстремум

  1. Найти .

  2. Найти точки, в которых: или – не существует.

  3. Все точки нанести на числовую прямую и найти знаки производной на каждом из полученных интервалов.

  4. Занести результаты в таблицу, например:


х

(–; х1)

х1

1; х2)

х2

0

+

Не сущ.

+

min

Нет экстр.

Пример 4.

Исследовать функцию на экстремум и построить схематично график.

Решение.

  1. Найдем .

  2. Найдем точки, в которых (функция дифференцируема для всех х).

.

  1. В данном случае удобно воспользоваться исследованием знака на числовой прямой.

Таким образом, в точке х=1 нет экстремума, но в этой точке , то есть касательная параллельна оси Ох, .

Чтобы построить график, найдем дополнительные точки.

Точки пересечения с осью Ох:

.

или

– уравнение не имеет решений.

Строим график.




Задания для закрепления

Геометрический смысл производной

1. Найти тангенс угла наклона касательной к графику функции
у = + в точке с абсциссой х0 = .

2. В какой точке графика функции у = 4 - х тангенс угла наклона касательной равен 1?

3. В какой точке касательная, проведённая к графику функции у = 2 - х2 - х, параллельна прямой y=5х - 3 ?

4. Написать уравнение касательной, проведённой к графику функции
у = х2 -4х + 3 с абсциссой х0 = 1.


Приложения производной к исследованию функций

1. Определить промежутки убывания функции у = -3х2 +12х-5.

2. Найти промежутки возрастания функции y = .

3. Исследовать функцию у = -2х2+3х + 4 на экстремум.

4. Исследовать функцию у = + х2 +1 на монотонность и экстремум.

5. Найти наибольшее и наименьшее значения функции у = 4х - х2 на отрезке [1; 5].




Эталоны ответов

Геометрический смысл производной

  1. -15;

  2. ±1;

  3. -3;

  4. .


Приложения производной к исследованию функций

  1. f(x) (2;+∞);


  1. f(x) (-1,5;+∞);


  1. xmax=1, xmin=3;


  1. xmax=-2, xmin=0, f(x) (-2;0), f(x) (-∞;-2) (0;+∞);

  2. ymax=4, ymin=-5.




Дополнительные задания для самостоятельной работы

  1. Точка движется прямолинейно по закону s = 6t – t2. В какой момент ее скорость окажется равной нулю?

  2. Два тела движутся прямолинейно: одно по закону s = t3 – t2 – 27t, другое – по закону s =- t2 + 1. Определить момент, когда скорости этих тел окажутся равными.

  3. Найти кинетическую энергию тела через 4 с после начала движения, если его масса равна 25 кг, а закон движения имеет вид s = 3t2– 1.

  4. Материальная точка движется по закону s = 2t3 – 6t2 + 4t. Найти ее ускорение в конце 3-й секунды.



Эталоны ответов

  1. 3;

  2. 3;

  3. 6612,5

  4. 24.



Контролирующий материал

по теме «Применение производной»


1 вариант

  1. Найдите тангенс угла наклона к оси абсцисс касательной, проведённой к графику функции
    f(x) = 2sin x в точке x0 = .

  2. Напишите уравнение касательной, проведённой к графику функции f(x) = x2 + 2x – 1 в точке x0 = 1.

  3. Материальная точка движется прямолинейно по закону . Найдите скорость точки в момент времени t = 3.

  4. Определите промежутки монотонности и экстремумы функции .

Вариант 2

  1. Найдите тангенс угла наклона к оси абсцисс касательной, проведённой к графику функции
    f(x) = 4cos x в точке x0 = .

  2. Напишите уравнение касательной, проведённой к графику функции f(x) = x2 - 3x + 1 в точке x0 = 2.

  3. Материальная точка движется прямолинейно по закону . Найдите скорость точки в момент времени t = 2.

  4. Определите промежутки монотонности и экстремумы функции .


Эталоны ответов


1 вариант

2 вариант

  1. 1

  1. -2

  1. y= 4x - 2

  1. y= x - 3

  1. 5

  1. 9

Функция возрастает: (-∞; -5) U (1; +∞);

Функция убывает: (-5; 1)

xmax = -5; xmin = 1.

Функция возрастает: (-∞; -4) U (1; +∞);

Функция убывает: (-4; 1)

xmax = -4; xmin = 1.


Критерии оценки

«5» – все задания выполнены, верно;

«4» – 3 задания выполнены, верно;

«3» – 2 или хотя бы 1 задание выполнено, верно;

«2» –не выполнено ни одного задания.



Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

  1. Конспект

  2. Работа с учебником [1, стр. 78, задание №15, контрольные вопросы]




Список использованных источников

  1. Гилярова М.Г. Математика для медицинских колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 410, [1] с. – (Медицина)

  2. Математика: учеб. пособие / В.С. Михеев [и др.]; под ред. Н.М. Демина. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 896 с. – (Среднее профессиональное образование).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!